Партизанское движение

Повсеместно подавляющее большинство жителей встретило оккупантов с ненавистью. В немецком тылу начали формироваться партизанские отряды. СНК СССР и ЦК ВКП(б) обратились к населению оккупированных территорий с призывом развернуть партизанское движение уже 29 июня 1941 г.

В канун войны в ходе репрессий 1937–1939 гг. все заранее подготовленные партизанские базы и кадры были уничтожены. Это затруднило развертывание партизанских действий. Поэтому партизанские отряды, как правило, возникали либо путем перехода на партизанское положение окруженных подразделений Красной Армии, либо создавались местными жителями по собственной инициативе. Лишь постепенно возросла роль групп, заброшенных с «Большой земли». Массовый характер партизанское движение приняло к концу 1941 г., когда в нем принимало участие свыше 90 тыс. чел. и 2 тыс. отрядов. В 1943 г. численность партизан возросла до 250 тыс. чел.

В 1942 г. для руководства партизанскими отрядами был создан Центральный штаб партизанского движения (ЦШПД) во главе с П.К. Пономаренко — первым секретарем ЦК КП Белоруссии. Штаб ставил партизанским отрядам задачи, собирал разведывательную информацию, снабжал партизан медикаментами, оружием, взрывчаткой, средствами связи, готовил подрывников, радистов и шифровальщиков в партизанских школах. Во вражеский тыл было направлено около 30 тыс. различных специалистов.

В 1941 г. преобладали небольшие отряды численностью в несколько десятков человек. В 1943 г. стали создаваться уже целые партизанские бригады, насчитывавшие до 3–4 тыс. чел., а в 1944 г. — партизанские соединения (дивизии), численность которых достигала 15–17 тыс. чел. Крупнейшими партизанскими соединениями руководили С.А. Ковпак, А.Ф. Федоров, А.Н. Сабуров. Их отряды сражались в Брянской области и северных районах Украины, а также совершали крупные рейды по тылам противника. Так, партизаны Ковпака прошли в глубоких рейдах по вражеским тылам свыше 10 тыс. км от Брянщины до Карпат, разгромили 39 гарнизонов противника.

Важнейшими методами партизанских действий были налеты на склады и комендатуры, диверсии на коммуникациях, сбор разведывательной информации. В период Курской битвы партизаны осуществили операцию «Рельсовая война», в ходе которой уничтожили свыше 800 эшелонов противника. Осенью 1943 г. была проведена еще более крупная операция «Концерт», во время которой было взорвано свыше 1 тыс. вражеских эшелонов. Железнодорожное сообщение в немецком тылу было полностью парализовано. Всего же в 1943 г. партизаны устроили 11 тыс. крушений поездов, взорвали свыше 900 железнодорожных и 5,5 тыс. прочих мостов. На борьбу с партизанами в период Курской битвы было отвлечено 25 немецких дивизий.

Основными районами партизанской борьбы стали Белоруссия, Брянска, Смоленская, Тверская, Новгородская, Ленинградская области. В конце 1941 г. в немецком тылу стали появляться партизанские края — обширные лесные местности, где немцы решались появляться только крупными силами. Здесь в деревнях уничтожались управы и комендатуры, восстанавливались органы советской власти.

Особой формой партизанского движения можно считать деятельность подпольных организаций в городах. Подпольщики собирали разведывательную информацию, выпускали листовки и даже газеты, совершали диверсии, препятствовали угону советских граждан на работу в Германию. Крупные подпольные группы существовали в Одессе, Севастополе. Самой известной подпольной организацией стала созданная в Краснодоне «Молодая гвардия».

Вопрос 54. Культурная жизнь в СССР во второй половине 1940 –начале 1950 гг

Характерной чертой развития культуры в послевоенные годы было усиление вмешательства партийно-государственного аппарата в культурную жизнь общества. Сфера идеологии рассматривалась как некий «идеологический фронт», где главный удар следовало направить против остатков буржуазных взглядов и низкопоклонства перед культурой буржуазного Запада, против отступления от марксизма в науке, литературе и искусстве.

Требования к работам творческий интеллигенции нашли отражение в постановлениях ЦК партии второй половины 40-х годов по вопросам литературы и искусства. В числе первых появилось постановление «О журналах “Звезда” и “Ленинград”» (1946 год). В постановлении и в разъясняющих его публикациях содержались политические обвинения и оскорбления в адрес А. А. Ахматовой, М. М. Зощенко и других советских литераторов.

На рубеже 40–50-х годов ЦК партии организовал дискуссии по вопросам философии, политэкономии и языкознания. Участие в них, наряду с представителями науки, принимали руководители партии и государства. Так, в дискуссии, организованной с целью обсуждения книги Г. Ф. Александрова по истории западноевропейской философии, принял участие член Политбюро ЦК ВКП(б) А. А. Жданов. Он обвинил автора учебника в преклонении перед буржуазной западной философией, призвал советских ученых «возглавить борьбу против растленной и гнусной буржуазной идеологии».

В конце 40-х годов развернулась борьба за советскую национальную культуру, против космополитизма. Страницы газет и журналов были наполнены воинствующими статьями. Космополитами были объявлены представители науки, литературы и искусства, в творчестве которых усматривалось «преклонение перед всем западным». Особенно сильно эта кампания затронула историческую науку. Административное вмешательство в творческую деятельность представителей культуры, борьба с «буржуазной идеологией», политические оценки художественного творчества и научной работы вызывали глубокие деформации в развитии духовной жизни общества.

Либерализация общественно-политической жизни во 2-й половине 50-х годов дала мощный импульс для развития литературы и искусства. Было ослаблено идеологическое воздействие на творчество художественной интеллигенции. В 1958 году ЦК КПСС принял постановление «Об исправлении ошибок в оценке опер “Великая дружба”, “Богдан Хмельницкий”, “От всего сердца”». Были реабилитированы многие деятели культуры — жертвы политических репрессий. Стали издаваться книги А. Веселого, П. Н. Васильева, Н. Э. Бабеля и др.

Оживлению духовной жизни общества способствовало возникновение новых творческих союзов. Были сформированы Союз писателей РСФСР, Союз художников РСФСР, Союз работников кинематографии СССР. Однако в начале 60-х годов вновь усилился идеологический нажим на культурную жизнь и ужесточились методы в руководстве ею. Активизировали работу органы цензуры. Объявленная «коллективным руководством» страны демократизация общественно-политической и культурной жизни обернулась ее временной либерализацией.

В конце 50-х годов для укрепления связей школы с производством была проведена перестройка народного образования. Существующая семилетка преобразовывалась в восьмилетнюю политехническую школу, начальная четырехлетняя заменялась трехлетней. Увеличивался срок учебы в средней школе: она становилась одиннадцатилетней. В процесс обучения старшеклассников был включен труд на производстве. Для этого на предприятиях создавались учебные цехи и участки. Однако перестройка школы оказалась несостоятельной, неэффективной. Она привела к перегрузке учебных программ и снижению общего уровня образовательной подготовки учащихся. В связи с этим в 1964 году было решено вернуть школу к десятилетнему сроку обучения.

Сразу после окончания войны началась работа по восстановлению научных центров. Открылись новые научно-исследовательские институты, в том числе атомной энергии, физической химии, точной механики и вычислительной техники. Создавались исследовательские центры, связанные с отраслями, работающими на оборону. Советские ученые осуществили синтез управляемой ядерной реакции в атомном реакторе. В 1949 году в СССР состоялось испытание атомной бомбы, в 1954 году начала действовать первая промышленная электростанция на атомной энергии. В подмосковном городе Дубна был создан международный центр дня проведения исследований в области ядерной физики и использования атомной энергии в мирных целях. В становлении Объединенного института ядерных исследований участвовали физики А. П. Александров, Д. И. Блохинцев, И. В. Курчатов.

Проектированием новых, сверхскоростных самолетов занимались авиаконструкторы А. Н. Туполев, С. В. Ильюшин и др.

Однако диктат КПСС в духовно-идеологической сфере тяжело отражался и на развитии науки и техники. С большими трудностями сталкивались исследователи, занимавшиеся квантовой механикой, кибернетикой, генетикой. С ведома руководителей страны был организован настоящий разгром ученых-генетиков. На сессии ВАСХНИЛ в августе 1948 года они были объявлены лжеучеными.

Вместе с тем, в ряде приоритетных направлений советские ученые добились выдающихся результатов. Под руководством С. П. Королева были созданы баллистическая ракета и пилотируемые космические корабли. 4 октября 1957 года в СССР был запущен первый в мире искусственный спутник Земли. 12 апреля 1961 года Ю. А. Гагарин первым в мире совершил полет вокруг Земного шара на космическом корабле. В последующие годы были проведены несколько полетов многоместных космических кораблей. Полеты космонавтов открывали возможности для дальнейшего изучения космического пространства. Советские исследователи добились значительных результатов в области кибернетики, электроники и вычислительной техники. За труды в области квантовой электроники А. М. Прохоров и Н. Г. Басов — совместно с американским физиком Ч. Таунсом — были удостоены Нобелевской премии. Нобелевскими лауреатами стали академики Н. Н. Семенов (совместно с американским исследователем С. Хиншелвудом), Л. Д. Дандау, П. А. Черенков, И. Е. Тамм, И. М. Франк.

Диктатура в духовно-идеологической сфере проявлялась в усилении цензуры, обструкционизма, в управлении общественным мнением и самым серьезным образом влияла на пути развития литературы и искусства. Если сразу после окончания войны появились литературные произведения, искажавшие исторические события, прославлявшие главу государства И. В. Сталина, то в литературе 1950-х годов возрос интерес к простому человеку, его духовным ценностям. Из повседневной жизни с ее коллизиями, сложными взаимоотношениями людей пришли на страницы романов герои Д. А. Гранина («Искатели», «Иду на грозу») и Ю. П. Германа («Дело, которому ты служишь», «Дорогой мой человек») и др. Росла популярность молодых поэтов Е. А. Евтушенко, А. А. Вознесенского, Б. Ш. Окуджавы. Литература пополнилась интересными произведениями о жизни послевоенной деревни (очерки В. В. Овечкина «Районные будни» и «Записки агронома» Г. Н. Троепольского). Широкий резонанс общественности получил роман В. Д. Дудинцева «Не хлебом единым», где впервые была поднята тема незаконных репрессий в Советском государстве. Однако со стороны руководителей страны это произведение получило негативную оценку. Во время одной из встреч с деятелями литературы и искусства Н. С. Хрущев подверг резкой критике автора и его роман. Но тема репрессий, сталинских лагерей не ушла из литературы. Наиболее значительным произведением на эту ранее запретную тему была повесть А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Но уже в начале 60-х годов усилилось разоблачение «идейных шатаний» деятелей литературы и искусства. Неодобрительную оценку партийно-государственных лидеров получил художественный фильм М. М. Хуциева «Застава Ильича». В конце 1962 года Н. С. Хрущев посетил выставку работ молодых художников в московском Манеже. В творчестве некоторых живописцев-авангардистов он увидел нарушение «законов красоты» или просто «мазню». Свое личное мнение в вопросах искусства глава государства считал безоговорочным и единственно правильным. На состоявшейся позднее встрече с деятелями культуры он подверг грубой критике произведения многих талантливых художников, скульпторов, поэтов, что впоследствии сказалось на становлении творчества многих литераторов, художников, композиторов.

Сложными путями в послевоенные годы развивалась архитектура. Поначалу стремление к красоте выражалось в архитектурных излишествах. Таковые присутствовали в некоторых построенных по индивидуальным проектам жилых и административных зданиях, домах культуры и здравницах. Но в конце 50-х годов, с переходом к типовому строительству, «излишества» и элементы дворцового стиля исчезли из архитектуры.

Вопрос 55. Международное положение и внешняя политика СССР в 1945-середине 1960 гг. Холодная война

После окончания Второй мировой Войны, ставшей самым масштабным и жестоким конфликтом за всю историю человечества, возникло противостояние между странами коммунистического лагеря с одной стороны и западными капиталистическими странами с другой, между двумя сверхдержавами того времени СССР и США. Охарактеризовать холодную войну кратко можно как соперничество за господство в новом послевоенном мире.

Главнейшей причиной холодной войны стали неразрешимые идеологические противоречия между двумя моделями общества социалистической и капиталистической. Запад опасался усиления СССР. Сыграли свою роль и отсутствие у стран победительниц общего врага, а так же, амбиции политических лидеров.

Историки выделяют следующие этапы холодной войны:

· 5 марта 1946 г. – 1953 г. Начало холодной войне положила речь Черчилля, произнесенная весной 1946 г. в Фултоне, в которой была предложена идея создания союза англосаксонских стран для борьбы с коммунизмом. Целью США стала экономическая победа над СССР, а так же, достижение военного превосходства. Фактически холодная война началась раньше, но именно к весне 1946 г., в силу отказа СССР от вывода войск из Ирана, ситуация серьезно обострилась.

· 1953 г. – 1962 г. В этот период холодной войны мир находился на грани ядерного конфликта. Несмотря на некоторое улучшение отношений между Советским Союзом и США во время «оттепели» Хрущева, именно на этом этапе произошли антикоммунистическое восстание в Венгрии, События в ГДР и, ранее, в Польше, а так же Суэцкий кризис. Международная напряженность возросла после разработки и успешного испытания СССР в 1957 г. межконтинентальной баллистической ракеты. Но, угроза ядерной войны отступила, поскольку теперь Советский Союз получил возможность нанести ответный удар по городам США. Завершился этот период отношений между сверхдержавами Берлинским и Карибским кризисами 1961 и 1962 г. соответственно. Разрешить Карибский кризис удалось только в ходе личных переговоров глав государств Хрущева и Кеннеди. Так же, в результате переговоров был подписан целый ряд соглашений по нераспространению ядерного оружия.

· 1962 г. – 1979 г. Период ознаменовался гонкой вооружений, подрывающей экономику соперничающих стран. Разработка и производство новых видов вооружений требовали невероятных ресурсов. Несмотря на присутствие напряженности в отношениях между СССР и США, подписываются соглашения об ограничении стратегических вооружений. Разрабатывается совместная космическая программа «Союз-Аполлон». Однако к началу 80-х СССР начинает проигрывать в гонке вооружений.

· 1979 г. – 1987 г. Отношения между СССР и США вновь обостряются после ввода советских войск в Афганистан. США размещают в 1983 г. баллистические ракеты на базах в Италии, Дании, Англии, ФРГ, Бельгии. Ведется разработка системы противокосмической обороны. СССР реагирует на действия Запада выходом из женевских переговоров. В этот период система предупреждения о ракетном нападении находится в постоянной боевой готовности.

· 1987 г. – 1991 г. Приход в 1985 г. к власти в СССР М. Горбачева повлек за собой не только глобальные перемены внутри страны, но и радикальные изменения во внешней политике, получившие название «новое политическое мышление». Непродуманные реформы окончательно подорвали экономику Советского Союза, что привело к фактическому поражению страны в холодной войне.

Конец холодной войны был вызван слабостью советской экономики, ее неспособностью более поддерживать гонку вооружений, а так же, просоветские коммунистические режимы. Определенную роль сыграли и антивоенные выступления в самых разных уголках мира. Итоги холодной войны оказались для СССР удручающими. Символом победы Запада стало воссоединение в 1990 г. Германии.

В результате, после того, как СССР потерпел поражение в холодной войне, сформировалась однополярная модель мира с доминирующей сверхдержавой США. Однако существуют и другие последствия холодной войны. Это быстрое развитие науки и технологий, в первую очередь военных. Так, интернет, был создан, первоначально, как система связи для американской армии.

Сегодня снято немало документальных и художественных фильмов о периоде холодной войны. Один из них, подробно рассказывающий о событиях тех лет, «Герои и жертвы холодной войны».

Вопрос 56. Основные направления внутренней политики СССР в восстановительный период

Восстановление разрушенного войной хозяйства явилось первоочередной задачей Советского государства. Решение ее было сопряжено с большими трудностями. Страна потеряла треть национального достояния, 25-27 млн. советских граждан. Резко сократилась численность мужчин 1910-1925 гг. рождения, многие женщины этой возрастной группы остались без мужей, что привело к снижению рождаемости. Около 25 млн. чел. остались без крова, 32 тыс. предприятий было разрушено, 6,5 тыс. км железнодорожных путей выведено из строя, сократилось поголовье скота, 1710 городов и 70 тыс. деревень было разрушено. Тяжесть положения усугублялась страшной засухой 1946 года. Кроме чисто экономических трудностей война породила целый ряд социальных проблем, таких как возвращение к жизни миллионов, вернувшихся с фронта, угнанных в Германию, преодоление вооруженного сопротивления националистических формирований в западной части СССР и Прибалтике.

Положение значительно осложняла начавшаяся "холодная война", которая потребовала огромных расходов на создание ядерного оружия и средств его доставки, на качественное перевооружение армии, что получило название "революции в военном деле". Фактически страна была лишена мирной послевоенной передышки и сразу включилась в изнурительную гонку вооружений.

Уже через четыре года, в 1949 году, прошло испытание советской атомной бомбы. Учитывая новое военно-политическое состояние, возникшее с превращением СССР в ядерную державу, руководство США в 1949 году разработало секретный план "Дропшот", официальное название которого - "Американский план мировой войны против Советского Союза в 1957 году". Он предусматривал применение против СССР в течение первого месяца войны 300 атомных бомб и 250 тыс. тонн обычных бомб.

В этом же году был создан военно-политический блок НАТО, объединявший военные усилия западноевропейских государств, США и Канады в борьбе против Советского Союза и его союзников. Год спустя, в 1950 году началась война между Северной Кореей, выбравшей путь социалистической ориентации, и Южной Кореей.

Перед руководством страны встала задача, подобная той, которая стояла после гражданской войны: какую избрать стратегию в экономической политике, где найти средства на восстановление, как решать социальные проблемы? На зарубежную помощь рассчитывать не приходилось, репарации СССР получил не в полном объеме, необходимо было также оказывать помощь странам социалистической ориентации. Выбор экономической стратегии стал предметом дискуссии в высшем эшелоне власти при рассмотрении в 1945-46 гг. проекта четвертого пятилетнего плана. Была избрана модель развития с жесткой централизацией руководства и ресурсов, прямым регулированием экономики из центра, абсолютным приоритетом развития военно-промышленного комплекса. Такая модель подтвердила свою жизнеспособность и эффективность в чрезвычайных условиях, в которых до этого времени приходилось существовать Советскому государству. Минусы ее заключались в том, что жесткая централизованная система, ориентированная на преимущественное развитие нескольких базовых отраслей тяжелой промышленности и наличественные показатели, оказалась недостаточно мобильной в относительно спокойных условиях развития, мало восприимчивой к научно-техническому прогрессу. Упор на ускоренное развитие индустрии как главный принцип экономической политики, отсутствие необходимого внимания отраслям легкой промышленности, прогрессивным технологиям, не связанным с военно-промышленным комплексом, консерватизм по отношению к передовым направлениям биологии, физики, механики несли в себе зародыш отставания СССР от мирового уровня.

В первые послевоенные годы основными направлениямивнутренней политики. были следующие:- перестройка форм и методов государственно-партийного руководства;- демобилизация Вооруженных Сил и репатриация советских граждан, угнанных в Германию;- конверсия оборонной промышленности;- проведение денежной реформы;- принятие мер по улучшению жизни и быта советских граждан;- осуществление 4 пятилетнего плана восстановления и развития народного хозяйства.

Советское правительство развернуло активную деятельность по переходу СССР от войны к миру. Одним из главных направлений была перестройка форм м методов государственно-партийного руководства страной.. Введенное в начале войны чрезвычайное положение было отменено. Был упразднен Государственный Комитет Обороны и все функции управления перешли к Совнаркому СССР. Также были упразднены другие чрезвычайные органы, действовавшие в военные годы. Перестаивалась работа Советов всех уровней. В 1946 году были проведены выборы в местные Советы, которые укрепили Советскую власть на местах и способствовали эффективному осуществлению мероприятий центральной власти. Правящая Коммунистическая партия также меняла формы своей работы, осуществив перераспределение коммунистов из военных организаций в производственные.

Произошли перемены в руководстве страны. После смертиМ.И.Калинина в 1946 году Председателем Президиума Верховного Совета СССР был избран Н.М.Шверник. Совет Народных Комиссаров - правительство СССР был преобразован в Совет Министров СССР. Его Председателем был оставлен секретарь ЦК ВКП(б) И.В.Сталин, занявший этот пост в мае 1941 года. В состав Совета Министров входило 48 союзных министров.

Важным направлением внутренней политики послевоенного времени явилась демобилизация Советских Вооруженных Сил ирепатриация советских граждан, угнанных в Германию.. Его важность обусловливалась тем, что дело касалось судеб миллионов людей. В конце войны Советская Армия и Флот насчитывали более 11 млн. человек. Демобилизации первой очереди со второй половины 1945 года подлежали военнослужащие 13 возрастов призыва. После капитуляции Японии началась демобилизация 10 возрастов второй очереди. Кроме того увольнялись лица, имевшие высшее и среднее специальное образование, студенты, учителя, воины, получившие 5 и более ранений, женщины - военнослужащие. В марте 1946 года началась демобилизация третьей очереди. Процесс демобилизации в основном завершился в 1948 году. Было демобилизовано 8,5 млн. человек. Уволенные обеспечивались единовременным денежным вознаграждением, бесплатным проездом, питанием в пути следования, полным комплектом обмундирования, им предоставлялась ссуда на строительство домов, работа по специальности с оплатой не ниже, чем до войны.

Одновременно проводилась репатриация советских граждан, угнанных в Германию,и военнопленных. В мае 1945 года было заключено соглашение с союзными державами о взаимной репатриации. К январю 1953 года на родину возвратилось 5,5 млн. советских граждан. Примерно 500 тыс. по разным причинам осталось за границей.

К началу 50-ых годов из Советского Союза было репатриировано более 4 млн. иностранных граждан, в том числе 2 млн. немецких и 600 тыс. японских военнопленных.

В период проведения репатриации осуществлялась проверкапо выяснению причастности к антисоветской деятельности: выявлялись немецкие полицаи, старосты, власовцы, участники карательных акций, пособники фашистов. По архивным данным в течение 1946 года в проверочно-фильтрационных лагерях проходили проверку 228 тыс. репатриантов. Из них было отправлено к месту жительства и передано в промышленность 199 тыс., а 30 тыс. подверглись дальнейшей проверке или были отправлены в исправительно-трудовые лагеря.

Необходимым направлением перехода к мирной жизни явилась конверсия оборонной промышленности.. Она включала в себя определение новых пропорций между отраслями, перераспределение рабочей силы и кадров, изменение структуры финансирования. Перепрофилировались наркоматы военной промышленности. На базе наркоматов танковой промышленности и боеприпасов были созданы наркоматы транспортного и сельскохозяйственного машиностроения. Наркомат среднего машиностроения был преобразован в наркомат автомобильной промышленности, а наркомат минометного вооружения - в наркомат машиностроения и приборостроения.

Конверсия промышленности была проведена в рекордно короткие сроки - за 1,5 года. К концу 1946 года перевод промышленности на мирные рельсы был в основном завершен.

Развитие народного хозяйства тормозила ситуация в денежно-финансовой сфере. В 1945 году в обращении находилось в 4 раза больше денег, чем до войны. Инфляция снижала покупательную способность рубля. Поэтому в декабре 1947 года была проведена денежная реформа., быстрая и повсеместная замена денежных знаков на новые в ограниченных размерах. Одновременно СССР первым в Европе отменил карточную систему и перешел к единым госценам. В последующем до1953 года проводилось ежегодное снижение цен на продукты и товары народного потребления. Однако материальное положение советских людей оставалось тяжелым, по уровню жизни Советский Союз заметно отставал от развитых стран, хотя правительство последовательно проводило мероприятия по улучшению жизни и быта советских граждан.

Наиболее сложной задачей была хозяйственная. В марте 1946 года на первой сессии Верховного Совета СССР 2-ого созыва был принят 4 пятилетний план восстановления и развитиянародного хозяйства.. Пятилетка имела целью восстановление пострадавших районов страны, достижения довоенного уровня промышленного и сельскохозяйственного производства. Основной упор делался на развитие тяжелой промышленности и транспорта.

Восстановление разрушенного хозяйства стало величайшим подвигом советского народа, истощенного суровыми испытаниями войны. Оно было проведено в рекордные (немыслимые, по оценкам западных экспертов) сроки - в течение шести-семи лет. К 1950 году был превышен довоенный уровень в производстве чугуна, стали, угля, нефти, электроэнергии и цемента. Тракторов было выпущено в 3 раза больше, чем в 1940 году.

Однако не удалось преодолеть однобокость в развитии экономики. Сельское хозяйство получало средства на развитие по остаточному принципу. Основные бюджетные ассигнования выделялись на перевооружение армии, флота и создание новых отраслей оборонной промышленности, таких как производство атомного оружия, ракетостроения, создание реактивной авиации, зенитно-ракетных комплексов и радиолокации. Промышленность быстро развивалась, а деревня продолжала бедствовать. С фронта не вернулись наиболее сильные, работоспособные мужчины, большинство которых погибло в боях, было искалечено. Производительные силы деревни были практически разрушены. Если в 1950 году основные производственные фонды промышленности возросли на 41% по сравнению с 1940 годом, то в сельском хозяйстве лишь на 1%.

Важным этапом послевоенного развития страны явился пятилетний план развития народного хозяйства СССР (1951 1955).. Учитывая необходимость создания новой оборонной промышленности, производства новейшего поколения вооружения и военной техники, основой которой стало ракетно-ядерное оружие, в ответ на развертывание в гигантских размерах гонки вооружений на Западе, Советское правительство было вынуждено главный упор сделать на рост тяжелой индустрии. Какая-либо помощь от Запада исключалась, особенно в условиях прямого военного столкновения в период войны в Корее (1950-1953 гг.). В целом объем промышленной продукции должен был возрасти на 70%, а уровень сельскохозяйственного производства на 40-50%.

В результате напряженного труда советского народа объем валовой промышленной продукции увеличился на 85%. Вошли в строй около 3000 крупных промышленных объектов, в том числе Куйбышевская ГЭС, Череповецкий и Орско-Халиловский металлургические комбинаты, Волго-Донской канал, в 1954 году была пущена первая в мире Обнинская атомная электростанция.

Повышалось благосостояние народа. За 1946-1950 гг. был введен 201 млн. кв.м. жилья, что почти столько же, сколько за все довоенные пятилетки, вместе взятые. В 5 пятилетке эти показатели удвоились.

Однако плановые задания по развитию сельского хозяйства не были выполнены. Эта отрасль народного хозяйства продолжала отставать.

В целом первые послевоенные пятилетки представляли собой крупный шаг на пути восстановления и дальнейшего развития народного хозяйства СССР. Вновь проявила себя великая сила российского и всего советского общества - патриотизм и трудовой героизм народных масс. Вместе с тем, жесткая централизация управления, строгая подчиненность огромного хозяйственного механизма одному центру сдерживала творческий потенциал масс. Углубилось противоречие между центром и регионами, между жесткой структурой вертикальной подчиненности и демократическими тенденциями. Положение усугублял сложившийся культ личности И.В.Сталина, значительно возросший в годы Великой Отечественной войны. Страна стояла на пороге демократических перемен.

Вопрос 57. Политические и экономические реформы Хрущева. «Оттепель»

СССР В 1953-1964 ГОДАХ. Н. ХРУЩЕВ. ПОЛИТИКА ОТТЕПЕЛИ

Смерть Сталина (5 марта 1953 г.) произошла в то время, когда возможности политической и экономической системы уже исчерпали себя, породив серьезные социально-экономические и политические трудности в обществе. Поэтому сталинские преемники должны были осуществить несколько взаимосвязанных задач, среди которых выделялись главные: обеспечение преемственности социально-политического курса, распределение важнейших партийно-государственных постов, осуществление некоторых реформ.

Внутриполитическая жизнь страны характеризовалась продолжением борьбы за власть. Был сокращен состав Президиума ЦК. Г. Маленков получил пост Председателя Совета Министров и возглавил Секретариат ЦК. Его заместителями стали: Л. Берия, возглавлявший МВД, В. Молотов, занимавший пост министра иностранных дел. Н. Хрущев не имел никаких государственных должностей, занимая второе, а затем первое место в Секретариате ЦК. Наиболее реальным претендентом на власть был Берия, однако высшее руководство не могло допустить его усиления. Берия был обвинен в шпионаже в пользу мирового капитализма и расстрелян. Позиции Маленкова ослабились с падением Берии, с которым он был связан как организатор послевоенных репрессий. Хрущев, напротив, сумел укрепить своей авторитет: контролируя партийный аппарат, он начал расставлять на ведущие позиции своих сторонников. В начале 1955 г. Г.Маленков был снят с поста Председателя Совета Министров из-за обвинения в причастности к фабрикации «ленинградского дела», в слабом руководстве сельским хозяйством, др.

Политические реформы Н, Хрущева

После, отстранения Маленкова фактически главой государства становится Хрущев. XX съезд КПСС в феврале 1956 г. и выступление на нем Н. Хрущева с докладом о культе личности Сталина стали поворотным пунктом в истории, началом частичной десталинизации и демократизации жизни страны. В докладе приводились примеры беззаконий сталинского режима, которые связывались в основном лишь с деятельностью отдельных конкретных личностей, но о существовании тоталитарной системы вопрос не ставился. Это выступление укрепило авторитет Хрущева, что вызвало недовольство других партийных лидеров. В июне 1957 г. на Пленуме ЦК Ворошилов и Каганович попытались отстранить Хрущева от руководства. Но благодаря поддержке партийных лидеров представители оппозиции были осуждены коммунистами как «антипартийная группа». На том же Пленуме Хрущев добился введения в состав Президиума ЦК новых лиц, поддержавших его в трудный час, - Брежнева, Жукова, Игнатова и др.

Продолжая свою реформаторскую линию, Хрущев успел сделать радикальные шаги в перестройке правящей партии. На XXII съезде в октябре 1961 г. были внесены изменения в Устав КПСС, которые касались демократизации самой партии, условий приема в нее, расширения прав местных партийных организаций, расширения прав союзных республик. В 1957 г. восстанавливались права депортированных при Сталине народов, в конце 50-х гг. стали возникать различные формы общественного самоуправления и т.д.

Экономические реформы Н. Хрущева (50-е - середина 60-х гг.)

Достигнув с помощью курса на некоторую либерализацию режима относительной политической стабильности, Хрущев столкнулся с трудноразрешимыми экономическими проблемами. Реформы было решено начать с сельского хозяйства. Предполагалось повысить государственные закупочные цены на продукцию колхозов, расширить посевные площади за счет целинных и залежных земель. Освоение целины на первых порах дало прибавку продовольствия. С другой стороны, оно проводилось в ущерб не только традиционным зерновым районам, но было научно не подготовлено. Поэтом}' вскоре целинные земли пришли в упадок. С марта 1955 г. началось реформирование планирования сельхозпроизводства. Целью провозглашалось сочетание централизованного руководства сельским хозяйством с расширением прав и хозяйственной инициативы на местах, т. е. децентрализация управления республик. Почти 15 тыс. предприятий было передано в ведение республиканских административных органов. В 1957 г. правительство приступило к упразднению отраслевых министерств и их замене территориальными органами управления, В республиках создавались СНХ (Советы народного хозяйства). Центральным аппаратом управления народным хозяйством становились СНХ СССР, ВСНХ СССР. В конце 1962 г. проведена одна из самых неудачных реформ: партийные организации были разделены на промышленные и сельские.

В развитии промышленности большое внимание уделялось развитию легкой промышленности, результатом стал рост валовой продукции пищевой промышленности в 1,5 раза. Значительное место в общей стратегии Хрущева отводилось научно-техническому прогрессу в развитии тяжелой и легкой промышленности.

Серьезными недостатками экономических реформ стали управленческие просчеты, увеличение расходов на военные нужды, политизация и идеологизация в управлении народным хозяйством. Широко известны такие эксперименты как так называемые «рязанский мясной эксперимент», «кукурузная эпопея», выселение ученых-аграрников из Москвы в деревни, др. Нарастание кризисных явлений привело к социальной дестабилизации (подавление выступления рабочих в Новочеркасске в 1962 г., разгон демонстрации студентов в 1958 г.). С целью снижения напряженности власти пошли на увеличение зарплаты в госсекторе, удвоение размеров пенсий, снижение пенсионного возраста, сокращение продолжительности рабочего дня. Кризис системы управления был налицо, однако Хрущев возложил всю вину на сельские партийные организации. Ситуация усугубилась значительным ростом бюрократического аппарата, смешением! функций, дублированием решений и т.д. Те же последствия имела и реформа центрального аппарата управления народным хозяйством (создание совнархозов).

Таким образом, экономические и политические реформы Хрущева и носили ограниченный характер демократизации и. сводились к формальном структурной реорганизации, что неизбежно влекло кризисные явления. Кризис реформ привел к возникновению консервативных тенденции и восстановлению некоторых элементов тоталитаризма. Линия Хрущева на единоличное правление партийным и государственным аппаратом была расценена партийным и государственным аппаратом как стремление к новой диктатуре. В результате в октябре 1964 г. на Пленуме ЦК Хрущев был смещен с занимаемых постов в партии и правительстве.

Хрущёвская оттепель — неофициальное обозначение периода в истории СССР после смерти И. В. Сталина (середина 1950-х — середина 1960-х годов). Характеризовался во внутриполитической жизни СССР осуждением культа личности Сталина, репрессий 1930-х годов, либерализацией режима, освобождением политических заключённых, ликвидацией ГУЛага, ослаблением тоталитарной власти, появлением некоторой свободы слова, относительной демократизацией политической и общественной жизни, открытостьюзападному миру, большей свободой творческой деятельности. Название связано с пребыванием на посту Первого секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущёва (1953—1964).

Вопрос 58.Трудности и проблемы соц-эконом. Развития СССР в период «застоя» 1964-1985 гг

1970–1980 гг. вошли в историю СССР как годы «застоя» в политике, экономике, культуре, национальных отношениях.

В общественно-политической жизни страны: 1) властвовали безраздельно консервативные тенденции. Получила официальное одобрение концепция развитого социализма, согласно которой медленное, планомерное, постепенное совершенствование реального социализма, построенного в СССР «полностью и окончательно», займет целую историческую эпоху. В 1977 г. она была законодательно закреплена во вступлении к новой Конституции СССР. Также был закреплен Конституцией тезис о руководящей и направляющей роли КПСС; 2) на практике не все провозглашенные Конституцией демократические свободы выполнялось. В частности, Советы народных депутатов всех уровней оставались лишь декорацией, а реальная власть принадлежала партийному аппарату, который вырабатывал и принимал все главные решения. Его контроль над обществом оставался всеобъемлющим; 3) аппарат и составлявшая его номенклатура, партийно-государственные чиновники определенного уровня, употребляя термин тех лет, «перерождались». Л.И. Брежнев, в течение 18 лет занимавший пост Первого (с 1966 г. – Генерального) секретаря ЦК КПСС, считал необходимым поддерживать кадровую стабильность аппарата, укреплять его привилегии, воздерживаться от резких действий в отношении номенклатуры. Большинство министров и секретарей обкомов в тот период занимали свои должности по 15–20 лет. Большинство членов Политбюро ЦК КПСС находилось у власти более 15 лет; 4) происходит сращивание партийно-государственного аппарата с «теневой экономикой», коррупция, так как всевластие партийной элиты не было подкреплено собственностью и она постепенно стала стремиться к закреплению за собой доли общественной собственности, которой управляла.

«Застойные» явления в экономике: 1) в 1970-80-е гг. происходило экстенсивное развитие экономики; 2) строились новые предприятия (но лишь немногие технически и технологически соответствовали мировому уровню (ВАЗ, КамАЗ); 3) росла добыча невосполнимых природных ресурсов (нефть, газ, руда); 4) увеличивалось число лиц, занятых ручным и малоквалифицированным трудом; 5) достижения научно-технического прогресса внедрялись крайне слабо; 6) командная экономика не могла эффективно работать в условиях научно-технической революции, но все проблемы руководство страны по-прежнему пыталось решить преимущественно административными способами; 7) сельское хозяйство принимало огромные капиталовложения, но заметного роста производства не показывало.

Тяжким бременем для экономики страны были огромные затраты на военно-промышленный комплекс, которые позволяли поддерживать военно-стратегический паритет с США.

Назревание кризисных явлений в социально-экономической и политической сферах: 1) с каждым годом сокращались возможности затратной модели роста экономики, сокращалась добыча топливно-сырьевых ресурсов, передвигаясь в труднодоступные районы Сибири и Крайнего Севера, она дорожала; оборудование изнашивалось и морально устаревало; 2) происходили серьезные деформации в социальной сфере. Доходы людей постоянно росли, но ни промышленность, ни сельское хозяйство не могли предложить населению достаточное количество товаров, продовольствия, услуг. Развивался дефицит, обычным явлением становились очереди и «блат»; 3) возникает так называемая «теневая экономика» (подпольные мастерские, «спекуляция» и пр.); 4) после смерти Брежнева новым Генеральным секретарем ЦК КПСС стал Ю.В. Андропов (1982–1984 гг.). Он начал расследование уголовных дел, обвиняемыми по которым проходили главным образом высокопоставленные руководители и чиновники, что выявило масштабы и опасность создавшихся кризисных явлений.

Вопрос 59. Основные этапы политики «перестройки». Экономические и политические преобразования в 1985-1991 гг

После смерти в 1985 г. Черненко к власти пришел Михаил Горбачев. К тому времени СССР уже находился на грани глубокого кризиса, как в экономике, так и в социальной сфере. Эффективность общественного производства неуклонно снижалась, тяжким бременем на экономике страны лежала гонка вооружений. Фактически в обновлении нуждались все сферы жизни общества. Сложное положение СССР явилось причиной перестройки, а так же, изменения внешней политики страны. Современные историки выделяют следующие этапы перестройки:

· 1985 – 1986 гг.

· 1987 – 1988 гг.

· 1989 – 1991 гг.

В период начала перестройки с 1985 по 1986 гг. существенных изменений в организации управления страной не было. В регионах власть, по крайней мере, формально, принадлежала Советам, а на высшем уровне – Верховному Совету СССР. Но, в этот период уже слышались заявления о гласности и борьбе с бюрократией. Постепенно начался процесс переосмысления международных отношений. Значительно уменьшилась напряженность в отношениях СССР – США.

Масштабные изменения начались несколько позднее – с конца 1987 года. Этот период характеризуется небывалой свободой творчества, развитием искусства. На телевидении выходят авторские публицистические программы, журналы печатают материалы, пропагандирующие идеи реформ. В тот же время, явно обостряется политическая борьба. Начинаются серьезные преобразования в сфере государственной власти. Так, в декабре 1988 г., на 11 внеочередной сессии Верховного Совета принимается закон «Об изменениях и дополнениях к Конституции». Закон внес изменения в избирательную систему, введя принцип альтернативности.

Однако наиболее бурным оказался третий период перестройки в СССР. В 1989 г. полностью выводятся из Афганистана советские войска. Фактически СССР перестает поддерживать социалистические режимы на территории других государств. Лагерь социалистических стран рушится. Важнейшим, знаковым, событием того периода является падение Берлинской стены и объединение Германии.

Партия постепенно утрачивает реальную власть и свое единство. Начинается ожесточенная борьба фракций. Критике подвергается не только сложившаяся в СССР ситуация, но и сами основы идеологии марксизма, а так же октябрьская революция 1917 г. Формируется множество оппозиционных партий и движений.

На фоне жесткой политической борьбы в этот период перестройки Горбачева начинается раскол и в сфере интеллигенции, среди деятелей искусства. Если часть их была критически настроена по отношению к происходящим в стране процессам, то другая часть оказывает всестороннюю поддержку Горбачеву. На фоне невиданной то этого времени политической и социальной свободы значительно уменьшаются объемы финансирования, как искусства, так и науки, образования, многих отраслей производства. Талантливые ученые в подобных условиях уезжают работать за рубеж, или же превращаются в бизнесменов. Множество НИИ и КБ прекращают свое существование. Развитие наукоемких отраслей замедляется, а позже и совсем останавливается. Пожалуй, ярчайшим примером этого может стать проект «Энергия – Буран», в рамках которого был создан уникальный космический челнок многоразового использования «Буран», совершивший единственный полет.

Материальное положение большинства граждан постепенно ухудшается. Так же, происходит обострение межнациональных отношений. Многие культурные и политические деятели начинают говорить о том, что перестройка изжила себя.

Последствия перестройки крайне неоднозначны и многоплановы. Безусловно, получение обществом социальных и политических свобод, гласность и реформирование планово-распределительной экономики являются положительными моментами. Однако, процессы, происходившие в период перестройки в СССР 1985 – 1991 гг., привели к распаду СССР и обострению тлевших долгое время межнациональных конфликтов. Ослаблению власти, как в центре, так и на местах, резкому снижению уровня жизни населения, подрыву научной базы и так деле. Несомненно, итоги перестройки и ее значение еще не раз будут переосмыслены будущими поколениями.

Вопрос 60. События августа 1991 и октября 1993.

На данный момент единого мнения о том, каковы предпосылки распада СССР не существует. Однако, большинство ученых едины в том, что зачатки их были заложены в самой идеологии большевиков, которые, пусть и во многом формально, признавали право наций на самоопределение. Ослабление центральной власти спровоцировало формирование новых властных центрах на окраинах государства. Стоит отметить, что похожие процессы происходили и в самом начале 20 века, в период, революций и краха Российской империи.

Если говорить кратко причины распада СССР следующие:

· кризис, спровоцированный плановым характером экономики и приведший к дефициту многих товаров народного потребления;

· неудачные, во многом непродуманные, реформы, приведшие к резкому ухудшению уровня жизни;

· массовое недовольство населения перебоям поставок продуктов питания;

· все усиливающийся разрыв уровня жизни между гражданами СССР и гражданами стран капиталистического лагеря;

· обострение национальных противоречий;

· ослабление центральной власти;

· авторитарный характер советского общества, в том числе жесткая цензура, запрет церкви и так далее.

Процессы, приведшие в результате к распаду СССР, обозначились уже в 80-е годы. На фоне общего кризиса, который к началу 90-х только углубился, отмечается рост националистических тенденций практически во всех союзных республиках. Первыми из состава СССР выходят: Литва, Эстония и Латвия. За ними следуют Грузия, Азербайджан, Молдавия и Украина.

Распад СССР стал результатом событий августа – декабря 1991 г. После августовского путча деятельность в стране партии КПСС была приостановлена. Утратил власть Верховный Совет СССР и Съезд народных депутатов. Последний в истории Съезд состоялся в сентябре 1991 г. и заявил о самороспуске. В этот период высшим властным органом стал Государственный Совет СССР который возглавил Горбачев, первый и единственный президент СССР. Предпринятые им осенью – замой попытки предотвращения как экономического, так и политического развала СССР успеха не принесли. В итоге 8 декабря 1991 года, после подписания Беловежского соглашения главами Украины, Беларуси и России, Советский Союз прекратил свое существование. В тоже время, произошло образование СНГ – Содружества Независимых Государств. Распад Советского Союза стал крупнейшей геополитической катастрофой 20 века, повлекшей глобальные последствия.

Вот только основные последствия распада СССР:

• резкое сокращение производства во всех странах бывшего СССР и падение уровня жизни населения;

• территория России сократилась на четверть;

• доступ к морским портам вновь осложнился;

• уменьшилось население России – фактически на половину;

• возникновение многочисленных национальных конфликтов и появление территориальных претензий между бывшими республиками СССР;

• началась глобализация – постепенно набирали ход процессы, превратившие мир в единую политическую, информационную, экономическую систему;

• мир стал однополярным, а единственной сверхдержавой остались Соединенные Штаты.

Октябрьские события(21 сент. - 4 окт) явились следствием противостояния законодательной и исполнительной ветвей власти РоссийскойФедерации. В условиях, когда «брежневская», подправленная Съездом народных депутатов российскаяконституция стала объективным тормозом в проведении реформ, а работа над новой велась слишкоммедленно и неэффективно, президент Б. Н. Ельцин издал указ «О поэтапной конституционной реформе вРоссийской Федерации», в соответствии с которым Верховный Совет и Съезд народных депутатовпрекращали свою деятельность. Конституционный суд РФ пришел к заключению о несоответствии данногоуказа российской Конституции, однако Ельцин его не отменил. Верховный Совет, находившийся в Беломдоме, отказался подчиниться указу президента, квалифицировав его действия как государственныйпереворот. Оборону Белого дома возглавили вице-президент А. В. Руцкой и председатель ВерховногоСовета Р. И. Хасбулатов. Попытки преодолеть кризис путем переговоров оказались безуспешными.Затянувшийся конфликт привел к блокаде Белого дома милицией. Защитники Белого дома предпринялиштурм мэрии, пытались с помощью оружия овладеть Центральным телевидением в Останкине и штабомобъединенных Вооруженных сил СНГ. 4 октября в результате осады и танкового обстрела Белый дом пал. Входе событий погибло (по неполным данным) около 150 человек. В итоге событий система советовперестала существовать. В 1994 арестованные участники этих драматических событий были амнистированыГосударственной думой Российской Федерации.

Вопрос 61. Россия на современном этапе: политическое, экономическое и культурное развитие в 1992-2010 гг

В марте 2000 г. состоялись новые выборы президента России, на которых убедительная победа была одержана В.В. Путиным.

Во внутренней политике с именем В.В. Путина связывают:

1) твердую позицию в отношении чеченского вопроса. Так, в 1999 г. после вторжения террористических чеченских групп и иностранных наемников на территорию соседнего Дагестана и террористических актов в Москве, Буйнакске, Волгодонске была начата новая контртеррористическая операция в Чечне;

2) был взят курс на продолжение либеральных экономических реформ;

3) первыми шагами по выполнению выбранной программы стали:

– указ об учреждении на территории России 7 федеральных округов, на которых назначались полномочные представители Президента;

– указ о реформе Совета Федерации и о приведении в норму, в соответствие с федеральными законов субъектов.

В 2001 г. в политическом и социально-экономическом развитии страны произошли значительные позитивные перемены. Продолжился экономический рост.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: