Коммерческая система в сфере товарного обращения

Современная рыночная экономика в мировой практике развивается на теории рынка, в основе которой лежит целенаправленное использование законов стоимости, предельной полезности, спроса и предложения в условиях развитых товарно-денежных отношений, свободы предпринимательства, наличия многообразных форм собственности и конкуренции.

На разных этапах становления рыночной экономики с учетом ее национальных особенностей и принятой направленности в решениях социально-экономических задач общества возникают различные концепции функционирования рыночного механизма, особенности его использования.

Товарное обращение средств производства является важным фактором эффективности рыночного механизма, так как через сферу обращения средств производства в России проходит более 2/3 всего товарооборота.

В сфере товарного обращения происходит реальная оценка результатов деятельности каждого предприятия. В ней через механизм спроса и предложения, а стало быть через фактическую реализацию проходят свою проверку созданные потребительные стоимости с точки зрения их соответствия общественной и индивидуальной потребности и цены на товары с позиции их конкурентоспособности.

Несистемное внедрение рыночных механизмов и неподготовленные к этому товарно-денежные отношения в России неизбежно привели к появлению скорее «дикого», чем достаточно цивилизованного рынка, адаптированного к мировой экономической системе. Вследствие этого многие коммерческие структуры ушли в «тень», активно развивается незаконный бизнес без правового оформления и госстатотчетности.

Особенности формирования в России современной рыночной экономики, роль в ней оптово-коммерческого звена определили ряд характерных ее черт.

1. Образование единого рыночного пространства и системы рыночных коммерческих структур с формируемыми устойчивыми долговременными межотраслевыми и межрегиональными связями и широким распространением диверсификационных процессов.

2. Свобода развития предпринимательства на рынке в любых рациональных формах, не запрещенных законом.

3. Повышение приоритетности спроса по отношению к предложению товаров, работ, услуг взамен ранее существовавшего примата предложения над спросом.

4. Преобладание неценовых факторов конкуренции над ценовыми, что означает доминирование конкурентоспособности потребительных ценностей по их качеству, надежности над конкурентностью цен товаров.

5. Законодательное и экономическое регулирование рыночных отношений, направленное на противодействие недобросовестной конкуренции и монополизации экономики.

6. Расширение рамок национальной экономики, связанное с развитием интеграционных рыночных процессов с постепенным вхождением их в систему мирового рынка.

7. Социальная ориентация общественных регуляторов рыночного механизма.

8. Создание возможностей благодаря развитию акционерных и других коллективных форм собственности активного включения любого гражданина в процесс предпринимательства и конкурентные отношения.

9. Постепенное достижение через рыночные механизмы согласия интересов субъектов рынка путем расширения свободы их экономических отношений.

В процессе функционирования рынка проявляются его преимущества и недостатки.

Среди сильных положительных сторон рынка на первый план выступают возможности:

♦ распределения ресурсов через объективный механизм соотношения спроса и предложения;

♦ стимулирования через рыночный механизм снижения издержек производства, повышения эффективности производства, качества и конкурентоспособности;

♦ поворота экономики к потребителю. Стремясь получить максимальную прибыль, товаропроизводители идут на риск, разрабатывают новые товары, вводят новые технологии, что позволяет им временно получить преимущества перед конкурентами. Все это в конечном счете ускоряет научно-технический прогресс;

♦ свободы выбора производителей и покупателей, исходя из материальной заинтересованности и ответственности, что способствует успешному функционированию рынка.

Но рынку присущи и отрицательные стороны.

1. Рынок не имеет механизма сохранения невоспроизводимых ресурсов и окружающей среды. В настоящее время остро стоят экологические проблемы чистого воздуха и чистой воды, которые органически переплелись с экономическими и социальными проблемами. Поэтому без вмешательства государства в данные проблемы обойтись невозможно, так как рынок не может самостоятельно регулировать использование ресурсов, принадлежащих всему человечеству.

2. Рынок в нынешнем виде не создает стимулы для развития товарови услуг коллективного пользования — дорог, дамб, общественного транспорта, сферы образования, здравоохранения в целом.

3. Рынок не обеспечивает защиту прав человека на труд, охрану здоровья, получение образования для каждого члена общества, каким бы слабым и незащищенным он не был.

4. Рынок не стимулирует в должной мере проведение фундаментальных научных исследований, так как они требуют значительныхкапитальных вложений на длительный срок, не дают гарантий положительного результата и не носят прикладного характера. Поэтому частный капитал эти фундаментальные исследованияне всегда интересуют.

5. Рыночные механизмы не могут решать краткосрочные проблемы в чрезвычайных ситуациях, например в период эпидемий, наводнений, кризисов, стихийных бедствий, войн. В этих ситуациях на помощь приходит государство как гарант национальных интересов.

Важнейшим фактором эффективного развития современных рыночных отношений и достижения успехов в конкуренции субъектов рыночного оборота, особенно в области коммерческой деятельности, является широкое внедрение основ маркетинга.

Современный маркетинг — это философия большого бизнеса, направленная на активизацию предпринимательской деятельности в целях удовлетворения разумных потребностей членов общества, их потребительских нужд. Эта философия выражена в концепции социально-этического маркетинга, интегрирующей в своем содержании три составляющие: покупательские потребности; прибыль фирмы; интересы общества.

Центральное место в содержании маркетинга отводится раскрытию роли рынка как на микро-, так и на макроуровне в тесной взаимоувязке функционирования основного звена народнохозяйственного комплекса и в целом государства.

На микроуровне каждый участник рыночного взаимодействия при организации коммерческой деятельности использует в своем арсенале набор маркетинговых инструментариев, таких, как цена, продукт, сбыт, коммуникации с обязательным учетом факторов маркетинговой среды — политических, экономических, социально-культурных, коммуникационных и конкурентных.

В процессе коммерческой деятельности предприниматели, формируя маркетинговую политику, используют маркетинговые инструменты, к которым относятся:

♦ продуктовая политика, основными элементами которой выступают диверсификация товара, его модификация, концепция нового товара, товарный знак, товарная марка, упаковка, сервисные услуги;

♦ ценовая политика, позволяющая в максимальной степени учесть совокупные затраты, состояние спроса на рынке, создать обоснованные коммерческие цены, наценки, скидки, подготовить получение выгодных инвестиций;

♦ распределительная политика с использованием оптимальных каналов сбыта, рычагов формирования спроса и стимулирования сбыта;

♦ коммуникационная политика в целях формирования эффективных коммуникационных связей за счет использования информационных каналов, рекламных кампаний и механизмов паблик рилейшнз.

В современных условиях развития мирохозяйственных связей, активного включения нашей страны в мировую экономику необходимо тщательно учитывать влияние геоэкономических и геополитических факторов. Эти факторы являются выражением места положения российской экономики в мировом пространстве с учетом специфических условий, традиций, особенностей экономических и социальных признаков развития субъектов Российской Федерации.

Учет при организации коммерческой деятельности геоэкономических и геополитических факторов приобретает все большее значение, так как Россия стала активным участником и полноправным представителем в большинстве международный организациях.

Раскрытие основного содержания коммерческой деятельности, ее концепции требует использования соответствующего понятийного аппарата, т.е. терминов и понятий, связанных с коммерческой деятельностью.

Понятие «коммерция» происходит от латинского commercium, что в переводе означает торговля, торговые операции, купеческий деятельность, торговые обороты, купеческие промыслы.

Отсюда такие понятия, как коммерсант (лицо, осуществляющее коммерческую деятельность), коммерческий риск, коммерческая (купеческая) тайна, коммерческий кредит, коммерческие банки.

Коммерческая деятельность — понятие экономически более широкое, чем торговля, так как в основе торговли всегда лежит коммерция, но не каждая коммерческая деятельность сводится только к торговле. Многие юридические лица в сфере коммерческой деятельности осуществляют сложный комплекс заготовительной, производственной, строительной, инвестиционной и другой предпринимательской деятельности в целях ее дальнейшей реализации через процессы купли-продажи для выручки доходов и получения прибыли.

Современная коммерческая деятельность осуществляется через специализированную коммерческую систему. Коммерческом система — это интегрированное целое в виде производственно-коммерческого комплекса товаров и услуг, существующего в определенной экономической, правовой, культурной и территориальной среде в конкретный момент времени.

При этом элементами системы являются экономические субъекты коммерции, производящие и (или) реализующие товарыи услуги через рыночную среду, при контакте с которой они прямо влияют на качество и эффективность воспроизводственногопроцесса. Отсюда вытекают основные рыночные факторы системы: стабильные источники финансирования; устойчивая совокупность законодательных и правовых актов; квалифицированная подготовка кадров; финансово-инвестиционная политика.

Система состоит из множества индивидов, каждый из которыхобладает определенным капиталом, совокупностью факторов приобретаемых ресурсов, определенным множеством товарови услуг, реализуемых через рыночную среду, в которой взаимодействуют субъекты коммерции.

Из этоговытекает, что коммерческая система — это система многообразных экономических связей между субъектами коммерческой деятельности.

Как известно, современная коммерческая деятельность осуществляется преимущественно в сфере товарного обращения и распределения специализированными на этом коммерческими организациями.Функционирующие в производственных фирмах, предприятиях, компаниях коммерческие подразделения обеспечивают организацию товарно-денежного потока как на входе в производство — в виде его обеспечения всеми необходимыми ресурсами, капиталом и информацией, так и на выходе из него— в виде реализации на рынке готовой продукции, работ и услуг,полученного капитала и информации. При этом само производство концептуально рассматривается как процесс переработки закупленных на рынке ресурсов, создания новых потребительских стоимостей и капитала с последующей продажей их на рынкахпокупателей. Этим обеспечивается кругооборот ресурсов в процессе воспроизводства на принципах рыночных отношений.

Многие зарубежные производственные фирмы и компании, сосредотачивая внимание на новых технологиях, обновлении, повышении качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции,снижении ее себестоимости, нередко выделяют коммерческуюдеятельность в самостоятельную специализированную торговую сеть сферы обращения с экономической ответственностью ее перед головной производственной фирмой (компанией). Такая сеть действует во многих фирмах США, Канады, Франции, Германии, Великобритании и других стран.

Однако следует подчеркнуть, что какой бы ни была структура коммерческих служб производственных предприятий, компаний и фирм, основным принципом и сутью их деятельности является то, что она по своей природе всегда обращена в рынок и должна быть направлена на ресурсное обеспечение производства и наиболее доходную реализацию его результатов в интересах фирмы (предприятия, компании) и решения необходимых социальных задач общества.

Вместе с тем, с формированием современных рыночных отношенийи развитием основных форм торговли особую актуальность в России, равно как и в других промышленно развитых странах, приобретает коммерческо-посредническая деятельность, осуществляемая непосредственно в сфере товарного и финансового обращения и имеющая свои важные отличительные черты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: