double arrow

Процессы жизненного цикла продукции (ЖЦП)


Под жизненным циклом продукции (ЖЦП) понимают совокупность взаимосвязанных процессов изменения состояния продукции в течение периода её создания и использования, начиная от маркетинга и изучения рынка до технической помощи в эксплуатации и утилизации.

Типовые стадии «ЖЦ» промышленной продукции можно схематически представить в виде так называемой «петли качества» (рис.2):

Рис.2. Схема жизненного цикла продукции.

1 – маркетинг, поиск и изучение рынка;

2 – проектирование и разработка технологических требований;

3 – материально-техническое снабжение;

4 – подготовка и разработка производственных процессов;

5 – производство продукции;

6 – контроль, проведение испытаний и обследований;

7 – упаковка и хранение;

8 – реализация и распределение продукции;

9 – монтаж и эксплуатация;

10 – техническая помощь при обслуживании;

11 – утилизация после использования продукции.

Название «петля качества» подразумевает постановку и выполнение задач по управлению качеством на каждой стадии ЖЦП.

Понимание того, что процесс может быть представлен как последовательность видов деятельности, помогает руководству при определении входов для процесса. После определения входов могут быть определены необходимые виды деятельности, действия и требующиеся ресурсы для процесса с целью достижения желаемых выходов.

Документ, определяющий процессы системы менеджмента качества (включая процессы ЖЦП) и ресурсы, которые предстоит применять к конкретной продукции, проекту или контракту, может рассматриваться как план качества.

Постоянное улучшение процессов в организации повысит результативность и эффективность системы менеджмента качества и улучшит деятельность организации. В приложении «Б» ГОСТа Р ИСО 9004-2001 описывается «Процесс постоянного улучшения», который можно использовать для оказания помощи при определении действий, необходимых для постоянного повышения результативности и эффективности процессов.

В целом, это раздел системы менеджмента качества должен включать:

1. Планирование процессов ЖЦП;

2. процессы, связанные с потребителями: требования, установленные потребителями; требования нормативных документов; любые дополнительные требования, определенные организацией;

3. проектирование и разработку продукции; входные данные для проектирования должны включать:

а) функциональные и эксплуатационные требования;

б) требования нормативных и законодательных документов;

в) там, где это возможно, информацию, взятую из предыдущих

аналогичных процессов;

Соответствующие требования разрабатываются и к выходным данным продукции.

4. закупки. Организация должна оценивать и выбирать поставщиков на основе их способности поставлять продукцию в соответствии с требованиями организации. Должны быть разработаны критерии отбора, оценки и повторной оценки.




5. производство и обслуживание.

Организация должна планировать и осуществлять производство в управляемых условиях, под которыми понимаются:

а) наличие информации, описывающей характеристики продукции;

б) наличие соответствующих рабочих инструкций;

в) применение подходящего оборудования;

г) наличие и применение контрольных измерительных приборов;

д) проведение мониторинга и измерений.

Организация должна иметь процессы для обеспечения того, чтобы мониторинг и измерения могли быть выполнены и в действительности выполнялись в соответствии с требованиями к ним. Там, где необходимо, измерительное оборудование должно быть:

а) отрегулировано;

б) откалибровано;

в) защищено от регулировок, которые сделали бы недействительными результаты измерения;

г) защищено от повреждений и ухудшения состояния в ходе обращения, технического обслуживания и хранения.

Если при мониторинге и измерениях используют компьютерные программы, их пригодность к использованию должна быть подтверждена до начала применения.

Последним элементом рассмотренной модели является:

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: