И правовому государству

НА ПУТИ К ДЕМОКРАТИЧЕСКОМУ

Тема 3. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Литература: [25, 31].

Прежде чем приступить к детальному изучению государственного и муниципального управления в нашей стране, нелишне будет вернуться хотя бы кратко к недавней истории развития и становления Российской Федерации и ее органов власти. Начатая в СССР в 1985 г. перестройка, естественно, коснулась и РСФСР (так называлась республика раньше). В 1989 г. был учрежден Съезд народных депутатов РСФСР, перед которым был поставлен вопрос о принятии Конституции (взамен Конституции 1978 г., принятой в тоталитарном государстве) путем внесения изменений и дополнений. Декларация о государственном суверенитете была принята 12 июня 1990 г. на I Съезде народных депутатов. Государство стало называться Российская Федерация – Россия, был введен пост Президента и вице-Президента. В текст конституции была включена Декларация прав и свобод человека, создалась возможность для создания партий и общественных объединений.

Россия по-прежнему оставалась в составе СССР, для которого в 1991 г. наступил самый критический момент. Во многих точках страны происходили трагические события, которые специально инспирировались и использовались в пропагандистских целях для дискредитации идеи сохранения единого государства. Для сохранения СССР Верховный Совет провел первый в истории страны референдум 17 марта 1991 г. За сохранение СССР положительно высказалось 76,4 из 80 % участвующих в нем.

М.С. Горбачеву, ставшему Президентом СССР в апреле 1991 г., удалось добиться подписания совместного заявления союзных республик «О безотлагательных мерах по стабилизации обстановки в стране». В данном документе уже отражалась идея «Союза суверенных республик», а система союзного уровня подлежала демонтажу.

В 1991 г. (август) в СССР была попытка государственного переворота, потерпевшая крах.

В июне этого года были проведены выборы Президента РСФСР, на которых победу одержал Б.Н. Ельцин, который проводил большую работу по суверенизации России.

В декабре 1991 г. Белоруссия, Россия и Украина заявили о прекращении существования СССР и подписали соглашение о создании содружества независимых государств (СНГ).

Получив самостоятельность, Россия столкнулась с проблемой националистических устремлений автономных республик. В 1990–1991 гг. большинство из них стали требовать выхода из состава Федерации.

Первый Президент России Б.Н. Ельцин столкнулся кроме этого с проблемами экономического характера, а также с противостоянием тогдашних представительных органов власти: Съезда, Верховного Совета и его палат (Совет республики и Совет национальностей). Президиум Верховного Совета, который принимал решение по ограничению его власти, сдерживал принятие новой Конституции. Несмотря на то, что проведенный в апреле 1993 г. референдум подтвердил доверие Президенту (60 % голосов), с осени 1993 г. Конституционный кризис вошел в новую фазу. В стране начались общественные беспорядки. Сторонники Президента блокировали Дом Советов, а сторонники Верховного Совета – телецентр «Останкино» и Мэрию г. Москвы. Закончилось тем, что Указом Президента Советы всех уровней были лишены полномочий и распущены.

Возникший конституционный вакуум, отсутствие представительного органа власти вызвал необходимость обратиться к прямому волеизъявлению народа, прибегнуть к референдуму.

Особенность референдума 12 декабря 1993 г. состояла в том, что кроме принятия Конституции проходили выборы в Федеральное собрание РФ. В выборах приняло участие более 58 млн человек, за Конституцию проголосовало 58,4 % избирателей.

С 1993 по 2009 гг. в Конституцию не вносилось ни одного изменения, хотя предложения от партий и других формирований имелись. В соответствии со ст. 1 Конституции Россия провозглашена демократическим, федеральным, правовым, социальным (ст. 7), светским (ст. 14) государством с республиканской формой правления.

По форме государственного правления Российскую Федерацию трудно отнести к какой-либо чистой форме – к президентской или к парламентской. Это полупрезидентская или полупарламентская, точнее президентско-парламентская республика.

Государственную власть в России представляют и реализуют:

- Президент РФ;

- Федеральное собрание РФ (состоящее из Совета Федерации и Государственной Думы);

- Правительство РФ;

- суды различных иерархических уровней (Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный суд, суды субъектов РФ); Прокуратура РФ (схематично это отражено на рисунке 4);

- региональные органы власти, т.е. органы власти субъектов РФ;

- местные органы власти, которые не входят в систему государственных органов.

Рис. 4. Структура органов власти РФ

Названные органы власти выполняют различные функции. Представительным и законодательным органом Российской Федерации является по Конституции 1993 г. Федеральное собрание, которое состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы.

В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Федерации. С 2000 г. в соответствии с Федеральным законом «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ» членами Совета Федерации являются: представитель, избираемый от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ; представитель от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, назначаемый руководителем высшего исполнительного органа (президентом, губернатором).

В Государственную Думу Федерального собрания входят 450 депутатов, работающих на профессиональной постоянной основе, которые избираются по партийным спискам в дальнейшем на 5 лет (с 1995 г. по 2012 г.; срок полномочий составляет 4 года).

Главой Государства (Высшим должностным лицом) в нашей стране является Президент РФ, который является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, играет роль арбитра, посредника в конфликтах между разными ветвями власти, имеет право роспуска парламента и отставки правительства.

Исполнительную власть в Российской Федерации непосредственно осуществляет Правительство РФ, состоящее из председателя Правительства, его заместителей и ряда федеральных министров. Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы и организует его работу, может временно исполнять обязанности Президента РФ.

Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Как и две другие власти, она является самостоятельной и независимой. Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и Федеральному закону, несменяемы и неприкосновенны. Ни один орган других ветвей власти не имеет права вторгаться в его компетенцию.

Основные задачи, которые должно выполнять государство.

Главной центральной задачей государства, ее государственных органов является обеспечение счастья и процветание живущих на его территории людей, развитие и защита действующей политической, экономической и социальной системы. Если это обобщить, то мы можем сказать, что основными общественными функциями государства являются: социальная, политическая, экономическая и военная. Эти функции находятся в тесной зависимости друг от друга, дополняя друг друга, а иногда вступая в противоречия между собой. Ясно, что это далеко не все функции. К ним можно добавить правоохранительные функции, экологические, культурные, духовное развитие и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: