Основы экологического права

Конституционной обязанностью граждан РФ является обязанность сохранять природу (ст. 58 Конституции РФ). Термин «сохранять» предполагает активные действия, направленные на сбережение человеческой среды обитания во всех ее проявлениях. Причем эти действия представлены в качестве двух разноплановых правовых обязанностей. Обязанность сохранять природу имеет, на первый взгляд, только нравственный аспект и не снабжена нормативной санкцией, поскольку трудно принудить к сохранению природы каждого, кому это прямо не предписано. Однако Конституция РФ - нормативный акт прямого действия, обязательный к применению непосредственно. Это означает, что конституционная норма, сформулированная как моральная установка, не только регулирует соответствующие отношения указанных в ней субъектов, но и является одновременно нормой для правоприменителя.

Сохранять природу и окружающую среду означает не допустить ухудшения существующего состояния природы, причинения ей ущерба как в целом, так и отдельным ее объектам в результате действий или бездействии.

Окружающая среда представляет собой понятие природы, взятое применительно к конкретному субъекту - человечеству, отдельному человеку.

Деятельность человека, так или иначе связанная с воздействием на окружающую среду или с использованием природных ресурсов, неизбежно оказывает влияние на окружающую среду, природу. Проведение ядерных испытаний, работа атомных электростанций, строительство плотин и рытье канaлов, запуск ракет и т. д., являясь на первый взгляд делом локальным, через окружающую среду данной территории оказывают отрицательное воздействие на природу планеты в целом. Появление «озоновых дыр» в атмосфере, загрязнение огромных территорий радиоактивными отходами и выбросами с АЭС, гибель части животного мира - наглядное подтверждение тому, что окружающая каждого среда является частью природы и в правовом смысле их нельзя рассматривать раздельно.

Правовая обязанность сохранять природу и окружающую среду корреспондирует праву каждого на благоприятную окружающую среду (соответственно - природу), а также праву государства применять санкции за нарушение природоохранного законодательства или устанавливать льготы и компенсации людям, оказавшимся в условиях неблагоприятной окружающей среды.

Среди нормативных актов, регулирующих экологические отношения, можно вьделить (условно) несколько групп: общие и специaльные, которые в свою очередь можно разделить на объектные и территориальные. Этому делению соответствует и природоохранное законодательство, его подотрасли образуют вцелом экологическое право.

Экологическое право - это самостоятельная отрасль права, представляющая собой совокупность норм права, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения, оздоровления и улучшения окружающей среды в интересах настоящего и будущих поколений людей.

Экологическое право как комплексная отрасль права содержит систему правовых норм, регулирующих общественные отношения по:
- изучению, сохранению и воспроизводству окружающей среды, включая предупреждение и устранение последствий негативной хозяйственной деятельности человека (природоохранное право);
- рациональному использованию природных ресурсов, удовлетворению потребностей и соблюдению экологических норм природопользователями.

Экологические правоотношения - урегулированные нормами экологического права общественные отношения, возникающие в сфере взаимодействия общества и природы по рационaльному использованию природных ресурсов и охраны окружающей среды.

Предмет экологического права составляют экологические отношения, которые возникают между гражданами и организациями при обязательном участии государства по поводу сохранения, улучшения, восстановления и эффективного использования природных объектов в целях сохранения окружающей среды, предупреждения и устранения вредных последствий воздействия на нее хозяйственной и иной деятельности.

Под методом правового регулирования экологического права понимается совокупность приемов и способов правового воздействия государства на экологические общественные отношения путем законодательного закрепления элементов экологической системы страны, значимых для правового регулирования, структуры органов управления и круга природопользователей, а также установление четкой регламентации правил природопользования и юридической ответственности за нарушение путем императивного или диспозитивного подхода к установлению правомочий субъектов экологических правоотношений.

В экологическом праве применяются два основных метода:
1) публично-правовой, основанный на неравенстве участников отношений. Он выражается в установлении предписаний, дозволений, запретов, обеспечивающих их исполнение путем государственного принуждения к должному поведению;

2) частноправовой, который исходит из равноправия и независимости сторон отношений, которые заключают соглашение, предусматривающее добровольное определение своих прав и обязанностей.

Определяют направленность и основные черты развития отрасли права ее принципы, руководящие начaла. В экологическом законодательстве можно выделить следующие принципы:- право собственности как неотъемлемое право субъектов;- принцип общегосударственного управления природопользованием, устанавливающий общегосударственные интересы ад ведомственными;- принцип рационального и эффективного использования
природных объектов;- принцип приоритета охранительных мероприятий в использовании природных объектов;-принцип комплексного подхода в природопользовании, выражающийся в том, что при использовании любого природного объекта необходимо учитывать все его экосвязи с другими природными объектами и окружающей средой в целом.

Экологические права человека - это признанные и закрепленные в законодательстве права индивида, обеспечивающие удовлетворение его разнообразных потребностей в процессе взаимодействия с окружающей средой. Их можно разделить на два вида: основные (конституционные) и иные (неконституционные).

Основные (конституционные) права закреплены в Конституции РФ (ст. 42). Это права на благоприятную окружающую среду; на достоверную информацию о состоянии окружающей среды; на возмещение ущерба, причиненного здоровью и имуществу экологическим правонарушением. Дополняют и обеспечивают реализацию норм ст. 42 Конституции РФ права на жизнь (ст. 20), на человеческое достоинство (ч. 2 ст. 21), на труд в безопасных условиях (ч. 3 ст. 37), на ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы (ч. 2 ст. 24), на получение информации (ч. 4 ст. 29), на социальное обеспечение, пенсию и социальные пособия (ч. 1, 2 ст. 39), на доступ к правосудию (ст. 52), на возмещение вреда (ст. 53).

К иным (неконституционным) экологическим правам относится право граждан на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды, вызванного хозяйственной или иной деятельностью, аварий, катастроф, стихийных бедствий.

Задачами экологического законодательства России являются регулирование отношений в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения природных богатств и естественной среды обитания человека, предотвращения экологически вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности, оздоровления и улучшения качества окружающей среды, укрепления законности и правопорядка в интересах настоящего и будущих поколений людей.

Эколого-правовые нормы, институты и экологическое право как отрасль в совокупности образуют содержание эколого-правового регулирования. В любом правовом государстве основным источником экологического права должен быть закон, адекватно регулирующий экологические права человека и гражданина, обеспечивающий механизм их защиты, а также формирующий общественные отношения собственности на природные ресурсы, содержащий правовые нормы по природопользоманию и охране окружающей среды, по пресечению и профилактике правонарушений в этой области. Для того чтобы это содержание реализовывалось на практике, необходимо придать ему эффективную форму. Такой формой и являются источники экологического права, представляющие собой правовые акты, содержащие эколого-правовые нормы.

К источникам экологического права относятся: Водный кодекс РФ, Земельный кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, Уголовный кодекс РФ, законы от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды», от 24 апреля 1995 г. «О животном мире» г, от 21 февраля 1992 г. «О недрах” и редакции от 3 марта 1995 г., от 30 марта 1995 г. «О санитарны-эпидемиологическом благополучии населения", от 14 марта 1995 г. «Об особо охраняемых природных территориях», ведомственные нормативные акты, законодательство субъектов РФ.

В Федеральном законе «Об охране, окружающей среды» выделены три группы объектов, подлежащих охране: 1) естественные экологические системы, природные ландшафты и природные комплексы; 2) земля, недра, воды, леса, нелесная растительность, животный мир и его генетический фонд, атмосферный воздух; 3) особо охраняемые природные территории и объекты, имеющие особое природоохранное и экологическое значение.

Взаимодействие человека и общества регулируется правом природопользования - совокупностью правовых норм, регулирующих отношения по использованию природных ресурсов в соответствии с экологическими требованиями по рациональному их использованию, воспроизводству и охране окружающей среды. Право природопользования подразделяется на индивида

1) право общего пользования - свободно, без каких-либо разрешений со стороны компетентных государственных органов или физических и юридических лиц, за которыми закреплены природные объекты и пользование, находиться на этих объектах (например, на путях сообщения, в парках, лесопарках, на пляжах, водоемах, лесах);
2) право специального пользования. Оно связано с удовлетворением экономических интересов общества, юридических и физических лиц, осуществляемых в соответствии с разрешидельной системой и требующих выделения отдельных частей природных объектов в обособленное пользование юридическим или физическим лицам.

В зависимости от видов права природопользования различают два вида субъектов:

1) каждый человек, находящийся на территории России, поскольку он обладает вытекающими из закона возможностями пользоваться водами, лесами, землей. Человек может использовать природные ресурсы лишь для собственных нужд, но не для осуществления предпринимательской деятельности (субъектправа общего природопользования);
2) юридические лица и индивидуальные предприниматели (субъекты права специального природопользования). Юридические лица при этом выступают в двух качествах: как государственные или муниципальные органы, наделенные правомочием распоряжаться природными Ресурсами, находящимися в государственной и мунипальной собственности, и как получившие соответствующий природный ресурс в пользование.

Природопользователи наделены соответствующими правами и несут установленные обязаностей Так, они имеют право: участвовать в разработке и принятии Решений, осуществление которых связано с экологически вредным воздействием на окружающую среду, и контроле за их выполнением; на возмещение потерь и убытком, связанных с досрочным расторжением договора, ухудшением состоянии окружающей среды и природных ресурсов не по их вине.

Природопользователи обязаны: эффективно использовать окружающую среду и природные ресурсы в соответствии с целевым назначением, улучшать состояние окружающей ереды, рационально использовать запасы природных ресурсов, не допускать ухудшения экологической обстановки в результате осуществлении хозяйственной деятельности; своевременно вносить плату за пользование природными ресурсами и загрязнение окружающей среды; своевременно представлять органам исполнительной власти и в Министерство природных ресурсов РФ сведения о состоянии окружающей среды и использовании природных ресурсов; возмещать потери и убытки, допущенные в результате истощения и загрязнения окружающей среды и природных ресурсов.

Законом установлена система органов управления в области охраны окружающей среды, которую составляют органы федеральной государственной власти, государственной власти субъектов РФ общей компетенции, местного самоуправления, а также некоторые органы, наделенные полномочиями по экологическому управлению.

К органам федеральной государственной власти общей компетенции относятся Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, специально уполномоченные федеральные государственные органы - органы государственноrо управления, осуществляющие свои функции на всей территории России самостоятельно и через свои территориальные органы (Министерство природных ресурсов РФ, Федеральную службу земельного кадастра России, Министерство имущественных отношений РФ, Министерство здравоохранения РФ, Министерство обороны РФ и др.). Кроме того, особое место занимают природоохранные прокуратуры и специально уполномоченные органы государственного управления, осуществляющие свою деятельность в соответствии с постановлениями Правительства РФ (Правительственная комиссия по охране окружающей среды и природопользованию, Экспертный совет при Правительстве РФ и др.).

К органам государственной власти субъектов РФ общей компетенции относятся органы местного самоуправления (например, Администрация по землепользованию и экологии Московской области, действующая на основании Положения о ней, утвержденного постановлением главы администрации Московской области от 1 ноября 1994 г.).
Законодательство в области финансов, банков, бухгалтерского учета.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: