Основные понятия теории массового обслуживания

Системой массового обслуживания (СМО) называется комплекс взаимосвязанных элементов, состоящий из некоторого числа обслуживающих единиц (каналов), в котором происходит удовлетворение массовых запросов (требований), поступающих в систему в случайные моменты времени. Обслуживание каждой заявки длится в течение некоторого случайного времени и зависит от показателей эффективности системы. После того, как заявка обслужена, она покидает канал, и система готова к приему очередной заявки. Примеры СМО - телефонная станция, автостоянка, кассир магазина, служба занятости.

Основные элементы СМО - источник требований, входящий поток заявок, каналы обслуживания, выходящий поток заявок.

Предметом теории СМО является построение математических моделей (т. е. образов реального экономического объекта, описанных с помощью уравнений, формул, графиков, схем и т. д.) для теоретического анализа и практического использования свойств СМО.

Показатели эффективности СМО - характеристики работы системы, описывающие ее способность справляться с потоком заявок. Эффективность функционирования СМО описывается такими показателями:

1) Эффективность использования СМО - абсолютная или относительная пропускные способности системы, среднее число занятых каналов (коэффициент использования СМО), средняя продолжительность использования СМО, интенсивность нагрузки канала;

2) Качество обслуживания заявок - среднее число заявок, обслуженных СМО в единицу времени, вероятность простоя системы, вероятность отказа в обслуживании, среднёе число заявок в очереди, среднее число заявок в системе и др.

Входящий Каналы Выходящий

поток Очередь обслуживания поток

…..… …..…

           
   
   
 
 
   


Поток

необслуженных заявок,

покидающих систему

Рисунок 1: Схема СМО.

Поток заявок, поступающих в систему, характеризуется интенсивностью λ, то есть частотой появления заявок в системе, или средним числом заявок, поступающих в систему в единицу времени.

Интенсивность μ потока обслуживаний,- это величина, обратная среднему времени обслуживания, или число заявок, обслуженных системой в единицу времени.

Интенсивность нагрузки канала обслуживания ρ, - это величина, показывающая среднее число заявок, поступающее в систему за среднее время обслуживания одной заявки:

(1)

При этом его экономический смысл заключается в том, что показатель ρ, - это среднее число каналов, которое необходимо иметь, чтобы обслуживать в единицу времени все поступающие в систему требования. Условие

< 1, (2)

где п - число каналов обслуживания, означает, что необходимое число каналов обслуживания должно быть больше ρ.

Классификация СМО:

По дисциплине обслуживания:

— СМО с отказами, когда заявка, поступившая в систему в момент, когда все каналы заняты, остается необслуженной;

— СМО с ожиданием (очередью), в которых заявка в случае занятости всех каналов становится в очередь и ожидает обслуживания;

— Системы с ограничением длины очереди;

— Системы с ограниченным временем ожидания;

По месту нахождения источника требований:

Замкнутые СМО, когда источник требований находится в самой системе;

Открытые СМО, когда источник требований находится вне системы;

По числу обслуживающих каналов:

Одноканальные;

Многоканальные.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: