Философия Средневековья

Изучение противоречивого процесса исторического развития фи­лософской мысли эпохи Средневековья и Возрождения позволяет осмыслить новые реалии динамично изменяющейся дей­ствительности.

Многие особенности средневековой философии проявились в про­исходившей на протяжении нескольких веков схоластической борьбе реализма и номинализма. «Реализм» (от лат. realis — вещественный) в его средневековом понимании не имеет ничего общего с современ­ным значением этого термина. Под реализмом подразумевалось уче­ние, согласно которому подлинной реальностью обладают якобы только общие понятия, универсалии, а не единичные предметы, существу­ющие в эмпирическом мире. Нетрудно видеть, что средневековый реализм сближается с платонизмом, для которого реальным бытием обладают вечные и самотождественные идеи, а не преходящие и из­менчивые чувственные вещи. Согласно средневековым реалистам, универсалии существуют до вещей, представляя собой мысли, идеи в божественном разуме. Благодаря им, человеческий разум в состоянии познавать сущности вещей, ибо эта сущность и есть не что иное, как всеобщее понятие. Ясно, что для таких реалистов, как, например Ансельм Кентерберийский (1033-1109), а позднее Фома Аквинский, главной универсалией выступает бог. Поэтому всякое познание, по их мнению, возможно лишь с помощью божественного разума, а сама жизнь людей должна быть ориентирована на Бога.

Противоположное направление было связано с подчеркиванием приоритета воли над разумом, с утверждением универсальности ма­териального мира. Оно получило название номинализма.

Термин «номинализм» происходит от латинского слова «потеп», что значит «имя» или «звуки голоса». Согласно номиналистам, общие по­нятия есть только слова, имена. Они не обладают самостоятельным существованием вне и помимо единичных вещей и образуются нашим умом путем абстрагирования признаков, общих для целого ряда эм­пирических вещей и явлений. Так, например, мы получаем понятие «человек», когда отвлекаемся от индивидуальных особенностей отдель­ных людей и оставляем только то, что является общим для всех людей как выразителей человеческого рода. А поскольку все люди суть жи­вые, социально организованные существа, обладающие сознанием, то в понятие человека входят именно эти признаки: человек есть живое социальное существо, наделенное сознанием. Таким образом, соглас­но учению номиналистов, универсалии существуют не до, а после ве­щей. Крайние номиналисты, к которым принадлежал, например, Иоанн Росцелин (ок. 1050-1120), сводили универсалии к словам и зву­кам человеческого голоса. Умеренные номиналисты (Пьер Абеляр, 1079—1142) «концептуально» обосновывали первичность вещей, но как неотделимых от «общего».

Спор номиналистов и реалистов продолжил обсуждение античной проблемы о соотношении единичного и общего, как она ставилась еще Аристотелем. Он различал первичные и вторичные сущности, но зат­руднялся с определением онтологического статуса тех и других. Свое завершение данная схоластическая проблема европейского Средневе­ковья нашла в трудах Ф. Аквинского

Характерной чертой философии Средневековья является повсеме­стное обращение к теоцентризму - христианскому учению о Боге как сущности, первопричине и первоосновы сотворенного им мира. Осо­бенно сильно это влияние было заметно в Европе, а также в Византии, Передней Азии и Северной Африке. Возникает патристика (от лат. раter— отец) - философские учения «отцов церкви», призванные обо­сновать и защитить христианство. Наиболее ярким представителем патристики был епископ из Гиппона (Северная Африка) Аврелий Ав­густин (Блаженный) (354—430). Августин логически обосновывал тринитарность Бога и его сущность, соотношение веры и разума, добра и зла. Историю общества он объяснял на основе Библии и считал, что люди с помощью Бога могут достичь конечной цели — «града Божия».

Главным в человеке видел душу, через спасение которой и можно добиться милости Бога. Августин приспосабливал некоторые идеи Птатона к христианскому богословию. Патристика явилась осно­вой формирования собственно христианской философии. Она поло­жила начало и схоластике как способу обоснования, зашиты и сис­тематизации религиозных догматов абстрактным, логическим путем. В своем труде «О граде Божьем» Августин писал, что в мире суще­ствует два государства: «божий град» (церковь) и «град земной» (госу­дарство). Церковь «странствует по земле, имея цель на небе», «церковь и теперь есть царствие небесное». Только к ней подходит определение государства, данное Цицероном, так как лишь в церкви — право и общая польза, истинная справедливость, мир и покой. Любовь к Богу порождает град небесный. Зло как любовь к себе составляет основу града земного. На земле благо и зло (любовь к Богу и любовь к себе) символизируют библейские персонажи — Авель и Каин. Государст­во - создание человеческое, его цель — временная, оно создано наси­лием, держится принуждением: «При отсутствии справедливости, что такое государства, как небольшие разбойничьи шайки, так же как и сами разбойничьи шайки что такое, как не государства в миниатюре». Классиком католической теологии и систематизатором схоласти­ки считают Фому Аквинского (1225—1274). Фома писал обо всем, отве­чал на сотни и тысячи различных вопросов. Его философия со второй половины XIX века становится основой неотомизма — современного религиозно-философского учения католицизма.

Философия Ф. Аквинского — реакция на аверроизм, учение арабо-мусульманского мыслителя Ибн-Рушда (Аверроэса) (1126—1198), жив­шего в Испании. Ближайшая цель ее - критически переосмыслить учение о двойственности истины. Но главная цель состояла в разра­ботке философских основ утверждавшегося католицизма. Истина од­на, учил Фома, она от Бога. Все существующее, по его утверждению, создано Богом «из ничего», управляется Богом.. Жизнь каждого чело­века предначертана Богом. В служении ему состоит главный смысл жизни человека.

Природа — это подножие небесного, божественного царства. Все в мире расположено по ступеням божественной иерархической лестницы: внизу неодушевленные вещи, выше - человек, еще выше – ангелы, святые и, наконец, - Господь Бог.

Аквинский логически обосновывает пять положений о существовании Бога. Так, если всякое явление или предмет имеют причины своего возникновения и существования, то должна быть главная причина причин. Такой главной причиной всего и является Бог. Если природа, человек, государство могут характеризоваться категориями прекрасного, то существует абсолютная красота. Такой красотой яв­ляется Бог. Все доказательства бытия Бога Ф. Аквинского представля­ли цепочки логических рассуждений.

Представляют интерес социальные взгляды Аквинского. Власть государя он выводил из «божьей воли». Но, учил Фома, светской вла­сти подчинены лишь тела людей, а не их души. Верховная, всеобъем­лющая духовная власть принадлежит церкви. Все светские государи должны быть подчинены римскому папе — «наместнику Христа».

Большое место в политико-правовой доктрине философа занимает учение о законах, их видах и соподчиненности. Закон им определя­ется как общее правило для достижения цели, правило, которым кто-либо побуждается к действию или воздержанию от него. Взяв у Аристотеля деление законов на естественные (они самоочевидны) и положительные (писаные), Фома Аквинский дополнил его делением на законы человеческие (определяют порядок общественной жизни) и божественные (указывают достижение «небесного блаженства»). Из сочетания этих двух классификаций выводятся четыре вида законов: вечный (божественный естественный), естественный (человеческий естественный), человеческий (человеческий положительный) и боже­ственный (божественный положительный).

Вечным законом Фома называет «сам божественный разум, управ­ляющий миром»; этот закон лежит в основе всего мирового порядка, природы и общества.

Естественный закон трактуется как отражение вечного закона че­ловеческим разумом; к нему относятся законы совместной жизни лю­дей, стремление к самосохранению и продолжению рода.

Человеческий закон, под которым Фома понимал действовавшее феодальное право, рассматривался им как выражение требований ес­тественного закона и подкрепление их принуждением, санкцией.

К божественному закону Фома относил Библию.

Светская власть должна, по требованию церкви, карать еретиков. Фома Аквинский говорил, что если фальшивомонетчики наказываются смертью, то еще справедливее казнить еретиков. Подобной позицией он «благославлял» Инквизицию.

Как известно, в период Средневековья господствовала религиоз­ная доктрина. Согласно христианской религии, знание имеет два уров­ня - сверхъестественное знание, содержащееся в текстах Библии, и естественное знание, получаемое человеком посредством изучения ок­ружающего мира и представленное в текстах философов Платона, Ари­стотеля и других выдающихся античных мыслителей, признанных и канонизированных христианством. Широкое распространение религиозных догм привело к формированию средневековой схоластики, как религиозному типу философии. Средневековые схоласты отредакти­ровали труды Гиппократа, Ибн Сины и Галена.

В период Средневековья широкое развитие получила алхимия - на­чальный исторический этап зарождения современной химии, прошед­шей в своем развитии ряд ступеней. Перевод арабских алхимических рукописей на латинский язык способствовал развитию «алхимическо­го бума» в Западной Европе, благодаря чему европейские алхимики в период с XII по XVI век открыли железный купорос, углекислый аммо­ний, сурьму. Кроме того, ими были разработаны способы приготовления бумаги и пороха, ряд химических методов. К сожалению, догматическая религиозная теория сковывала развитие духовности того времени и алхимии. Активные усилия алхимиков Средневековья были направлены на поиск «философского камня», которому приписывались чудодейственные свойства исцеления от всех болезней и возвращение молодости. Вместе с тем, настоящие ученые придерживались естественнонаучных позиций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: