double arrow

И правления, политические режимы

Тема 2. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА

Литература: [25, 26, 30].

Форма правления – это организация высших органов государства, порядок их образования и взаимоотношений, степень участия граждан в их формировании. По источнику власти различают народовластие и теократизм. Народовластие осуществляется народом непосредственно или через выборные органы. Среди современных форм правления выделяются: монархия и республика. Принципиальное различие между ними – в формировании институтов высшей власти. Если она передана одному лицу, то государство квалифицируется как монархия. Монархия является распространенной формой (четвертая часть государств земли) государственного правления. Монарх олицетворяет суверенитет, целостность страны, соединяет воедино нацию, придает власти легитимность (признание законности), если даже непосредственно сам не управляет. Он отвечает за государство, ни от кого не зависит, не представляет никакие партии. При монархе после очередных выборов парламента радикального поворота не происходит, госаппарат работает спокойно и уверенно.

Власть монарху может передаваться различными путями:

- народом на выборах – народная монархия;

- избранными представителями – аристократическая монархия;

- соборно всеми составителями (т.е. на собрании, съезде) – само-державная монархия;

- духовенством – теократическая монархия;

- по наследству – наследственная монархия.

Республика (дело общественное) – форма правления, при которой все высшие органы государственной власти и глава государства либо избираются непосредственно народом, либо формируются общенациональным представительным органом (парламентом).

К характерным признакам республик следует отнести следующее:

- широкое участие населения в формировании государственной власти, проведение выборов;

- участие граждан в управлении делами государства, проведение референдумов – всенародных опросов, выявляющих мнение народа путем голосования при обсуждении особо важных вопросов общественной и государственной жизни;

- разделение властей, обязательное наличие парламента, обладающего законодательной, представительной и контрольной функциями;

- наличие исполнительной (административной) власти, подконтрольной парламенту;

- наличие независимой судебной системы;

- избрание высших должностных лиц на определенный срок.

Современное государствоведение различает следующие виды республиканской формы правления:

- парламентскую;

- президентскую;

- смешанную парламентско-президентскую.

Вид республики определяется тем, кто реально влияет на исполнительную власть. Реально на исполнительную власть может влиять высшее должностное лицо или законодательный орган (парламент). В РФ это Федеральное собрание, состоящее из двух палат: Государственной Думы и Совета Федерации, или Президент РФ, в других государствах это может быть председатель Госсовета.

Исполнительная (административная) власть – это аппарат государственного управления, институты исполнительной власти в их совокупности на всех уровнях управления, компетенция государственных органов и государственных служащих, их практическая деятельность. В силу огромного влияния на жизнь общества исполнительная власть во всех республиках имеет статус подзаконной, т.е. действует на основе и в рамках законов, принимаемых представительной властью, выступает как вторичная власть.

Структура и полномочия исполнительной власти (может называться: Правительство, Кабинет Министров, Совет Министров) определяются либо главой государства – президентом, монархом, либо парламентом, либо при их совместном участии.

Правительство периодически отчитывается и несет политическую ответственность либо перед главой государства, либо перед парламентом, либо двойную ответственность и может быть отправлено в отставку.

С этих позиций рассмотрим каждый из трех видов республиканской формы правления.

Парламентская республика предусматривает приоритетную роль парламента в конституционном – правовом отношении. Парламент, опираясь на партийное большинство, формирует правительство, может отправить его в отставку. Доверие парламента – обязательная предпосылка для деятельности правительства. Правительство несет ответственность только перед парламентом. Глава правительства назначается парламентом (как правило, лидер победившей партии). Существует двойственность исполнительной власти: наряду с правительством, постом премьер-министра сохраняется пост главы государства – президента или монарха. Президент в парламентской республике избирается парламентом, а не всенародно; его называют «слабый», т.е. он царствует, но не правит. Для сдерживания власти парламента конституцией предусматривается право на его роспуск со стороны главы государства (президента или монарха). Взаимодействие органов власти в парламентской республике показано на рисунке 1.

Рис. 1. Парламентская республика

Президентская республика, в которой президент и парламент избираются народом. В данной форме правления президент «сильный», так как он избран народом и к нему может аппилировать в случае конфликта с парламентом. Президент одновременно является главой государства и главой правительства, т.е. отсутствует раздвоение исполнительной власти. Парламент не сможет сместить правительство с помощью вотума недоверия. Конституцией предусматриваются механизм сдержек и противовесов власти президента со стороны парламента. Парламент может инцинировать его импичмент, а президент не вправе распустить парламент.

Политологи насчитывают около 70 президентских государств (США, Бразилия, Мексика, Уругвай и др.). Взаимодействие в системе публичной власти в президентской республике показано на рисунке 2.

Рис. 2. Президентская республика

Смешанная форма президентского и парламентского способов правления (полупрезидентская республика). В этом случае глава государства (президент) и парламент избираются населением (гражданами). Оба института участвуют в формировании и отстранении правительства, которое таким образом несет двойную ответственность. Парламент может выразить недоверие правительству (или главе правительства), продолжающему исполнять обязанности до решения президента.

Предусматривается механизм взаимных сдержек и контроля высших институтов государственной власти: президент имеет право вето на законы, принимаемые представительной палатой и право роспуска палат, а парламент – инициировать и отстранить от должности президента в случаях, предусмотренных конституцией.

При наличии многопартийной системы разногласия между фракциями в парламенте затрудняет работу правительства, которое вынуждено обращаться за поддержкой к президенту. Исследователи насчитывают не менее 20 государств со смешанной формой правления (Франция, Российская Федерация и др.). Взаимодействие в системе публичной власти в Президентско-парламентской республике показано на рисунке 3.

Рис. 3. Президентско-парламентская республика

Выбор той или иной формы правления осуществляется народом путем принятия конституции, проведения референдумов или учредительных собраний, съездов. При этом определяющее влияние на решение народа оказывают культурные, правовые, политические традиции, конкретно-исторические условия, а зачастую и чисто субъективные факторы.

Это самые общие черты различных видов республиканской формы правления. Надо помнить, что каждой стране свойственны свои особенности.

А теперь вопрос: к какой из трех приведенных форм правления относится Россия в наше время?

Это полупрезидентская республика французского типа, естественно, с определенными особенностями, так, во Франции парламент не имеет права сместить президента.

Конституция РФ предусматривает возможность принудительного отрешения Президента от должности на основании обвинения в государственной измене или совершения иного тяжкого преступления. В соответствии со ст. 93 Конституции существует процедура отрешения, именуемая в зарубежном Конституционном праве как «Импичмент».

Политический режим (лат. – управление) представляет собой форму государствоосуществление, который определяет баланс разделения власти, государственной службы, политики (т.е. сферы деятельности, связанной с отношениями между социальными группами для определения форм, задач, содержания деятельности государства). Это характеристика способов, методов, средств осуществления государственной власти, ее реального распределения и взаимодействия с населением различных институтов гражданского общества.

Условно выделяют три типа политических режимов:

- демократический;

- авторитарный;

- тоталитарный.

Демократический режим проявляется в следующих чертах:

- признание и гарантированность на конституционном и законодательном уровне равноправия граждан (независимо от национального, социального, религиозного признаков);

- широкий перечень конституционных прав и свобод личности;

- реальное участие населения в организации государственной власти, управлении делами государства;

- признание и гарантированность на конституционном и законодательном уровне равенства всех видов собственности, религиозных концессий, политических идеологий и программ.

Авторитарный режим предполагает:

- ограничение плюрализма политического. Государственная власть сосредоточивается у политической и административной элиты, не контролируется народом, политическая оппозиция (партии, течения) существует, но в условиях давления и запретов;

- государственное управление строго централизовано, обюрокрачено, осуществляется при преимущественном использовании административных методов воздействия, механизм обратных связей в системе «власть – общество» блокируется, население не вовлекается в управление делами государства;

- существуют идеологический контроль и прессинг органов власти и управления на средства массовой информации (СМИ), другие институты политической системы и гражданского общества;

- конституционно-законодательные нормы утверждают экономический плюрализм, развитие различных форм предпринимательства и собственности: однако принцип равных прав и возможностей не гарантирован в реальной жизни.

К авторитарным режимам могут быть отнесены различные гражданские и военные хунты, олигархические и элитарные системы.

Тоталитарный режим воспроизводит политический, идейный и экономический монополизм. Его основные черты:

- государственная власть концентрируется у незначительной группы лиц и властных структур. Выборы и другие институты демократии, если и существуют, то формально, как декоративное украшение правления;

- государственное управление – сверхцентрализовано, государственные должности занимаются не конкурсным отбором, а назначением сверху, народ отстранен от участия в управлении;

- полное огосударствление общества – этатизм (активное участие государства в экономической жизни общества);

- тотальный идеологический контроль; господствует, как правило, одна официальная идеология, одна правящая партия, одна религия;

- допускается террор в отношении собственного населения, режим страха и подавления.

Известно несколько разновидностей тоталитаризма: фашизм, социализм периода «культа личности» и др. Впрочем, политические режимы в «чистом виде», т.е. во всей совокупности своих черт, проявляются нечасто. Жизнь богаче любых схем, и существуют многочисленные разновидности режимов. Для их характеристики используются такие варианты в названиях, как:

- демократически-авторитарный;

- либерально-демократический;

- военно-бюрократический;

- военно-авторитарный;

- диктаторский (диктатура – режим, опирающийся на насилие);

- деспотический (режим неограниченной диктатуры одного лица, отсутствие правовых и моральных начал в отношениях власти и общества; крайняя форма деспотии – тирания).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: