Оценка размеров внелегальной экономики. Макроэкономические последствия ее существования

Для определения масштабов теневой экономики используются четыре основных подхода:

монетаристский: исходит из допущения, что в теневой экономике расчеты ведутся исключительно наличными, главным образом крупными купюрами. Поэтому в соответствии с этим подходом показателями роста теневой экономики считается повышение удельного веса наличных денег в денежном агрегате М2 и доли банкноте высоким номиналом в общем объеме денежного обращения. На основе этого подхода власти СССР провели в январе 1991 г. денежную реформу, включавшую обмен крупных по номиналу банкнот в трехдневный срок в целях изъятия таким путем нелегальных капиталов;

«палермо» (итальянский метод) основан на сравнении величины заявленного дохода с объемом покупок товаров и получения платных услуг в масштабах страны или региона, а также отдельных лиц. Отсюда стремление властей, в том числе и в России в конце 90-х гг., установить контроль над крупными покупками (например, недвижимости, драгоценностей, акций и др.);

анализ занятости позволяет предположить, что сохраняющийся длительное время высокий уровень незарегистрированной безработицы свидетельствует о наличии широких возможностей для занятости в теневом секторе;

метод технологических коэффициентов заключается в сопоставлении данных о динамике потребления электроэнергии и представленных в официальные органы сведений о производстве товаров и оказании услуг. В России в 90-х гг. декларируемое производство товаров и услуг снизилось более чем на 40%, а потребление электроэнергии — всего лишь на 25%, что косвенно указывало на рост теневого сектора.

Поскольку масштабы и структура теневого сектора во многом зависят от экономической политики государства, а разрастание этого сектора, несмотря на краткосрочные выгоды, наносит существенный ущерб обществу, органы власти должны стремиться свести его до безопасных размеров. Важную роль в этом играет вывод из «тени» неформального сегмента теневой экономики. Для этого уплата налогов участниками этого сегмента должна восприниматься ими как получение от государства социально значимых услуг (обеспечение через суд выполнения контрактов, безопасность личности и имущества, развитие социальной инфраструктуры и т.д.). С этой целью задачей государства является создание благоприятного климата для легальной предпринимательской деятельности: снижение административных барьеров, установление приемлемого уровня налогообложения. обеспечение соблюдения экономическими агентами контрактных обязательств, гарантирование частной собственности и др. В России в начале 2000-х гг. был проведен ряд реформ в этом направлении: упрошена процедура регистрации новых фирм, снижена ставка налога на прибыль предприятий (с 35 до 24%), введен ряд льгот для малого бизнеса.

Теневая экономика и организованная преступность выступают как угроза-процесс экономической безопасности государства, который негативно воздействует на развитие народного хозяйства, а при оценке деятельности субъектов теневой экономики, направленной на ущемление экономических интересов личности, общества и государства, — как угроза-действие.

Теперь следует обсудить последствия, которые существование внелегального рынка оказывает на экономическую систему в целом. К позитивным последствиям следует отнести, во-первых, стабилизирующую роль внелегальной экономики. Эта стабилизи-рующая роль была особенно очевидной в условиях господства командной экономики. «Тот спрос, который не может удовлетворить «первая экономика», создает всепоглощающий рынок для продукции и услуг в сфере «теневой» экономической деятельности»31. Однако стабилизирующая роль внелегальной экономики сохраняется и при переходе легальной на рыночные рельсы. Значительные размеры внелегального сектора в развивающихся странах позволяют им легче переносить спады производства и кризисные явления на мировых рынках. В периоды кризиса внелегальный сектор способен сохранить занятость на прежнем уровне за счет сокращения уровня оплаты труда, ведь в основе функционирования внелегального предприятия лежит воспроизводство социальных связей (семейно- родственных, клановых, национальных)32. По логике такого воспроизводства, допустить увольнение — значит разрушить социальные связи. Парадоксальность ситуации в том, что достижение нео-классического равновесия зависит от рынка, очень удаленного по своим параметрам от неоклассического.

Кроме того, существование внелегального сектора позволяет реализовать предпринимательский потенциал, который остается невостребованным в силу высоких издержек доступа на легальный рынок. «Фактом является то, что легальная система [в Перу] никогда не позволяла использовать огромную энергию и талант внелегальных и даже легальных предпринимателей»33. Возьмем, к примеру, уличных внелегальных торговцев в Лиме. Как показал анализ используемых ими стратегий продаж, они оказываются гораздо ближе к лучшим образцам маркетинга и ценообразования на основе предельных издержек, чем политика легальных предприятий торговли. Так, перуанские аналоги московских «бабушек с сигаретами и рыбой» быстро реагируют на изменение спроса с помощью ценовой политики, политики ассортимента, использования «психологически удобных» цен (неокругленных, кончающихся на 9) и т. д.34

Впрочем, параллельное существование двух секторов экономики, легального и внелегального, оказывает и негативное влияние на социально-экономическое развитие35. Ввиду невыгодности технического перевооружения во внелегальном секторе тормозится технический прогресс и в целом снижается производительность труда. Сокращается и объем инвестиций из-за ограниченности их источников (инвестируются только ресурсы, существующие внутри той или иной социальной структуры) и отсутствия гарантий для внешних по отношению к данным социальным структурам инвесторов. Далее, увеличивается налоговое бремя на экономических субъектов, все еще остающихся в легальном секторе: издержки предоставляемых государством услуг распределяются на меньшее число налогоплательщиков. Данная ситуация побуждает к переходу во внелегальный сектор и тех, кто до последнего времени колебался — цена подчинения закону становится непомерно высока. Результатом становится коллапс легального сектора — в нем остаются лишь наиболее крупные предприятия, которые просто не могут полностью уйти «в тень». Кроме того, существование внелегальной экономики делает неэффективными любые меры по проведению последовательной макроэкономической политики: она строится на основе заведомо неадекватных индикаторов и макроэкономических показателей. Изложенное особенно важно в отношении кредитно-денежной политики, ведь внелегальный оборот наличности неподконтролен Центральному банку.

29.Эволюционный вариант развития институтов. Содержание, эффект исторической обусловленности развития.

Эволюционный вариант заключается в легализации неформальных рамок, т. е. придании лежащим в их основе нормам силы закона и превращении этих рамок в формальные. Такой сценарий принято называть эволюционным, или генетическим. Он предполагает, что новые формальные институты возникают не на пустом месте, а в процессе трансформации существующих неформальных10. Развитие формальных институтов воспроизводит уже сложившиеся на уровне неформальных рамок тенденции. В качестве примера эволюционного варианта институционального развития рассмотрим институт торгового арбитража, зародившийся еще в недрах средневековых ярмарок (Неформальные-легилизация-формальные)

Потребность в арбитраже заключена уже в том факте, что, за исключением бартерных сделок, практически все экономические сделки открывают возможность для обмана11. Поначалу стороны сделки приглашали в качестве арбитров другого торговца, известного обеим сторонам своей справедливостью и непредвзятостью. И никаких проблем не возникало: репутация арбитра гарантировала его непредвзятость и справедливость по отношению к своим коллегам. Трудности начались с развитием торговли между различными ярмарками, породившей конфликты между представителями разных торговых сообществ, ведь репутация создает обязательства лишь по отношению к постоянным коллегам и партнерам. Логично предположить, что решение арбитра будет более благосклонным к "своему" торговцу, участвующему в конфликте, чем к "чужому". Поэтому оптимальное решение заключалось в фиксировании в писаном праве правил, распространявших справедливые процедуры разрешения конфликтов среди "своих" и на отношения с "чужими". Торговцы Западной Европы разработали еще до формирования национальных государств собственный частный легальный кодекс (Law Merchant), обеспечивающий потребности развития торговли. Без такого кодекса торговля с чужаками была бы значительно более затруднительной, если точнее, даже невозможной 12. В дальнейшем государство признало кодекс, что позволило еще более усилить его значимость при заключении сделок: контроль над выполнением кодекса был возложен на государственный правоохранительный аппарат.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: