Элитарная, или высокая, культура, создается привилегированной частью общества либо по ее заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, классическую музыку и литературу, а также новаторские направления. Элитарная культура - это сложная по содержанию и трудная для неподготовленного восприятия культура. Коммерческая выгода не является целью для её создателей, стремящихся к новаторству, полному самовыражению и художественному воплощению своих идей. Возможно появление уникальных произведений искусства, которые иногда приносят их создателям не только признание, но и немалый доход, становясь очень популярными.
Основной признак элитарной культуры - ориентация на узкий круг знатоков, подготовленных к восприятию сложных по форме и содержанию произведений. Сюда можно отнести романы Дж. Джойса, живопись П. Пикассо, фильмы А.А. Тарковского, музыку А. Шнитке и т.п.
Массовая культура - это коммерческая культура, поскольку произведения искусства, науки, религии и т.п. выступают в ней в качестве предметов потребления, способных при продаже приносить прибыль, если учитываются вкусы и запросы массового зрителя, читателя, любителя музыки. Массовую культуру называют по-разному: развлекательным искусством, искусством антиусталости, кичем (от нем. жаргонизма - халтура), полукультурой, поп-культурой.
Ее основные черты: широкий круг потребителей, коммерческая направленность, общедоступность и развлекательность, стандартизированность, упрощенность и, в известном смысле, демократичность. Это поп-музыка, мыльные сериалы, комиксы. Массовая культуры неотделима от средств массовой информатики (СМИ), она зародилась и распространялась одновременно с появлением кинематографа, радио, иллюстрированных журналов и т.п.
Поп-культура и элитарная культура не враждебны друг другу. Достижения, художественные приемы, идеи элитарного искусства через некоторое время перестают быть новаторскими и перенимаются массовой культурой, повышая ее уровень. В то же время поп-культура, приносящая прибыль, со временем дает возможность кинокомпаниям, издательствам, домам моделей оказывать поддержку творцам элитарного искусства.
Народная культура - специфическая область культуры национальной, это ее наиболее устойчивая часть, источник развития и хранилище традиций. Это культура, создаваемая народом и бытующая в народных массах. В конце XX в. она разворачивается в пространстве между классической фольклорной традицией и массовой культурой. Ее пласты:
- фольклор;
- художественная самодеятельность;
- авторская песня;
- прикладное творчество;
- студенческая, школьная самодеятельность и.т.д.
Народная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Ее называют любительской, или коллективной.
Часто она передается в устной форме. Нередко народными становятся произведения, авторы которых известны, но они воспринимаются как народные произведения. Это происходит в том случае, если произведения соответствуют главному признаку народной культуры - соответствуют ценностям народа, отражают народный характер. Так, у песен «Катюша», «Ой, мороз-мороз» есть авторы, но большинство людей считает эти песни народными.
В последние десятилетия заговорили о вытеснении «книжной культуры» культурой экранной. Молодежь знакомится с произведениями литературы не в подлиннике, а по экранизациям. Компьютерная «виртуальная действительность», интернет, телевидение вытесняют традиционные походы в театр, танцплощадки и кружки самодеятельности. В этой связи некоторые ученые говорят об экранной культуре как об особом виде культуры.