double arrow

Сведения об авторах

Белов Владимир Николаевич − доктор философских наук, профессор кафедры культурологии Саратовского государственного университета

Болдыгин Геннадий Васильевич − кандидат философских наук, доцент, консультант ректора по экономическим вопросам Гуманитарного университета, г. Екатеринбург

Денисенко Николай Николаевич − кандидат технических наук, доцент, специалист комитета физической культуры, спорта и молодежной политики г. Пензы

Дорофеева Татьяна Геннадьевна − кандидат философских наук, доцент кафедры философии и истории Пензенской государственной сельскохозяйственной академии

Дудкин Артем Сергеевич − кандидат философских наук, доцент кафедры социологии и социальной работы Пензенского государственного университета

Иванов Алексей Сергеевич − студент 4-го курса факультета русского языка и литературы ПГУ, гр. Л-41.

Ильина Наталья Леонардовна − кандидат биологических наук, доцент кафедры биологии Пензенского государственного университета

Кириллов Герман Михайлович − кандидат философских наук, доцент кафедры философии Пензенского государственного университета

Кирюткин Владимир Александрович − юрист, зам директора МУП «Пассажирские перевозки г. Пенза»

Кондрашин Виктор Викторович − доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой отечественной истории и методики преподавания истории Пензенского государственного университета

Кутуев Руслан Фаридович − аспирант факультета бизнеса ПГУ

Липовский Юрий Иванович − кандидат философских наук, доцент, пенсионер

Лыгина Марина Аркадьевна − доктор философских наук, профессор кафедры социологии и социальной работы Пензенского государственного университета

Марков Виталий Владимирович − студент исторического факультета Пензенского государственного университета, гр. И-41

Мешкова Людмила Николаевна − кандидат философских наук, доцент кафедры мировой и отчественной культуры Пензенского государственного университета

Мясников Андрей Геннадьевич − доктор философских наук, профессор кафедры методологии науки, социальных теорий и технологий Пензенского государственного университета

Мясникова Ольга Алексеевна − юрист, сотрудник Центра культуры и досуга г. Пензы

Пармёнов Анатолий Александрович − кандидат философских наук, доцент кафедры философии Пензенского государственного университета

Петропавловский Андрей Евгеньевич − аспирант кафедры журналистики Пензенского государственного университета

Пугачёв Олег Сергеевич − доктор философских наук, профессор кафедры философии и истории Пензенской государственной сельскохозяйственной академии, заместитель директора по науке Музея-заповедника «Тарханы»

Пугачёва Наталья Петровна − кандидат философских наук, доцент кафедры философии и истории Пензенской государственной сельскохозяйственной академии

Сохранов Владимир Васильевич − доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и психологии профессионального обучения Пензенского государственного университета

Рогова Светлана Александровна − кандидат психологических наук, доцент кафедры музыки и методики преподавания музыкиПензенского государственного университета

Тетенков Николай Борисович − кандидат философских наук, доцент кафедры философии Арктического федерального университета имени М.В. Ломоносова

Шувалов Владимир Иванович − доктор исторических наук, профессор кафедры кафедра всеобщей истории, историографии и археологии Пензенского государственного университета

Российское философское общество

Пензенский государственный университет

Вестник Пензенского отделения Российского философского общества № 3: сборник научных статей / под ред. А. Г. Мясникова – М.: РФО, Пенза: ПГУ, 2013. – 290 с.

Редактор – Власова А.В.

Корректор – Мыльникова А.С.

Формат 60 х 90/ 16. Печать офсетная.

Уч.– изд. л. 18,75

Усл.– печ. л. 17,44

Тираж 100 экз.

Заказ № 24/09. Цена С. 24.

Подписано к печати 12.03.13.


[1] Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта № 12-03-00153 «Распад матрицы традиционного сознания в России: этико-философский анализ»

[2] Инглхарт Р. Меняющиеся ценности и изменяющиеся общества // Режим доступа /

file://localhost/E:/материалы%20к%20гранту%202012/Меняющиеся%20ценности%20и%20изменяющиеся%20общества.mht

[3] См.: Мясников А.Г., Мешкова Л.Н. Матрица традиционного сознания как предмет социально-этического исследования // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. Гуманитарные науки. − 2012. № 27. − Пенза: Изд-во ПГПУ. С.101-106.

[4] См.: Федотов Г.П. Мать-Земля: (К религиозной космологии русского народа) // Судьба и грехи России. Избранные статьи по философии русской истории и культуры. Т. II. - СПб., 1992.

[5] В этом смысле примечательно, что русское слово «воспитание» точно указывает на материнскую роль кормилицы, дающей питание своим детям, и тем самым вскармливающей новое поколение своего рода для будущей деятельности. В крестьянском быту кормление и трудовые обязанности были неразделимы. В условиях полуголодной крестьянской жизни кормление было главным условием воспитания детей («ртов»).

[6] См.: Домников С.Д. Мать-земля и Царь-город. Россия как традиционное общество. М., 2002. С. 60-103.

[7] См.: Супоницкая И. Власть земли: среда и земледелец / Равенство и свобода. Россия и США: сравнение систем. − М.: РОССПЭН, 2010. С. 15-37.

[8] См.: Аверинцев С. К уяснению смысла надписи над конхой центральной апсиды Софии Киевской // Древнерусское искусство и художественная культура домонгольской Руси. М., "Наука", 1972, С. 25-49. https://krotov.info/history/11/1972aver.html

[9] Примечательно, что этот мотив воинственной защитницы народа в образе Родины-Матери воскрес в первые дни Великой Отечественной войны и затем воплотился в гигантских монументах шестидесятых-восьмидесятых годов. Уместно вспомнить и о том, что и небывало суровые зимы 1941-1942 годов трактовались народным сознанием как проявление воли родной земли, сопротивляющейся захватчикам.

[10] См.: Федотов Г.П. Русское религиозное сознание: киевское христианство, X-XIII вв. // Режим доступа / https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Article/fed_russrel.php

[11] См.: Пояс Пресвятой Богородицы впервые прибыл в Россию // https://news.bcm.ru/religion/2011/10/20/306006/1

[12] О роли идеологии иосифлян в становлении института самодержавия см.: Летняков Д.Э. Полемика нестяжателей и иосифлян как предмет политологического исследования // Политико-философский ежегодник. Вып. 4. М., ИФ РАН. 2011. С. 181-201.

[13] См.: Зызыкин М. Царская власть и закон о престолонаследии в России. Издание Кн. А. А. Ливен. София. 1924. Режим доступа / https://www.russia-talk.org/cd-istory/zyzykin.htm#og

[14] См.: Царь и царство в русском общественном сознании. Мировосприятие и самосознание русского общества. М., 1999., Буганов А.В. Отношение к русским царям в народном сознании XIX- начала XX веков. М., 2002, Воронина Т.В. Образ политического лидера в русском фольклоре.

[15] См. Сухова О.А. Десять мифов крестьянского сознания: Очерки истории социальной психологии и менталитета русского крестьянства (конец XIX − начало XX в.) по материалам Среднего Поволжья. М.: РОССПЭН, 2008.

[16] См.: Шевченко В.Н. Вектор развития российской цивилизации и политические стратегии власти // Политические стратегии российского государства как философская проблема. ИФ РАН. - М., 2011.

[17] См.: Бердяев Н. Судьба России. М., 1995. // https://lib.ru/HRISTIAN/BERDQEW/rossia.txt

[18] См.: Федотов Г.П. Святые древней Руси. М., 1991, Федотов Г.П. Русское религиозное сознание // Режим доступа // www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Article/fed_russrel.php, а также Клибанов А.И. Духовная культура средневековой Руси. – М., 1996.

[19] Черная Л.А. Антропологический код древнерусской культуры. М., 2008 // https://lib.rus.ec/b/208635/read#t21

[20] Успенский Б.А. Царь и самозванец: самозванчество в России как культурно-исторический феномен // Художественный язык средневековья. М.: Наука, 1982. С. 202.

[21] Там же, Примечания, С. 218.

[22] Там же, С. 202.

[23] Там же, С. 202-203.

[24] Там же, С. 203.

[25] Там же, С. 211.

[26] Плюханова М.Б. О некоторых чертах личностного сознания в России XVII в. // Художественный язык средневековья. М.: Наука, 1982. С. 185.

[27] Цит. по.: Успенский Б. Царь и самозванец: самозванчество в России как культурно-исторический феномен. Примечания, С. 219.

[28] Плюханова М.Б. О некоторых чертах личностного сознания в России XVII в. // Художественный язык средневековья. М.: Наука, 1982. С. 186.

[29] Там же, С. 185.

[30] Там же, С. 187.

[31] См.: Инглхарт Р., Вельцель К. Модернизация, культурные изменения и демократия. Последовательность человеческого развития. М.: Новое издательство, 2011. с. 13-15.

[32] Яковенко И. Русская репрессивная культура и модернизация // Режим доступа / https://www.liberal.ru/articles/5108

[33] Здесь уместно вспомнить теорию З. Фрейда о комплексе «отца» и «сына».

[34] Яковенко И. Русская репрессивная культура и модернизация.

[35] См.: Яковенко И., Музыкантский А. Манихейство и гностицизм: культурные коды русской цивилизации. М.: Русский путь, 2012.

[36] См.: Сухова О.А. Десять мифов крестьянского сознания…, Супоницкая И. Равенство и свобода. Россия и США: сравнение систем. М.: РОССПЭН, 2010.

[37] Бердяев Н. Душа России. Опыт по психологии войны и национальности. М., 1990. С. 17.

[38] См.: Тоффлер Э. Метаморфозы власти. М., 2001., Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. Изд. 2-ое, испр. и доп. – М., 2004., Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М., 2000.

См.: Лурье С. Историческая этнология. Учебное пособие для вузов. 2-е изд. М., Аспект Пресс, 1998. - 448 с

[39] См.: Супоницкая И. Равенство и свобода. Россия и США: сравнение систем, Пивоваров Ю.С. Русская власть и публичная политика. Заметки историка о причинах неудачи демократического транзита. – М.: Полис, 2005, № 6.,

[40] Андроников И.Л. Примечания // Лермонтов М.Ю. Собр. соч. в 4 т. Т. 1. Стихотворения. 1828-1841. М.: Худож. лит, 1975. С. 543.

[41] Мануйлов В.А. Родина // Лермонтовская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1981. С. 470.

[42] Карамзин Н. «О любви к отечеству и народной гордости» // Избранное. М., 1985. https://az.lib.ru/k/karamzin_n_m/text_0330.shtml

[43] Там же.

[44] Гусейнов А.А. О стране, эгоизме, богатых и бедных и о смысле жизни // Философия − мысль и поступок: статьи, доклады, лекции, интервью. – СПб., 2012. С. 343.

[45] Карпинская Р.С. Биофилософия – новое направление исследования // Биофилософия. М.: Изд-во ИФРАН, 1997. С. 91.

[46] Шаталов А.Т., Олейников Ю.В. К проблеме становления биофилософии // Биофилософия. М.: Изд-во ИФРАН, 1997. С. 5.

[47] Борзенков В.Г. От философии жизни к биофилософии // Человек. 1998. № 5. С. 17.

[48] Клюзова М.Л. Л.Н. Толстой и А. Швейцер: о рационализме и мистике в этике // Вопросы философии. 2006. № 4. С. 119. М.Л. Клюзова предлагает рассматривать этику как «универсальную апологию жизни» [Клюзова М.Л. Этика как апология жизни // Вопросы философии. 2005. № 10. С. 58].

[49] Гусейнов А.А. Благоговение перед жизнью // Этика: энциклопедический словарь. М.: Гардарики, 2001. С. 42.

[50] Йонас Г. Принцип ответственности. Опыт этики для технологической цивилизации / Пер. с нем., предисловие, примечания И.И. Маханькова. Москва: Айрис-пресс, 2004. С. 146.

[51] Там же, С. 156.

[52] Там же, С. 180.

[53] Шелер М. Положение человека в космосе. М: Гнозис, 1994. С. 181.

[54] Швейцер А. Культура и этика // Благоговение перед жизнью. М.: Прогресс, 1992. С. 217.

[55] Гусейнов А.А. Великие моралисты. М.: Республика, 1995. С. 249.

[56] Швейцер А. Благоговение перед жизнью. М.: Прогресс, 1992. С. 224.

[57] Там же, С. 30.

[58] Клюзова М.Л. Л.Н. Толстой и А. Швейцер: о рационализме и мистике в этике // Вопросы философии. 2006. № 4. С. 125.

[59] История этических учений. М.: Гардарики, 2003. С. 140.

[60] Цит. по: Этика: энциклопедический словарь. М.: Гардарики, 2001. С. 31

[61] Мень А. История религии. М.: Форум–Инфра М, 2000. Кн. 1. С. 135.

[62] Жертва // Библейский словарь Эрика Нюстрема. СПб.: Библия для всех, 2008. С. 138.

[63] Франциск Ассизский // Энциклопедия мистицизма. СПб.: Литера, 1997. С. 418.

[64] Честертон Г.К. Святой Франциск Ассизский // Вечный человек. М.: Политиздат, 1991. С. 55.

[65] Кант И. Метафизика нравов // Сочинения в 6 т. М.: Мысль, 1965. Т.4. Ч. 2. С. 382.

[66] Законы о судопроизводстве по делам л преступлениях и проступках. Ст. 7./Свод законов Российской империи. СПб., 1857. Т. XV.

[67] Там же. Ст.9.

[68] Там же. Ст. 17-18.

[69] Устав уголовного судопроизводства. С.1000.//Свод законов Российской империи. СПб., 1857. Т. XVI. Ч.1.

[70] Законы о судопроизводстве…Ст. 18. Примечание.

[71] Устав уголовного судопроизводства. Ст. 1001.

[72] Указатель вопросов права и судопроизводства, разъясненных решениями уголовного кассационного департамента Правительствующего Сената по отношению их к православной вере и православному духовенству.//Пензенские епархиальные ведомости. 1870, №19, часть офиц., с. 368-369.

[73] Государственный архив Пензенской области (далее – ГАПО), ф. 5, оп. 1, д. 1493, л. 1-1-об.

[74] Там же, д. 1489, л. 9.

[75] Законы о судопроизводстве…Ст. 32-34.

[76] ГАПО, ф. 5, оп. 1, 2425, л. 1.

[77] Там же, д. 1489, л. 9.

[78] Законы о судопроизводстве… Ст. 34.

[79] Устав уголовного судопроизводства. Ст. 1005.

[80] Законы о судопроизводстве…Ст. 44,45.

[81] Там же. Ст. 46,47.

[82] Там же. Ст. 52,53.

[83] См., например: ГАПО, ф. 5, оп. 2, д. 1489, л. 9.

[84] Законы о судопроизводстве.. …ст. 54, 56-60, 66.

[85] Там же. Ст. 70.

[86] Там же. Ст. 64.

[87] Полное собрание законов Российской империи. Собр. 2. Т. XV. № 13481.

[88] См.: ГАПО, ф.5, оп.1, д. 2713. л. 11.

[89] Законы о судопроизводстве... Ст. 587, 590.

[90] Там же. Ст. 379, 385.

[91] Данная статья – это текст доклада, прочитанного автором 21 февраля 2012 г. в Законодательном собрании Пензенской области на «Уроке истории», организованном в канун Дня защитника Отечества в зале заседаний Законодательного собрания по инициативе исторического факультета ПГПУ им. В.Г. Белинского и председателя Законодательного собрания А.Д. Гулякова.

[92] Марк Блок. Апология истории или ремесло историка. Издание второе, дополненное. М., 1986. С. 2.

[93] Там же. С. 8.

[94] Ключевский В.О. Сочинения: В 9-ти т. Т. I. Курс русской истории. Ч. I. М., 1987. С. 33 – 48.

[95] Ключевский В.О. Афоризмы. Исторические портреты и этюды. Дневники. М., 1993. С. 33.

[96] Там же. С. 80.

[97] Там же. С. 6.

[98] Там же. С. 36.

[99] Историк-марксист. 1929. Т. 14. С. 11.

[100] См. на эту тему: Lewin M. The Gorbachev phenomenon: A historical interpretation. L., 1988; Левин М. Советский век. – М.: Издательство «Европа», 2008 и др.

[101] Эти слова А. Макаревича вывешены в виде слогана над центральным входом в Высшую школу социальных и экономических наук в Москве.

[102] См. на эту тему: Историческая наука России в ХХ веке. М., 1997. – 568 с.; Историки России. XVIII – начало XX века. М., 1996. – 688 с. и др.

[103] Кондрашин В.В. За созидание без революций // Пензенская правда. 2012. 27 января. С. 4.

[104] Он же. Россия: из прошлого в будущее. Взгляд историка // Педагог. 2012. № 2. С. 6.

[105] См. на эту тему оценку А.И. Герценым героического подвига русского народа по освоению Сибири (Герцен А.И. Собр. Соч. Т. IX. С. 154, 458).

[106] Об этом говорил на Международной научной конференции «Международные отношения в Европе, 30-е годы ХХ века: историографический и источниковедческий аспекты», состоявшейся в Санкт-Петербурге 21 – 22 апреля 2011 г. французский историк В. Буле (см. материалы конференции: Клио. 2011. № 3. С. 120 – 126).

[107] Об этом шла речь на Международной научной конференции в Москве «Нацистская политика геноцида на территории Восточной Европы», состоявшейся 26 – 28 апреля 2010 г. в Москве (см. материалы конференции: «Война на уничтожение. Нацистская политика геноцида на территории Восточной Европы. М., 2010. – 504 с.).

[108] На тему сохранения Малой Родины проводится ежегодная научная конференция в селе Степановка Бессоновского района Пензенской области, организованная В.Е. Малязевым (см. 9 выпусков материалов конференции).

[109] См. на эту тему материалы дискуссии: «Десоветизация»: планы и последствия. Предложения об учреждении общенациональной государственно-общественной программы «Об увековечении памяти жертв тоталитарного режима и о национальном примирении» (Журнал российских и восточноевропейских исторических исследований. 2011. № 1. С. 4 – 47).

[110] См.: Кондрашин В.В. О пользе истории для современников: размышления историка-практика в связи с «Годом истории» в России // Люди во времени: записки историка. – Пенза - Саранск, 2012.

[111] Там же. С. 9.

[112] Там же.

[113] Там же. С. 11.

[114] См.: Национальная идея России / под общей ред. С.С. Сулакшина. В 6-ти т. М.: Научный эксперт. 2012. 4425 с.

[115] См.: Национальная идея России. Т.1. − С.11.

[116] Кондрашин В.В. О пользе истории для современников… С. 11.

[117] См.: Чубайс И. Российская идея. М., 2012., а также см. радио «Эхо Москвы» от 28.09.2012 «Какая идея Нужна России» с Игорем Чубайсом..

[118] Уже в конце XIX века, точнее в 1874 году немецкий философ Фридрих Ницше написал большую статью «О пользе и вреде истории для жизни», в которой он чётко определил критерий полезности истории: «она нужна нам для жизни и деятельности, а не для удобного уклонения от жизни и деятельности или тем менее для оправдания себялюбивой жизни и трусливой и дурной деятельности. Лишь поскольку история служит жизни, постольку мы сами согласны ей служить». Ницше Ф. Соч. в 2-х. т. Т.1. М., 1990. Режим доступа // https://az.lib.ru/n/nicshe_f/text_0020.shtml

[119] Могу предположить, что массовое пьянство и наркомания в современной России являются вполне доступными способами обретения несчастными и несвободными людьми «эйфорийных ощущений», ведь все хотят быть счастливыми и свободными.

[120] В связи с этим вспомнилось анекдотическое высказывание: «Мы надеемся на лучшее, а оно на нас».

[121] См.: Кондрашин В.В. Трагедия советской деревни: коллективизация, раскулачивание, голод // Люди во времени: записки историка. – Пенза - Саранск, 2012.

[122] См.: Кондрашин В.В. Куда идёт Россия? // Люди во времени: записки историка. – Пенза - Саранск, 2012.

[123] Там же. С. 542.

[124] Слово theōria означает наблюдение, созерцание, которое древние эллины подразделяли на чувственное и умозрение.

[125] «История принадлежит живущему в трояком отношении: как существу деятельному и стремящемуся, как существу охраняющему и почитающему и, наконец, как существу страждущему и нуждающемуся в освобождении».//Ницше Ф. Сочинения в 2 т. Т. 1, М. 1990. С.168-178

[126] Русское неокантианство – забытое пространство философии // Жизненный мир философа «серебряного века». Саратов, 2003; Философия Германа Когена и русское неокантианство // Историко-философский ежегодник’2003. М., 2004; Н.А. Дмитриева Русское неокантианство: «Марбург» в России. Историко-философские очерки. (Рецензия) // Вопросы философии. № 4. 2008; Проблема рационального и иррационального в русском неокантианстве // Духовный континент русской философии. Саратов, 2009; Учение Германа Когена в России: особенности рецепции // Неокантианство немецкое и русское: между теорией познания и критикой культуры. М., 2010; Русское неокантианство и русская религиозная философия: попытка компаративистского анализа // Русская философия: единство и многообразие. Саратов, 2010.

[127] Булгаков С.Н. От марксизма к идеализму. Статьи и рецензии. 1895 – 1903 / Сост., вст. статья и комм. В.В. Сапова. М., 2006. С. 373.

[128] Пастернак Б.Л. Охранная грамота. М., 1994. С. 156–157.

[129] Лейбниц Г.В. Новые опыты о человеческом разумении СС в 4 т т. 2 М 1983 с. 198

[130] Лейбниц Г.В. Новые опыты о человеческом разумении СС в 4 т т. 2 М 1983 с. 198-200

[131] Декарт Р. Соч в 2-х томах М., 1994 т 2 с 31

[132] Локк Дж. Сочинения в 3 тт. т. 1 М. 1985 с 301

[133] Шпренгер Я., Инститорис Г. Молот ведьм / Перевод с латинского Н. Цветкова. Предисловие С. Лозинского. Саранск, 1991. С. 278.

[134] Там же. С. 280.

[135] Роджер Харт. История ведовства. // Демонология эпохи Возрождения (XVI-XVII вв.) М.: Издательство «Российская политическая энциклопедия» 1995. С. 363.

[136] Шпренгер Я., Инститорис Г. Молот ведьм / Перевод с латинского Н. Цветкова. Предисловие С. Лозинского. Саранск, 1991. С. 280.

[137] Там же. С. 282.

[138] Канторович Я. Средневековые процессы о ведьмах // История инквизиции: средневековые процессы о ведьмах. М., Харьков, 2002. С. 262.

[139] Там же. С. 261.

[140] Шпренгер Я., Инститорис Г. Молот ведьм / Перевод с латинского Н. Цветкова. Предисловие С. Лозинского. Саранск, 1991.С. 123.

[141] Там же. С. 123-124.

[142] Там же. С. 283.

[143] Там же. С. 284.

[144] См. Кант И. Критика чистого разума //пер. с нем. Н. Лосского сверен и отредактирован Ц.Г. Арзаканяном и М.И. Иткиным – М.: Эксмо, 2011 – С. 278.

[145] Там же. С. 280.

[146] Там же. С. 278.

[147] Там же. С. 274.

[148] Там же. С. 274-275

[149] Газета «Известия». – 17.03.1990.

2 Газета «АиФ». - №38, 2012.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: