Информационная база и методы финансового анализа

В общих чертах анализ (от греч. аnalisis) означает «расчленение, разложение исследуемого объекта на составные части и элементы, выявление внутренних взаимосвязей между ними и определение их значимости». В самом общем смысле под финансовым анализом понимают «совокупность аналитических процедур в отношении некоторого объекта исследования, основывающихся на данных финансового характера».

Главная цель финансового анализа - получение небольшого числа ключевых (наиболее информативных) параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами. При этом субъектов анализа могут интересовать как текущее финансовое состояние предприятия, так и прогноз на ближайшую или отдаленную перспективу, т.е. ожидаемые параметры финансового состояния.

Цель анализа достигается в результате решения определенного взаимосвязанного набора аналитических задач. Аналитическая задача представляет собой «конкретизацию целей анализа с учетом организационных, информационных технических и методических возможностей проведения этого анализа».

Проводя финансовый анализ, необходимо руководствоваться определенными принципами:

1. Анализ должен носить научный характер, основываться на положениях диалектической теории познания, учитывать требования экономических законов развития производства, использовать новейшие методы экономических исследований.

2. Анализ должен быть комплексным. Комплексность исследования требует охвата всех звеньев и всех сторон деятельности и всестороннего изучения причинных зависимостей в экономике предприятия.

3. Анализ должен обеспечивать системный подход, когда каждый изучаемый объект рассматривается как сложная динамическая система, состоящая из ряда элементов, определенным образом связанных между собой и с внешней средой. Изучение каждого объекта должно осуществляться с учетом всех внутренних и внешних связей, взаимозависимости и соподчиненности его отдельных элементов.

4. Анализ должен быть объективным, конкретным, точным, базироваться на достоверной, проверенной информации, реально отражающей объективную действительность, а выводы его должны обосновываться точными аналитическими расчетами.

При проведении финансового анализа могут возникнуть следующие сложности: финансовый ликвидность платежеспособность

? «отсутствие достоверных и сопоставимых аналитических данных за предыдущие периоды деятельности, возникающее в том числе и за счет нестабильности налоговой системы и правового законодательства;

? нехватка в организации специалистов, способных профессионально проанализировать финансовые результаты;

? недооценка руководством организации важности управления внутренними финансовыми ресурсами;

? существенное различие требований отечественной системы бухгалтерского учета и международной;

? некорректность и несвоевременность информации, предоставляемой подразделениями организации для принятия управленческих решений»39.

Учитывая указанные сложности, результативность финансового анализа в первую очередь будет зависеть от уровня знаний и профессионализма экономиста (финансиста) - аналитика.

Процедура финансового анализа деятельности организации основывается на следующих основных методах его проведения:

1. Горизонтальный (времeнной) анализ заключается в сравнении каждой позиции текущей отчетности с показателями отчетности предыдущего периода (базового). При этом рассчитываются абсолютные и относительные отклонения (в коэффициентах или процентах), а за базу сравнения принимают один из предшествующих периодов;

2. Вертикальный (структурный) анализ осуществляется путем определения структуры итоговых финансовых показателей и оценки влияния каждой позиции отчетности на результат в целом. Для этого итоговая сумма принимается за 100 %, а затем вычисляются процентные доли каждой составляющей. С помощью вертикального анализа можно выделять изменения структурных компонентов и сопоставлять характеристики основной и финансовой деятельности конкретных организаций разного масштаба, принадлежащих к одной отрасли экономики;

3. Трендовый анализ основан на сравнении каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и позволяет определить тренд (отклонение), т.е. основную тенденцию динамики показателя, очищенную от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов, что помогает найти возможные значения финансовых показателей в будущем. С помощью тренда формируются возможные значения показателей в будущем, а следовательно, ведется перспективный, прогнозный анализ;

4. Анализ относительных показателей (коэффициентный) предполагает расчет отношений данных финансовой отчетности, определение взаимосвязей показателей. Финансовый коэффициент - это «просто отношение двух показателей, взятых из соответствующих статей отчетности фирмы. Будучи относительными показателями, выраженными в кратности, процентах или единицах времени, они удобны для проведения сравнений и сопоставлений, а их анализ позволяет получить более осмысленные результаты, чем аналогичное изучение абсолютных величин»40, т.к. абсолютные показатели в условиях инфляции очень трудно привести в сопоставимый вид.

5. Сравнительный (пространственный) анализ проводится как на основе внутрихозяйственного анализа сводных показателей финансовой отчетности по отдельным позициям предприятия за прошлые периоды, так и на основе межхозяйственного сравнения показателей данной организации с позициями конкурентов, с плановыми показателями, со среднеотраслевыми и средними общеэкономическими данными;

6. Факторный анализ представляет собой процесс оценки влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерменированных или стохастических приемов исследования. Причем факторный анализ может быть как прямым (собственно анализ), т.е. заключающимся в раздроблении результативного показателя на составные части, так и обратным (синтез), когда отдельные элементы соединяются в общий результативный показатель.

Помимо всего прочего, для оценки влияния факторов могут использоваться дифференцирование, индексный метод, метод цепных подстановок, интегральный метод, метод разниц, графический метод и т.д.

Кроме знания методов финансового анализа, необходимо иметь достаточное информационное обеспечение для осуществления анализа финансового состояния предприятия и квалифицированный персонал, который способен разработать и реализовать методики финансового анализа с использованием современных компьютерных технологий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: