Себестоимость продукции представляет выраженные в денежной форме текущие затраты предприятий на производство и реализацию продукции (работ, услуг).
Себестоимость продукции является качественным показателем, так как она характеризует уровень использования всех ресурсов, находящихся в распоряжении предприятия.
Себестоимость продукции конкретного предприятия определяется условиями, в которых оно действует. Такая себестоимость называется индивидуальной.
Если на основе индивидуальной себестоимости предприятий определить средневзвешенную величину затрат по отрасли, такая себестоимость будет называться среднеотраслевой. Среднеотраслевая себестоимость ближе к общественно необходимым затратам труда.
Основным документом, которым руководствуются при формировании себестоимости продукции на предприятии является Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли.
На предприятиях различают цеховую, производственную и полную себестоимость. Цеховая себестоимость – это сумма затрат на изготовление продукции в данном цехе. Производственная себестоимость включает все затраты от начальной операции производственного процесса до сдачи готовой продукции на склад. Полная себестоимость включает производственные и коммерческие расходы, т.е. расходы по сбыту продукции.
Различают нормативную, плановую и фактическую себестоимость. Нормативная себестоимость – это максимально допустимые затраты на производство и сбыт продукции при научно обоснованных нормах расхода живого и овеществлённого труда. Плановая себестоимость может быть выше или ниже нормативной, так как в плановом периоде в связи с достигнутым уровнем развития техники, технологии нормы расхода живого и овеществлённого труда могут быть выше или ниже тех, которые предусматривались на стадии составления проекта. Фактическая себестоимость – та, которая сложилась в отчётном периоде.
Для раскрытия этого показателя в хозяйственном механизме нужно рассмотреть функции, выполняемые себестоимостью.
Первая функция состоит в том, что она является основой простого воспроизводства, формой возмещения потребляемых средств производства и фонда распределения по труду.
Второй функцией себестоимости является то, что она выступает денежной формой учёта затрат на потреблённые элементы производственного процесса.
Следующая функция себестоимости состоит в том, что она является основой ценообразования.
На предприятии планируют и учитывают следующие показатели себестоимости:
· Себестоимость единицы продукции (услуг);
· Себестоимость товарной, реализованной продукции;
· Себестоимость сравниваемой товарной продукции (сравниваемой продукцией считают ту, которая производилась в базисном периоде);
· Затраты на один рубль товарной продукции (определяются делением полной себестоимости товарной продукции на её объём в стоимостном выражении). Данный показатель используется в практике для оценки эффективности использования всего капитала, собственных средств.
Показатель себестоимости единицы продукции можно широко использовать для сравнения уровня затрат одинаковых изделий на разных предприятиях, что оказывает положительное воздействие на поиск резервов снижения затрат.
При анализе показателей стоимости продукции в динамике наиболее целесообразно использовать показатель затрат на один рубль товарной продукции, несмотря на все его недостатки, и через этот показатель рассматривать изменение себестоимости товарной продукции. При этом важно обеспечить сопоставимость товарной продукции и её себестоимости по методам исчисления, ценам на сырьё, материалы, топливо, тарифам на энергию и грузоперевозки.