Тема 43. Психологическая сущность воспитания

Воспитание как изменение личности, как изменение сознания. Соотношение знания и сознания, обучения и воспитания. Проблема воспитывающего обучения и образования.

Понятие о критериях воспитанности, морали и нравственности.

Основные направления воспитания. Общее понятие о направленности личности и возможностях ее формирования. Пути и средства воспитания направленности личности. Воспитание как путь к смыслу.

Понятие о психологической структуре деятельности. Пути, средства и возможности формирования нравственного поведения. Проблема активности воспитуемого.

Психологические принципы воспитания. Воспитание и общение. Воспитание и коллектив. Основные проблемы самовоспитания школьников.

Воспитанность как социально-психологическая категория.

Семинарское занятие: Психологическая сущность воспитания.

Примерные темы рефератов:

1. Пути и средства воспитания направленности личности.

2. Воспитание и коллектив.

3. Основные проблемы самовоспитания школьников.

Самостоятельная работа. Понятие о критериях воспитанности, морали и нравственности. Понятие о психологической структуре деятельности. Пути, средства и возможности формирования нравственного поведения. Психологические принципы воспитания. Воспитание и общение.

Рекомендуемая литература: основная: [1, 2, 4, 5, 7, 8, 11, 12, 13, 14, 16, 17, 20], дополнительная: [1, 2, 4, 6, 7, 8, 9, 10, 13, 16, 18, 20, 22, 23, 24, 26, 30, 31, 34, 43, 44].

Тема 44. Профессионально-педагогическая деятельность .

Психологическая сущность и специфика педагогической деятельности, ее основные компоненты. Формы и функции педагогической деятельности, ее целостный характер. Понятие о стилях педагогической деятельности. Психолого-педагогические умения в структуре деятельности учителя.

Психологические аспекты и проблемы профессионально-педагогического общения, направления и возможности его целенаправленного формирования. Преподавание как общение и взаимодействие.

Понятие о базовой психологической модели личности учителя. Проблемы профессионально-педагогической направленности. Специфика и структура педагогических способностей. Психологические вопросы педагогического такта. Понятие о педагогическом мышлении. Проблемы профессионально-психологической компетенции учителя. Психологические аспекты профессионально-личностного роста учителя. Учитель и классный коллектив. Учитель как руководитель. Особенности труда и личности современного российского учителя.

Семинарское занятие: Психология личности учителя.

Примерные темы рефератов:

1.Понятие о базовой психологической модели личности учителя.

2. Психологические вопросы педагогического такта и компетенции учителя.

3. Учитель и классный коллектив.

Самостоятельная работа. Психолого-педагогические умения в структуре деятельности учителя. Психологические аспекты профессионально-личностного роста учителя. Учитель и классный коллектив. Особенности труда и личности современного российского учителя.

Рекомендуемая литература: основная: [1, 2, 4, 5, 7, 8, 11, 12, 13, 14, 16, 20], дополнительная: [1, 2, 9, 10, 13, 16, 18, 20, 22, 23, 24, 26, 30, 31, 34, 37, 40].


РЕКОМЕНДУЕМАЯ ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

(РЕФЕРАТОВ)

1. Философские основы психологии, возникновение психологических знаний.

2. Психология в средневековый период и в эпоху Возрождения.

3. Психология Нового времени.

4. Развитие психологии в XYIII - XIX веках.

5. Развитие психологии внутри естествознания.

6. Оформление психологии как экспериментальной и самостоятельной науки.

7. История возникновения и развития основных отраслей психологии

8. Бихевиоризм и необихевиоризм.

9. Гештальтпсихология.

10. Фрейдизм и неофрейдизм.

11. Гуманистическая психология.

12. Концепция единства сознания и деятельности С.Л.Рубинштейна и культурно-историческая теория Л.С. Выготского.

13. Возрождение и развитие психологической науки в 60-70-е гг. ХХ. века.

14. Когнитивная психология.

15. Экзистенционально-гуманистическая психология.

16. Ролевые концепции личности в зарубежной психологии.

17. Соотношение психических явлений с работой мозга.

18. Взаимодействие двух сигнальных систем в структуре психической регуляции.

19. Взаимосвязь биологических и социальных факторов в психическом развитии.

20. Культурно-историческая теория психики человека Л.С. Выготского.

21. Осознаваемая и подсознательная деятельность мозга.

22. Механизмы формирования поведенческого акта.

23. Регуляция произвольных движений.

24. Психология ощущений (психофизика). Пороги ощущений и чувствительность анализаторов, развитие ощущений.

25. Психология восприятия, его виды, развитие процесса восприятия.

26. Психология внимания, его функции, классификация видов, индивидуальные особенности и этапы развития внимания.

27. Рассеянность, ее виды, способы борьбы с ней. Способы поддержания устойчивого внимания.

28. Психология памяти, процессы, виды и теории памяти.

29. Индивидуальные особенности памяти, мнемические свойства личности.

30. Основные направления и этапы развития памяти. Способы управления памятью.

31. Представление как вторичный обобщенный образ, звено перехода от конкретного к абстрактному, от ощущения к мышлению.

32. Виды представлений.

33. Мышление как обобщение и опосредованное познание объективное реальности.

34. Виды, процессы и формы мышления.

35. Творческое мышление, его определение и признаки. Интуиция как вид творческого мышления.

36. Воображение как психический процесс. Виды воображения.

37. Воображение и фантазия. Мечта как особый вид воображения.

38. Сновидения как особый вид воображения.

39. Воображение и творчество. Особенности художественного воображения.

40. Признаки научно-технического воображения.

41. Способы исследования воображения. Развитие воображения.

42. Возрастные особенности проявления различных видов воображения.

43. Теории мышления, их типы.

44. Методы изучения мышления.

45. Концепции интеллекта.

46. Концепции компетентности.

47. Теории компетентности и приобретение компетентности.

48. Природа интеллекта. Теории интеллекта.

49. Качества интеллекта и интеллектуальный потенциал личности.

50. Особенности практического интеллекта: его природа и развитие.

51. Академический и практический интеллект: сравнительный аспект.

52. Социальный интеллект и эмоциональный интеллект.

53. Всесторонняя структура способностей.

54. Возрастная динамика интеллекта.

55. Основные свойства человеческого языка.

56. Механизмы усвоения речи.

57. Язык и мышление.

58. Мышление и речь.

59. Типы теорий личности: психодинамические, социодинамические, интеракционистские.

60. Современные теории личности: сравнительная характеристика.

61. Основные исторические периоды в изучении личности: философско-литературный, клинический и экспериментальный

62. Психоанализ и связанные с ним направления в теории личности.

63. Бихевиористские теории личности.

64. Современные зарубежные психологические теории личности.

65. Гуманистическое и феноменологическое направление в теории личности.

66. Когнитивное и социально-когнитивное направление в теории личности.

67. Типы высшей нервной деятельности и типы темперамента.

68. Темперамент как биологический фундамент формирования личности.

69. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности.

70. Классификация типов характера по Э. Фромму и по К. Юнгу.

71. Типология характера К. Леонгарда и клинико-психологическая типология характера А.Е. Личко

72. Направленность личности, се структура.

73. Потребности. Виды потребностей.

74. Мотивы, мотивация, цели, интересы, их психологическая характеристика.

75. Основные параметры оценки мотивационной сферы человека.

76. Иерархия форм направленности личности.

77. Ценностные ориентации, мировоззрение, убеждения, идеалы, установки в формировании мотивационной структуры и направленности личности.

78. Психологические теории мотивации.

79. Способы воздействия на мотивационную сферу личности с целью ее преобразования.

80. Активность и направленность личности.

81. Профессиональная направленность и тип личности.

82. Профессионально-важные качества личности (ПВК) по В.Д.Шадрикову.

83. Понятие профессиональной деформации.

84. Психологические теории о происхождении и механизмах эмоций.

85. Эмоция как психофизиологический феномен.

86. Чувства как сложное психологическое явление. Отличие эмоций от ощущений и чувств.

87. Развитие эмоциональной сферы и эмоциональной регуляции поведения человека.

88. Индивидуальные различия эмоциональной жизни.

89. Воля как высший уровень психической (само)регуляции и (само)управления поведением и деятельностью.

90. Природа и структура волевого действия.

91. Воля как психический процесс. Функции воли.

92. Классификация волевых черт характера и волевых качеств личности.

93. Базовые и вторичные волевые личностные качества.

94. Современное состояние психологических исследований воли.

95. Эмоционально-волевая устойчивость: определение, методы оценки и формирования.

96. Способности и направленность личности. Типология способностей.

97. Задатки как природные предпосылки развития способностей.

98. Адаптация человека и функциональное состояние организма.

99. Психическое состояние, типы и структура.

100. Утомление, монотония и психическое напряжение.

101. Состояние психической напряженности и теория общего адаптационного синдрома (Г. Селье).

102. Тревожность как психическое состояние и как свойство личности.

103. Фрустрация как форма стресса. Способы изучения фрустрационной устойчивости личности.

104. Формы психологических защит личности, их достоинства и недостатки.

105. Психофизиология сна, его значение и фазы.

106. Медитация, гипноз как внушенные состояния.

107. Психологическая устойчивость.

108. Половые различия и гендерные роли.

109. Невротическое развитие личности.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: