Методы управленческого воздействия

Методы управления - это способы воздействия управ­ляющей подсистемы - субъекта управления - на управляемую подсистему - объект управления (работник, коллектив, организационно-экономический объект управления) для достижения по­ставленных целей. Различают методы управления и методы про­цесса управления. Методы управления характеризуют закончен­ный процесс воздействия на объект управления; методами про­цесса управления выполняются лишь отдельные работы.

Разли­чают также методы прямого и косвенного воздействия, формаль­ные и неформальные. При использовании методов прямого воз­действия предполагается получить непосредственный результат воздействия; методами косвенного воздействия создаются усло­вия для достижения высоких результатов. Соотношение методов формального и неформального воздействия отражает характер­ные черты стиля управления.

В системе методов управления выделяются общие методы. К ним традиционно относятся экономические, административные (иногда их называют организационными) и социально-психологические методы.

Экономические методы управления представляют собой совокупность способов воздействия на экономические интересы объекта управления, основанных на сознательном использовании требований экономических законов. Эти методы можно подраз­делить на две группы: методы, используемые федеральными, региональными и муниципальными органами; методы, используемые предприятиями (организациями).

К первой группе относятся налоговые системы и кредитно-финансовые механизмы страны и региона, т. е. экономические факторы внешней среды предприятия.

Вторую группу составляют:

• система материального поощрения работников; система ответственности за качество и эффективность работы; экономические нормативы функционирования организа­ции (фондовооруженность и производительность труда, нормы рентабельности по видам продукции и т. д.), которые разрабаты­ваются на основе маркетинговых исследований, анализа основ­ных показателей качества продукции, уровня производства и включаются в бизнес-план; коммерческий расчет.

Административные методы управления включают: систему законодательных актов страны и региона; систему нормативных и методических (обязательных к применению) документов организации; систему оперативного управления (систему власти) процессами в коллективе для достижения поставленной цели при условии со­хранения здоровья работников и хорошего морально-психологического климата в коллективе, соблюдения законода­тельства и требований нормативных актов.

Объектами управления социально-психологическими про­цессами являются: личностные характеристики работников, а также их пси­хические и психофизиологические особенности; способы организации труда и рабочих мест; система подбора, расстановки, подготовки и переподго­товки кадров; информационное обеспечение и его использование; система стимулирования работников; морально-психологический климат в коллективе; социально-бытовые условия работников.

Управление социально-психологическими процессами включает: разработку норм и нормативов социально-психологи­ческих процессов; анализ, учет и контроль выполнения норм и нормативов социально-психологических процессов; разработку мероприятий по нормализации и оздоровле­нию протекания социально-психологических процессов; организацию и контроль за выполнением разработанных мероприятий; регулирование социально-психологических процессов.

Важное значение в обеспечении высокой эффективности работы коллектива имеет создание и сохранение в нем благопри­ятного морально-психологического климата (МПК).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: