Тема 1. История становления и развития социологии

1. Социальные и научные предпосылки возникновения социологии.

2. Классический этап в развитии социологии.

3. Западная социология ХХ в.: основные направления.

«Социология – это очень молодая наука об очень древнем предмете изучения». Роберт Мертон.

1. С глубокой древности мыслители изучали общество, хотя и не называли полученные знания социологией. Первыми социологами (социальными философами) были Платон, создатель теории социальной стратификации и Аристотель, создатель теории среднего класса.

Эпоха Возрождения и Нового времени вернули утраченный в средние века интерес к изучению общества. Социальные утопии, созданные Т.Мором и Т.Кампанеллой, выдвигали идеи социального равенства, возможные в условиях общественной собственности. Н.Макиавелли в своем труде «Государь» утверждал, что общество развивается не по воле Бога, а в силу естественных причин, отстаивал необходимость сильного государства. Важные социальные идеи о естественном праве государства содержатся в учении Т.Гоббса. Одним из первых непосредственных предшественников социологии является Шарль Луи де Монтескье. Он начал изучение проблематики гражданского общества, исследовал типы политических устройств, выходя при этом за пределы уравнивания общества и государства. Вслед за ним такие видные мыслители эпохи Просвещения как Вольтер, Дидро, Гольбах, Ламетри, Руссо развивали важные социальные идеи о разделении властей, о возникновении государства из общественного договора, о свободе, собственности, безопасности как естественных правах человека. Классик политэкономии Адам Смит выдвинул ряд оригинальных идей, рассматривая общество как экономическую систему, основанную на разделении труда и обмене.

Рождение социологии в качестве самостоятельной науки об обществе – это 30-40 гг. Х1Х в. Девятнадцатый век – это век естествознания, идеалом которого является опытное, научное знание, век изменения мировоззренческих установок с религиозных на более прагматичные. Открытия в области химии, физики и биологии (теория клеточного строения, теория эволюции видов и т.д.) создали предпосылки создания науки об обществе, которая использует естественнонаучные методы познания. В качестве социальных предпосылок возникновения социологии можно назвать процессы, которые были связаны с осуществляемой в странах Европы и Америки промышленной революцией – появлением в обществе новых классов и урбанизацией, а также порожденных этими процессами проблем (преступность, обнищание широких масс и т.п.). Все это происходило на фоне расширения политических прав для среднего класса. Социология возникла как идеология среднего класса, который желал улучшить положение дел в обществе. Она стала наукой, призванной решить проблему возможных трансформаций общества. О.Конт, создавая социологию, мечтал сделать ее разновидностью научной религии, приняв которую правители смогут править в соответствии с объективными и надежными законами. Он руководствовался идеалами прогресса, политической и экономической свободы, считал, что больное общество можно излечить, создав такую же точную и объективную науку, какой является естествознание. Конт был противником теории социальной революции, каковым был К.Маркс, он высказывался за путь реформ, за стабильный порядок, за установление согласия между социальными группами.

Социологическая мысль явилась ответом на кризис динамично развивающегося европейского общества, целью ее стало создание интеллектуальных инструментов, которые сделали бы социальные отношения в обществе более прозрачными.

2. Классический этап в развитии социологии - это время, когда разрабатывалась теоретическая база, создавались первые научные школы и направления, рождалась методология. Первый период классического этапа – 40-80 гг. Х1Х в. – связан с позитивистским подходом. Его принципы:

· природа и общество едины и подчиняются одним законам;

· общество подобно биологическому организму;

· общество изучается теми же методами, что и природа.

Умозрительные рассуждения уступают место фактам. Общество – объективное явление, следовательно, оно должно исследоваться как другие объективные явления. Наука об обществе называется социальной физикой, а ее разделы, по аналогии с механикой – социальной статикой и социальной динамикой.

Французский философ Огюст Конт (1798 -1857 гг.) стал создателем одного из известных направлений в философии – позитивизма. Его «Курс позитивной философии» начала 40-х гг. – первая попытка создания теории социального знания на основе позитивного метод. Конт дал новой науке об обществе имя - социология, определил ее предмет и методы. Созданная им глобальная социологическая теория о трех интеллектуальных стадиях развития общества (теологической, метафизической и позитивной) была слишком умозрительной, однако ряд его идей использовали другие представители новой науки, в частности, Герберт Спенсер (1820-1903 гг.) – английский философ и социолог.

Спенсер был ярким представителем идеи эволюционного развития общества, создателем «органицистской школы» в социологии. Общество он сравнивал с биологическим организмом, развивающимся по законам эволюции. Социальный организм растет за счет численного роста популяции, усложняется его внутреннее строение, углубляется дифференциация функций и специализация составляющих его структур, усиливается взаимодействие между ними. Основные функции берут на себя социальные институты – органы самоорганизации общества, которые превращают асоциального по своей природе человека в социальное существо, способное к совместным действиям. Однако Спенсер считал, что в обществе существует меньшая зависимость части (индивида) от целого (общества), чем в живом организме. Клетка существует ради целого (организма), тогда как общество существует ради блага своих членов.

Одним из самых крупных социальных философов этого периода является Карл Маркс (1818-1883 гг.). Он считается основателем теории социального конфликта, ученияо структуре и развитии общества, концепции социальных классов. Исторический материализм Маркса рассматривает общественное развитие как результат смены общественно-экономических формаций. Внутри формаций существуют отношения эксплуатации классами-собственниками классов, не имеющих собственности. Последние отчуждены от результатов своего труда, от распределения прибавочной стоимости. Это порождает классовую борьбу, результатом которой, по мнению Маркса, должна стать социальная революция. В отличие от отцов-основателей социологии, он призывал к насильственному преобразованию общества, его учение носило явную антибуржуазную направленность, абсолютизировало насилие как движущую силу общественного прогресса.

Второй период классического этапа развития социологии, 90 гг. Х1Х в. – 20 гг. ХХ в., связан с дальнейшей разработкой методов науки, ее категориального аппарата и институционализацией социологии. Поколение эмпириков переходит от попыток создания всеобъемлющих теорий к решению практических задач, исследованию более узких проблем. Возникает понятие «социальный тип» - усредненный и лишенный уникальности тип «пролетария», «протестанта», «бюрократа» и т.п. Более широко используются статистические данные, появляются новые технологии исследования. Это расцвет социологии, «золотой век» в ее развитии. Он связан с именами Эмиля Дюркгейма (1858-1917 гг.), Георга Зиммеля (1858-1918 гг.), Макса Вебера (1864-1920 гг.).

Э. Дюркгейм – создатель теории социального факта. Он является последователем позитивистского подхода в изучении общества. Общество – реальность, существующая сама по себе и противостоящая нашим мыслям и желаниям. Оно подобно природе и обладает объективностью. Общество первично по отношению к человеку, который представляет собой двойственную реальность. В нем взаимодействуют две сущности – социальная и индивидуальная, причем первая имеет приоритет над второй. Отсюда основная идея Дюркгейма: индивид возникает из общества, а не общество – из индивидов. Социология, по его мнению, изучает социальную реальность, основу которой составляют социальные факты. Поведение индивида определяется совокупностью фактов, существующих в том обществе, в котором он живет. Они обладают следующими характеристиками:

· выступают как внешние по отношению к индивидам;

· обладают принудительной силой по отношению к индивидам;

· независимы от индивидуального сознания.

Социальные факты подталкивают индивида к совершению именно таких, а не иных поступков. Даже такой индивидуальный акт, как самоубийство, определяется социальными основаниями (главный эмпирический труд Э. Дюркгейма «Самоубийство»).

Основание социального факта – коллективное сознание, которое возникает, когда несколько индивидов объединяют свои действия, и эта комбинация порождает новый результат. И коль скоро это происходит вне сознания действующих (а в коллективном сознании), то социальный факт имеет следствием закрепление каких-либо образцов поведения, способов действий, ценностей, существующих объективно.

Э.Дюркгейм является создателем теории социальной солидарности и выделяет два основных типа:

· механическую солидарность, которую порождают сходство индивидов, их общественных функций;

· органическую солидарность, при которой сплоченность рождается вследствие дифференциации индивидов.

Первая характерна для архаических обществ, вторая – для современного общества, основанного на разделении труда. «Каждый тем теснее зависит от общества, - утверждал Дюркгейм, - чем более разделен труд».

Современник Дюркгейма, Макс Вебер, стоял на позиции антипозитивизма. Многообразие его исследовательских интересов позволяет называть его Леонардо да Винчи от социологии. Это такие теории как:

· учение о социальном действии и мотиве действия;

· социология религии;

· экономическая социология;

· политология;

· теория бюрократии;

· концепция социальной стратификации.

М. Вебер стал основоположником «понимающей» социологии, т.е. социологии, исходящей из того, что только конкретные проявления деятельности конкретных индивидов могут быть понятно истолкованы. Индивидуальное действие, осмысленное, соотносящееся с действиями других индивидов – в центре его исследовательских интересов. Поведение индивида мы понимаем, а составляющих его клеток – нет. Мы не понимаем действия народа, хотя вполне можем понять действия составляющих народ индивидов. Для исследования социальной реальности Вебер вводит инструмент - «идеальный тип». Это мыслительная конструкция, схема, эталон, содержащая в себе характеристики типа поведения или социального института и используемая в качестве масштаба для соотнесения с реальностью.

3. В ХХ столетии центр социологической мысли перемещается из Европы в США. Это связано и с эмиграцией европейских ученых, и с поддержкой науки государством. Вокруг ведущих университетов – Чикагского, Гарвардского, Мичиганского – в конце Х1Х – начале ХХ века сформировались крупные научные школы. В 1892 г. была открыта первая в мире кафедра социологии и социологический факультет в Чикагском университете. С 1910 г. в большинстве университетов и колледжей Америки вводится курс социологии. Мы связываем следующий этап развития социологии – постклассический (20 - 60 гг. ХХ в.) с развитием американской социологии. Исследования ученых США (в 60-е гг. их было больше, чем во всех странах мира вместе взятых) носят, по большей части, эмпирический характер, посвящены решению практических задач. Исключение – теория структурного функционализма Толкотта Парсонса. В ней общество представлено в качестве системы, дано объяснение все частям этой системы с точки зрения их функций. Большой вклад в развитие науки внес русский по происхождению социолог, работавший и умерший в США, Питирим Сорокин. В науках о человеке и обществе используется теория символического интеракционизма Дж.Мида.

Современный этап развития социологии характеризуется многообразием концепций и школ. Все эти школы и направления базируются на двух основных подходах – позитивизме и гуманитаризме.

Позитивизм ХХ-ХХ1 вв. – это неопозитивизм. Усложнились его исходные принципы. Но, как и прежде, позитивисты второй волны рассматривают мир как объективную реальность, отбросив ценностные суждения, полагая, что только через опыт и возможность проверки можно получить достоверное знание, считают необходимым изучение фактов, а не идей. Сегодня к направлениям неопозитивизма относятся:

· натурализм (биологизм и механицизм);

· классический марксизм;

· структурный функционализм;

· бихевиоризм (изучаются проявления вовне, в открытом поведении).

Гуманитаризм или феноменология – подход к изучению общества через понимание. Его исходные принципы таковы:

- общество не является аналогом природы, оно развивается по своим законам;

- общество – не объективная структура, стоящая над личностью, а сумма взаимоотношений двух и более индивидов;

- главное – это расшифровка, истолкование смысла этого взаимодействия;

- субъективизм, т.к. свобода от ценностей и идеологий невозможна, поскольку социология - наука, затрагивающая интересы людей.

Современная социология является мультипарадигмальной наукой. Можно выделить три основные парадигмы современной социологии:

1. Структурно - функциональную, которая рассматривает общество как стабильную систему взаимосвязанных частей, основанную на общественном согласии относительно того, что является желательным для общества в целом, и где каждая часть имеет функциональные следствия в отношении общества в целом.

2. Конфликтно-радикальную, исходящую из того, что общество - это система, характеризующаяся неравенством. В основе этого неравенства лежит конфликт, который способствует общественным изменениям.

3. Символический интеракционизм, который представляет общество как постоянный процесс социального взаимодействия. В основе этого процесса лежат коммуникации посредством символов, при этом индивидуальное восприятие социальной реальности неповторимо и изменчиво.

Вопросы для самоконтроля и повторения:

1. Почему О.Конт считается основателем социологии?

2. В чем заключается своеобразие социологических воззрений Г.Спенсера?

3. Какова роль, по К.Марксу, классовой борьбы и социальной революции в историческом процессе?

4. Что представляют из себя социальные факты согласно учения Э.Дюркгейма?

5. Что такое социальная солидарность и какие ее виды выделяет Э.Дюркгейм?

6. В чем сущность понимающей социологии М.Вебера?

7. Что такое идеальный тип и какую роль он выполняет в социологической теории?

8. Каковы основные принципы позитивистского подхода к изучению общества?

9. Каковы исходные принципы гуманитаризма в социологии?

10. Каковы основные парадигмы, существующие в современной социологии?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: