Сущность, структура и функции сознания

Материалистическая концепция рассматривает сознание в связи с отражением, что помогает раскрыть его сущность и предпосылки воз­никновения. Одним из атрибутивных свойств материи является отра­жение, под которым понимается процесс и результат взаимодействия, способность материальных объектов воспроизводить в своей структу­ре особенности других объектов, сохранять следы их воздействий. Свойство отражения имеет разнообразные формы проявления и качественно изменяется при переходе от низших ступеней в развитии материи к более высоким.

В неживой природе отражение проявляется в механических, физических, химических процессах и имеет относительно пассивный, следообразный характер. Действие одного предмета на другой вызывает ответную реакцию, оставляет определенный след. Так, движение человека по берегу моря воспроизводится в его следах на песке.

Изменение температуры окружающей среды приводит к расширению или сжатию тела. Внешнее химическое воздействие вызывает ответные изменения в молекулярной структуре тела, образуя новые связи, элементы, новые соединения. Отражение на уровне живой природы,биологическая форма отражения, имеет более активный, приспособительно-опережающий характер. Здесь результаты отражения используются как информация о мире, позволяющая регулировать жизнедеятельность организма.

В процессе развития живого мира, который по данным науки существует около 3 млрд. лет, приспособительно-опережающее отражение прошло длительный путь от простейших биологических форм (раздражимость, возбудимость нервной ткани) до психической формы отражения высших животных (психические акты, условный рефлекс).

Отражательная деятельность высших животных протекает в форме психических процессов (ощущений, восприятий, представлений). Однако психические процессы животных не тождественны психике человека. Животные не в состоянии осознать свое отношение к среде, целенаправленно изменить ее. Они не вычленяют содержание инфор­мации из ее носителя, из сигнала, не обладают абстрактным, поня­тийным мышлением. В отличии от разума человека, психика живот­ных представляет собой лишь «зачаток интеллекта, предметностное мышление», как в свое время говорил И.П. Павлов.

На социальном уровне отражение приобретает принципиально но­вый характер. В отличие от приспособительных реакций животных человеческое отображение, — осознаваемое чувствование и мышле­ние, — становятся в полном смысле активным, конструктивно-твор­ческим. Активно отражая мир, человек выделяет себя из природы, осоз­нает себя как действующее лицо, ставит цели, планирует действия, конструирует вещи. Качественно изменяется на социальном уровне развития и форма отражения. Она становится специфически челове­ческой, идеальной формой. Более глубокое и осознанное содержание приобретает чувственное отражение. Возникает своеобразная над­стройка над ним - абстрактное мышление, обобщенно отражающее мир в понятиях. Таким образом, в процессе длительного саморазвития неживой и живой природы, формирования человека материальное по своей форме отражение в неживой природе переходит в свою проти­воположность — в идеальную форму на уровне социальной организа­ции материи. Развитие досоциальных форм отражения является предысторией человеческого сознания. В этой предыстории важную роль играют общие и непосредственные его биологические предпосылки.

К общим биологическим предпосылкам появления сознания относят­ся: возникновение живых организмов, дифференциация живой мате­рии, появление диффузных нервных клеток, а затем формирование и развитие центральной нервной системы (особенно головного мозга).

Непосредственные биологические предпосылки связаны с эволю­цией древних антропоидов — общих предков человека и современных человекообразных обезьян. Ближайшей биологической предпосылкой возникновения сознания является, прежде всего, развитая нервная система, а также телесная организация человекоподобных существ и стадная форма их существования.

Непосредственные биологические предпосылки подготовили воз­можность появления сознания. Однако их недостаточно для превра­щения данной возможности в действительность. Решающую роль в возникновении и развитии сознания сыграли социальные условия, факторы общественной жизни: труд, зарождение членораздельной речи, речевое общение, образование общинных связей, жизнь в человеческом коллективе. Важнейшим фактором становления сознания выступает труд, трудовая деятельность формирующихся людей.

В возникновении и развитии трудовой деятельности выделяются три стадии: 1. Орудийно-приспособительные действия высших обезьян (от дриопитеков до австралопитеков); 2. Трудовая деятельность армирующихся людей (питекантропов, синантропов и др.); 3. Труд людей современного физического типа.

На первой стадии осуществляется переход от единичного, случайного к систематическому использованию естественных предметов в качестве орудий добывания пищи, нападения или защиты. Под влиянием орудийной деятельности развивалась предсознательная психика антропоидов, устанавливались простейшие связи между предметами. Зачаткам трудового процесса соответствовали формы наглядно-действенного «ручного» мышления, включающего элементы анализа, синтеза, сравнения, обобщения, непосредственно вплетенные в предметную деятельность.

Глубокие изменения в развитии психики наших предков происходи­ли на второй стадии, которая характеризуется переходом орудийно-приспособительных действий антропоидов в труд формирующихся людей с постепенным пробуждением сознания. Систематическая орудийная деятельность изменила анатомию человека. Труд завершил переход к прямохождению, усовершенствовал руку, привел к резкому обогащению человеческого мозга информацией и способствовал его быстрому раз­витию. Труд требовал общения, стимулировал развитие органов речи, закреплял и совершенствовал формы совместных действий. На этой стадии возникает качественно новая форма деятельности — использование орудий, их обработка с помощью других орудий. Создание простых орудий труда из камня, дерева является фактором, определившим выделение человека из животного состояния. Процесс изготовления орудий постепенно совершенствует высшую нервную деятельность. Мышление приобретает элементы самостоятельности, сначала существует в форме наглядно-образного, а затем все более принимает отвлеченный характер, становится абстрактно-образным мышлением.

На третьей, высшей стадии своего развития труд приобретает собственно человеческий характер. Его важнейшими особенностями становятся: применение разнообразных по назначению сложных орудий; разделение труда, форм производственной деятельности; творческие характер, создание новых, не существующих в самой природе предметов,

Развитому трудовому процессу соответствует абстрактное, понятийное мышление, разум человека.

Труд породил сознание человека, а сознание рационализирует труд, делает его целенаправленным, творческим. В зарождении и развития человеческого сознания важное значение имеет речевое общение, язык. Таким образом, «сначала труд, — писал Ф. Энгельс, — а затем и вместе с ним членораздельная речь явились двумя самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно превра­тился в человеческий мозг» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20, С. 490)

Вначале, на стадии орудийной деятельности, в качестве средств сигнализации выступали конкретные предметы, затем жесты и звуки символизирующие действия с оружием. Путь к возникновению язы­ка, видимо, начинается от сигнального значения звуков, издаваемых животными. В ходе эволюции начинает формироваться членораздель­ная речь. Учитывая те преимущества, которые дает речь, уместно предположить, что на этом этапе естественный отбор продолжал свою рабо­ту в пользу лучше говорящих. Так открылись возможности для развития потомков с совершенствующейся 2-й сигнальной системой. Постепен­но создавались условия, чтобы суждения, понятия могли существо­вать как во внутренней речи, так и во внешней. Затем членораздель­ные звуки переходили в слова, развивали артикуляционный аппарат.

Таким образом, речь обеспечила усложнение самого языка, разви­тие артикуляционного аппарата, создала вторую сигнальную систему, обеспечила переход от оперирования предметами к оперированию понятиями. И.П. Павлов писал, что «слово составило вторую сигналь­ную систему действительности, будучи сигналом первых сигналов». Поэтому-то человеческая деятельность регламентируется в первую очередь общественными, а не биологическими законами. Но этого еще недостаточно для появления такого сознания человека, каким оно яв­ляется в настоящее время. Для этого необходимо еще одно условие — сообщество человеческих предков, жизнь в коллективе, которая вле­чет за собой формирование элементарных нравственных норм (взаи­моподдержка, взаимозащита, сопереживание, альтруистические жер­твы). И это одна из важнейших причин, сохранивших человека в условиях жесткого естественного отбора. Общинная жизнь позволила выработать индивидам представления о себе, об окружающих его себе подобных. Так появляется «Я» и «Не-Я», «Мы», формируется самопознание.

Итак, анализ биологических и социальных предпосылок сознания приводит к выводу, что в процессе взаимодействия социального и биологического решающее влияние на формирование человеческого сознания оказывают социальные условия. Именно они обусловили выделеие человека из природы, его предметную и умственную деятель­ность, создали условия развития сознания.

К критериям наличия сознания следует отнести следующие при­знаки: сознание есть оперирование знанием, способность к направленной передаче информации от одного лица другому в виде абстрактных символов. Это объективный признак сознания. Сознание есть ощущение жизни, своего бытия в окружающем мире. Оно складыва­ется из осознания своей способности воспринимать и понимать окру­жающее, сообразовывать его со своими потребностями. Это субъективный критерий сознания.

Известно значительное количество попыток дать определение со­знанию. Несмотря на разнообразие формулировок и значений, боль­шинство дефиниций сознания имеет общие черты, которые можно сум­мировать следующим образом: 1. Определения не отвечают на вопросы, что такое сознание, когда и как оно формируется, а перечисляют его функции. 2. Функции сознания описываются не как инертные объек­ты, а как активные процессы.

Основные функции сознания - это оценка, хранение и последую­щая мобилизация как внутренних, так и внешних воздействий при помощи мышления, запоминания, чувств, желаний и других процес­сов. Для того, чтобы можно было рассматривать эти явления более конкретно, следует выяснить: 1. Существует ли хоть одна функция со­знания, не связанная с внутренними или внешними возбуждениями? 2.Может ли сознание проявляться в чем-то ином, кроме поведения? 3. Может ли сознание существовать без функционирующего мозга?

И если на все три вопроса дается отрицательный ответ, то мы вправе заключить, что сознание обязательно связано с возбуждением, поведением и функционированием мозга. Очевидно, что без возбуждения мозга сознание существовать не может, а без поведения его нельзя распознать. Поскольку сознание с момента рождения и на протяжении всей жизни человека всецело зависит от притока сенсорной информации, его можно определить как переработку в мозгу поступающей информации. При этом центр тяжести переносится на выяснение происхождения, приема, передачи, хранения, мобилизации и последствий этой информации.

Сущность сознания с позиций диалектико-материалистического подхода выражается посредством анализа происхождения сознания, что позволяет выявить аспект вторичности сознания по отношению к материи. На основании чего можно сделать вывод, что сознание есть продукт исторического развития материи? Оно возникает лишь на определенном этапе развития материи, с появлением ее наиболее сложноорганизованных форм. Рассмотрение конкретных форм сложноорганизованной материи, непосредственных носителей сознания, выявляет вторичность сознания по отношению к своему органу — мозгу. Таким образом, со­знание есть функция мозга, свойственная общественно развитому челове­ку. Сознание есть особая высшая форма отражения действительности. Именно в этом и заключается его глубинная сущность, раскрываемая рядом важных, характерных черт сознания. Сознание — это специфи­чески человеческое, идеальное отражение бытия. Сознание воспроиз­водит объективное содержание в субъективной форме. Сознание - это творческое, активно преобразующее отражение действительности.

Обобщая все приведенные характеристики, можно сделать вывод о том, что сознание есть продукт исторического развития материи, выс­шая, свойственная общественному человеку функция мозга, состоя­щая в идеальном, адекватном, активно преобразующем отражении действительности.

В структурном отношении сознание включает в себя знание, эмо­ции, волю. Это наиболее распространенный взгляд на компонентную структуру сознания. Знание - это отражение объективных характери­стик действительности в сознании человека. Знания могут быть обыденными, житейскими и научными.

Наряду с научными знаниями, сознание может включать в себя и различного рода иллюзии, вымыслы, антинаучные взгляды. Совре­менное знание выдвинуло в качестве одной из важных проблему ин­формационной перегрузки человека. Речь идет об увеличении доли умственного труда при снижении физических нагрузок, что требует разрешения проблемы психосоматического единства и равновесия деятельностной структуры человека.

Эволюция человека отработала механизмы обеспечения информа ционного гомеостаза. На современный поток интенсивной информации он не рассчитывался. Отсюда эмоциональные стрессы, мобилизация физических процессов при избытке информации, - все это разрушает адаптационные способности организма. Поэтому сейчас вводится понятие информационного гомеостаза, под которым понимается эволюционно отработанный механизм поддержания внутренней упорядоченности системы в условиях постоянно меняющейся внешней среды.

Поскольку познание всегда сопряжено с определенным отношением человека к миру и к знаниям о нем, с его переживаниями, постольку важным компонентом выступают эмоции, под которыми понимается класс психических состояний, выражающих в форме непосредствен­ного пристрастного переживания значения отраженных предметов и ситуаций для удовлетворения потребностей живого существа, ведущих к прекращению вредного и бесполезного действия, к мобилизации на поиск новой стратегии поведения по типу проб и ошибок.

Экспериментальные данные свидетельствуют о том, что 80% всех запомнившихся факторов эмоционально окрашены, 16% — безразлич­ны, 4% неопределены (Вейн А.М., Каменецкая Б.М. Память человека. М., 1973. С.9). Эмоции или стимулируют, или затормаживают созна­ние индивидом реальных явлений действительности. То, что радует глаз, лучше и легче запоминается. Необходимо учитывать, что чувство страха мешает человеку в осознании происходящего. В последние годы физиологи и психоневрологи детально изучают мозговые структуры, связанные с эмоциями - с изучением центров приятного и неприят­ного, взаимосвязи доминантных и условно-рефлекторных связей. Ока­залось, что центр приятного и центр неприятного — не автономные образования, а «узловые пункты» единой мозговой системы, назначе­ние которой — оценивать действительность в форме непосредствен­ного переживания и сопутствующих физиологических сдвигов, под­готавливающих организм к необходимым действиям. Примерно 40% мозгового вещества крысы обладает этим свойством — при раздраже­нии вызывать реакцию, свидетельствующую о приятных (35%) или неприятных (5%) ощущениях. Остальные 60% приходится на чувствен­но-нейтральное вещество. Логично предположить, что у человека при­мерно такая же анатомо-физиологическая основа приятной или не­приятной окраски чувств. Разумеется, опытов на людях проводить нельзя. Однако вживление электродов в человеческий мозг практико­валось с целью лечения и диагностики: раздражая током определен­ные участки, уточняли местоположение болезненного очага для последующего нейрохирургического вмешательства, а опыты проводились попутно, с согласия больных. X. Дельгадо, проводившему такого рода эксперименты, удавалось с помощью слабых электрических импульсов вызывать страх, дружеское расположение, злобу и даже ярость. Это подробно описано в его книге «Мозг и сознание».

Наряду с эмоциями, огромную роль в функционировании сознания играет такой важный компонент, как воля. Под волей понимается сознательное и целенаправленное регулирование человеком своей деятельности. Это осознание стремления и побуждения к действию. Воля необходима, когда человек определяет цель и средства ее достижения, оценивает трудности и пути их преодоления, принимает решение до­биться цели, невзирая на имеющиеся препятствия.

Существует точка зрения, что в состав компонентов сознания кроме перечисленных знаний, эмоций и воли входит внимание (благодаря которому определенный круг объектов находится в фокусе сознания), а также самосознание, т.е. осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе. Но самосознание не всесильно, поэтому необходимо иметь в виду на­личие бессознательного с его скрытыми мотивациями. 3. Фрейд ви­дел в бессознательном истоки и причины душевных расстройств.

Интересна трактовка 3. Фрейдом проблемы сознательного и бес­сознательного. Первый (верхний) слой — сознание. Этот слой, будучи самой незначительной частью психики, включает лишь то, что мы осоз­наем в каждый момент. Сознание выступает как нечто текущее, изме­няющееся. Второй слой — предсознание (или подсознание). Это обшир­ное вместилище фактов, сведений, воспоминаний. Подсознательное включает все то, что отсутствует в сознании в данный момент, но легко может проникнуть в сферу сознания. Третий слой — бессозна­тельное. Это наиболее обширный и наиболее важный слой психики. Бессознательное состоит из инстинктивных стремлений, а также вос­поминаний о деятельности и страстях, которые в свое время были в сфере сознания, но потом оказались вытесненными.

В завершении анализа структуры сознания необходимо заметить, что сознание — это не сумма множества составляющих его элементов, а их интегральное, сложно структурированное целое. Знания, эмоции, воля и другие компоненты сознания в своем единстве характеризуют работу сознания и обеспечивают выполнение им ряда жизненно важ­ных для человека функций.

Имеется значительное количество подходов к выделению функций сознания. Так, профессор С.-Петербургского государственного уни­верситета В. Сагатовский предложил выделить три функции: 1. Функ­ция прогностики, проектирования, целеполагания (смыслопонимание, творчество). 2. Функция отражения (мира, накопления знаний). 3. Функция любознательности — самоценность жизни как высшая по­требность. Таковы важнейшие функции сознания, по мнению видного отечественного философа. Все они взаимосвязаны и взаимно перепле­таются. В своей совокупности они создают необходимые предпосыл­ки социальной активности сознания. Наиболее распространен подход, в соответствии с которым выделяется шесть функций: 1. Функция адек­ватного отражения (единство познания, осознания, самоосознания). 2. Аккумулятивная функция — накопление знаний. 3. Аксиологическая функция - оценка и самооценка. Оценка служит нашим жизненным ориентиром. На характер оценки влияют другие ценности человека. 4. Продуктивно-творческая функция планирования, конструирования. 5. функция целеполагания - человек ставит цель. 6. Функция коммуникативно-регулятивная - управление.

Количество функций сознания зависит от критериев их выделения - необходимости и достаточности. Д.И. Дубровский в моногра­фии «Мозг и разум» (М., 1994) пишет, что в последние десятилетия выделяются три главных концептуальных подхода к проблеме «мозг и сознание» - физикалистский, бихевиоральный (от англ. behaviour — поведение) и синергатический (функционалистский).

Физикалистский подход заключается в стремлении провести прин­цип физикалистского монизма в объяснении явлений сознания. Мир есть не более чем совокупность физических процессов. Отсюда следу­ет программа — дать полное описание человека в физико-химических терминах. Истоки данного подхода лежат в сциентизме, в философ­ских воззрениях Ламетри, Кабаниса, а также у вульгарных материали­стов Бюхнера, Фогта, Молешотта. Сознание выступает в крайне упрощенном виде.

Бихевиоральный подход состоит в том, что явления сознания и моз­говые процессы берутся нерасчлененно, в единстве и описываются в поведенческих терминах. Поведенческий акт включает единство пси­хического и физиологического. Поэтому бихевиоральная установка имеет смысл. В ней сознание равно поведению, сознание равно реф­лексу. Здесь теория высшей нервной деятельности претендует на сво­еобразное решение психофизиологической проблемы. Бихевиористы считают, что клеточкой сознания выступает действие.

Синергетический подход. Идеи синергетики позволяют наметить новые подходы к деятельности мозга, решить проблемы мозг-сознание.

Синергетика проясняет роль процессов самоорганизации в живых системах, в том числе и в мозге. Явления самоорганизации в деятельности мозга основаны на том, что мозг как целое рождает, запускает свойства, кооперирующие элементы мозга в систему, способствующие кооперации элементов.

Естественнонаучные исследования убедительно доказывают связь сознания и языка. Они свидетельствуют о том, что все 100% времени бодрствования человек «говорит». В данном случае, разумеется, учи­тывается и так называемая внутренняя речь (т.е. модуляция мышц гор­тани и т.д.), сопровождающая мышление. Если в буквальном смысле речь означает мысли вслух, то «внутренняя речь» — это мысли про себя. При этом примерно 30% времени бодрствования человек говорит вслух, 45% — слушает, 16% — читает, 9% пишет.

Развитие человеческого общества сопровождается изменениями во всех сферах жизни. Все в большей степени интеллектуализируется труд, увеличивается ответственность каждого человека за его результаты, усложняются межличностные отношения, резко возрастает объем ин­формации. Происходят процессы нарастающей психологизации, субъективизации современного человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: