Перечень возможных тестовых вопросов по теме на ПГК. 1.О немецкой классической философии

1. О немецкой классической философии. Ответ. К немецкой классической философии (НКФ) конца ХУ111-Х1Х вв. относят И. Канта, И.Фихте, Ф.Шеллинга, Г.Гегеля и Л. Фейербаха. Все они очень разные философы, но их творчество принято оценивать как единое целое. Их объединяют общие методологические принципы построения философского знания: рационализм, диалектика, историзм.

2. О теоретических источ­никах НКФ. Ответ. Теоретическими источ­никами НКФ были крупнейшие до­стижения предшествующего духовного развития всего человечества, в частности, идейное наследие фр. и нем. Просвеще­ния, рационализм Декарта, Спинозы, Лейбница, материалистические линии философов Ф. Бэкона, Гоббса, Спинозы, Гассенди и других. НКФ была представлена почти всеми основными философскими течениями, как дуализм Канта, субъективный идеализм Фихте, объектив­ный идеализм Шеллинга, Гегеля и материализм Фейербаха. Несмотря на разнообразие основных философских по­зиций, НКФ является единым, отно­сительно самостоятельным этапом раз­вития философии, ибо все ее системы логически вытекают одна из другой.

3. Об основоположнике немецкой классической философии. Ответ. Основоположником немецкой классической философии и науки новейшего временисчитают Иммануила Канта.

4. О философии Канта. Ответ. Философия Канта получила название трансцендентального идеализма. Его философское творчество можно разделить на два периода: 1-й – до начала 70-х годов (1746-1770), называется «докритическим», а 2-й (1770-1797) – «критическим», поскольку именно тогда происходит переориентация сферы интересов Канта, и были написаны главные произведения, принесшие философу мировую славу: ««Критика чистого разума» (вопросы теории познания), «Критика практического разума» (этика), «Критика способности суждения» (эстетика и учение о целесообразности в природе).

5. Об агностицизме Канта. Ответ. Вопросы познания Кант решает с позиции агностицизма. Он различал воспринимаемые человеком явления вещей, и вещи как они существуют сами по себе, и утверждал, что человек познает мир не так, как он есть на самом деле, а только так, как он нам является. Нашему знанию доступны только явления вещей ( феномены ), составляющие содержание нашего опыта. Миру же явлений соответствует, независимая от человеческого сознания сущность вещей – «вещи сами по себе». Абсолютное познание их невозможно. Они для нас только (ноумены ), то есть умопостигаемая, но не данная в опыте сущность.

6. Об антиномиях. Ответ. В докантовской гносеологии трудность познания определялась самим объектом познания – окружающим миром, который содержит в себе бесконечное множество неразгаданных тайн. Кант же полагает, что причиной этой трудности является сам человек и его разум, т.е. субъект познания, а не окружающий мир. Познавательные способности человеческого разума ограничены (разум не может все!). Разум постоянно наталкивается на неразрешимые противоречия в процессе познания (антиномии).

7. О двух видах знания. Ответ. Все знание Кант делит на опытные (apastoriori) и доопытные (apriori). Апостериорное знание есть то знание, которое человек получает в результате опыта, оно предположительно, не обладает полной достоверностью и к всеобщности не имеет никакого отношения. Априорное знание – это доопытное знание, то есть то знание, которое существует в разуме изначально и не требует никакого опытного доказательства и практического подтверждения.

8. О категорическом императиве Канта. Ответ. Нравственный долг Кант определяет в форме нравственного закона, или нравственного категорического императива, который формулируется следующим образом: поступай так, чтобы максима (основной принцип) твоей воли и поведения во всякое время могла служить принципом всеобщего законодательства. Тем самым, категорический императив Канта отрицает возможность общеобязательной этики, построенной на эвдемонистической основе.

9. О философии Фихте. Ответ. Свою философию Фихте назвал «учением о науке», или «Наукоучением», который и является его основным философским трудом. Главное положение его философии – «Я есть», которое, полагает самое себя, оно первоначально.

10. О методе Фихте. Ответ. Метод Фихте, в котором развиты некоторые черты идеалистической диалектики, называется «антитетическим», т. к. антитезис, собственно, не выводится у Фихте из тезиса, а ставится рядом с ним как его противоположность.

11. Учение о познании. Ответ. Органом разумного познания Фихте признавал непосредственное созерцание истины умом, т. е. «интеллектуальную интуицию».

12. Об основных сочинениях Шеллинга. Ответ. Шеллингомбыли написаны следующие произведения: «Философия природы», «Система трансцендательного идеализма» (1800 г.), «Философские исследования о сущности человеческой свободы и о связанных с этим предметах» (1809 г.).

13. О главном вопросе философии. Ответ. По Шеллингу философия должна дать ответ на два вопроса: 1). Каким образом развитие бессознательно-духовной природы приводит к возникновению сознания? 2). Каким образом, наоборот, сознание, которое само по себе есть лишь субъект, становится объектом? На первый вопрос отвечает «философия природы», на второй – учение «трансцендентального идеализма».

14. О философии Гегеля и основных его сочинениях. Ответ. Георг Вильгельм Фридрих Гегель – вершина немецкого идеализма первой половины Х1Х века.Его философское учение относят к объективному идеализму, хотя сам он называет свою философию абсолютным идеализмом, на основе, которой, он разрабатывает теорию диалектики. Основ. соч.: «Феноменология духа», «Наука логики», «Энциклопедия философских наук», «Лекции по истории философии», «Философия права», «Лекции по эстетике» и др.

15. Об основном понятий философии Гегеля. Ответ. Основное понятие учения Гегеля – Мировой дух или Абсолютная идея, которого он определяет как объективное, безличное, идеальное начало, основу и субъект развития всего мирового бытия. Весь мир – это грандиозный исторический процесс превращения абсолютной идеи в абсолютный дух, где промежуточными членами выступают природа и конечный дух. Все, что существует (живая и неживая природа, человек) - это лишь различные воплощения Мирового духа. Исходя из чего, он полагал, что «Все действительно разумно, все разумное – действительно».

16. Об исходном положении философии Гегеля. Ответ. Это понятие о тождестве бытия и мышления, т. е. понимание реального мира как проявления идеи, понятия, духа, и рассматривал его как исторически развивающийся процесс самопознания абсолютной идеей самого себя.

17. О философской системе Гегеля. Ответ. Гегель наметил трехчленное деление своей философской системы, которая состояла из логики, философии природы и философии духа. Само мышление он именует абсолютной идеей, и она в своем развитии проходит три этапа: с тупень логики, с тупень природы и ступень духа.

18. О философском методе Гегеля. Ответ. Гегель называет свой метод диалектическим,ключевое понятие которого – противоречие – «корень всякого движения и жизненности. Он утверждал: «л ишь, поскольку нечто имеет в самом себе противоречие, оно движется». Развитие осуществляется по определенному правилу диалектики: сначала, утверждение – тезис, затем его отрицаниеантитезис, и наконец, отрицание отрицаниясинтез, снятие противоположностей.

19. О диалектике Гегеля. Ответ. Диалектика (четко сформулировано Гегелем в «Науке логики», 1812-16 гг.) – основополагающий закон развития и существования Мирового духа и сотворенного им окружающего мира. В этом произведений философ дал анализ важнейшим законам и категориям диалектики, логике и теории познания, создал первую в истории мысли систему диалектической логики.

20. О периодах всемирной истории. Ответ. Гегель считал, что «Всемирная история есть прогресс в сознании свободы». В соответствии с этим критерием Гегель различает четыре основных периода всемирной истории: восточный мир (Китай, Индия, Египет ), греческий мир, римский мир и германский мир.

21. О вкладе Гегеля в развитие философии. Ответ. Заслуга Гегеля состоит в том, что он впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития. Это признание взаимосвязи, движения, развития явлений; противоречия как источника движения, развития; превращение количественных изменений в качественные; признание зависимости метода от самого исследуемого предмета; рассмотрение истины как процесса; признание преемственности в развитии.

22. О философии Л. Фейербаха и основных его сочинениях. Ответ. Людвиг Андреас Фейербах,философ-материалист, атеист, первый философ, подвергший развернутой критике систему Гегеля. Его философскую систему называют «новой философией» или «философией будущего», основное содержание которой: отстаивание материализма. Основ. соч.: «История новой философии от Бэкона до Спинозы», «К критике философии Гегеля» (1839), «Философия и христианство», «Сущность христианства» (1841), «Предварительные тезисы к реформе философии» (1842), «Основы философии будущего» (1843).

23. О антропологическом материализме Л. Фейербаха. Ответ. Фейербах считал, что единственно существующими реальностями являются природа и человек; человек является частью природы; единством материального и духовного. Человек должен стать главным интересом философии как «единственный, универсальный и высший» предмет ее исследования, а сама философия – учением о человеке, или антропологической философией.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: