А. С. Запесоцкого

История культуры Петербурга

Учебно-методический комплекс

(для студентов всех специальностей и всех форм обучения)

Санкт-Петербург

Кафедра культурологии

Cоставители:

доцент, кандидат исторических наук Е. А. Кайсаров;

доцент, кандидат культурологических наук А. С. Скобельцына;

доцент, кандидат искусствоведения О. Ю. Юхнина

Под общей редакцией

заведующего кафедрой культурологии, доктора культурологических наук, профессора, члена-корреспондента РАО, Заслуженного деятеля науки РФ

А. С. Запесоцкого

Рецензент

заведующая кафедрой искусствоведения СПбГУП,
доктор философских наук, профессор Т. Е. Шехтер

Пояснительная записка

Предлагаемый учебно-методический комплекс призван обеспечить полноценную самостоятельную работу студентов по изучению учебной дисциплины “История культуры Петербурга”. Он включает в себя темы и вопросы, список рекомендованной литературы и информационных ресурсов, подробные методические рекомендации по каждому разделу дисциплины, примерные темы докладов и рефератов, перечень основных понятий и терминов, тесты и контрольные вопросы. Комплекс предлагает удобные схемы усвоения материала дисциплины, очерчивая логику изучения вопросов темы, и выделяет аспекты, на которые необходимо обратить особое внимание, указывает конкретные разделы и главы книг, приведенные в списке литературы, дающие основные сведения по изучаемым вопросам, представляет инструментарий для осуществления самоконтроля полученных знаний — тесты. Цель тестовых заданий — проверка знаний по каждой изученной теме. Тесты составлены в закрытой форме: к каждому из вопросов предлагается несколько вариантов ответа, из которых студент должен выбрать один или несколько правильных. Ответ на вопрос считается правильным только в том случае, если студент отметит все правильные варианты ответа.

Цель дисциплины — дать студентам целостное представление о культуре одного города, который задумывался и создавался как центр культурной жизни России и мост, соединяющий Россию с Европой. На протяжении 300 лет своего существования Санкт-Петербург успешно выполнял функции культурной столицы.

В результате изучения дисциплины студенты должны получить всестороннее знание об этапах развития культуры города, особенностях и основных достижениях каждого этапа, о лучших представителях творческой интеллигенции Санкт-Петербурга, о роли города в культурном развитии России.

Итоговые формы контроля — экзамен.

Тема 1. Возникновение и культурное самоопределение Санкт-Петербурга (1703–1725)

Занятие 1

1. Основание города.

2. Строительство Санкт-Петербурга (1703–1725). Петровское барокко.

3. Культурное самоопределение Санкт-Петербурга.

Основные понятия и термины

Материальная культура

Десакральный

Европеизация культуры

Петровское барокко

Регулярная застройка

Кронверк

Пилястра

Тизилит

Фахверк

Гравюра

Подготовку к первому вопросу следует начать с изучения предыстории Петербурга. Необходимый материал по физической, гражданской и политической истории невской дельты содержится в работах П. Н. Столпянского[13, с. 16–17], С. П. Заварихина [3, с. 9–20] и Е. А. Кайсарова [5, ч. I, разд. 1.1]. Далее нужно разобраться в причинах, побудивших Петра I основать город в устье Невы. Анализируя различные точки зрения на эту проблему, уделите особое внимание утверждению М. С. Кагана о том, что в замысле строительства Петербурга изначально присутствовал культурный аспект [5, с. 25–29]. Необходимо подчеркнуть, что днем основания города условно считается день закладки крепости на Заячьем острове. Материал об этом событии вы найдете в трудах М. И. Пыляева [12, с. 10], С. П. Заварихина [3, с. 16–20], П. Н. Столпянского [13, с. 384]. В настоящее время нет никаких доказательств, что вместе с крепостью подразумевалось строительство города. Не сохранились документальные свидетельства о том, как было принято первое решение по застройке территории близ крепости. С закладкой крепости заканчивается предыстория Санкт-Петербурга и начинается его история.

При рассмотрении второго вопроса важно иметь в виду, что строительство Петербурга — это переход к новой, “регулярной системе” в градостроении и архитектуре. Под регулярностью подразумевалась упорядоченность процесса строительства. В средневековой Руси отсутствовало понятие чертежного проекта, осуществлялась естественная, нерегулярная застройка. Сравните два типа застройки города, покажите разницу между ними.

Строительство Петербурга в петровское время условно можно разделить на два периода: 1703–1710 и 1710–1725 гг. Раскрывая особенности первого периода, нужно показать нестабильность военно-политической ситуации, определившей временный характер строительства, отсутствие должного контроля со стороны Петра I, естественный характер застройки. После достижения коренного перелома в ходе Северной войны начинается новый этап строительства Санкт-Петербурга, характерной чертой которого стал решительный переход к регулярной системе. Покажите деятельность “Канцелярии городовых дел” (1706–1723), проанализируйте первые планы Петербурга (Д. Трезини, Ж.-Б.-А. Леблон), обратите внимание на геометрическую правильность планировки, прямолинейность улиц, отраженную в них ритмичность застройки. Расскажите об организации мазанкого и каменного строительства по образцовым проектам [7, с. 38–99; 4, с. 38–99; 6, ч. I, разд. 2.2].

Завершить рассмотрение второго вопроса следует характеристикой архитектурного стиля первой трети XVIII в., который получил название “петровское барокко” [7, с. 8–9, 19–111; 5, ч. I, разд. 2.3], и показать, как в русской архитектуре шло слияние европейских стилистических приемов (северного барокко через Д. Трезини, которое проявилось в строгой симметрии и уравновешенности композиции, сдержанности декора; и изящного французского через Леблона, характерного изысканностью декоративных деталей при общей их сдержанности, приверженностью к высоким “мансардным” кровлям) с традициями древнерусскими, прежде всего “нарышкинского” стиля, сказавшимися в многоцветии окраски зданий и в использовании мотива “красного крыльца” и др. [14, с. 123–125; 15, с. 27–40].

Отвечая на третий вопрос, необходимо рассказать о становлении в Петербурге светского типа русской культуры. Этот процесс захватил материальную сферу(промышленность, торговлю и т. п.), настойчиво вторгся в область духовной жизни русских людей. Петр I и его единомышленники разработали официальную идеологию русского абсолютизма, которая нашла отражение в трудах сторонников Петра. Крупнейшим ее идеологом был Феофан Прокопович. Раскройте суть его концепции неограниченной власти монарха. Важно уяснить, что эта теория обосновывала приоритет светского начала, разума, науки, опирающихся на сильную и просвещенную государственную власть [2, с. 130–131, 141–142]. Одним из важнейших завоеваний петровского времени была разработка новой концепции человека, новое решение проблемы личности. Проанализируйте эти установки, выясните их значение для становления культуры нового типа [2, с. 142]. Далее рассмотрите конкретные действия Петра I и его сподвижников по огосударствлению церкви, замене старого церковно-славянского шрифта гражданским, созданию государственной системы школьного образования, развитию науки и техники, открытию Петербургской академии наук, налаживанию издательского дела, созданию периодической печати, благодаря которым в культуре Петербурга утверждаются светские начала [2, с. 131–144; 10, с. 14–24; 5, с. 36–47; 6, ч. I, разд. 4.1]. Покажите, какое отражение нашли эти преобразования в художественной культуре Санкт-Петербурга первой четверти XVIII века — в литературе, театре, изобразительном искусстве, музыке [2, с. 144–150].

Используя работу М. С. Кагана, выясните типологические особенности культуры петровского Петербурга. Обратите внимание на утверж­дение автора о том, что в результате петровских реформ в российской культуре рождался своеобразный и причудливый сплав ренессансного, доренессансного и постренессансного. Назовите ренессансные черты культуры Петербурга петровского времени [5, с. 33–36].

Петр I насаждал во всех сферах жизни светскую культуру. Покажите, с помощью каких приемов происходило привитие светского образа жизни [2, с. 154–159; 9, с. 27–51].

Литература

1. Георгиева Т. С. Русская культура: История и современность: учеб. пособие. М., 1999.

2. Гиппинг А. И. Введение в историю Санкт-Петербурга, или Нева и Ниеншанц. М., 2003.

3. Заварихин С. П. Явление Санкт-Питер-Бурха: Архитектурные портреты. М., 1996.

4. История русской архитектуры: учеб. для вузов / под ред. Ю. С. Уша­кова. СПб., 1994.

5. Каган М. С. История культуры Петербурга: учеб. пособие. СПб., 2000.

6. Кайсаров Е. А. История культуры Петербурга. XVIII век: мультимедийный учебник. СПб., 2002.

7. Платунов А. М. Так строился Петербург: учеб. пособие. СПб., 1999.

8. Зодчие Санкт-Петербурга: XVIII век. СПб., 1997.

9. Игнатова Е. А. Записки о Петербурге: очерк истории города. СПб., 1997.

10. Лурье Ф. М. Петербург 1703–1917: История и культура в таблицах. СПб., 2001.

11. Овсянников Ю. М. Три века Санкт-Петербурга: История. Культура. Быт. М., 1997.

12. Пыляев М. И. Старый Петербург. СПб., 2002.

13. Столпянский П. Н. Как возник, основался и рос Санкт-Петербург. СПб., 1999.

14. История русского искусства: в 3 т. / под ред. М. М. Раковой, И. В. Рязанцева. М., 1991. Т. 1.

15. Ильина Т. В. Русское искусство XVIII века: учеб. М., 1999.

Список рекомендованных информационных ресурсов

Основание Санкт-Петербурга https://www.rcio.rsu.ru/webp/StPeter/osnova.htm.

Петр I https://www.rcio.rsu.ru/webp/StPeter/petr.htm.

Архитектура Санкт-Петербурга второй половины XVIII века https://scit.boom.ru/iskustvo/iskustvo_italii44.htm.

Краткое жизнеописание Петра Великого https://www.peterlink.ru/spb/peter/index.html.

Карпенко О. Б. Личность Петра I с точки зрения соционики // Журнал “Соционика, ментология и психология личности”. № 4. 1996. https://www.socionics.ibc.com.ua/t/petr.html.

Дмитрёв А. ПЕТР I И ЦЕРКОВЬ https://www.ateism.ru/articles/peter-1.htm.

ПЕТР I ВЕЛИКИЙ // Энциклопедия “Кругосвет” https://www.krugosvet.ru/articles/35/1003598/1003598a1.htm.

Наследие Петра Великого на сайте “Город Святого Петра” https://city.vlogic.ru/Istoria/XVIII.html.

Темы докладов и рефератов

1. Санкт-Петербург в первые десятилетия XVIII в.

2. Северная война и основание Санкт-Петербурга.

3. Пригороды Петербурга в первой четверти XVIII в. (Петергоф, Ораниенбаум, Царское Село).

4. Формирование архитектурного облика города в первые десятилетия XVIII в.

5. Д. Трезини — первый архитектор Петербурга.

6. Великое посольство Петра I.

7. А. Д. Меншиков — первый губернатор Петербурга.

8. Роль иностранцев в жизни Петербурга начала XVIII в.

9. Быт и население Санкт-Петербурга первых десятилетий XVIII в.

10. Академия наук как первое научное учреждение России.

11. Культурные реформы в системе преобразований Петра I.

12. Смысл и цель петровских реформ.

13. Кунсткамера — первый музей России.

Контрольные вопросы

1. В чем заключалась выгодность географического положения невских земель? Какие торговые пути проходили через них?

2. В чем состоит культурно-исторический смысл и значение петровских реформ?

3. Какие причины лежат в основании Петербурга и какова в них роль культурного фактора?

4. Какие факторы свидетельствуют о культурно-созидательной деятельности Петра I?

5. В чем заключаются ренессансные черты культуры петровского Петербурга?

6. Какая организация была создана в начале XVIII в. для строительства Петербурга?

7. Кто и когда разработал проект планировки Петербурга?

8. Что такое “регулярная архитектура”? Когда она возникла в России?

9. Какие памятники гражданской и храмовой архитектуры свидетельствуют об ориентации на европейское искусство в начале XVIII в.?

10. Что общего и в чем отличие в планировке и внешнем облике Санкт-Петербурга и старых русских городов?

11. Какие здания, построенные в Санкт-Петербурге в первые десятилетия XVIII в., сохранились до наших дней? Какую роль они играют в современном облике города?

12. Как строилась Петропавловская крепость и другие укрепления на невских берегах? Какую роль они играли в Северной войне и в защите невских земель?

Тесты

Укажите точную дату основания Петербурга (по старому стилю).

1) 29 июня 1703 г.

2) 16 мая 1709 г.

3) 16 мая 1703 г.

4) 1 сентября 1700 г.

Как называлась первая площадь Петербурга?

1) Дворцовая площадь.

2) Исаакиевская площадь.

3) Троицкая площадь.

Когда Санкт-Петербург стал столицей России?

1) После своего основания.

2) После переезда в город правительственных органов и царской семьи.

3) После победы над Швецией.

При каком правителе в Петербурге был подписан указ о создании Академии наук?

1) Петр I.

2) Елизавета Петровна.

3) Екатерина II.

С чего начинается строительство Санкт-Петербурга?

1) Храм во имя св. апостолов Петра и Павла.

2) Петропавловская крепость.

3) Домик Петра I.

Кто был автором плана Петропавловской крепости и первым руководителем ее строительства в 1703–1709 гг.?

1) Жозеф Гаспар Ламбер де Герен.

2) Иоган Кирхенштейн.

3) Доменико Трезини.

Какое событие разделяет этапы строительной деятельности в Петербурге в петровское время?

1) Битва при Гангуте.

2) Полтавская битва.

3) Переезд столицы в Петербург.

Укажите, какие мероприятия включало создание регулярного города в Петербурге при Петре I.

1) Строительство крепости Кроншлот.

2) Разработку типовых проектов жилой застройки.

3) Создание планов города.

4) Строительство из камня.

Перечислите характерные черты регулярной застройки Петербурга (1709–1725).

1) Слитность с ландшафтом.

2) Непрямоугольная слобода.

3) Прямоугольный квартал.

4) Градостроительная активность храма.

5) Строительство по плану.

6) Мазанковая и каменная архитектура.

7) Строительство по “образцовым” проектам.

Укажите архитекторов, творческая деятельность которых относится к петровскому времени.

1) Д. Трезини.

2) Ж.-Б.-А. Леблон.

3) Д. М. Фонтана.

4) А. Шлютер.

5) И. Г. Шедель.

6) И. Ф. Браунштейн.

7) К. Б. Растрелли.

8) Л. Т. Швертфегер.

9) И. Г. Маттарнови.

10) Н. Микетти.

11) Н. Ф. Гербель.

12) Г. Киавери.

13) Н. Пино.

14) Ф. Б. Растрелли.

15) И. Х. Фёрстер.

16) С. ван Звитен.

Укажите архитектора, спроектировавшего здание Двенадцати коллегий.

1) И. Г. Шедель.

2) И. Г. Маттарнови.

3) Д. Трезини.

Укажите один из характерных признаков петровского барокко.

1) Сложные объемы зданий.

2) Позолоченые декоративные детали.

3) Использование ордера в виде плоских пилястр или лопаток.

Кто руководил возведением бастионов Петропавловской крепости?

1) Немецкие мастера.

2) Сподвижники Петра — Меншиков, Зотов, Головкин, Нарышкин, Трубецкой.

3) Русские мастера, приехавшие из Москвы.

Назовите автора плана застройки Васильевского острова, утвержденного Петром I в январе 1716 г.

1) И. Кирхенштейн.

2) Ж.-Б.-А. Леблон.

3) Д. Трезини.

Где сформировался первый административный центр Петербурга?

1) Васильевский остров.

2) Петербургская сторона.

3) Адмиралтейская часть.

Кто из архитекторов подготовил проекты “образцовых” домов для “подлых”, “зажиточных”, “именитых”?

1) Д. Трезини.

2) А. Шлютер.

3) Ж.-Б.-А. Леблон.

Костюм — точный культурный знак эпохи. Какие характерные черты культуры Петербурга отражены в мужском и женском костюме XVIII в.?

1) Сакральность.

2) Светскость.

3) Традиционализм.

4) Ориентация на Европу.

5) Динамизм.

6) Статичность.

7) Ориентированность на человеческую индивидуальность.

Д. Трезини стал создателем стиля петровское барокко. Перечислите основные работы этого архитектора, дошедшие до нашего времени.

1) Петропавловская крепость (1706–1740) с петровскими воротами (1717–1718).

2) Собор св. Петра и Павла (1712–1733).

3) Здание Двенадцати коллегий (университет) (1722–1742).

4) Летний дворец Петра I (1710–1712).

5) Кикины палаты (1714–1720) на Шпалерной.

6) Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы Свято-Троицкого Александро-Невского монастыря (1717–1725).

Занятие 2

1. Утверждение светских начал в русской живописи петровского Петербурга.

2. Становление в Санкт-Петербурге светской скульптуры.

3. Музыкальная жизнь города.

Основные понятия и термины

Жанр

Парсуна

Прямая перспектива

Станковая живопись

Светотень

Масляная живопись

Горельеф

Барельеф

Круглая скульптура

Камерная музыка

Кант

Партесное пение

Отвечая на первый вопрос, необходимо отметить какие изменения произошли в русском искусстве начала XVIII в. и почему живопись по своему характеру стала преимущественно светской. Русская живопись в первой трети XVIII в. оказалась представленной станковой картиной, монументально-декоративными росписями светского содержания, самыми разнообразными видами портрета(камерный, парадный в рост, погрудный, парный), включая миниатюрный. Проанализируйте, явилось ли это новым в искусстве XVIII в. или продолжило традиции допетровской эпохи. Также следует сказать о появлении жанров живописи. Какие именно жанры начали формироваться в петровское время [1, с. 115–116; 6, с. 26–27; 15, ч. 1, разд. 4.1]? Расскажите, какие были освоены приемы искусства Нового времени, начиная от владения прямой перспективой, анатомией, светотеневой моделировкой, до передачи фактуры, выявлению которой способствовало также и освое­ние масляной техники [6, с. 26–31; 4, с. 179–180, 214–215; 15, ч. 4, разд. 4.1].

В Петровскую эпоху происходит становление искусства портрета [6, с. 32–34]. Следует остановиться более подробно на анализе этого жанра, так как он стал ведущим в русском изобразительном искус­стве на протяжении всего XVIII в. В портрете Петровской эпохи проявляется исключительный интерес к человеку, характерный для русского искусства в целом. Становление портретной живописи связано с именами И. Н. Никитина и А. М. Матвеева. Эти художники были первыми русскими живописцами, прошедшими школу европейского образования. Расскажите об особенностях художественного языка каждого из мастеров. В заключение подчеркните тот факт, что “обмирщение”, которого добивался Петр во всех сферах русской жизни, произошло в искусстве первой четверти XVIII в. в значительной степени благодаря усилиям этих мастеров [1, с. 119–120; 6, с. 35–37; 2, с. 62–82; 5, с. 17–20; 15, ч. 1, разд. 4.1].

Отвечая на второй вопрос, прежде всего, следует отметить, что с Петровской эпохи начинается развитие всех направлений и жанров скульптуры: монументальной (как круглой, так и рельефной), садово-парковой, скульптурного портрета, медальерной пластики [2, с. 84–86; 6, с. 62–63; 15, ч. 1, разд. 4.1]. Обратите внимание на то, что особое развитие в это время получает садово-парковая скульптура во всех разновидностях: статуи, барельефы, декоративные вазы из самых разных материалов. Примеры такой скульптуры можно найти в Летнем саду. Расскажите, какие принципы легли в основу украшения Летнего сада и какие скульп­турные образы петровского времени были излюбленными [2, с. 86–89]. Далее следует рассказать о работе иностранных скульпторов в Петербурге [2, с. 89–91]. Подробнее остановитесь на творчестве Б.-К. Растрелли так как именно с его именем связано рождение в России светской круглой скульптуры, монументальной и монументально-декоративной скульптуры, конного монумента, скульп­турной группы, бюста [1, с. 122; 2, с. 91–99; 6, с. 68–70]. Назовите творения Растрелли-отца в Петербурге.

При подготовке к третьему вопросу обратите внимание на то, что с XVIII в. началось развитие светской музыки. Расскажите о самом популярном светском музыкальном жанре Петровской эпохи — канте. Что представляет собой кант, и какие канты были наиболее распространенными в Петровскую эпоху? В русской музыке первых десятилетий XVIII в. родилась светская лирическая трехголосная песня. Что явилось темой лирических кантов? В рассматриваемый период впервые зазвучала европейская инструментальная музыка. Что способствовало проникновению европейской музыкальной культуры в Россию [4, с. 180–181; 5, с. 21–23]. Обратите внимание на развитие духовной русской музыки в Петровскую эпоху. Какой была музыка партесного концерта? Расскажите о творчестве В. П. Титова — первого русского музыканта при дворе Петра I и самого известного автора партесных концертов [5, с. 23–30; 15, ч. 1, разд. 4.1].

Литература

1. История русского искусства: в 3 т. / под ред. М. М. Раковой, И. В. Рязанцева. М., 1991. Т. 1.

2. Ильина Т. В. Русское искусство XVIII века: учеб. М., 1999.

3. Ильина Т. В. История искусств. Отечественное искусство. М., 2003.

4. Рапацкая Л. А. Русская художественная культура: учеб. пособие. М., 1998.

5. Рапацкая Л. А. Русское искусство XVIII века. М., 1995.

6. Рябцев Ю. С. История русской культуры XVIII–XIX веков. М., 1997.

7. Брук Я. Б. У истоков русского жанра XVIII века. М., 1990.

8. Дмитриева Н. А. Краткая история искусств. М., 1996. Кн. 2.

9. История русской музыки. М., 1984. Ч. 1. Т. 2: XVIII век. М., 1985. Ч. 2. Т. 3: XVIII век.

10. Краснобаев Б. И. Очерки истории русской культуры XVIII века. М., 1987.

11. Крюковских А. П. Скульптура Санкт-Петербурга. Художественно-исторический очерк. СПб., 2001.

12. Петинова Е. Ф. Русские живописцы XVIII в. СПб., 2002.

13. Рыцарева М. Г. Русская музыка XVIII века. М., 1987.

14. Раков Ю. А. Скульптурный олимп Петербурга. СПб., 2000.

15. Кайсаров Е. А. История культуры Петербурга. XVIII век: мульти­медийный учебник. СПб., 2002.

Список рекомендованных информационных ресурсов

Государственный Русский музей: официальный сайт https://www.rusmuseum.ru/index.html.

Государственный Эрмитаж: официальный сайт https://www.hermitage.ru/.

Русская живопись XVIII века // Арт-энциклопедия https://www.center-gallery.ru/book/matveev.shtml.

Женские образы в русском искусстве XVIII века https://www.1september.ru/ru/art/2002/16/no16_1.htm.

Чернега В. М. История русской живописи XVIII века https://www.tchernega.ru/History/history.htm.

Скульптура XVIII века https://scit.boom.ru/iskustvo/iskustvo_italii47.htm.

Темы докладов и рефератов

1. И. Н. Никитин — основоположник русской светской живописи.

2. Роль А. М. Матвеева в становлении русского светского искусства начала XVIII в.

3. А. Ф. Зубов — крупнейший гравер начала XVIII в.

4. Иностранные художники в Петербурге в первой половине XVIII в.

5. Творчество А. Г. Овсова и Г. С. Мусикийского и портретная миниатюра начала XVIII в.

6. Портретная скульптура начала XVIII в. и творчество Б.-К. Рас­трелли.

7. Декоративная скульптура XVIII в. в садах и парках пригородов Петербурга.

8. Летний сад и его скульптура.

9. Памятники античного искусства в России петровского времени.

10. Развитие светской музыки в Петровскую эпоху.

Контрольные вопросы

1. Какие новые композиционные приемы осваивают русские живописцы в начале XVIII в.? Как меняется техника живописи?

2. Какие основные жанры развиваются в изобразительном искусстве в начале XVIII в.?

3. Дайте характеристику творчества И. Никитина и назовите основные работы этого художника.

4. Расскажите о принципе обратной перспективы. Является ли это характерной чертой искусства портрета?

5. Расскажите о роли парадного портрета в искусстве начала XVIII в.

6. Какие жанры скульптуры развивались в Петербурге Петров­ской эпохи?

7. Расскажите о творчестве Ф.-Б. Растрелли.

8. Расскажите о садово-парковой скульптуре петровского времени.

9. Какие светские музыкальные жанры Петровской эпохи вам известны?

10. Как развивалась русская духовная музыка в Петровскую эпоху?

Тесты

Назовите важнейшие шаги в становлении светской культуры, цент­ром которой в начале XVIII в. стал Петербург.

1) “Огосударствление” церкви.

2) Утверждение церкви в роли идеологического руководителя нации.

3) Переход культуры под покровительство государства и обретение ею определенной автономии от церкви и религии.

4) Подчинение религией науки и искусства.

5) Разработка новой концепции человека.

6) Создание светских учебных заведений.

7) Развертывание широкой издательской деятельности.

8) Формирование системы культурно-просветительных учреждений (кунсткамера, ботанический сад и т. д.).

9) Развитие светской науки и техники.

10) “Обмирщение” искусства.

11) Европеизация быта.

Перечислите факторы, которые обеспечивали процесс обмирщения искусства.

1) Решительный отказ от средневекового канона, как единственной основы профессионального творчества.

2) Развитие европейской системы жанров.

3) Осознание художником своей собственной неповторимости, индивидуальности.

4) Обретение искусством самостоятельности.

5) Влияние Петра I на формирование нового искусства.

6) Приглашение западных художников на работу в Россию.

7) Приобретение произведений искусства за границей.

8) Подготовка собственных специалистов.

9) Отказ от самобытных, национальных средств художественной выразительности.

Литература петровского времени носит переходный характер, основная тенденция ее развития — интенсивный процесс обмирщения. Назовите основные составляющие этого процесса.

1) Вводится гражданская азбука.

2) Создаются художественные формы, необходимые для передачи нового содержания.

3) Литература служит пропагандистским целям, выполняет практические функции.

4) Появляется развлекательная литература.

5) Литературные произведения имеют имена авторов.

6) Меняется тип писателя (был монах — теперь грамотей, пишущий по заказу).

7) Появляется новый герой — патриот, гражданин, слуга отечества, верящий в свои силы.

8) Распространяется торжественная лирика (сильвии, канты-виваты).

Перечислите особенности, складывающейся в Петербурге первой четверти XVIII в., светской живописи.

1) Светский сюжет.

2) Композиционные приемы, связанные с отражением глубины пространства.

3) Внимание к анатомии человека.

4) Светотеневая моделировка.

5) Обратная перспектива.

Назовите имена основателей светской живописи Петербурга первой четверти XVIII в.:

1) И. Г. Таннауэр.

2) Г. Гзель.

3) Л. Каравакк.

4) И. Н. Никитин.

5) А. Матвеев.

6) И. Вишняков.

Какими причинами можно объяснить тяготение изобразительного искусства Петербурга начала XVIII в. к портрету?

1) Традициями персонального жанра в иконописи.

2) Ориентированностью культуры на человеческую индивидуальность.

3) Практическим значением.

4) Большим количеством заказов со стороны различных слоев населения города.

В каких формах приобретает широкое признание портрет в искусстве Петербурга первой четверти XVIII в.?

1) Станковая живопись.

2) Скульптура.

3) Гравюра.

4) Миниатюрная живопись, миниатюрная барельефная скульптура.

5) Парсуна.

Почему в Петровскую эпоху гравюра пользовалась особым успехом?

1) Оперативный, мобильный вид искусства, откликавшийся на все события времени.

2) Интерес к этому жанру со стороны Петра I.

3) Старая русская традиция гравюры.

4) Большие достижения в этой области на рубеже веков.

5) Практическое значение (для исполнения учебников, атласов, планов городов и т. п.).

6) Слитность художественного и технического творчества в культуре Петербурга.

Появлению каких жанров искусства способствовала петровская гравюра?

1) Пейзаж.

2) Бытовая живопись.

3) Живописное изображение интерьера.

4) Историческая живопись.

5) Лубок.

6) Портретная живопись.

Перечислите имена художников, исполнявших виды Петербурга в 1703–1725 гг.

1) А. Шхонебек.

2) П. Пикарт.

3) А. Зубов.

4) И. Зубов.

5) С. Коровин.

6) Хр. Марселиус.

7) Ф. Васильев.

8) М. Махаев.

Почему становление светской скульптуры в Петербурге проходило медленнее других видов искусства?

1) Отсутствие традиций круглой скульптуры в православной культуре Руси, которая воспринималась населением как языческие идолы.

2) Результат действия Указа Святейшего Синода о запрещении “истесанных, издолбленных и изваянных икон”.

3) Противодействие со стороны церкви.

Какой раздел петербургской скульптуры получает преимущественное развитие в начале XVIII в.?

1) Монументальная.

2) Монументально-декоративная.

3) Станковая.

Назовите скульптора, с именем которого связано истинное рождение светской круглой скульптуры, конного монумента, скульптурной группы, бюста в Петербурге первой четверти XVIII в.

1) К. Оснер.

2) Н. Пино.

3) Б.-К. Растрелли.

В каком стиле исполнены скульптурные работы Б.-К. Растрелли?

1) Барокко.

2) Рококо.

3) Классицизм.

Почему в Петербурге первой четверти XVIII в. музыка признана “низшим” искусством по сравнению с поэзией, зодчеством?

1) Русская музыка не имела развитых форм.

2) Народное музыкальное искусство предавалось гонениям со стороны церкви.

3) Музыка воспринимается как нечто дополнительное, вспомогательное, сопутствующее по отношению к другим искусствам.

Перечислите основные составляющие процесса становления светской музыки в Петровскую эпоху.

1) Использование музыкальных жанров религиозной культуры XVIII в. (кант, партесное пение).

2) Внедрение западноевропейских инструментов (клавесин, клавикорд, скрипка, флейта, труба, валторна).

3) Приглашение иностранных музыкантов-исполнителей.

4) Создание полковых духовых оркестров.

5) Домашнее любительское музицирование.

6) Исполнение музыки европейских авторов.

7) Появление русской инструментальной музыки.

В каких жанрах музыкального искусства Петербурга начала XVIII в. сочетались церковные традиции и новые светские начала?

1) Кант.

2) Партесное пение.

3) Одноголосное знаменное пение.

Начало жизни светского искусства в Петербурге связано с отправлением первых русских художников за границу в 1716 г. Кто из них впоследствии стал знаменит и прославил Россию?

1) Братья Никитины.

2) М. Захаров.

3) Ф. Черкасов.

4) П. Еропкин.

5) Т. Усов.

6) Ф. Исаков.

7) П. Колычев.

8) А. Матвеев.

9) С. Коровин.

10) И. Коробов.

11) И. Мордвинов.

12) М. Башмаков.

13) И. Мичурин.

Тема 2. Культура Санкт-Петербурга послепетровского времени (1725–1761)

Занятие 1

1. Сохранение светской доминанты в культуре Санкт-Петербурга в 1725–1761 гг.

2. Развитие градостроительных начал петровского Петербурга в 1725–1761 гг.

3. Архитектура “зрелого русского барокко” в Петербурге.

Основные понятия и термины

Обмирщение культуры

Светская доминанта

Градостроение

“Зрелое русское барокко”

Анфилада

Волюта

Крестово-купольное сооружение

Лучковый фронтон

Люстгауз

Ордер

Рассмотрение первого вопроса надо начать с анализа обстановки в стране и Санкт-Петербурге, которая сложилась после смерти Петра I. Несмотря на частую смену правителей (Екатерина I (1725–1727), Петр II (1727–1730), Анна Иоанновна (1730–1740), младенец Иоанн Антонович при регентстве Анны Леопольдовны (1740–1743), Елизавета Петровна (1741–1761)), разницу в их интересах и предпочтениях, светские начала в культуре Петербурга получают дальнейшее развитие. Центр культуры перемещается во дворец.Используя рекомендованную литературу [1, с. 172–175; 2, с. 296–298; 4, ч. II, разд. 1.3], покажите, что дворец в исследуемый период выполнял роль храма монархии, вельможно-дворянского клуба, был местом “торжествований”, “сферой приложения силы искусства и мысли”, символом национального самоутверждения, знаком доминирующей роли дворянства в культуре XVIII в. Несмотря на некоторое возрастание роли церкви, особенно с приходом к власти дочери Петра I Елизаветы, процесс ее огосударствления получает дальнейшее развитие. Проследите конкретные шаги государства по усилению контроля за деятельностью церкви [8, с. 24–35; 4, ч. II, разд. 1.3]. Обмирщение культуры отразилось в формальном соблюдении обрядов православного культа, преобладании в умонастроении Петербурга светских (политических, научно-познавательных, философских, нравственных, художественных) интересов, ограниченном количестве церквей, их месте в архитектурной среде, оформлении художественных интерьеров, продолжении политики веротерпимости. Материал по этому разделу вопроса содержится в работах М. С. Кагана (с. 52–54), Е. А. Кайсарова (ч. II, разд. 1.3).

В общем контексте создавшегося в новой столице нового типа культуры начинается разработка и преподавание философии. Назовите и охарактеризуйте первые философские работы, расскажите о первых шагах в преподавании философии как светской науки [3, с. 53–54].

После смерти Петра I проводятся различные преобразования учебных заведений. Перечислите основные из них, определите их значение для развития светской системы образования в Санкт-Петербурге [1, с. 164–166; 8, с. 24–35].

Важнейшими факторами развития светской науки стали открытие и функционирование в Санкт-Петербурге Академии наук (1725) и многогранная деятельность первого русского профессора, гениального ученого М. В. Ломоносова [1, с. 166–171].

Изучаемый период в культуре отмечен возникновением новой русской литературы. Проанализируйте творчество А. П. Сумарокова, В. К. Тредиаковского, М. В. Ломоносова [1, с. 176–182; 4, ч. II, разд. 1.4; 5, с. 20–30].

Завершить рассмотрение первого вопроса следует рассказом об учреждении в 1756 г. в Санкт-Петербурге первого российского профессионального театра[1, с. 447–450].

Отвечая на второй вопрос, обратите внимание на то, что крупные градостроительные мероприятия стали осуществляться после сильных пожаров 1736 и 1737 гг. Для восстановительных работ и предотвращения стихийной застройки указом императрицы Анны Иоанновны создается “Комиссия о Санкт-Петербургском строении”, фактическим руководителем которой был назначен П. Еропкин. Используя рекомендованную литературу [2, с. 298–307; 4, ч. II, разд. 2.1], расскажите о деятельности этой организации по разработке нового Генерального плана Санкт-Петербурга, выдаче Ведомством разрешений на строительство, отводу мест под казенные и частные постройки, составлению схем застройки по “образцовым” проектам, осуществлению руководства по пробивке улиц. Подчеркните градообразующее значение трехлучевой системы планировки П. Еропкина. Проанализируйте постановку архитектурного дела, принцип проектирования “снаружи внутрь”.

При подготовке третьего вопроса обратите внимание на то, что уже в 1720-е гг. большое значение приобретает самостоятельное творчество первых русских архитекторов— М. Г. Земцова, П. М. Еропкина, И. К. Коробова. Каждый из них оставил след в разных видах архитектурной деятельности. Проанализируйте творчество этих архитекторов как важный этап в развитии нового стиля середины столетия [10, с. 127–131; 12, с. 126–127, 129–131; 4, ч. II, разд. 2.2].

Далее следует отметить, что истинный расцвет архитектуры середины столетия связан с творчеством Ф.-Б. Растрелли и стилем “ зрелого русского барокко”. Назовите его характерные черты. Расскажите о творчестве Ф.-Б. Растрелли, обратив внимание на то, что архитектор соединил в своих работах черты западноевропейского барокко и традиции допетровского зодчества, так как именно с Растрелли в облике Петербурга, помимо высоких шпилей, стало играть большую роль пятиглавие, принцип ярусности, башнеобразности, придававшие живописность городу [2, с. 320–326; 6, с. 11–12, 217–322; 10, с. 131–141; 12, с. 136–138; 4, ч. II, разд. 2.2]. Также следует сказать о крупном мастере петербургской архитектуры середины XVIII столетия С. И. Чевакинском и о его основной постройке — Никольском военно-морском соборе, которая является новым, своеобразным, отличающимся от культовых композиций Ф.-Б. Растрелли, типом двух­этажного пятиглавого собора [6, с. 291–325; 12, с. 138–139].

Литература

1. Георгиева Т. С. Русская культура: История и современность: учеб. пособие. М., 1999,

2. История русской архитектуры: учеб. для вузов / Под ред. Ю. С. Ушакова. СПб., 1994.

3. Каган М. С. История культуры Петербурга: учеб. пособие. СПб., 2000.

4. Кайсаров Е. А. История культуры Петербурга. XVIII век: мультимедийный учебник. СПб., 2002.

5. Мир русской культуры: энцикл. справочник. М., 1997.

6. Зодчие Санкт-Петербурга: XVIII век. СПб., 1997.

7. Игнатова Е. А. Записки о Петербурге: очерк истории города. СПб., 1997.

8. Лурье Ф. М. Петербург 1703–1917: История и культура в таблицах. СПб., 2001.

9. Овсянников Ю. М. Три века Санкт-Петербурга: История. Культура. Быт. М., 1997.

10. Ильина Т. В.. Русское искусство XVIII века: учеб. М., 1999.

11. Ильина Т. В. История искусств. Отечественное искусство. М., 2003.

12. История русского искусства: в 3 т. / под ред. М. М. Раковой, И. В. Рязанцева. М., 1991. Т. 1.

13. Петинова Е. Ф. Русские живописцы XVIII в. СПб., 2002.

Список рекомендованных информационных ресурсов

Екатерина I Алексеевна (кратк. биогр.) https://www.rulex.ru/01060082.htm.

Екатерина I (вторая жена Петра I) на сайте “Знаменитости” https://persona.rin.ru/cgi-bin/rus/view.pl?id=15708&a=f&idr=.

Анна Иоанновна: биография https://www.rulex.ru/01010553.htm.

Анна Иоанновна: биография на сайте “Хронос” https://hronos.km.ru/biograf/anna_i.html.

Записки придворного бриллиантщика Позье (часть третья) 1741–1761 https://www.antic.ru/?id=2842.

Императрица Елизавета Петровна на сайте “Санкт-Петербург­ский городской дворец творчества юных” https://www.anichkov.ru/Elisa.

История Аничкова дворца на сайте “Санкт-Петербургский городской дворец творчества юных” https://www.anichkov.ru/Historidate.

Отец русского единорога, или Ненавистный Петр Шувалов https://www.idelo.ru/263/24.html.

Женщины на российском престоле: Елизавета Петровна (1741–1761) https://www.bolshe.ru/book/id=282.

Елизавета Петровна: становление власти, внутренняя политика, внешняя политика, наследники https://www.intercult.ru/culture/romanovs/r10.htm.

Елизавета Петровна // Энциклопедия “Кругосвет” https://www.krugosvet.ru/articles/35/1003579/1003579a1.htm.

Коронация Елизаветы Петровны: Очерк / Сост. В. И. Жмакин // Русская старина. Спб., 1883. Т. 37. № 3 (март) (Публикуется с незначительными сокращениями). https://www.trio.ru/crown/korneliz.htm.

Анисимов Е. На голландской манир // Статья из журнала “ Родина” https://www.istrodina.com/rodina_articul.php3?id=480&n=25.

Елизавета Петровна: биография на сайте “Хронос” https://www.hrono.ru/biograf/elizavet.html.

Михайло Васильевич Ломоносов “Ода на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года” https://www.solpar.ru/.

Архитектура Санкт-Петербурга XVIII века https://city-2.narod.ru/ae/aa77.html.

Архитектура Санкт-Петербурга второй половины XVIII века // Энциклопедия искусства https://scit.boom.ru/iskustvo/iskustvo_italii44.htm.

Франческо Бартоломео Растрелли (1700–1771) https://scit.boom.ru/iskustvo/iskustvo_italii43.htm.

Скобельцына А. С. Санкт-Петербург 1740–50-х гг. — дворцовая культура: Лекция // ЭУМК СПбГУП. Кафедра культурологии.

Темы докладов и рефератов

1. Санкт-Петербург в годы царствования Анны Иоанновны.

2. Политическая и общественная жизнь Санкт-Петербурга в середине XVIII в.

3. Деятельность Академии наук в Петербурге. XVIII в.

4. М. В. Ломоносов и русская наука.

5. Открытия русской словесности в первой половине XVIII в.

6. А. П. Сумароков — теоретик русского классицизма.

7. Учреждение в Петербурге первого профессионального театра.

8. Ф. Г. Волков — русский актер и театральный деятель.

9. Городское строительство в Санкт-Петербурге в середине XVIII в.

10. Ф.-Б. Растрелли — представитель русского барокко середины XVIII в.

11. Загородные дворцово-парковые комплексы в середине XVIII в.

Контрольные вопросы

1. Какие политические события произошли в Петербурге в годы царствования Анны Иоанновны?

2. Какое значение имел приход к власти Елизаветы Петровны для судьбы России и Петербурга?

3. Расскажите о становлении в Петербурге философии как науки. Назовите первых русских философов и их сочинения.

4. Какова деятельность Академии наук послепетровского периода?

5. Расскажите о деятельности М. В. Ломоносова — первого русского ученого.

6. Когда был учрежден в Петербурге первый российский профессиональный театр? Кто являлся директором Петербургского государственного театра? Назовите первых русских актеров, работавших в этом театре.

7. Расскажите о деятельности первых крупных писателях новой русской литературы — А. Д. Кантемире, В. К. Тредиаковском, А. П. Су­марокове.

8. Как складывалась планировка Адмиралтейской части? Какую функцию выполняла в городе Невская перспектива?

9. Расскажите о значении трехлучевой системы планировки П. Еропкина.

10. Назовите первых русских архитекторов Петербурга.

11. В чем отличия облика Санкт-Петербурга середины XVIII в. от его облика в первые десятилетия века? Какие изменения в строительстве города произошли в 1740–50-х гг.?

12. Когда была создана Комиссия о Санкт-Петербургском строении? Кто стоял во главе этой комиссии? Расскажите о деятельности этой организации.

13. Назовите характерные черты стиля “зрелого русского барокко”.

14. Каких самых ярких представителей этого стиля вы знаете? Перечислите их основные работы в Петербурге.

Тесты

Какие факторы создавали опасность исчезновения Петербурга и утраты центра новой культуры после Петра I?

1) Противодействие развитию петровских реформ со стороны представителей петровской культуры.

2) Правление Екатерины I и ее действия в сфере культуры.

3) Переезд Петра III в старую столицу и последовавший за ним массовый исход жителей из Петербурга.

Какие факторы обеспечивали преемственность в реформировании культуры после Петра I?

1) Готовность большей части русского общества принять свет­ские начала культурных преобразований.

2) Стремление правителей ускорить развитие России путем освое­ния достижений европейской цивилизации.

3) Действие законов, введенных царем-реформатором.

4) Исправное функционирование созданного Петром I бюрократического аппарата.

5) Заинтересованность преемников Петра I в политике огосударствления культуры.

Какая императрица подписала указ о создании Академии художеств?

1) Анна Иоанновна.

2) Елизавета Петровна.

3) Екатерина II.

При какой императрице был открыт первый русский государственный профессиональный театр?

1) Анна Иоанновна.

2) Елизавета Петровна.

3) Екатерина II.

Назовите архитектурный стиль, господствовавший в Санкт-
Петербурге в 1740–60-е гг.

1) Петровское барокко.

2) Елизаветинское барокко.

3) Ранний классицизм.

4) Строгий классицизм.

Какой архитектурный стиль характеризуют следующие признаки: перенасыщенность декоративными деталями, криволинейность, использование позолоты, монументальность?

1) Петровское барокко.

2) Елизаветинское барокко.

3) Классицизм.

В конце 30-х гг. XVIII в. в Комиссии о Санкт-Петербург­ском строе­нии был составлен первый реальный проект города. В какой его части был закреплен центр Петербурга?

1) Санкт-Петербургская часть.

2) Василеостровская часть.

3) Адмиралтейская часть.

При каком правителе в Петербурге были впервые утверждены названия улиц, рек, каналов, площадей, произведена нумерация домов, город разделен на пять административных частей?

1) Петр I.

2) Анна Иоанновна.

3) Елизавета Петровна.

4) Екатерина II.

В 1738–40 гг. П. Еропкин разрабатывает первый русский архитектурно-строительный трактат-кодекс “Должность архитектурной экспедиции”. Какие идеи нового русского строительства нашли отражение в этом важном документе?

1) Необходимость создания твердой системы государственного руководства планировкой города, проектирования, отводом участков, собственно строительством.

2) Неукоснительное следование положениям, которые были разработаны теоретиками архитектуры эпохи Возрождения, Альберти, Палладио, Виньолой.

3) Утверждение руководящей роли архитектора, состоящего на государственной службе. Наделение его существенными правами.

4) Создание особой Архитектурной экспедиции в составе 12 цехов, которой вменялось заниматься исключительно городским строительством.

5) Создание системы подготовки архитекторов.

Проектный метод, применявшийся в архитектуре XVIII в., получил название проектирование “снаружи внутрь” (сначала задаются очертания здания и его композиция, а затем уже решаются вопросы внутренней организации). Какими причинами можно объяснить использование данного метода в архитектурной практике?

1) В профессии архитектора нет дифференциации на “планировщиков” и “объемщиков”. Архитектор мыслит категориями целого и подчиняет обьемную и композиционную структуру отдельных проектов прежде всего городу.

2) Особенно ценна “внешняя функция” объекта, имеющего важное градообразующее значение.

3) Культура быта еще не развита и требования к комфорту не высоки.

4) Дворцы строили не столько для проживания, сколько для “прославлений” и “торжествований”.

5) По сравнению с образной стороной архитектуры ее конструктивно-техническая среда запаздывает в своем развитии.

6) Большой опыт использования этого метода архитекторами средневековой Руси.

Какое из указанных зданий построил архитектор С. И. Чевакинский?

1) Никольский собор.

2) Смольный собор.

3) Троицкий собор в Александро-Невской лавре.

Какие из указанных зданий построил или перестраивал архитектор И. К. Коробов?

1) Аничков дворец.

2) Адмиралтейство.

3) Пантелеймоновская церковь.

Назовите архитекторов, которые работали в стиле “елизаветин­ское барокко”.

1) Маттарнови и Шедель.

2) Растрелли и Чевакинский.

3) Камерон и Кваренги.

Кто автор плана Петербурга, получившего название “Невский трезубец”?

1) Д. Трезини.

2) М. Земцов.

3) И. Коробов.

4) П. Еропкин.

Укажите здания, которые спроектировал, строил или перестраивал архитектор М. Земцов.

1) Аничков дворец.

2) Церковь Симеона и Анны.

3) Пантелеймоновская церковь.

Укажите здания, которые спроектировал, строил или перестраивал архитектор Ф.-Б. Растрелли.

1) Зимний дворец.

2) Дворец Воронцова на Садовой улице.

3) Дворец Строгановых на углу Мойки и Невского проспекта.

4) Александринский театр.

5) Смольный монастырь.

Назовите имя первого русского зодчего, удостоенного звания архитектора:

1) М. Г. Земцов.

2) П. Еропкин.

3) И. Коробов.

Занятие 2

1. Станковая живопись середины XVIII в.

2. Монументально-декоративная живопись середины XVIII в.

Основные понятия и термины

Станковая живопись

Автопортрет

Графика

Гризайль

Живопись монументальная

Аллегория

Сграффито

Плафон

Десюдепорт

Мозаика

Отвечая на первый вопрос, следует выделить особенности развития русского искусства середины столетия, акцентируя внимание на том, что ведущие художники — И. Я. Вишняков, А. П. Антропов, И. П. Аргунов формировались и обретали зрелость как истинно русские мастера, с чисто русским пониманием образа, с почтением к отечественной изобразительной традиции, с мировоззрением русского человека [1, с. 155–176; 3, с. 132–134; 11, ч. II, разд. 1.4]. Особенности русского искусства рассматриваемого периода, можно выявить, проанализировав творческое наследие одного из мастеров. Например, творчество И. Я. Вишнякова можно охарактеризовать как сплав старых русских традиций и принципов нового для России общеевропей­ского искусства, процесс закрепления национального своеобразия и освоения общеевропейского живописно-пластического языка. Анализируя значение И. Я. Вишнякова в русском искусстве, следует сказать, что он сконцентрировал то, что есть в творчестве других художников его времени — общность мироощущения, высокое чувство монументальности, не потерянное за вниманием к детали. У Вишнякова этот монументализм восходит к древнерусской традиции, в то время как изящество, изысканность декоративного строя свидетельствуют о прекрасном владении формами общеевропейского искусства [1, с. 155–164; 11, ч. II, разд. 1.4].

Отвечая на второй вопрос, следует подчеркнуть, что в монументально-декоративной живописи середины столетия работали как иностранные, так и отечественные мастера (Д. Валериани, А. Перезинотти, С. Торелли, Л. Каравакк, А. Матвеев, И. Вишняков, И. Фирсов и др.). Как и в петровское время, это была “программная” живопись, целью которой было прославить монарха и монархиню, но делалось это в мягких отвлеченных формах аллегорий в основном на античные, а также библейские сюжеты. Проанализируйте тот факт, что монументальные росписи участвуют в общем решении декоративного убранства, составляя в архитектурном барочном образе единый декоративный поток. Это является новым фактом или же продолжает традиции предшествующего периода? Каких главных героев плафонной живописи того времени можно назвать? Декоративная живопись середины XVIII в. представлена плафонами, десюдепортами. Расскажите об этих видах декоративной живописи [1, с. 141–151].

К сфере монументально-декоративной живописи следует отнести и отечественную мозаику середины столетия, производство которой связано с именем М. В. Ломоносова [1, с. 151–153]. Расскажите о создании первой мозаичной фабрики в Усть-Рудице под Петербургом и о мозаичных панно М. В. Ломоносова.

Литература

1. Ильина Т. В. Русское искусство XVIII века: учеб. М., 1999.

2. Ильина Т. В. История искусств. Отечественное искусство. М., 2003.

3. История русского искусства: в 3 т. / под ред. М. М. Раковой, И. В. Рязанцева. М., 1991. Т. 1.

4. Селиванова Т. А. Иван Петрович Аргунов. М., 1973.

5. Ильина Т. В. Иван Яковлевич Вишняков: Жизнь и творчество. М., 1979.

6. Брук Я. Б. У истоков русского жанра XVIII века. М., 1990

7. Сахарова И. А. П. Антропов. М., 1973.

8. Дмитриева Н. А. Краткая история искусства: очерки. М., 1975.

9. Аленов М. М., Евангулова О. С., Лифшиц Л. И. Русское искусство X — начала XX века. М., 1989.

10. Очерки русской культуры XVIII века / под ред. Б. А. Рыбакова. М., 1990. Ч. IV.

11. Кайсаров Е. А. История культуры Петербурга: мультимедийный учебник. СПб., 2002.

Список рекомендованных информационных ресурсов

Русская живопись XVIII века // Арт-энциклопедия https://www.center-gallery.ru/book/matveev.shtml.

Женские образы в русском искусстве XVIII века https://www.1september.ru/ru/art/2002/16/no16_1.htm.

Чернега В. М. История русской живописи XVIII века. https://www.tchernega.ru/History/history.htm.

Скульптура XVIII века https://scit.boom.ru/iskustvo/iskustvo_italii47.htm.

Темы докладов и рефератов

1. Парадный портрет в искусстве XVIII в. и творчество И. Я. Виш­някова.

2. Творчество А. П. Антропова и камерный портрет середины XVIII в.

3. Допетровское художественное наследие в искусстве XVIII в. А. П. Антропов.

4. Художники-иностранцы в Петербурге в середине столетия. Творчество Г.-Х. Гроота и П. Ротари.

5. Графика середины XVIII в. и творчество М. И. Махаева.

6. Монументально-декоративная живопись середины XVIII столетия и иностранные мастера.

7. Монументально-декоративные работы русских мастеров в Петербурге и пригородах.

8. Искусство мозаики и деятельность М. В. Ломоносова.

Контрольные вопросы

1. Назовите основные черты творчества И. Я. Вишнякова, характеризующие русскую портретную живопись середины XVIII в.

2. Что такое камерный портрет? Приведите примеры камерного портрета в живописи середины XVIII в.

3. Какие композиционные приемы использует А. Антропов в камерных портретах?

4. Расскажите о формировании пейзажного жанра в искусстве XVIII в.

5. Дайте определение понятию “программная” живопись.

6. Какие русские мастера работали в области монументально-декоративной живописи?

7. Дайте определение понятиям плафон, десюдепорт.

Тесты

Творчество петербургского художника И. Я. Вишнякова представляет органический сплав старых русских традиций и принципов нового общеевропейского искусства. Какие характерные черты произведений Вишнякова сформировались под воздействием западноевропейской живописи?

1) Обращение к частным лицам в портретной живописи.

2) Эстетика рококо.

3) Локальность цвета, краски яркие и звучные.

4) Отсутствие иллюзии пространства.

5) В центре внимания лицо, в котором выражается весь духовный мир человека, тело — “вместилище греха и соблазна” — пишется плоскостно и схематично.

Для художников Петербурга второй трети XVIII в. характерно тяготение к архаическим чертам живописи. Более всего оно проявилось в портретах А. П. Антропова. Какие свойственные творчеству А. П. Антропова качества восходят к парсуне?

1) Неподвижность позы.

2) Объемная моделировка головы.

3) Колористическое решение строится на контрастах больших локальных пятен.

4) Напряженное цветосочетание красного и зеленого, желтого и голубого.

5) Пышная декоративность одежды.

6) Тщательная, но при этом плоскостная трактовка деталей (костюм, его аксессуары).

7) Образ как знак определенного сословного положения.

Кто из художников Петербурга середины XVIII в. первым сделал попытку внедрить “русские мотивы” в портретный жанр (“Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме”, 1784, ГТГ)?

1) И. Я. Вишняков.

2) А. П. Антропов.

3) И. П. Аргунов.

Назовите имя одного из значительнейших графиков середины XVIII в., запечатлевшего облик Петербурга с помощью специальной камеры-обскуры.

1) И. Соколов.

2) М. Махаев.

3) Г. Качалов.

Назовите имена наиболее интересных иностранных художников, оказавших влияние на искусство Петербурга середины XVIII в.

1) Л. Токе.

2) Л.-Ж. Ле Лоррэн.

3) П. Ротари.

4) Г.-Х. Гроот.

5) Ж.-Л. де Вельи.

6) Г.-К. Преннер.

Тема 3. Санкт-Петербург второй половины XVIII в. Российское Просвещение

Занятие 1

1. Особенности российского Просвещения.

2. Становление в Санкт-Петербурге культуры просветительского типа.

3. Новые принципы строительства Санкт-Петербурга в эпоху Просвещения. Архитектура классицизма.

Основные понятия и термины

Просвещение

Рационализм

Внесословная ценность личности

Антропологическая концепция

Классицизм

Каннелюры

Капитель

Кариатида

Портик

Фронтон

Отвечая на первый вопрос, следует иметь в виду, что петербург­ское Просвещение являлось национально-своеобразным вариантом европейского Просвещения. Вспомните основные идеи европейского Просвещения. Важно подчеркнуть, что, сложившись как новый исторический тип культуры, Просвещение принесло с собой поклонение Разуму.Под этим знаменем на Западе совершались революции, осуществлялись реформы, утверждалась светская культура. Просвещение, проникая в Россию, накладывается на другую культуру, другую ментальность и порождает некоторые особенности. Определите их, опираясь на материал книги М. С. Кагана [6, с. 55–62]. Говоря об особенностях петербургского Просвещения, следует подчеркнуть роль Екатерины II в формировании духовного облика столицы. Высокий уровень ее интеллектуального развития, редкий в истории самодержавия, символичен для эпохи Просвещения. Императрица считала себя преемницей Петра I. Говоря о просветительской деятельности Екатерины II, проанализируйте ее литературно-художественное и научно-теоретическое творчество, структуру интересов, программу проводимых ею преобразований [6, с. 60–62; 2, с. 202; 7, ч. III, разд. 1.2]. Политической силой французского Просвещения, оказавшего большое влияние на Россию, были представители третьего сословия. Используя рекомендованное учебное пособие Т. С. Георгиевой [2, с. 183–184], выясните, на какие круги опиралось Просвещение в России. Революционная ситуация на Западе позволила сделать из просветительских идеалов радикальные выводы: она потребовала политической свободы человека. В России Просвещение стремилось к другому, не смея сделать такие решительные выводы. Определите, в чем заключается гуманизм русского Просвещения. Основное внимание обратите на внесословную ценность личности, открытую эпохой Просвещения [2, с. 185–188; 7, ч. I, разд. 1.1]. Завершая рассмотрение первого вопроса, проанализируйте основные направления российского Просвещения — либеральное и консервативно-охранительное [2, с. 184–188].

Отвечая на второй вопрос и говоря о становлении в Санкт-Петербурге нового просветительского типа культуры, следует сделать акценты на трех вопросах: образование, наука, философия. Екатерина II, задумав воспитать “новую породу людей”, много внимания уделяла созданию современной европейской системы образования. Система школьного образования была заимствована ею из Австрии, а воплощать ее был приглашен Янкович де Мириево. Оцените его деятельность по открытию в Петербурге Главного народного училища по подготовке учителей (1783), разработке “Устава народных училищ” (1786), который предусматривал создание единой системы народного образования по изданию школьных учебников, организации учебного процесса. Важно подчеркнуть, что наряду со специальным появляется общее образование. Было решено организовать в губернских и уездных городах, а также в сельской местности общеобразовательные и доступные для всех школы — народные училища [2, с. 193–195]. Расскажите о создании и функционировании народных училищ в Петербурге [6, с. 58]. Следует остановиться на создании в Петербурге сети закрытых учебных заведений (шляхетские корпуса, “Воспитательное общество благородных девиц при Смольном монастыре” и др.). Становление закрытых учреждений связано с именем видного представителя петербургского Просвещения И. И. Бецкого. Используя материал рекомендованных работ [2, с. 196–198; 6, с. 59; 7, ч. III, разд. 2.1], выясните, какие доводы приводил И. И. Бецкой в пользу организации закрытых учебных заведений. На примере Смольного института благородных девиц или любого другого закрытого учебного заведения раскройте специфику учреждений данного типа [2, с. 196–198; 13, с. 94–96; 9, с. 78–86].

Осуществление широкой образовательной программы требовало освоения философско-педагогических учений, разработанных просветительской мыслью на Западе, и создания русскими мыслителями теоретических концепций, применимых в специфических условиях своей страны. Проследите процесс формирования в Санкт-Петербурге новой антропологической концепции [6, с. 58]. Светское, просветительски-рационалистическое понимание человека стало теоретическим фундаментом для формирования исходных принципов демократической педагогики. Расскажите об особенностях отечественной концепции воспитания, которая разрабатывалась в трудах В. Н. Татищева, Г. Теплова, М. В. Ломоносова, И. И. Бецкого и др. Покажите вклад Екатерины II в теоретическое осмысление новой педагогической системы [6, с. 59–60; 7, ч. III, разд. 2.1].

Во второй половине XVIII в. в Санкт-Петербурге, несмотря на неизбежные конфликты между работавшими в городе иностранными и российскими учеными, успешно решалась задача по формированию собственной научной мысли с помощью европейской науки. Приоритетное место отводилось естествознанию. Выясните, почему деятельность Академии наук, как и при Петре I, была ориентирована на естественнонаучную область. В рассматриваемый период оказались востребованными и некоторые направления социально-гуманитарных исследований. Назовите их. Объясните, почему знания в этих областях науки стали необходимы общ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: