Тема 3. Внешняя среда организации

Существует множество определений понятия внешняя среда организации, так на пример, Мескон М. Х. дает следующее определение:

Внешнее окружение – это факторы, на которые организация обязана реагировать. Схема внешнего окружения представлена на рисунке 1.1.

 
 



Воздействие Социальные и культурные

поставщиков и технологий воздействия

           
   
     
 


Воздействие экономики и Законодательные и

конкуренции политические воздействия

изменения

Рис. 1.1. Модель внешняя среда организации.

Мескон М.Х. разделяет внешнюю среду организации на среды косвенного и прямого воздействия.

 
 


Организация
       
   


Рис.1.2. Среда прямого и косвенного воздействия.

Другой исследователь данного направления Р.И. Акмаева дает следующее определение:

Внешняя среда предприятия – это критически важные факторы среды, влияющие на принятие управленческих решений.

Также Р.И. Акмаева выделяет две составляющие внешней среды предприятия, а именно косвенную среду воздействия и среду непосредственного воздействия. Разделение представлено на рисунке 1.3.


Рис. 1.3. Факторы внешней среды.

Следующий исследователь Дафт Р.Л. предлагает свое определение внешней среды организации. Внешняя организационная среда включает находящиеся вне пределов компании, но оказывающие на нее существенное воздействие элементы. Дафт Р.Л. делит внешнюю среду на два уровня: общую (генеральную) среду и среду задач (см. рис.1.4.).


Рис. 1.4. Общая среда, среда задач организации

Модель 5-факторной конкуренции по Портеру:

Таким образом:

Рыночная власть поставщиков увеличивается, когда:

• Высока консолидация отрасли поставщика

• «Входы» более дифференцированы, чем конечный продукт

• Издержки на переключение на другого поставщика велики

• Поставщики могут вертикально интегрироваться

• Относительный размер компании-поставщика велик

Рост рыночной власти поставщиков понижает прибыль.

Рыночная власть потребителей увеличивается, когда:

• Высокая концентрация

• Стандартная, недифференцированная продукция

• Продукт или услуга относительно не важны

• Потребители очень хорошо информированы

Рыночная власть потребителей ведет к снижению прибыльности

Конкуренция растет, когда:

• Конкуренты многочисленны или обладают равной рыночной властью (степень консолидации низкая)

• Продукты легко взаимозаменяемы

• Высокие фиксированные издержки (+инвестиции в основные средства)

• Скоропортящиеся продукты

• Высокие барьеры для выхода

Высокая конкуренция ведет к снижению прибыльности

Угроза со стороны новых игроков возрастает, когда:

• Низкий эффект масштаба

• Привлекательность рынка (высокие прибыли)

• Низкие издержки на переключение

• Низкая идентификация брэндов

• Низкие барьеры

– капитал

– технологии

– госрегулирование

Наличие новых игроков снижает прибыльность

Угроза замещения товарами-субститутами возрастает, когда:

• Относительная эффективность деятельности субститута

– затраты/выпуск

• Низкие издержки переключения для потребителя

• Спрос эластичен по цене (+качество, свойства товара)

Замещение ведет к снижению прибыли.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: