Терминологический словарь. Законность– 1) комплексное политико-правовое явление, отражаю­щее правовой характер организации общественно-полити­ческой жизни

Законность – 1) комплексное политико-правовое явление, отражаю­щее правовой характер организации общественно-полити­ческой жизни, органическую связь права и власти, права и государства; 2) общественно-политический режим, состоящий в господстве права и закона в общественной жизни, неукоснительном осуществлении предписаний правовых норм всеми участниками общественных отношений, последовательной борьбе с правонарушениями и произво­лом в деятельности должностных лиц, в обеспечении порядка и организованности в обществе.

Принципы законности – это основные идеи, начала, выражающие содержа­ние законности.

Субъекты требований законности, ее адресаты – все граждане, их орга­низации, должностные лица, государственные органы.

Гарантии законности – это определенный комплекс организационных, экономических, политических, идеологических факторов и юридических мер, обеспечивающих соблюдение норм права, защиту прав граждан и интересов общества и государства.

Гарантии законности - это объективные условия и субъективные факторы, а также специальные средства, обеспечивающие режим законности.

Специальные средства законности – это юридические и организационные средства, предназначенные исключитель­но для обеспечения законности.

Правопорядок – 1) основанная на праве и законности организация обще­ственной жизни, отражающая качественное состояние об­щественных отношений на определенном этапе развития общества; 2) состояние организованности, упорядоченности общественных отношений, которое возникает в результате их регламентации правовыми нормами и реализации данных норм.

Общественный порядок – это качество (свойство) системы общественных отношений, состоящее в такой упорядоченности социальных связей, которая ведет к согласованности и ритмичности общественной жизни, беспрепятственному осуществлению участниками общественных отношений своих прав и обязанностей и защищенности их обоснованных интересов, обще­ственному и личному спокойствию.

Общественный порядок – состояние урегулированности общественных отношений, основанное на реализации всех социальных норм и принципов.


Тема 22. Механизм правового регулирования

Учебные вопросы:

1. Правовое регулирование и его предмет.

2. Способы, типы и методы правового регулирования.

3. Нормативное и индивидуальное правовое регулирование. Саморегулирование.

4. Стадии и механизм правового регулирования.

Правовое регулирование и его предмет

Правовое регулирование – осуществляемое всей системой юридических средств воздействие на общественные отношения с целью их упорядочения.

Правовое регулирование – это процесс, предполагающий непосредственное правовое воздействие на юридически значимые общественные отношения.

Предметом правового регулирования являются обществен­ные отношения.

Они проявляются в поведении, действиях, деятельности людей и ни в чем другом проявляться не могут.

Право, регулируя поведение людей, тем самым регулирует и отношения между ними – экономические, политические, брачно-семейные, трудовые и т. д.

Однако правовому регули­рованию подвергаются далеко не все общественные отноше­ния, не всякое поведение человека.

Во-первых, предметом правового регулирования являют­ся лишь волевые отношения, находящиеся под контролем со­знания и воли субъектов.

Это естественно, ибо право регули­рует поведение человека через его сознание и волю. Чтобы совершить действие, соответствующее норме права, субъект должен осознать требование нормы и сформировать свою волю в соответствии с требованием, сделать волевое усилие, за­ставить себя совершить действие в соответствии с нормой права. Если сознание или воля человека ущербны в силу ряда причин (слабоумие, психическая болезнь и т. д.), то его пове­дение не будет предметом правового регулирования.

Во-вторых, правовому регулированию подвержены лишь те отношения, которые поддаются внешнему контролю.

В-третьих, правовое регулирование возможно лишь в тех случаях, когда у субъектов есть возможность выбора одного из многих (хотя бы из двух) вариантов поведения.

Если такого выбора нет, то требование нормы права бесполезно. Нельзя, например, с помощью норм права запретить человеку отправ­ление естественных потребностей: дышать, пить, есть, спать и т. д., обязать его любить или ненавидеть что-либо или ко­го-либо.

В-четвертых, право регулирует лишь то поведение, кото­рое социально значимо, оказывает влияние на интересы дру­гих людей, т.е. та сфера общественных отношений, которая подвергается юридическому воздействию.

В-пятых, правовому регулированию подвержены устойчивые, повторяющиеся отношения.

Следовательно, предмет правового регулирования - это фактические отношения лю­дей, связанные с реализацией правил возможного и должного поведе­ния, которые объективно нуждаются в правовом обеспечении.

Если правовое регулирование обычно определяют как осуществляемое всей системой юридических средств воздействие на общественные отношения с целью их упорядочения,

то правовое воздействие – как взятый в единстве и многообразии весь процесс влияния права на общественную жизнь, сознание и поведение людей.

Правовое воздействие - это более широкое понятие.

Оно включает в себя регулирование поведения и воздействие на сознание человека, на его социальные установки.

Тот или иной субъект может никогда не быть участником каких-либо отношений, не совершать каких-либо действий, предусмот­ренных нормами права.

Однако его ознакомление с содержа­нием определенного закона оказывает влияние на его созна­ние, мировоззрение.

В этом плане можно отметить, что право не только регулирует поведение людей, но и способст­вует формированию политического, правового и нравствен­ного сознания членов общества, его поведенческих установок.

Различия между правовым регулированием и правовым воздействием состоят в следующем.

1. Предмет правового регулирования несколько уже предмета правового воздействия (в последний входят и такие экономические, политические, социальные отношения, которые правом не регулируются, но на которые оно, так или иначе, распространяет свое влияние).

2. Если правовое регулирование как специально-юридическое воздействие в любом случае связано с установлением конкретных прав и обязанностей субъектов, с прямыми предписаниями о должном и возможном, то правовое воздействие – не всегда.

3. Если первое означает осуществление правовых норм через правоотношения, то второе – не обязательно.

Отсюда правовое регулирование всегда означает также и правовое воздействие, но правовое воздействие – не всегда означает сознательное нормирование общественных отношений.

В этом смысле регулирование – лишь одна из форм воздействия права на социальные связи, охватывающая далеко не все иные его формы.

К иным формам относят следующие:

1) информационно-психологическую,

2) воспитательную,

3) социальную.

Информационно-психологический (мотивированный) аспект характеризуется воздействием нормативной правовой информации на мотивы субъектов.

Воспитательный (педагогический, ценностно-ориентационный, общеидеологический) аспект необходимо отличать от информационно-психологического (мотивационного). Здесь акцент делается на общеидеологическое влияние всей правовой действительности на внутренний мир субъекта, на формирование в сознании людей ценностных представлений, на правовое воспитание личности.

Социальный аспект характеризуется взаимосвязью правовых и других социальных (экономических, политических, нравственных) факторов, принимающих участие в жизни права на всех этапах его функционирования. Эти факторы в своей совокупности образуют то, что называют социальной средой действия права.

К ним относят: доведение правовых норм и предписаний до всеобщего сведения; направление поведения субъектов путем постановки в правовых актах социально полезной цели; формирование правом социально полезных образцов поведения; социально-правовой контроль.

Все вышеназванные формы (информационно-психологическая, воспитательная, социальная) воздействия права на общественные отношения взаимосвязаны.

Такое же положение в совокупном правовом воздействии занимает и правовое регулирование (как лишь одна из форм воздействия – специально-юридическая).

Отсюда вытекает, что, с одной стороны, нельзя совершенно отождествлять понятия «правовое регулирование» и «правовое воздействие» (у них не совпадает объем), а с другой – нельзя их полностью различать (в самом общем виде их можно использовать как синонимы, ибо подобное разделение условно, связано с выделением различных граней общего действия права).

Правовые средства: понятие и виды.

Право – многогранное явление, которое можно рассматривать с разных сторон.

Оно выступает, прежде всего, в роли социального феномена цивилизации, элемента культуры, меры свободы и справедливости.

Наряду с этим право можно оценивать и как средство (инструмент) для разрешения практически значимых задач общества, для удовлетворения интересов людей.

В рамках этого подхода и исследуются правовые средства.

Что же понимают под ними?

В самом общем виде правовые средства – это все те юридические инструменты, с помощью которых удовлетворяются интересы субъектов права, обеспечивается достижение поставленных правовых целей.

В качестве правовых средств выступают:

нормы права,

правоприменительные акты,

договоры,

юридические факты,

субъективные права и юридические обязанности,

запреты,

льготы,

меры поощрения,

меры наказания и т. п.

Признаки правовых средств:

1) выражают собой юридические способы обеспечения интересов субъектов права;

2) сочетаясь определенным образом, они выступают основными «работающими частями» действия права, правового регулирования, правовых режимов;

3) имеют юридическую силу и поддерживаются государством.

Правовые средства своим действием показывают возможности права, его потенциал в урегулировании общественных отношений, в удовлетворении различного рода правомерных интересов индивидуальных и коллективных субъектов.

Собственно правовые средства и придают социальную ценность праву.

Виды правовых средств.

В зависимости от отраслевой принадлежности правовые средства могут быть конституционными, гражданскими, административными, уголовными и т. п.;

в зависимости от характера – материальными и процессуальными;

в зависимости от того, в каком правовом акте они содержатся – нормативными и правоприменительными;

в зависимости от функциональной роли – регулятивными и охранительными;

в зависимости от информационно-психологической направленности – тимулирующие (поощрения, льготы, субъективные права и т.д.) и ограничивающие (наказания, запреты, обязанности и т.д.).

Способы, типы и методы правового регулирования

В правовом регулировании используются три способа ре­гулирования: дозволение, обязывание, запрет.

Дозволение – это предоставленная субъектам возможность совершать самим определенные активные действия в своих собственных интересах.

Позитивное обязывание – возложение на лиц обязанности совершать активные, позитивные действия.

Запрет – обязанность не совершать какие-то действия. Итак, запрет есть разновидность обязанности. Это обязан­ность воздерживаться от совершения действий, запрещенных правом.

Отметим, что если закон возлагает на кого-либо обязанность совершения каких-либо действий, то тем самым и дозволяет совершение этих действий. Однако если закон что-либо дозволяет, то это совсем не означает, что субъект обязан совершить такие действия.

Управомоченный по свое­му усмотрению использует дозволение. Он может им восполь­зоваться, а может и не воспользоваться. У него существует свобода выбора.

Но она отсутствует с точки зрения нормы права у обязанного субъекта. Он должен совершить соответ­ствующие действия.

В качестве дополнительных способов правового регулирования можно назвать – поощрение и рекомендации.

Типы правового регулирования – это определенное соче­тание способов регулирования: дозволения, обязывания и за­прета.

Общедозволительный тип правового регулирования основывается на общем дозволении, из которого путем запрета делается иск­лючение.

Он обычно формулируется так: «дозволено все, кро­ме того, что прямо запрещено» или «разрешено все, что прямо не запрещено законом».

Например, субъектам дозво­лено совершать различные виды сделок, однако совершение некоторых сделок любому субъекту запрещено (купля-прода­жа оружия, наркотиков).

Разрешено заниматься различными видами промыслов, исключая некоторые запрещенные (изго­товление наркотиков, оружия и т. д.).

При этом субъекты в своем поведении руководствуются диспозитивным методом, предполагающим добровольность выбора варианта позитивного поведения и реальную возможность своими непосредственными деяниями (действиями или бездействиями) реализовать предписания правовых норм.

Общедозволительный тип правового регулирования не предполагает специального разрешения со стороны государства на совершение субъектом тех или иных деяний.

Основным условием признания этих деяний правомерными является отсутствие в законодательстве запрета на их совершение.

Общедозволительный тип регулирования неприменим к деятельности государствен­ных органов.

Разрешительный тип правового регулирования обычно формулируется так: «разрешено лишь то, что предписано законом».

При этом субъекты в своем поведении должны руководствоваться императивным методом, предполагающим принудительное побуждение к тем или иным деяниям либо напротив запрет их совершения под угрозой наказания.

Метод правового регулирования – со­вокупность взаимосвязанных средств, приемов, способов юридического воздействия на поведение людей, при помощи которых обеспечивается установленный в обществе правопорядок.

Метод правового регулирования представляет собой сово­купность приемов, способов воздействия права на определен­ную область общественных отношений.

Метод той или иной отрасли права проявляется в характере право­вого положения субъектов (например, субъекты гражданского права равноправны, административного – находятся в отно­шениях властеподчинения и т.п.), в характере оснований возникновения правоотношений (в гражданском праве – сделки, в уголов­ном – преступления, в административном – акты соответст­вующих органов и административные проступки и т.д.), в ха­рактере санкций (наказания – в уголовном, административ­ные взыскания – в административном праве, возмещение имущественного ущерба и убытков и т.д. – в гражданском праве).

Методы правового регулирования – это определенные правовые «технологии», определяющие порядок применения правых средств в процессе правового регулирования.

Основными методами правового регулирования являются:

- императивный метод – предполагает регулирование отношений «власти-подчинения».

В основу этих отношений положены принципы иерархии и субординации.

Суть императивного метода правового регулирования заключается в издании властных предписаний обязательного характера, не допускающих свободы выбора варианта поведения со стороны субъекта, которому это предписание адресовано.

Императивный метод правового регулирования чаще всего применяется в отраслях публичного права (например, в конституционном, административном, уголовном праве).

Императивный метод правового регулирования предполагает властное предписание абсолютно оп­ределенного характера, исходящее от компетентного государственного органа или должностного лица, обеспечиваемое мерами принудительного характера.

- диспозитивный метод – предполагает равенство участников правоотношения, отсутствие между ними отношений власти и подчинения, регулирование отношений договорного (консенсуального) характера.

В основу этих отношений положены принципы координации.

Суть диспозитивного метода правового регулирования заключается в определении и закреплении при помощи правовых норм границ допустимого поведения субъектов права. При этом в рамках установленных границ субъекты могут самостоятельно выбрать вариант поведения. Диспозитивный метод правового регулирования чаще всего применяется в отраслях частного права (например, в гражданском, трудовом, семейном праве).

Диспозитивный метод правового регулирования основывается на предоставлении субъектам правоотношений свободы выбора варианта поведения, в пределах уста­новленных действующим законодательством.

Нормативное и индивидуальное правовое регулирование.
Саморегулирование

Нормативное правовое регулирование относится к перво­начальному этапу регулирования.

Оно имеет общий характер, распространяется на все конкретные отношения определен­ного рода или вида.

Например, нормы о купле-продаже регу­лируют все конкретные отношения этого вида, где бы и когда бы они ни возникали.

Достоинства нормативного правового регулирования состоят в том, чтобы ввести общественные от­ношения в рамки, приемлемые для всех членов общества, придать им определенную устойчивость, упорядоченность, независимость от произвола отдельных личностей. Однако оно имеет свои недостатки, так как не в состоянии учесть все разнообразие особенностей конкретных отношений, следова­тельно, нуждается в дополнении его индивидуальным регули­рованием.

Индивидуальное правовое регулирование осуществляется третьими субъектами, не являющимися участниками регули­руемых отношений, или самими субъектами-участниками отношений (саморегулирование).

В первом случае субъектом индивидуального регулирова­ния выступают государственные органы – суды, органы ад­министрации, внутренних дел и т. д. Они осуществляют раз­решение имущественного спора (суд), разрешение ношения и хранения огнестрельного оружия, вынесение постановле­ния о наложении административного взыскания за наруше­ние правил дорожного движения (органы внутренних дел) и т. д.

Или же стороны заключают соглашения о третейском су­де, которому и поручают разрешение спора, обязуясь подчи­ниться его решению. Это имеет место чаще всего между предпринимательскими, коммерческими структурами (про­мышленными, торговыми, транспортными и др.), однако со­гласно закону это может быть и между гражданами и органи­зациями.

Вторым видом индивидуального регулирования являются договоры (соглашения, контракты). Это наиболее распрост­раненная форма саморегулирования, позволяющая учесть особенности конкретных отношений, интересы участников отношений на основе их свободного волеизъявления, взаим­ного согласия. В сфере права это самые разнообразные дого­воры (аренды, купли-продажи, найма, перевозки, оказания услуг, трудовые, кредитные договоры и т.д.). Среди договоров необходимо выделить нормативные договоры и соглашения: коллективные договоры, заключаемые между работодателем в лице администрации предприятия, учреждения и профсою­зами или иными представителями трудящихся; отраслевые та­рифные соглашения между работниками соответствующей отрасли и работодателями; генеральные соглашения между Правительством РФ, объединениями профсоюзов и объеди­нениями работодателей и др.

Правовые договоры в своей основе имеют нормы права, должны учитывать их требования.

Формой саморегулирования являются не только договоры, но и другие акты. Среди них можно назвать различного рода уставы, принимаемые общественными объединениями, профсоюзами, кооперативами, акционерными обществами и т.д. Уставы общественных объединений (кроме профсою­зов), кооперативов, акционерных обществ и многих других организаций подлежат обязательной государственной регист­рации. Фактом регистрации государство подтверждает право­вой статус соответствующей организации.

Стадии и механизм правового регулирования

Правовое регулирование – процесс постоянный, непре­рывный, в нем участвуют тысячи и миллионы различного ро­да субъектов: государственные органы, общественные объ­единения, предприятия, учреждения, граждане. Постоянно издаются правовые решения, заключаются договоры, испол­няются обязанности, соблюдаются запреты, осуществляются права. В то же время совершаются правонарушения (наруша­ются запреты, не исполняются обязанности, происходит злоу­потребление правами), возникают различного рода правовые конфликты и споры, требующие правового разрешения.

Можно выделить три стадии (этапа) процесса правового регулирования:

общенормативное регулирование – оформление и юридическое закрепление властного предписания регулятивно-охранительного характера в соответствующем источнике права;

индивидуализация прав и обязанностей – возникновение прав и обязанностей у конкретных субъектов;

реализация права.

На первой стадии происходит оформление и юридическое закрепление властного предписания регулятивно-охранительного характера в соответствующем источнике права. На этой стадии осуществляется «юридизация» сложившихся в ходе объективного общественного развития правил поведения людей (социальных норм). В свою очередь, процесс «юридизации» социальных норм предполагает официальное признание государством той или иной нормы в качестве общезначимой; ее юридическую оценку (норма может быть признана как позитивной – правомерной, так и негативной – противоправной); определение круга лиц (субъектов), на которых эта норма распространяет властное воздействие; установление пространственных и временных пределов ее действия; закрепление нормы в формально-юридическом источнике права – правовом акте; обнародование этого акта и наделение его юридической силой. На этой стадии правовое регулирование носит общий характер.

На второй стадии на основе норм права и юридических фактов возникают конкретные права и обязанности у конк­ретных субъектов права, в конкретных отношениях. На этой стадии происходит конкретизация норм права применитель­но к отдельной ситуации, поскольку права и обязанности, предусмотренные нормой права, носят общий характер. На этой стадии они детализируются применительно к отдельной ситуации, конкретному отношению, «привязываются» к пер­сонально определенным субъектам.

Например, на основе конкретных юридических фактов (стаж работы, размер зарплаты, достижение пенсионного возраста, наличие иждивенцев и т.д.), подтверждаемых соот­ветствующими документами, выносится решение о назначе­нии пенсии конкретному гражданину в соответствии с зако­ном о пенсиях. У гражданина возникает право на получение пенсии в определенном размере, у органов социального обеспечения — обязанность выплачивать пенсию.

Однако в случае если право на пенсию конкретизировано, размер пенсии определен, а пенсионных денег временно нет, то есть лишь правовая возможность их получить. Чтобы она превратилась в реальность, необходимо совершение обязан­ным субъектом (органом социального обеспечения) и упол­номоченным гражданином определенных действий (выдача денег одним, получение другим).

Это и будет третья, завер­шающая стадия реализации субъективных прав и обязаннос­тей, следовательно, реализация самих норм права, заключи­тельный этап их действий.

На стадии реализации правовая норма начинает «работать» – использоваться участниками правоотношения, применяться к конкретной ситуации.

Таким образом, нормы права реализуются в действиях, в поведении, в деятельности разнообразных субъектов права, и ни в чем другом они реализоваться не могут.

Различают че­тыре формы реализации норм права:

соблюдение,

исполне­ние,

использование

применение норм права.

Формы реали­зации связаны со способами регулирования.

Соблюдение связано с запретами, состоит в воздержании – от действий, запрещенных правом.

Исполнение вытекает из позитивной юридической обязан­ности, заключается в совершении соответствующих обязан­ностям активных (позитивных) действий (уплата денег за про­данную вещь по договору купли-продажи, уплата налогов и т. д.).

Использование тесно связано с субъективным правом, предполагает совершение активных действий, направленных на реализацию, осуществление своего права.

Правоприменение – особая форма реализации права, оно имеет место в тех случаях, когда первые три формы оказыва­ются недостаточными для реализации норм права. Примене­ние – это властное вмешательство в общественные отноше­ния государственных органов. Оно состоит в рассмотрении конкретных юридических вопросов, дел и вынесении власт­ного, обязательного для субъектов индивидуального решения (приказа, постановления какого-либо органа управления, ре­шения, приговора суда и т. д.).

Механизм правового регулирования – это система объединенных структурными и функциональными связями субъектов права, правовых актов, средств, методов, процессов и процедур, при помощи которых и в рамках которых осуществляется результативное воздействие права на общественные отношения.

Механизм правового регулирования – это комплексная система, включающая юридические средства и процедуры, при помощи которых осуществляется правовое регулирование.

Основной целью формирования и функционирования механизма правового регулирования является обеспечение социальной стабильности и поддержание режима законности и правопорядка, а также предупреждение и пресечение правонарушений, реализация мер юридической ответственности.

Действие механизма правового регулирования, является упорядоченным и осуществляется в рамках определенного правового режима.

Правовой режим – это особый порядок, выражающийся в определенном сочетании структурных элементов механизма правового регулирования, взаимодействие которых создает условия, благоприятствующие (препятствующие) реализации интересов субъектов права.

Структурными элементами механизма правового регулирования являются:

нормы права;

правовые акты (нормативные, правоприменительные, интерпретационные) регламентирующие поведение субъектов права;

субъекты права – правосубъектные участники юридически значимых отношений;

правоотношения, в рамках которых реализуются права и обязанности субъектов;

юридические (правовые) средства, методы, процедуры, при помощи которых и в рамках которых осуществляется процесс правового регулирования;

юридические факты и фактические составы, с которыми связывается наступление, изменение, прекращение правоотношений;

юридические последствия субъективных деяний, предусмотренных правовыми актами.

Элементы (блоки) механизма правового регулирования можно «привя­зать» к соответствующим стадиям (этапам) процесса регули­рования.

Первой стадии общенормативного регулирования соот­ветствует нормативный элемент (нормы права, нормативные акты), к которому следует отнести все, что обслуживает нор­мы права: систематизацию законодательства, законодатель­ную технику, нормативное толкование.

Второй стадии регулирования соответствует такой эле­мент, как правоотношение (субъективные права и обязаннос­ти), с помощью которого предписания норм права конкрети­зируются, трансформируются в субъективные права и обязан­ности конкретных субъектов в конкретных отношениях. К этому элементу примыкают юридические факты как фак­тические основания возникновения, изменения и прекраще­ния правоотношения. Заметим также, что правоотношения имеют два основания для возникновения и движения (изме­нения и прекращения): нормативное (нормы права) и факти­ческое (юридические факты).

Третьей стадии регулирования соответствует такой эле­мент механизма, как акты реализации (соблюдение, испол­нение, использование). Особое место в механизме правового регулирования занимают применение и акты применения. Они, как уже отмечалось, имеют место на второй и третьей стадии, служат двигателем механизма, дают ему энергию, подталкивают к движению.

Важное место в механизме зани­мает правосознание. Оно «обслуживает» все стадии, все элементы правового регулирования. В соответствии с правосоз­нанием создаются нормы права, выносятся индивидуальные применительные акты; оно влияет на акты непосредствен­ных форм реализации права (соблюдения, исполнения, ис­пользования). Если акты применения сравнивать с двигате­лем, то правосознание можно сравнить со смазкой механиз­ма, нормативный элемент – с блоком управления, правоот­ношения – с системой передач и трансмиссией, а акты реализации – с колесами. Если все элементы механизма ли­шены дефектов, исправны и смазаны, механизм легко вра­щается, процесс правового регулирования достигает своей цели.

Результатом действия механизма выступают закон­ность и правопорядок.

Правовые средства – это юридические «инструменты», с помощью которых удовлетворяются интересы субъектов права, разрешаются юридические коллизии, реализуются меры юридической ответственности.

Основными правовыми средствами являются:

правомочия – предусмотренные правом возможности, реализация которых непосредственным образом зависит от воли управомоченного субъекта;

обязывания – закрепленные правом долженствования, побуждающие субъекта к совершению определенных деяний правомерного характера и устанавливающих юридическую ответственность, как за отказ от совершения этих деяний, так и за совершение их с нарушением предусмотренных правил;

запреты – закрепленные правом долженствования, предостерегающие субъекта от совершения деяний противоправного характера и устанавливающие юридическую ответственность за совершение этих деяний.

Кроме того, выделяются правовые средства производного характера:

правовые стимулы – законодательно закрепленные факторы, побуждающие субъектов к совершению активных действий правомерного характера и обеспечивающие режим наибольшего благоприятствования для удовлетворения позитивных интересов этих субъектов;

правовые ограничения – законодательно закрепленные факторы сдерживающего характера. При помощи правовых ограничений создаются условия для охраны интересов контрсубъектов юридически значимых отношений;

правовые льготы – законодательно закрепленные факторы, облегчающие положение субъекта права и позволяющие ему с большей эффективностью удовлетворять свои позитивные интересы. Правовые льготы выражаются как в предоставлении субъекту дополнительных возможностей (правомочий), так и в освобождении его от определенных обязанностей;

правовые поощрения – законодательно закрепленные формы и меры правового одобрения добровольного позитивного действия, выражающиеся в вознаграждении субъекта, наступлении в отношении него определенных благоприятных последствий.

Вопросы для самоконтроля:

Что такое правовое регулирование?

Что является предметом правового регулирования?

Каково соотношение правового воздействия и правового регулирования?

Перечислите основные и дополнительные способы правового регулирования.

Какие существуют методы правового регулирования?

Назовите стадии правового регулирования.

Дайте определение понятию «механизм правового регулирования».

Назовите структурные элементы механизма правового регулирования.

Дополнительная литература

Бобылев А.И. Механизм правового воздействия на общественные отношения // Государство и право. – 1999. – № 5. – С. 104-109.

Ведяхин В.М., Ревина С.Н. Типы и методы правового регулирования рыночных отношений // Правоведение. – 2002. – № 2. – С. 232-244.

Галаган И.А. О природе правового регулирования // Право и политика: Современные проблемы соотношения и развития. – Воронеж, 1996.

Дивеева H.И. Общеправовые средства в механизме правового регулирования трудовых отношений // Правоведение. – 2002. – № 3. – С. 56-62.

Кашанина Т.В. Соотношение централизованного и децентрализованного правового регулирования // Правоведение. – 1991. – № 4.

Кашанина Т.В. Система правового регулирования в демократическом государстве // Власть силы, сила власти. – М.,1996.

Киселева О.M., Малько А.В. Институт правового поощрения в России историко-юридический аспект // Правоведение. – 1999. № 3. – С. 32-41.

Концептуальные проблемы правового регулирования: Сборник научных трудов. – Вып. 6. – Уфа. 2001.

Краснояружский С.Г. Индивидуальное правовое регулирование. Общетеоретический аспект // Государство и право. – 1993. – № 7.

Маврин С.П. О роли метода правового регулирования в структурировании и развитии позитивного права // Правоведение. – 2003. – № 1. – С. 205-216.

Малько А.В. Механизм правового регулирования // Правоведение. – 1996. – № 6.

Малько А.В. Правовые средства как общетеоретическая про­блема // Правоведение. – 1999. – № 2. – С. 4-16.

Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве. – М.: Юристъ, 2004. – 248 с.

Матузов H.И. Еще раз о принципе «не запрещенное законом дозволено» // Правоведение. – 1999. – № 3. – С. 14-31.

Морозова И.С. Льготы в российском праве: проблемы эффективности // Правоведение. – 2001. – № 4. – С. 39-50.

Проблемы теории и практики правового регулирования: Сбор­ник трудов. – Самара, 2000.

Сазонов Б.И. Социальные, организационные и правовые основы механизма действия права // Государство и право. – 1993. – № 1. – С. 23-32.

Сапун В.А. Теория правовых средств и механизм реализации права. – СПб., 2002.

Сорокин В.Д. Правовое регулирование: предмет, метод, процесс. – М.: Юридический центр Пресс, 2003. – 662 c.

Сорокин В.Д. Что такое предмет правового регулирования // Юридическая мысль. – 2001. – № 2.

Сорокин В.Д. Правовое регулирование: предмет, метод, процесс // Правоведение. – 2000. – № 4. – С. 34-45.

Рукавишникова И.В. Метод в системе правового регулирования общественных отношений // Правоведение. – 2003. – № 1. – С. 217-222.

Тихомиров Ю.А. Публично-правовое регулирование: динамика сфер и методов // Журнал российского права. – 2001. – № 5. – С. 3-12.

Шундиков К.В. Цели, средства и результаты в правореализационном процессе // Правоведение. – 2001. – № 4. – С. 30-39.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: