Объект и субъект риск-менеджмента

Система управления рисками представляет собой сложный механизм, состоящий из двух подсистем: управляемой подсистемы (объекта управления) и управляющей (субъекта управления) (рис. 9.1).

 
 


Рис. 9.1. Система управления рисками

Пример. Субъекты и объекты управления на примере строительной компании показаны на рис. 9.2.

Организация риск-менеджмента представляет собой систему мер, направленных на эффективное сочетание всех его элементов в единой технологии процесса управления риском. В зависимости от размера бизнеса меняется отношение к риск-менеджменту в компании (наглядно это можно увидеть на рис. 9.3).

 
 


Рис. 9.2. Субъект и объект управления в строительной компании

 
 


Рис. 9.3. Подходы к управлению рисками в зависимости от размера бизнеса

Интуитивное управление рисками обычно характерно для малого бизнеса, где должность риск-менеджера просто не предусмотрена. Ответственность за риски компании часто берет на себя генеральный директор, что не может не сказаться отрицательно на финансовых результатах. При таком подходе работники боятся обозначить возможные или реально существующие проблемы. Из-за страха перед руководством многие ситуации, а также их последствия не выявляются вовремя, а иногда и вовсе скрываются. Это свидетельствует о том, что управление рисками следует рассматривать не как единовременное действие, а как систему целенаправленных действий, которые образуют единый механизм управления рисками.

Для крупного и среднего бизнеса необходимо создать департамент (отдел) по управлению рисками – специальное подразделение, которое будет отслеживать, идентифицировать и контролировать уровень рисков. Это поможет компании своевременно реагировать на изменение внешней среды и достичь успеха при выводе на рынок нового продукта.

9.2. Департамент по управлению рисками:
методология и практика

Построение службы риск-менеджмента – это процесс, который следует проводить поэтапно. На департамент по управлению рисками возлагаются как общая методологическая работа по разработке принципов и методов оценки рисков, так и практическая работа по устранению лимитов рисков и контроль за их соблюдением. Департамент проводит идентификацию рисков, составляет карту рисков и представляет руководству рекомендации по их минимизации. К обязанностям департамента, кроме того, можно отнести анализ рыночной позиции, клиентской базы, контрагентов организации. Процесс управления рисками ему следует соотносить с созданием стоимости компании. Для оперативного управления рисками портфеля компании необходимо увязывать риски с ключевыми показателями деятельности предприятия.

Департамент по управлению рисками должен быть структурно независимым от финансового и операционного отделов в связи с возможностью возникновения конфликта интересов между ними, который повлияет на степень адекватности принятых инвестиционных решений. Исполнительный директор и совет директоров должны рассматривать систему управления рисками как важный информационный канал, от которого зависит жизнеспособность компании в целом. Это связано с тем, что хотя служба риск-менеджмента и не позволит избежать всех возможных рисков в деятельности предприятия, однако поможет компании выжить в критических условиях и подготовиться к критической ситуации до ее наступления.

Успех многих компаний, грамотно управляющих рисками, объясняется тем, что в них должность старшего риск-менеджера занимает опытный профессионал. В компании необходимо ввести разделение обязанностей, т. е. нельзя допускать, чтобы одни и те же сотрудники определяли стратегию рисков и следили, насколько соответствует ей деятельность компании, и в то же время инициировали бы решение о принятии рисков и управляли ими. Сотрудникам торгового отдела, к примеру, выгодно заключить как можно больше сделок, поэтому они не должны разрабатывать стратегию рисков и определять, кому из клиентов предоставить кредит. Также в рамках департамента необходимо четко определить личные обязанности каждого сотрудника и ответственность за риск.

На практике департамент по управлению рисками руководствуется положением об департаменте (отделе) управления рисками. Данный документ описывает заданные функции, а также порядок взаимодействия отдела с другими подразделениями компании. Помимо этого, для формализации процесса по управлению рисками необходимо разработать и утвердить стандарт по управлению рисками. Он должен представлять собой методические указания по выяснению и анализу рисков, ведению их учета и подготовке отчетности по результатам работы в этом направлении. Разработка подобного стандарта на уровне предприятия должна обеспечивать такое управление рисками, при котором основным элементам структуры и деятельности фирмы гарантируются высокая устойчивость и защищенность от внутренних и внешних экономических рисков.

Разработка стандарта основывается на двух стадиях – подготовительной и основной. На подготовительной стадии антирисковый менеджер должен ознакомиться с той справочной и текущей конкретной информацией, которая позволит ему принять решения и составить стандарт. Основная стадия представляет собой собственно разработку программы по управлению рисками. Принципы, которыми руководствуется менеджер при разработке и внедрении стандарта, в первую очередь определяются стратегией предприятия. Так, если предприятие ориентируется на обеспечение своей финансовой устойчивости, соответствующие принципы, которыми должен руководствоваться разработчик программы, будут диктовать выбор методов управления рисками, обеспечивающих эту финансовую устойчивость. Таким конкретным принципом может быть, например, принцип ориентации компании на передачу всех рисков во внешнюю среду.

Департамент по управлению рисками ежегодно составляет план по управлению рисками. Он отражает затраты на процедуры по снижению рисков, а также сами мероприятия по управлению риском. Помимо этого, в нем содержится информация об ответственности персонала за осуществление задач по управлению рисками.

План по управлению рисками:

– содержит перечень финансовых мероприятий по защите предприятия, инструкции для действий в критических ситуациях, регламенты по технике безопасности;

– составляется для каждого проекта компании, что способствует более детальному рассмотрению рисков в процессе реализации проекта, и планирование мероприятий по управлению рисками будет более эффективным. Он должен включать бюджет управления рисками. Устанавливается частота выполнения комплекса действий по нейтрализации рисков в течение всего жизненного цикла проекта. Также указывается уровень допустимости рисков. В процессе планирования департамент по управлению рисками должен определить индикаторы рисков (набор параметров, характеризующий состояние рынка). Внедрение подобной системы позволит проверять и накапливать информацию о негативных явлениях;

– должен использоваться руководителями верхнего и среднего уровня как для стратегического управления, так и для тактического управления предприятием.

Департамент по управлению рисками может включать специализированные подотделы, например сектор страховых операций, сектор венчурных инвестиций, отдел рисковых вложений капитала (т. е. венчурных и портфельных инвестиций), отдел оценки рисков, отдел контроля и мониторинга рисков и др. Данные группы людей могут подготовить предварительное коллективное решение и принять его простым или квалифицированным (т. е. две трети, три четверти, единогласно) большинством голосов. Однако окончательно выбрать вариант принятия риска и рискового вложения капитала должен один человек, т. к. он одновременно принимает на себя и ответственность за данное решение. Ответственность указывает на заинтересованность принимающего рисковое решение в достижении поставленной им цели.

Пример. Отдел рисковых вложений капитала в соответствии с уставом хозяйствующего субъекта может осуществлять следующие функции:

1) разработка программы инвестиционной деятельности, связанной с рисками;

2) разработка программы принятия рисковых решений, организация ее выполнения и контроль за результатами;

3) проведение рисковых вложений капитала в соответствии с действующим законодательством;

4) сбор, анализ и обработка информации об окружающей среде;

5) определение размера и стоимости риска, а также стоимости мероприятий по их снижению;

6) проведение процедуры страхования рисков (заключение договоров страхования и перестрахования);

7) разработка условий страхования, проведение расчетов по страхованию;

8) ведение соответствующей бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности по рисковым вложениям капитала.

Штатное расписание службы риск-менеджмента зависит от многих обстоятельств, прежде всего от финансовых масштабов данного бизнеса, от стратегии управления, от особенностей технологического процесса и этапа развития организации. От всех этих факторов зависит количество работы, которая придется на данную службу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: