Развитие культуры, накопление культурных ценностей идет по двум направлениям: по вертикали и горизонтали.
Первое направление связано с передачей культурных ценностей от одного поколения к другому, то есть с преемственностью в культуре.
Преемственность - это передача культурных ценностей от одного поколения к другому. Преемственность как закономерность развития, например, науки можно проиллюстрировать известными фактами: обнаружение В.Рентгеном невидимых лучей привело А.Пуанкаре к гипотезе о связи между этими лучами и явлением флюоресценции; А. Беккерель, проверяя данную гипотезу, случайно зафиксировал неизвестное ранее самопроизвольное излучение урана, что, в свою очередь, привело супругов П. и М. Кюри к открытию радия и явления радиоактивности у ряда других элементов. Без евклидовой геометрии не было бы геометрии Н. Лобачевского, а без открытий И. Ньютона - теории относительности А. Эйнштейна.
Культура содержит в себе как устойчивые, так и изменчивые моменты. Наиболее устойчивым элементом культуры являются традиции, сохраняемые и ретранслируемые на протяжении длительного времени. Традиции - это все то, что унаследовано от предшественников. Элементами культурного наследия являются идеи, ценности, обычаи, обряды, вкусы, взгляды, социальные нормы, образцы поведения, способы мировосприятия. Они сохраняются и передаются от поколения к поколению. Традиции существуют во всех формах духовной культуры. Благодаря им развиваются общества, т.к. молодое поколение не занимается «изобретением велосипеда», а усваивает достигнутый человеческий опыт. Система традиций отражает целостность, устойчивость общественного организма. В нее нельзя грубо, «топорно» вмешиваться, так как могут быть нарушены тонкие и сложные механизмы культуры. Не следует «улучшать» духовную жизнь, разрушая старые духовные ценности, историческую память. Многие традиции, привычные для нас, пришли к нам из разных эпох и цивилизаций. Так, обычай отмечать весенний праздник Масленицу знаком еще со времен древних славян, а правило этикета пропускать вперед женщину дошло до нас из периода матриархата. Творцами традиций были люди, жившие в различные эпохи, представители разных социальных групп и классов, поэтому традиции иногда столь противоречивы. Каждая культура осуществляет отбор тех или иных традиций и в этом смысле выбирает не только будущее, но и прошлое.
|
|
Вторая линия накопления культурных ценностей наиболее отчетливо проявляется в художественном творчестве, то есть в создании новых явлений культуры.
Культура не может существовать не обновляясь. Единство традиции и обновления - универсальная характеристика любой культуры.
|
|
По горизонтали могут наследоваться целостные художественные произведения прошедших эпох, которые сейчас воспринимаются совершенно иначе, например, популярны экранизации произведений У. Шекспира, действия пьес которого перенесены в современность (например, Ромео и Джульетта в современном американском городе). Здесь мы видим взаимодействие традиции и новаторства. Новаторство - это появление в культуре новых, творческих направлений. Новаторские произведения могут вступать в конфликт с традициями, но это не вредит развитию культуры, а, напротив, обогащает ее. Так, конфликт художников передвижников и Академии художеств в середине XIX века привел к расцвету русского изобразительного искусства, новаторские проекты архитектора Ш. Корбюзье заложили основы современной архитектуры и т.д. Следовательно, развитие культуры возможно только в сочетании. преемственности и традиции.
Однако далеко не всякое новаторство становится фактом культуры. Новизна ради новизны не несет в себе действительного творческого содержания, превращается в бессмысленное кривляние. Творчество культурных ценностей всегда носит общезначимый характер. Научное открытие или художественное произведение должны распространяться в обществе, получить отзвук в умах и сердцах людей. В свое время «королем поэтов» был провозглашен И. Северянин, а не его современники А. Блок или С. Есенин. Однако история расставила все на свои места. Всякая новация в культуре, имеющая глубокое содержание и ценность, проверяется временем, заново оценивается каждым последующим поколением людей. Так было, например, с трудами К. Циолковского, принципом сохранения материи и движения М. Ломоносова, картинами художников-импрессионистов и т.д.
Различное соотношение традиций и обновления, творчества в культуре дают основание для классификации обществ на традиционные и современные. В первых традиция господствует над творчеством. Культурные образцы воспроизводятся в первозданном виде. Изменения вносятся в рамках традиции бессистемным и случайным образом. Отклонения от нормы, как правило, не одобряются и отрицаются. Например, в средневековом обществе главная задача художника состояла в отображении того, что уже произошло, - священной истории, истории пришествия Христа, действовали строгие каноны иконописи, регламентировались цвета, композиция произведения.
В современном обществе базисной ценностью является обновление, новаторство. Здесь действует принцип «запрета на плагиат». Всякая новация - научная, художественная, технологическая - имеет индивидуального автора. Повтор или копирование оценивается обществом весьма невысоко. Истинный художник или ученый - это всегда создатель нового. Каждая культурная ценность носит неповторимый, уникальный характер.
5. КУЛЬТУРНЫЕ НОРМЫ*
В целях обеспечения жизнедеятельности общество выработало нормы и идеальные образцы поведения, предписывающие то, что люди должны говорить, думать, чувствовать и делать в конкретных ситуациях. Эти предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего (общественно одобряемого) поведения называются культурными нормами. Они складываются, утверждаются уже в обыденном сознании общества.
Современная типология культурных норм учитывает следующие элементы: привычки, обряд, этикет, обычай, традиции, табу, церемонии, ритуал, манеры, вкус, мода, нравы, мораль, право.
Образ жизни создается нашими привычками. Привычки - это установившаяся схема (стереотип) поведения в определенных ситуациях (кушать первое ложкой, второе - вилкой, закрывать за собой дверь). Но есть так называемые вредные привычки (громко разговаривать, грызть ногти), они свидетельствуют о плохих манерах. Манеры - внешние формы поведения человека, основанные на привычках. Они получают положительную или отрицательную оценку окружающих (ходить опрятно одетым, не читать газету за едой). Манеры отличают воспитанных от невоспитанных, аристократов и светских людей от простолюдинов. Если привычки приобретаются стихийно, то манеры надо воспитывать. По отдельности манеры составляют элементы, или черты, культуры, а вместе - особый культурный комплекс, называемый этикетом. Этикет - принятая в особых социальных кругах система правил поведения, составляющих единое целое особый этикет в дипломатических кругах, в светских салонах).
|
|
Обычай - традиционно установившийся порядок поведения. Он основан на привычке и относится к коллективным формам действия. Обычаи гостеприимства, празднования Рождества и Нового года, уважения к старшим и многие другие берегутся народом как коллективное достояние, ценности. К их соблюдению людей часто принуждают. Они одобрены обществом как массовые образцы действий, которые рекомендуется выполнять. К нарушителям применяются неформальные санкции: неодобрение, изоляция, порицание. Если привычки и обычаи переходят от одного поколения к другому, они превращаются в традиции Традиция - все то, что унаследовано от предшественников Традиции относятся к культурному наследию, уважаемы и почитаемы в обществе.
Разновидностью традиции является обряд. Обряд - совокупность массовых действий, установленных обычаем или ритуалом. В них выражаются какие-то религиозные представления или бытовые традиции. Обряды не ограничиваются одной социальной группой, а относятся ко всем слоям населения. Они сопровождают важные моменты человеческой жизни, связанные с рождением (крещение, наречение именем), свадьбой (сватовство, выкуп невесты, помолвка), вступлением в новую сферу деятельности (воинская присяга), переходом в другой возраст (инициация), смертью (погребение, отпевание, поминки). Символические действия пронизывают все действия человеческой культуры. Последовательность действий, имеющих символическое значение и посвященных празднованию каких-либо событий или дат, называется церемонией. Она подчеркивает особую ценность отмечаемых событий для общества или группы (вступление президента в должность).
|
|
Ритуал - сильно стилизованный и тщательно спланированный набор жестов и слов, исполняемых лицами, особо избранными и подготовленными для этого. Ритуал наделен символическим значением. Он призван драматизировать данное событие, вызывать у зрителей благоприятный трепет. Принесение жертвы языческому богу - яркий пример ритуала.
Табу - абсолютный запрет, накладываемый на какое-либо действие, слово, запрет.
Традиции и обычаи человек усваивает независимо от своей воли и желаний. Здесь нет свободы выбора Напротив, такие элементы культуры, как вкусы, увлечения и мода, свидетельствуют о свободном выборе человека. Он регламентирует важнейшие стороны жизни человека: обеспечивает соблюдение брачных норм, охраняет от опасностей. В современном обществе табу накладывается на кровосмешение, каннибализм, осквернение могил.
Вкус - склонность или пристрастие к чему-либо, чаще всего это чувство или понимание изящного. Вкус в одежде формирует индивидуальный стиль, манеру одеваться Вкус индивидуален, поэтому он показывает то, насколько человек отклонился от общепринятых норм, усредненных стандартов. Увлечение - кратковременное эмоциональное пристрастие. У каждого поколения свои увлечения: узкие брюки, джазовая музыка, широкие галстуки. Смена увлечений, овладевших большими группами, называется модой. Моду также понимают как преходящую популярность чего-либо или кого-либо (нормы в одежде, питании, поведении и т.п.). Если вкус у человека может сохраняться на протяжении всей жизни, то увлечения постоянно меняются. Когда увлечения овладевают массами, они перерастают в моду. Мода - характерная черта прежде всего Нового времени. Она внесла в общество революционные преобразования. Адресат современной индустрии моды - молодежь и обеспеченные люди всех возрастов
Нравы - особо оберегаемые, высокочтимые обществом массовые образцы действий. Нравы - это обычаи, включающие в себя философские и этические суждения о благополучии общества, которое непременно наступит, если, конечно, люди станут последовательно соблюдать их. Нравы отражают моральные ценности общества (от лат. moralis - нравственный). Их нарушение наказывается сурово. Мораль определяет этические нормы, духовные принципы, которые положены в основы важнейших сторон жизни общества. Мораль - это предписание того, что такое правильное и неправильное поведение в соответствии с провозглашенными нормами. Считается безнравственным оскорблять старших, бить женщину, обижать слабого и т.д.
Разновидностью нравов выступают законы - это нормы или правила поведения, оформленные парламентским или правительственным документом и требующие неукоснительного выполнения. Система обязательных правил поведения, санкционированных государством, представляет право.
Состояние общества, в котором значительная часть жителей, зная о существовании обязывающих их норм, относится к ним негативно или равнодушно, называется аномией. Все множество видов культурных норм составляет нормативную систему культуры.