Анализ формирования и выполнения производственной программы

В процессе анализа производства продукции осуществляется формирование и выполнение производственной программы по стратегическим позициям, даётся оценка эффективности перспектив её реализации, а также определяются экономические последствия управленческих решений по дальнейшему развитию и регулированию объёма производства.

Объем выпускаемой продукции зависит от ряда условий: наличия производственных мощностей, сырья, материалов, трудовых ресурсов, рынков сбыта. Разработка программы деятельности предприятия на предстоящий период начинается с определения номенклатуры и количества конкретных видов продукции, которые должны быть произведены в намеченном периоде.

Объём производства и реализации продукции может выражаться в:

- натуральных измерителях (штуки, метры, тонны), их используют при анализе продукции по отдельным видам и группам однородной продукции;

- условно-натуральных (условные пары обуви, тысячи условных банок), применяется для обобщённой характеристики объёмов производства продукции;

-

- стоимостные, применяются также для обобщённой характеристики объёмов производства и выражают стоимость продукции.

Связь между натуральными и стоимостными измерениями объемов производства осуществляется через систему цен на продукцию.

Основными показателями объёмапроизводства служат:

Товарная продукция - отличается от валовой тем, что в неё не включается остатки незавершённого производства и внутрихозяйственный оборот.

Валовая продукция - это стоимость всей производственной продукции и выполненных работ, включая незавершённое производство.

Объём реализации продукции включает стоимость продукции отгруженной и оплаченной заказчиками и покупателями.

Реализация продукции является связующим звеном между производством и потреблением, от того как продаётся продукция, какой спрос на нее на рынке, зависит и объём её производства.

2.3. Анализ ассортимента и структуры продукции.

Ассортимент - детализированная номенклатура выпуска изделий.

Номенклатураперечень продукции одинакового значения,, реализуемой предприятием.

При формировании ассортимента и структуры выпуска продукции организация должна учитывать спрос на данные виды продукции и наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических и технологических, финансовых ресурсов.

Система формирования ассортимента включает:

1. Определение потребностей и запросов покупателей;

2. Оценку уровня конкурентоспособности продукции;

3. Изучение жизненного цикла изделий и принятие своевременных мер по внедрению более совершенных видов продукции;

4. Оценку степени риска изменений в ассортименте продукции.

Оценка выполнения плана по ассортименту производится с помощью коэффициента ассортиментности, который оценивается в процентах.

Он определяется: отношением общего фактического выпуска продукции, зачтённого в выполнении плана по ассортименту на общий плановый выпуск продукции.

Продукция, изготовленная сверх плана, или не предусмотренная планом не зачитывается в выполнении плана по ассортименту.

План по ассортименту не может быть выполнен более, чем на 100 %.

Если план не выполнен хотя бы по одной номенклатурной позиции, план по ассортименту считается не выполненным.

Основными причинами невыполнения плана по ассортименту являются:

· Недостаток производственной мощности;

· Недостаток рабочих необходимого профессионально – квалификационного состава;

· Отсутствие необходимого оборудования или низкий уровень его загрузки;

· Нехватка материальных ресурсов;

· Организационные причины (недостатки в планировании, низкий организационный уровень производства);

В процессе анализа следует провести оценку структурных сдвигов в составе продукции и их влияние на экономические показатели.

Увеличение объёма производства по одним видам и сокращения по другим приводит к изменению её структуры.

Структура продукции – это соотношение отдельных изделий в общем их выпуске.

Выполнить план по структуре - значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированные соотношения отдельных её видов. Неравномерное выполнение плана по отдельным изделиям приводит к отклонениям от плановой структуры продукции.

Изменение структуры оказывает большое влияние на все экономические показатели: объём выпуска в стоимостной оценке, материалоёмкость, себестоимость, прибыль, рентабельность.

Если увеличивается удельный вес более дорогой продукции, то объём её выпуска в стоимостном выражении возрастает и наоборот.

То же происходит с размером прибыли при увеличении удельного веса высокорентабельной и соответственно при уменьшении доли низкорентабельной продукции.

Для расчёта влияния структурных сдвигов используют:

- метод прямого счёта по всем изделиям

- метод средних цен

При методе средних цен прирост объёма продукции (∆ВПстр.) за счёт изменения структуры определяется:

∆ВПстр.= (Цф - Цпл) * Кф

где Цф, Цпл – средние оптовые цены по плану и фактически

Кф – фактическое количество изделий в отчётном периоде

Метод прямого счёта по всем изделиям производится следующим образом:

∆ВПстр = Впф * УДф – ВПф * УДпл

где ВПф – фактический выпуск продукции

УДф, УДпл – соответственно фактическая и плановая структура

2.4. Анализ ритмичности выпуска продукции

Ритмичность - равномерный выпуск продукции в соответствии с графиком в объёме и ассортименте, предусмотренные планом.

Нельзя путать равномерность и ритмичность. Предприятие может работать равномерно, но не ритмично.

Ритмичная работа является основным условием своевременного выпуска и реализации продукции. Неритмичность ухудшает все экономические показатели: снижается качество продукции; увеличиваются объём незавершённого производства и сверхплановые остатки готовой продукции на складах; не выполняются поставки по договорам; перерасходуется фонд заработной платы, все это приводит к повышению себестоимости продукции, уменьшению суммы прибыли, ухудшению финансового состояния организации.

Для оценки ритмичности используются прямые и косвенные показатели:

К прямым относятся:

1. Коэффициент ритмичности - определяется путём суммирования фактических удельных весов выпуска за каждый период, но не более планового их уровня.

Значение коэффициента должно стремиться к 100%.

2. Коэффициент вариации - определяется как отношение среднеквадратического отклонения от планового задания за сутки к среднесуточному плановому выпуску продукции.

Данный коэффициент показывает, на сколько в среднем % выпуск продукции отклоняется от графика.

3. Коэффициент аритмичности - определяется как сумма положительных и отрицательных отклонений в выпуске продукции от плана за каждый день (неделю).

Этот показатель показывает на сколько ритмично работает предприятие. Чем он выше, тем менее ритмично работает предприятие и наоборот.

Значение его должно стремится к 0.

Косвенные показатели - наличие доплат за сверхурочные работы, оплата простоев по вине хозяйствующего субъекта, потери от брака, уплата штрафов за недопоставку продукции.

В заключении анализа ритмичности целесообразно определить упущенную возможность по выпуску продукции в связи с неритмичной работой. Она определяется путем разности между фактическим и возможным выпуском продукции, исчисленным исходя из наибольшего среднесуточного объёма производства.

В заключении анализа разрабатывают конкретные мероприятия по устранению причин неритмичной работы.

2.5. Анализ качества выпускаемой продукции.

В процессе анализа качества продукции решаются следующие задачи:

- оценивается технический уровень продукции

- обосновываются возможности повышения качества продукции, сокращения брака и потерь

Качество продукции - понятие, которое характеризует параметрические, эксплуатационные, потребительские, дизайнерские свойства изделия, уровень его стандартизации, надёжность и долговечность.

Анализ качества продукции производится по 3 группам показателей:

- обобщающим

- частным

- косвенным

Обобщающие показатели характеризуют качество всей производственной продукции независимо от её вида и назначения:

- удельный вес новой продукции в общем её выпуске;

- средний коэффициент сортности;

- удельный вес аттестованной и не аттестованной продукции;

- удельный вес экспортируемой продукции.

Индивидуальные показатели характеризуют одно из ее свойств:

- полезность

- надёжность

- технологичность

- эстетичность

Косвенные показатели - это штрафы за некачественную продукцию, объём и удельный вес забракованной продукции, удельный вес зарекламированной продукции, рекламации, уплаченные штрафы и неустойки за низкокачественную продукцию.

Вначале анализа необходимо изучить динамику перечисленных показателей, выполнение плана по их уровню, причины их изменения и дать оценкувыполнения плана по уровню качества продукции.

По продукции, качество которой характеризуется сортом, рассчитывается:

1. Доля продукции каждого сорта в общем объёме производства (отношение продукции i-го сорта к общему объёму производства)

2. Средний коэффициент сортности;

3. Средневзвешенная цена изделия в сопоставимых условиях.

При оценке выполнения плана по 1-му показателю фактическую долю каждого сорта в общем объёме продукции сравнивают с плановой.

Средний коэффициент сортности можно определить отношением стоимости продукции всех сортов к возможной стоимости продукции 1-го сорта.

Ксорт = ∑(VBПi * Цi) /(VBПoбщ * Ц1с)

Средневзвешенная ценаопределяется отношением стоимости продукции всех сортов на общий выпуск продукции в натуральном выражении:

Ц = ∑ (VBПi * Цi) / ∑VBПi

Например

Расчет коэффициента сортности.

Сорт продукции Цена за 1 шт, руб Выпуск продукции Стоимость выпуска продукции, тыс. руб.
пл ф пл ф По цене 1-го сорта
пл ф
               
               
               
Итого: -            

В заключение анализа изучаются причины понижения качества и допущенного брака. Разрабатываются рекомендации по улучшению ситуации.

Повышение качества продукции имеет огромное социально экономическое значение для общества в целом, так как:

· Улучшение качества обеспечивает наиболее полное удовлетворение потребностей населения, что влечет за собой повышение его жизненного уровня;

· Повышение качества является фактором роста эффективности производства;

· Повышение качества расширяет экспортные возможности предприятия;

2.6. Анализ выполнения договорных обязательств.

Недовыполнения плана по договорам для организации оборачивается уменьшением выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций. Кроме того, в условиях конкуренции организация может потерять рынки сбыта продукции, что повлечёт за собой спад производства.

Выполнение плана реализации с учетом договорных обязательств праизводится следующим образом:

А) уровень выполнение плана поставок ведется нарастающим итогом в целом по организации с учетам недопоставок продукции в предыдущие плановые периоды и их последующей компенсацией;

Б) недопоставки продукции одного вида могут быть компенсированы сверхплановыми поставками другой продукции;

В). Процент выполнения договорных обязательств рассчитывается делением разности между плановым объёмом отгрузки по договорным обязательствам (ОПпл) и его недовыполнением(ОПн) на плановый объём (ОПпл):

К д.п = (ОП пл - ОП н)/ ОП пл *100

Основными причинами невыполнения плана по поставкам продукции могут быть:

· Невыполнение плана реализации продукции в целом;

· Невыполнение плана по ассортименту и структуре;

· Невыполнение плана по качеству;

· Нарушение ритмичности производства.

Недопоставка продукции отрицательно влияет не только на итоги деятельности организации, но и на работу торговых и транспортных организаций. При анализе реализации особое внимание следует обращать на выполнение обязательств по государственному заказу и по экспорту продукции.

2.7. Анализ факторов, влияющих на реализацию продукции и на производства продукции

Важным условием анализа является необходимость установления факторов изменения объёма реализованной продукции. Возможны два варианта методики факторного анализа реализации продукции:

1-ый - если выручка определяется по отгруженной продукции:

РП = ГП н + ТП - ГП к

2-ой - если выручка определяется после оплаты отгруженной продукции:

РП = ГП н + ТП + ОТ н - ОТ к - ГП к

ГП н, ГП к - остатки готовой продукции на складах на начало и конец периода;

ТП - стоимость выпуска продукции;

РП - объём реализации продукции за отчетный период;

ОТ н, ОТ к - остатки отгруженной продукции на начало и конец периода.

Расчёт влияния данных факторов на объём реализованной продукции производится сравнением фактических уровней факторных показателей с плановыми и вычислением абсолютных и относительных приростов каждого из них. При этом следует помнить, что факторы изменения остатка готовой продукции на конец года и товаров, отгруженных на конец года, оказывают влияние, обратное знаку изменения самых этих показателей.

Факторы, влияющие на объём продукции можно объединить в 3-й группы:

1. Обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами и эффективность их использования:

ВП = ЧР*ГВ

РП = Дв*ЧР*ГВ

Где ЧР –численность рабочих

ГВ – годовая выработка

2. Обеспеченность предприятия основными производственными фондами и эффективность их использования:

ВП = ОПФ*ФО

РП = Д в * ОПФ * ФО

Где ОПФ – стоимость основных производственных фондов

ФО – фондоотдача.

3. Обеспеченность производства сырьём и материалами и эффективность их использования:

ВП = МЗ * МО

РП = Д в * МЗ * МО

Д в - доля реализованной продукции в общем объёме валовой продукции.

МО –материалоотдача

МЗ – материальные затраты

Расчёт влияния данных факторов на объём валовой и реализованной продукции можно произвести одним из приёмов детерминированного факторного анализа.

2.8. Резервы увеличения объёма и реализации продукции.

Основные источники резервов увеличения выпуска и реализации продукции показаны на рис. 1.

 
 


 
 


Рис. 1. Источники ресурсов увеличения объема и реализации продукции

В заключение анализа обобщают выявленные резервы увеличения производства и реализации продукции.

ТЕМА 3

АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПО ТРУДУ И ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЕ.

1.Значение, задачи и источники информации.

2. Анализ обеспеченности организации трудовыми ресурсами.

3.Анализ качественного состава трудовых ресурсов и их движения.

4.Анализ использования рабочего времени.

5.Анализ производительности труда.

6.Анализ расходов на оплату труда.

7..Анализ средней заработной платы работников организации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow