организационная структура управления совокупность всех подразделений предприятия, выстроенных в соответствии с их иерархической принадлежностью и взаимосвязей между ними. Она должна динамично изменяться и обладать способностью адаптации к различным изменениям.. Для построения организационных структур важен учет роли человека в той или и ной организации. Роль должна быть ясна ему и он должен принимать ее. Есть иерархия: Управляющие верхнего звена управления –(топ-менеджеры), среднего звена и низового уровня. Не меньшее значение придается информации.
Для наглядности используются органиграммы – это схема или таблица, служащая для графического изображения организационной структуры управления – элементы и подразделения, порядок их расположения, взаимосвязи, распределение полномочий и тд.
Существует концепция "самообучающейся организации, своевременно реагирующей на требования рынка. Актуально для больших компаний, работающих в различных отраслях.
Для организационной адаптации компаний часто используют методы, среди которых:
- метод проб и ошибок, предлагающий поиск эффективного решения путем
случайного перебора нескольких возможных;
- метод поиска решений - игнорирование проблемы, предлагающий отказ от каких-либо изменений до первого сбоя системы;
- метод равнения на лидера, рассчитанный на заимствование решений, найденных другой компанией - лидером рынка;
- метод абсолютизации опыта и интуиции руководителя предприятия.
Одним из современных подходов к управлению сложными изменениями на корпоративном уровне является "организационное развитие (ОР)"
ОР - это широкая философская концепция и методология внутрифирменных изменений, базирующаяся на рассмотрении организации как "открытой системы".
ОР - это всеобъемлющая, последовательная и многоуровневая стратегия, нацеленная на средне- и долгосрочные перспективы и использующая различные методы, в том числе:
- методы поведенческих наук; - рациональные и интуитивные методы;
- ориентацию в большей степени на процесс, чем на цель;
- подходы, основанные на максимальном участии персонала развивающейся корпорации.
Для ОР характерно:
- ориентация на средне- и долгосрочные перспективы;
- использование выводов и методов поведенческих наук (психологии, социологии, антропологии, психологии и т. д.);
- ориентация на процесс изменения (внедрение методологии изменения);
- ориентация на активное вовлечение персонала в процесс;
- привлечение внешнего или внутреннего фасилитатора, который должен быть внешним по отношению к изменяемой системе, обладать необходимыми навыками и личностными качествами;
- применение разнообразных методов.
ОР может помочь:
- внедрить в организацию систему стратегического управления;
- осуществить менее глубокие изменения в организации, например внедрение новых технологий, методов работы, изменение структуры и культуры;
- трансформировать организацию в "самообучающую организацию".
ОР состоит из семи этапов:
1. Определение миссии организации (формулировка качественных (корпоративные ценности) и количественных оценок (доля рынка и тд)
2. Оценка внешних и внутренних условий. (SWOT анализ)
3. Сбор данных. (обеспеченность ресурсами, финансовые аспекты, культурные ценности и соц-псих обстановка и тд)
4. Обеспечение вовлеченности персонала в процесс перехода. (эффективное изменение возможно лишь тогда, когда в процесс изменения активно вовлечены его участники)
5. Постановка целей изменения (выбор уровня требуемого вмешательства)
6. Осуществление изменений и развивающие мероприятия.
7. Оценка и закрепление изменений (обследование или аудит культуры организации, интервью с отдельными лицами, отчеты наблюдателей о том, что изменилось)
Наиболее сложная управленческая задача- это установление в организации баланса между двумя ее компонентами: иерархичностью и степенью делегирования полномочий.
Иерархичность снижает мобильность организации. С другой стороны, она делает организацию более управляемой "сверху". Адекватная система делегирования полномочий повышает мобильность организации и в конечном счете эффективность ее функционирования. Основная проблема здесь - выбор оптимального баланса, и переход от иерархической организации к системе делегирования полномочий.






