double arrow

Бюджетное финансирование физической культуры и спорта

Финансирование ФК и С в странах с рыночной экономикой предполагает различные источники поступления финансовых ресурсов в отрасль, которые можно объединить в две основные группы - бюджетные и внебюджетные.

Бюджетное финансирование- это предоставление в безвозвратное пользование средств из государственного бюджета для полного или частичного покрытия своих расходов предприятиями и организациями.

Структура и содержание бюджетного финансирования ФК и С в России осуществляется на основе действующей бюджетной классификации, введенной законом РФ «О бюджетной классификации РФ» (№115-ФЗ от 05.08.2000).

Бюджетная классификация является группировкой доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов, применяется при составлении проектов бюджетов и исполнения бюджетов всех уровней, обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.

Рассмотрим более подробно те составляющие бюджетной классификации, которые имеют непосредственное отношение к вопросу финансирования ФК.

Классификация доходов бюджетов РФ предусматривает следующие группы, объединяющие конкретные виды доходов по источникам и способам их получения:

группа «Налоговые доходы»: налоги на прибыль, налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы, налоги на имущество, платежи за пользование природными ресурсами, налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции, пошлины и сборы.

группа «Неналоговые доходы»: доходы от имущества, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, доходы от продажи земли и нематериальных активов, административные платежи и сборы, штрафные санкции, возмещение ущерба, доходы от внешнеэкономической деятельности, прочие неналоговые доходы.

Группа «Безвозмездные перечисления» от: бюджетов других уровней, государственных организаций, наднациональных организаций, нерезидентов.

Группа «Доходы целевых бюджетных фондов»: дорожные фонды, экологические фонды, фонд борьбы с преступностью, фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы, фонд по атомной энергии, фонд содействия военной реформе, фонд управления, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов, фонд охраны водных объектов, фонд по охране озера Байкал, целевые фонды субъектов РФ.

Группа «Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности».

Функциональная классификация расходов бюджетов РФ является группировкой расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и отражает направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства, в том числе на финансирование реализации нормативно-правовых актов, принятых органами государственной власти РФ и органами власти субъектов РФ.

Первым уровнем функциональной классификации расходов бюджетов РФ являются разделы, определяющие расходование бюджетных средств на выполнение функций государства. Таким разделом функциональной классификации расходов бюджетов для отрасли является «Здравоохранение и физическая культура».

Вторым уровнем функциональной классификации расходов бюджетов РФ являются подразделы, конкретизирующие направление бюджетных средств на выполнение функций государства в пределах разделов. Раздел «Здравоохранение и физическая культура» состоит из трех подразделов-«Здравоохранение», «Санитарно-эпидемиологический надзор» и «Физическая культура и спорт».

Третий уровень функциональной классификации расходов бюджетов РФ образуют целевые статьи, отражающие финансирование расходов бюджетов по конкретным направлениям деятельности главных распорядителей средств бюджетов в пределах подразделов. Подраздел «Физическая культура и спорт»предусматривает следующие целевые статьи расходов: «центральный аппарат», «НИОКР», «ведомственные расходы на средне профессиональное образование», «ведомственные расходы на повышение квалификации и переподготовку», «ведомственные расходы на высшее профессиональное образование», финансирование части расходов на содержание спортивных команд, «ведомственные расходы на ФК и С», прочие расходы на федеральные целевые программы.

Четвертый уровень функциональной классификации расходов бюджетов РФ составляют виды расходов, которые детализируют направления финансирования расходов в пределах целевых статей. Например, целевая статья «центральный аппарат» предусматривает такие виды расходов, как денежное содержание аппарата и расходы на содержание аппарата.

Соотношение средств на развитие ФК и С, выделяемых из федерального бюджета, с одной стороны, и бюджетов субъектов РФ, с другой стороны в соответствии с функциональной классификацией расходов, составляло в 1999 году примерно 1:7.5. Данное соотношение будет меняться в пользу последних. Это связано с тем, что в соответствии с Бюджетным кодексом, принятым в 1998 году и введенным в действие в 2000 году, организация, содержание и развитие учреждений ФК и С, находящихся в муниципальной собственности или собственности органов местного самоуправления, должны осуществляться исключительно из местных бюджетов.

Анализ практики бюджетного финансирования ФК и С свидетельствует, что оно осуществляется и по другим разделам функциональной классификации расходов бюджетов («Национальная оборона», «Образование», «Социальная политика»), периодически используются фонды Президента и Правительства.

Ведомственная классификация расходов бюджетов РФ предназначается для обеспечения адресного выделения финансовых ресурсов и отражает распределение бюджетных ассигнований по главным распорядителям средств из федерального бюджета или из бюджетов субъектов РФ.

Главными распорядителями средств федерального бюджета применительно к отрасли «Физическая культура и спорт» являются Госкомитет РФ по физической культуре, спорту и туризму и Российская оборонная спортивно-техническая организация (РОСТО).

По долевому составу расходов наиболее значимыми являются затраты на «Здравоохранение и физическую культуру»- 76.1%. Данная позиция в 2000 году предусматривала ведомственные расходы в объеме 754 млн.рублей. Из них было выделено на заработную плату работников сборных команд-45.2 млн.руб., на содержание государственного учреждения «Центр спортивной подготовки»-50 млн.руб., на проведение спортивных мероприятий-659.1 млн.руб.

Необходимо отметить, что основная доля средств, выделяемая на финансирование спортивных мероприятий, относится к сфере спорта высших достижений. На долю физкультурно-массовых мероприятий среди населения приходится лишь 5.2% средств.

Практика последних лет такова, что бюджетные поступления существенно отстают от сумм, заложенных в бюджет при его утверждении. Так, в 1995 году отрасль ФК и С реально получила из госбюджета 59.3% запланированных средств, в 1998 году-42.3%. Однако по состоянию на 1.07.2000 года фактическое исполнение бюджета составило 100%.

Экономическая классификация расходов бюджетов РФ отражает виды финансовых операций, с помощью которых государство выполняет свои функции, и состоит из следующих важных для ФК и С категорий расходов. Текущие расходы - это часть расходов бюджетов, обеспечивающая функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных организаций, оказание господдержки отраслям экономики в форме дотаций, субсидий на текущее финансирование. В категорию текущих расходов включены следующие группы: «Закупки товаров и оплата услуг»: оплата труда госслужащих (основной оклад, надбавки), начисления на оплату труда (страховые взносы в Фонд социального страхования, фонд занятости, пенсионный фонд, фонд обязательного медицинского страхования), командировки и служебные разъезды, приобретения предметов снабжения и расходных материалов, оплата транспортных услуг, услуг связи, коммунальных услуг и др.; «Субсидии, субвенции и текущие трансферты» - выплаты пенсий, пособий, стипендий и т.п.

Капитальные расходы - это часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность. В категорию «капитальные расходы» включены следующие группы:

-капитальные вложения в основные фонды: приобретение оборудования и предметов длительного пользования, капитальное строительство, капремонт,

-создание государственных запасов и резервов;

-приобретение земли и нематериальных активов; -капитальные трансферты и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: