Рис.6.1. Сравнение эффектов от сокращения затрат и
увеличения объемов продаж.
Второй вариант характеризует стратегические цели бизнеса - увеличение объема продаж (увеличение доли рынка). Для увеличения объема продаж зачастую необходимо дополнительное финансирование производства, что в ряде случаев проблематично или связано с дополнительными затратами (например, использование кредитов банков).
Продажа дополнительного количества произведенной продукции может создать трудности в силу ограниченности спроса, а также привести к дополнительным издержкам на реализацию.
Выбор того или иного варианта с учетом потребности в дополнительном финансировании зависит от конкретной ситуации, от внешнего окружения компании и от существующего спроса на продукцию предприятия.
КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАТРАТ ОРГАНИЗАЦИИ.
Затраты, которые несет организация при производстве и реализации продукции можно классифицировать по нескольким признакам (Рис.6.2.). В целях аналитического и производственного учета затраты обязательно следует разделять на две основные категории:
|
|
Постоянные и переменные - в зависимости от того, изменяются ли издержки при изменении объема производства.
Прямые и косвенные (накладные) - в зависимости от того, относятся ли издержки напрямую на определенный вид продукции.
Цели данных классификаций:
* постоянные / переменные используются при проведении анализа безубыточности и связанных с ним показателей, а также при оптимизации структуры выпускаемой продукции;
ПРИЗНАКИ КЛАССИФИКАЦИИ ЗАТРАТ | Первичные элементы затрат | |||||||
· материальные затраты, в том числе: сырье и основные материалы покупные изделия вспомогательные материалы топливо со стороны энергия со стороны · затраты на оплату труда · единый социальный налог · амортизация основных фондов · прочие затраты | ||||||||
Калькуляционные статьи затрат | ||||||||
· сырье и материалы · возвратные отходы (вычитаются) · полуфабрикаты · топливо и энергия технологические · затраты на основную заработную плату производственных рабочих · дополнительная заработная плата · единый социальный налог · расходы на подготовку производства · расходы на содержание и эксплуатацию оборудования · общепроизводственные расходы · общехозяйственные расходы · потери от брака · прочие производственные расходы · внепроизводственные расходы | ||||||||
Способ отнесения затрат на себестоимость продукции | ||||||||
· прямые · косвенные | ||||||||
Функциональная роль затрат в процессе производства | ||||||||
· основные · накладные | ||||||||
Степень зависимости затрат от изменения объема производства | ||||||||
· переменные (пропорциональные) · постоянные (непропорциональные) валовые издержки стартовые остаточные | ||||||||
По степени однородности затрат | ||||||||
· элементарные · комплексные | ||||||||
Время возникновения затрат | ||||||||
· текущие · будущих периодов · предстоящие | ||||||||
Рациональность затрат | ||||||||
· производительные · непроизводительные | ||||||||
Рис.6.2. Признаки классификации затрат на производство и реализацию продукции
|
|
* прямые / косвенные используются при рассмотрении вопроса о факте отнесения издержек на определенный вид продукции или подразделение предприятия.
Постоянные издержки не зависят от объема производства (рис6.2.). К ним относятся: административные и управленческие расходы, амортизационные отчисления, арендная плата, налог на имущество и др.