double arrow

ГОСУДАРСТВА


ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО

ПОЛИТИКО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ УСТРОЙСТВЕ.

В средствах массовой информации, да и в общении между собой мы часто прибегаем к таким терминам (словам), как: государство, страна, общество, народ. Эти понятия существенно отличаются друг от друга:

- страна – понятие географическое;

- общество (население, народ) – социологическое;

- государство – политическое.

Рассматривая сущность государства, мы убеждаемся в том, что данные понятия в совокупности являются обязательной составляющей такового. Государство не может быть без территории, населения и органов власти. Как отмечает В.Е. Чиркин: «Государство – универсальная организация населения страны, возникающая на определенном этапе развития общества»[*]. Сущность государства как особого явления нельзя уяснить, не рассмотрев историю возникновения государства.

Возникновение государства имеет две стороны: первоначальное и производное возникновение.

Первоначальное – это постепенное на протяжении десятков, а то сотен тысячелетий вызревание в человеческом сообществе (параллельно во многих родоплеменных объединениях) особого института – государства, составляющего неотъемлемую часть общества и в то же время отчуждающего от него, приобретающего власть над обществом. В ходе этого процесса у разных народов складывались неодинаковые предгосударственные формы.




Существует множество доктрин, объясняющих возникновение государства.

В Средние века господствовали взгляды о богоустановленности государства, т.е. как дарованное людям «свыше». По мере развития общества появились личностные, индивидуалистические концепции возникновения государства. Позже появились коллективистические трактовки возникновения государства, связывающие этот процесс, в частности, с насилием одних групп общества над другими.

Патриархальная – когда государство возникло в процессе соединения родов в племена, племен в большие целостности – власть догосударственных образований.

Марксистская классовая теория связывает появление государства с расколом общества на классы и созданием экономически господствующим классом государства.

Существует олигархическая теория первоначального возникновения государства, т.е. выделяется элита – верхушка сообщества, которая становится во главе государства. Это может произойти путем войны, власти лучших, знатных и т.д.

В отечественной науке доминирует многофакторный подход возникновения государства, в том числе:

- создание людьми коллективов и необходимости руководства (коллективом);

- появление общих дел в коллективе и необходимости возникновения особого слоя людей для выполнения этих дел;



- появление социального неравенства между людьми, а отсюда необходимости принуждения для выполнения общих дел.

Иные процессы присущи производному возникновению государства. Истории известны случаи возникновения новых государств в результате революции:

- Франция – 1789 г. – Французская республика;

- Россия – 1917 г. – РСФСР;

- Китай – 1949 г. – КНР.

Разделения государств:

- Чехоcловакия – 1993 г. – Чешская и Словацкая республики;

- СССР – 1991 г. – страны СНГ;

- Грузия – 2008 г. – вышли из ее состава Абхазия и Южная Осетия, входившие в ее состав во времена СССР.

Создание новых государств на месте прежних колоний. В 60–80 гг. ХХ столетия таким путем возникло более 100 государств.

Понятие государства

В истории общественной мысли было немало попыток сформулировать понятие государства, выделить его из других общественных явлений. Современная наука выделяет пять основных подходов к понятию государства:

- теологический (теология – систематизированное изложение веро-учения);

- классический;

- юридический;

- социологический;

- информационно-кибернетический (кибернетика – искусство управ-ления; информация – сведения, передаваемые людям).

Суть названных понятий.

Теологический – представлен во взглядах исламского фундаментализма, т.е. государство создано Аллахом и должно действовать по его воли.

Теория общественного договора создания государства – результат своеобразного договора, заключенного между суверенным властителем и подданными.



Классический рассматривает государство как соединение трех элементов: власти, территории и населения, он указывает на условия существования государства (оно невозможно без населения и вне территории).

Юридический подход рассматривает государство как систему правоотношений, как юридическое лицо.

Социологический подход о государстве объединяет юридические, экономические и политические признаки. При этом оно не орган диктатуры какого-либо класса, а официальный представитель общества, выступающий в качестве арбитра в отношениях между социальными слоями, партнерами, общественными объединениями и даже личностями.

Теория насилия – возникновение государства в результате внешних завоеваний, т.е. одних народов другими.

Суммируя различные подходы, можно сказать, что государство – это универсальное политическое сообщество в стране и одновременно политическая организация общества, обладающая особой (суверенной государственной) властью и специализированным аппаратом регулятивного воздействия на общество (в т.ч. путем легализованного принуждения), выражающая в процессе социального арбитража, прежде всего, волю доминирующего социального слоя, учитывающая интересы других слоев и выполняющая общие для общества задачи. Это не единственная формулировка. Назовем и другие.

Государство – это способ и форма организации общества, механизм взаимосвязи и взаимодействия людей, проживающих на одной территории, объединенных институтом государства, системой государственной власти и права.

Государство – это политическая организация общества с определенной формой правления (монархия, республика). По форме государственного устройства государство может быть унитарным или федерацией.

Государство обладает рядом признаков:

- принудительность;

- суверенность;

- всеобщность;

- исключительные права государства на издание законов, обязательных для всего населения.

Атрибуты государства:

- территория;

- население;

- государственный аппарат;

- государственное принуждение.

Ни одно государство не может существовать без органов власти, но не просто власти. Нужна сильная дееспособная государственная власть, способная обеспечивать экономический рост, социальное благополучие населения, свободу, достоинства целостности и безопасности государства, защиту от коррупции и преступности.

Чтобы осуществить поставленные задачи необходимо иметь систему государственного управления, уметь с ее помощью добиваться воздействия и регулирования поведения участников управляемого процесса на основании законов, традиций, обычаев, морали и других социальных регуляторов.

В научной литературе и на практике нет однозначного понимания термина «государственное управление». Одни трактуют его как практическое организующее и регулирующее воздействие государства на общественную жизнедеятельность людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающуюся на властную силу.

Г.В. Адамчук и другие считают: «государственное управление следует понимать как деятельность госаппарата по регулированию общественных отношений по управлению как общественными, так и собственными делами» [31].

В.Е. Чиркин считает, что государственное управление (управление обществом со стороны государства), понимаемое в самом широком смысле, – это целостная сфера деятельности государственной власти, всех ее ветвей, органов, должностных лиц, т.е. реализация государственной власти во всех ее формах и методах.

В представлении В.И. Кнорринга «Государственное управление – это система политических, правовых и экономических методов управления и регулирования, применяемых государственным аппаратом для оптимизации общественной деятельности людей» [30]. Разные органы выполняют свои задачи по управлению государственными делами им присущими способами. Так, парламент (Федеральное собрание) и Президент устанавливают общие правила для управления и осуществляют контроль.

Непосредственной управленческой деятельностью занимаются: Правительство, Министерства, Федеральные службы, Федеральные агентства, комитеты, государственные служащие. Некоторые органы и должностные лица обладают лишь консультативными полномочиями, например: Государственный Совет при Президенте РФ, Общественная палата. Существуют специальные органы, которые занимаются проверкой соблюдения законов, контролем (Уполномоченный по правам человека, Счетная палата). Нередко создаются государственно-общественные органы (всевозможные комиссии). Некоторые функции государственных органов передаются органам власти субъектов РФ или органам местного самоуправления или общественным органам.

В наше время созданы надгосударственные организации и органы, которые могут принимать решения, обязывающие то или иное государство предпринимать меры, относящиеся к внутренним государственным вопросам, входящим в его компетенцию, в сферу его суверенитета (например, органы Европейского союза, комиссии Совета Министров и др.). Так, Европейский суд по правам человека после особых процедур может принимать решения, обязывающие государства-члены Совета Европы предпринять определенные действия в целях соблюдения прав человека (ликвидатор аварии на Чернобыльской АЭС из г. Шахты выиграл в нем дело по уплате компенсации за потерю здоровья).

Эффективное управление возможно лишь в том случае, если реакции управляемой системы будут адекватны управляющим воздействиям.

При управлении социальными процессами, особенно в демократическом обществе, совершенно необходимо понимание основными слоями населения поставленных органами государственной власти основных целей, направления общественного развития.

И вторая составляющая эффективности управления – цель может быть достигнута, если общество располагает интеллектуальными, экономическими и материальными ресурсами, всеми необходимыми средствами для достижения цели.

Искусство государственного управления – это способность человека, а чаще всего – коллегиального управленческого органа, принимать нетривиальные решения в условиях дефицита информации и времени (В.И. Кнорринг).

Государство объединяет разнородные в этническом (т.е. определенной национальности), религиозном, языковом, культурном отношении социальной общности, в результате чего возникает потребность обеспечить взаимодействие этих общностей и целостность государства.

Управление большим государством, имеющим значительную территорию (РФ 17 млн км2) и многочисленное население (143 млн чел.), из одного центра чрезвычайно трудно, если вообще возможно. Проблемы государственного управления определены как важнейшие. В связи с этим возникает задача создания органов власти на всей территории с учетом названных особенностей. В нашей стране используется принцип федерализма.

Федерация, объединение, союз – это система основных признаков и принципов определенной формы государственного устройства, совокупность структур, норм и методов государственного управления, устанавливающих взаимодействие центра и мест, обеспечивающих рациональное и эффективное функционирование федеративного устройства в интересах как федерации, так и ее субъектов.

Федеральное устройство – разновидность государственного устройства, являющегося необходимым институтом конституционного права каждой страны. Государства по-разному определяют свое внутреннее устройство в зависимости от исторических традиций, национального состава населения и других факторов. Территориально крупные государства, в т.ч. Россия, США, Канада, ФРГ, Австралия, Бразилия, Аргентина, Мексика Индия, ЮАР, Нигерия и др., принимают федеративную форму государственного устройства по соображениям решения национального вопроса или в силу невозможности эффективного демократического управления из одного центра.

В России государственное управление осуществляется Федерацией, состоящей из 83 субъектов Федерации. Причем Федерация имеет исключительные предметы ведения, в сфере которых управление могут осуществлять только федеральные органы (оборона и безопасность, внешняя политика, ядерная энергетика, регулирование прав и свобод человека и гражданина). Существуют совместные предметы ведения Федерации и ее субъектов, по которым государственное управление могут осуществлять и Федерация, и ее субъекты (природопользование, защита прав национальных меньшинств, административное право, меры ответственности исполнительной власти и т.д.). Субъекты РФ создают свои органы власти только на территории данного субъекта.

Отношения между Российской Федерацией и ее субъектами строятся, прежде всего, на Федеральной Конституции, верховенстве федеральных законов над законами субъектов, принципе территориальной цельности России.

В число субъектов Российской федерации входит 21 республика, 9 краев, 4 автономных округа, два города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург), одна автономная область и 46 областей. Перечень субъектов РФ приведен в приложении Б.

Количество субъектов (штатов) в других федеративных государствах:

- США – 50;

- Нигерия – 30;

- Мексика – 31;

- Бразилия – 26;

- Индия – 25 штатов и 7 союзных территорий;

- Венесуэла – 22;

- Аргентина – 22 провинции и 1 национальная территория;

- Германия – 16 земель;

- Канада – 10 провинций;

- Австрия – 9 земель.

Кроме федеративных государств еще существует два основных типа:

- унитарные – это значит, что государство не имеет в своем составе иных государственных образований на правах его субъектов. Унитарное государство единое, оно может делиться только на административно-территориальные части, не обладающие суверенитетом (т.е. иметь собственную власть и политику). К ним относятся: Франция, Италия, Испания, Япония, Швеция, Египет, Греция, Норвегия и др.;

- созданные на принципах конфедерализма, т.е. самостоятельные государства, объединенные для решения общих актуальных проблем (военных, энергетических, финансовых и т.д.). Например, Европейский союз.

В последние годы развитие государств характеризуется:

- во-первых, процессами демократизации и социализации, созданием правового и светского государства. Демократическое государство означает, что это государство народа, для народа и посредствам народа, представляющее большинство населения и охраняющее интересы его меньшинства. Социальное государство ставит своей целью предоставление социальных услуг в охране здоровья людей, бесплатное общее образование, установление минимума заработной платы и прожиточного минимума, справедливое трудовое законодательство и др. Правовое государство гарантирует правовые нормы на основе общечеловеческих ценностей, а также взаимные права и обязанности. Светское государство означает свободу религии и атеизма;

- во-вторых, в современных условиях наряду с демократизацией и социализацией характерно создание технологического и технократического государства путем использования специалистов;

- в-третьих, уменьшается значение государственного принуждения, изменяются его формы, возрастает роль государства-организато-ра, государства-социального арбитра. Однако государство всегда остается не только органом для выполнения «общих дел», но и институтом принуждения;

- в-четвертых, как свидетельствует практика, наблюдается волнообразное движение в развитии государственного управления (пример СССР). Излишние социальные гарантии Швеции, Испании, Норвегии приводили к замедлению темпов развития в названных странах.

После окончания «холодной войны» в мире набирают силу процессы демократизации как внутри отдельных стран, так и в международных отношениях. Утверждается понимание того, что только свободный человек способен обеспечить рост экономики и процветание государства. В условиях глобализации, т.е. наличия проблем в нарушении баланса между общественным производством и природой, истощением энергоресурсов (их осталось на 100 лет), проблемой голода (ежегодно в мире умирает около 50 млн чел.), обострились проблемы СПИДа, наркомании, разрастающегося международного терроризма, распространения оружия массового поражения (КНДР заявило о наличии такового) – растет взаимозависимость государств. Россия, как и большинство государств, считает, что решение назревших мировых проблем должно основываться на коллективных механизмах государств.

Имеет место попытка отдельных государств монополизировать проблемы, навязать свои пути решения вопросов демократизации (США ведут войну в Ираке и в Афганистане для навязывания этим странам демократии), использовать политику двойных стандартов.

Так, страны Евросоюза признали право на самостоятельность Косово, незаконно вышедшего из состава Сербии. Эти же страны не признают право на самостоятельность республик Абхазии и Южной Осетии, подвергшихся нападению со стороны Грузии, в состав которой они раньше входили. Игнорирование развитыми странами, в т.ч. США, коллективных механизмов в сфере безопасности приводит к трагическим последствиям (подобная миссия НАТО в Афганистане и Ираке), и попытка создания однополярного мира приносит негативные последствия.

Многие страны, оказавшиеся в сложном финансовом положении в связи с разразившимся глобальным экономическим кризисом, ищут способы по снижению его последствий общими усилиями.







Сейчас читают про: