Диагностико-прогностическая

Структура частной социально-педагогической технологии. Структура частных социально-педагогических технологий во многом схожа со структурой общих социально-педагогических технологий. Однако при этом следует помнить, что в ка­ждой частной технологии имеются свои этапы, свидетельствующие об особенностях ее содержания и реализации. Эти этапы являются своего рода подэтапами общей технологии.

Структура диагностика - прогностической технологии. Такая техноло­гия состоит из двух этапов:

1. Диагностический этап направлен на общую или частную диагностику и

выявление индивидуальности объекта социально-педагогической деятельности. В зависимости от социальных проблем клиента, диагностика предусматривает выяв­ление:

- индивидуальных отклонений в развитии и самореализации человека и воз­никших в связи с ним социальных проблем;

- состояния здоровья;

- индивидуальных особенностей, возможностей клиента, его позитивного потенциала, составляющего основу социально-педагогической работы, направлен­ной на целесообразное преодоление недостатков;

- особенностей позиции человека, его активности и устремленности в дос­тижении социально-педагогических целей в работе над собой и своими проблемами, а также его отношение к социальному педагогу;

- условий среды, в которых он живет.

Учитывая, что социальный педагог нередко имеет дело с клиентом, имею­щим особые нужды, диагностика часто требует у части я в ней нескольких специали­стов: врачей различных направлений, психолога, логопеда и пр. Такой подход по­зволяет осуществить более полную диагностику человека, на основе которой можно будет определить его социально-педагогические проблемы и сформулировать реко­мендации социальному педагогу, необходимые для его социально-педагогической работы с данным клиентом:

- показания;

предостережения;

- советы для построения наиболее оптимального взаимодействия с объектом
и его окружением.

Диагностический этап включает в себя ряд подэтапов:

а) анализ первичной информации тех сведений, которые социальный педагог
получает при первом знакомстве;

б) формулирование выводов – определение объекта, содержания диагностики
и того, как ее следует обеспечить;

в) подготовка к диагностической деятельности;

г) собственно диагностика- реализация методов и методики диагностики;

д) анализ результатов диагностики и постановка диагноза.

На основе полученных данных делается вывод об индивидуальности объекта и формулируется социально-педагогическая проблема. На практике, как правило, таких проблем бывает несколько. Определение социально-педагогической пробле­мы клиента позволяет социальному педагогу перейти к следующему этапу.

2. Прогнозирование (социально-педагогическое прогнозирование). С учетом полученных в результате диагностики данных об объекте социальный педагог имеет возможность прогнозировать:

- направленность и интенсивность индивидуального развития, коррекцию развития и воспитания клиента, социального воспитания, перевоспитания, исправ­ления, педагогическую реабилитацию;

- возможности клиента в целостном развитии, либо по определенным на­правлениям;

- возможную зону ближайшего развития как ближайшей цели работы по пе­ревоспитанию человека;

- возможности создания оптимальных условий, обеспечивающих реализацию возможностей воспитания.

Прогностический этап состоит из следующих подэтапов: а) анализ результатов диагностики и социально-педагогической проблемы; б) выводы по результатам анализа - определение объекта, предмета и способа прогнозирования;

в) подготовка к прогностической деятельности (техническая и методическая);

г) собственно прогностическая деятельность;

д) анализ прогнозного материала и формулирование выводов.

№ 12.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: