Организация должна планировать и применять эти процессы для:
а) демонстрации соответствия продукции;
б) обеспечения соответствия системы менеджмента качества;
в) постоянного повышения результативности системы менеджмента качества;
Это должно включать определение применимых методов, в том числе статистических и область их использования.
Кроме того, организация должна проводить внутренние аудиты (проверки) через запланированные интервалы с целью установления того, что система менеджмента качества:
а) соответствует запланированным мероприятиям, требованиям стандарта ГОСТ Р ИСО 9001 и требованиям к системе менеджмента качества, разработанным самой организацией;
б) внедрена результативно и поддерживается в рабочем состоянии.
Анализ данных. Он должен включать определение, сбор и последующий анализ данных для демонстрации пригодности и результативности системы менеджмента качества, а также оценивания, в какой области можно осуществлять постоянное повышение результативности этой системы. При этом используется информация из других возможных источников.
|
|
Анализ данных должен представлять информацию по:
а) удовлетворенности потребителей;
б) соответствию требованиям к продукции;
в) характеристикам и тенденциям процессов и продукции, включая возможности проведения предупреждающих действий;
г) поставщикам продукции.
Улучшения. Организация должна:
а) постоянно улучшать систему менеджмента качества посредством использования политики и целей в области качества, результатов аудитов, анализа данных, корректирующих и предупреждающих действий, а также анализа со стороны руководства.
Корректирующие действия должны быть адекватными последствиям выявленных несоответствий.
Должна быть разработана документированная процедура для определения требований к:
а) анализу несоответствий;
б) установлению причин несоответствий;
в) оцениванию необходимых действий, чтобы избежать повторения несоответствий;
г) определению и осуществлению необходимых действий;
д) записям результатов предпринятых действий;
е) анализу предпринятых корректирующих действий.
Для улучшения деятельности организации ГОСТ Р ИСО 9004-2001 рекомендует высшему руководству проводить самооценку. Самооценка может использоваться организацией для определения результативности и эффективности её деятельности и уровня зрелости системы менеджмента качества. Масштаб и степень самооценки необходимо планировать, исходя из целей и приоритетов организации. ГОСТ Р ИСО 9004-2001 в Приложении «А» предлагают метод самооценки, направленный на установление степени результативности и эффективности внедрения системы менеджмента качества в организации. Преимущества этого метода в том, что он:
|
|
· прост для понимания;
· лёгок при использовании;
· требует минимальных ресурсов руководства;
· обеспечивает входные данные для улучшения функционирования системы менеджмента качества организации.
В заключение следует отметить, что система менеджмента качества по своей сути является частью системы менеджмента организации, которая направлена на достижение результатов, в соответствии с целями в области качества, чтобы удовлетворить потребности, ожидания и требования заинтересованных сторон. Цели в области качества дополняют другие цели организации, связанные с развитием, финансированием, рентабельностью, окружающей средой, охраной труда и безопасностью. Различные части системы менеджмента организации могут быть интегрированы вместе с системой менеджмента качества в единую систему менеджмента, использующую общие элементы. Это может облегчить планирование, выделение ресурсов, определение дополнительных целей и оценку общей эффективности организации.