Калькулирование себестоимости продукции — одна из важнейших задач управленческого учета. Себестоимость продукции — это выраженные в денежной форме затраты на ее производство и реализацию. Она складывается из затрат, связанных с использованием в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.
Себестоимость продукции является качественным показателем, отражающим результаты хозяйственной деятельности организации, ее размер зависит от воздействия различных факторов. Чем ниже себестоимость продукции, тем эффективнее используются производственные ресурсы организации. Рассмотрим виды себестоимости.
| ВИДЫ СЕБЕСТОИМОСТИ, в зависимости от: | |||
| затрат, включаемых в себестоимость продукции | принадлежности затрат к организации | планирования затрат | степени готовности продукции и продажи |
| цеховая | индивидуальная | плановая | валовая |
| производственная | товарная | ||
| среднеотраслевая | фактическая | отгруженная | |
| полная | проданная |
В зависимости от того, какие затраты включались в себестоимость продукции, в отечественной экономической литературе выделяются следующие ее виды:
цеховая — характеризует затраты цеха на изготовление продукции; включает прямые затраты и общепроизводственные расходы (Д20 + Д25);
производственная — свидетельствует о затратах предприятия, связанных с выпуском продукции; состоит из цеховой себестоимости и общехозяйственных расходов (Д20 + Д25 + Д26);
полная себестоимость — характеризует общие затраты предприятия, связанные с производством и продажей продукции; это производственная себестоимость, увеличенная на сумму коммерческих и сбытовых расходов (Д20 + Д25 + Д26 + Д44).
| Прямые материальные затраты | Прямые трудовые затраты | ОПР | ОХР |
| Производственная (полная) себестоимость | |||
| + Коммерческие расходы | |||
| = Полная себестоимость |
Такой подход несколько противоречит МСФО, в соответствии с которыми в производственную себестоимость должны включаться лишь производственные издержки, и выделяют следующие ее виды:
производственная — включает в себя только производственные затраты (прямые трудозатраты, прямые материальные затраты, общепроизводственные расходы);
полная — состоит из производственной себестоимости, сбытовых и административных (общехозяйственных) расходов.
| Прямые материальные затраты | Прямые трудовые затраты | ОПР |
| Добавленные затраты | ||
| Производственная (неполная) себестоимость | ||
| + Коммерческие расходы | ||
| + Управленческие расходы | ||
| = Полная себестоимость |
Данную классификацию можно представить следующим образом (рис. 1):
| К 10 | К 70,69 | К 10 | К 70,69 | ||||||||
| Дебет 20 | Д 25 | Дебет 20 | Д 25 | ||||||||
| Цеховая себестоимость | Д 26 | Производственная (неполная) себестоимость | Д 26 | Д 44 | |||||||
| Производственная (полная) себестоимость | Д 44 | Полная себестоимость | |||||||||
| Полная себестоимость | |||||||||||
Рис. 1. Виды себестоимости в зависимости от затрат,
включаемых в себестоимость продукции
В зависимости от принадлежности затрат к организации себестоимость может быть:
индивидуальная — свидетельствует о затратах конкретного предприятия по выпуску продукции;
среднеотраслевая — характеризует средние по отрасли затраты на производство данного изделия. Она рассчитывается по формуле средневзвешенной из индивидуальных себестоимостей предприятий отрасли.
В зависимости от планирования себестоимость бывает:
плановая — в расчеты включаются максимально допустимые затраты предприятия на изготовление продукции, предусмотренные планом на предстоящий период;
фактическая — характеризует размер действительно затраченных средств на выпущенную продукцию.
В зависимости от степени готовности продукции и продажи:
валовая — характеризует общий объем производственной деятельности организации, независимо от степени готовности продукции;
товарная — стоимость продукции, предназначенной для продажи и реализации потребителю;
отгруженная — стоимость продукции, отгруженной потребителю;
проданная — стоимость продукции, проданной потребителю.
Производственный учет, будучи частью бухгалтерского учета, предполагает сбор информации об издержках предприятия, документальное оформление хозяйственных операций, так или иначе связанных с производственными затратами. В системе производственного учета такая информация обобщается, группируется по различным признакам и анализируется. Лишь на базе информации, подготовленной определенным образом в системе производственного учета, возможно калькулирование. Калькулирование позволяет изучить себестоимость полученных в процессе производства конкретных продуктов. Предпосылкой калькулирования является учет производственных издержек (производственный учет). Он первичен по отношению к калькулированию.
В современной экономической литературе калькулирование определяется как система экономических расчетов себестоимости отдельных видов продукции (работ, услуг).
В процессе калькулирования соизмеряются затраты производства с количеством готовой продукции и определяется себестоимость единицы продукции.
Задача калькулирования — определить издержки, которые приходятся на единицу их носителя, т.е. на единицу продукции (работ, услуг), предназначенной для реализации, а также для внутреннего потребления.
Калькулирование позволяет:
1) изучать формирование себестоимости конкретных видов продукции, полученных в процессе производства;
2) сравнивать фактические затраты с плановыми;
3) сравнивать затраты предприятия на конкретный вид продукции с затратами на аналогичную продукцию у конкурентов;
4) формировать обоснованные цены на каждый вид продукции (учитывать реальные затраты на производство и продажу, потребительскую стоимость продукции и т.п.);
5) принимать обоснованные решения о производстве новых видов продукции и снятии с производства продукции, не пользующейся спросом и т.д.
Конечным результатом калькулирования является составление калькуляций (означает исчисление себестоимости).
| ВИДЫ КАЛЬКУЛЯЦИИ в зависимости от: | |
| времени и порядка составления | от места совершения затрат и величины включаемых затрат в себестоимость продукции |
| плановая | хозрасчетная |
| проектная (сметная) | |
| нормативная | производственная |
| ожидаемая (провизорная) | |
| фактическая (отчетная) | полная (коммерческая) |
Рассмотрим приведенные виды калькуляций:
плановая — определяет среднюю себестоимость продукции на плановый период (квартал, год). Составляется на основе действующих на начало этого периода норм расхода сырья, материалов, топлива, энергии, затрат труда и т.д. Эти нормы являются средними для планируемого периода. Плановые калькуляции используются при составлении бизнес-планов, выступают основой для разработки планово-учетных цен на продукции;
сметная — рассчитывается при проектировании новых производств и конструировании вновь осваиваемых изделий при отсутствии норм расхода ресурсов;
нормативная — составляется на основе действующих на начало месяца текущих норм затрат, т.е. норм расхода сырья, материалов и др. затрат. Текущие нормы затрат соответствуют производственным возможностям предприятия на данном этапе его функционирования. Используется при нормативном методе планирования и учета затрат. В отличие от плановой в нормативной калькуляции учитываются изменения норм в процессе производства, вносятся изменения в нормы, определяются отклонения в течение отчетного периода.
ожидаемая (провизорная) — составляется на 1 октября текущего отчетного года по фактическим данным бухгалтерского учета за прошедшие 9 месяцев и предполагаемым данным по затратам и выходу продукции за оставшийся период до конца года. Используется для предварительного определения результатов работы, разработки мероприятий по снижению себестоимости продукции, повышению рентабельности производства на оставшийся до конца года период;
хозрасчетная — является разновидностью отчетной калькуляции, но отличается от нее тем, что отражает фактические затраты ресурсов в планово-учетных ценах;
производственная — включает хозрасчетную себестоимость и суммы отклонений (фактических от планово-учетных);
полная (коммерческая) — включает производственную себестоимость и непроизводственные расходы, связанные с продажей продукции.
Калькулирование на любом предприятии, независимо от его вида деятельности, размера и формы собственности, организуется в соответствии с определенными принципами, соблюдение которых необходимо в системе бухгалтерского финансового учета. Однако и в управленческом учете их, как правило, придерживаются.