Практически во всех странах с рыночной экономикой осуществляются целевые программы. Это, к примеру, приватизация новых земель Восточной Германии после присоединения к ФРГ. Субъектами экономического программирования являются государственные учреждения, ответственные за составление программ, их осуществления и контроль над ними. Программы разрабатываются специальным государственным органом или министерствами экономики и финансов. Министерство финансов также разрабатывает план финансирования программы. К разработке программ также широко привлекаются представители центрального банка, союзы предпринимателей, торгово-промышленные палаты, профсоюзы. Программа и финансовый план ежегодно утверждаются парламентом. Государственное экономическое программирование является достаточно эффективным при решение ряда хозяйственных задач. В условиях рыночной экономики программирование может быть только индикативным, то есть носить целевой рекомендательно-стимулирующий характер, тем не менее оно является эффективным средством решения хозяйственных задач разного уровня. Как правило программы обеспечивают социально-экономическое развитие в желательном направлении. Программирование позволяет использовать все средства ГРЭ и избежать противоречивости и несогласованности регулирующих мероприятий отдельных государственных органов. Государственное финансовое стимулирование, заказы и закупки в рамках экономических программ оказывают заметное и неравномерное влияние на конкурентоспособность отдельных предприятий, положение отраслей, регионов, социальных групп и вызывают сопротивления тех, чьи интересы были ущемлены. Поэтому на государственные программирующие органы оказывается всевозможное влияние, отражающее противоречивые интересы отдельных групп.
|
|
В соответствии с мировой практикой программирования в Украине предлагается следующая последовательность разработки государственных программ:
1. Анализ состояния экономики и прогноз ожидаемого выполнения государственной программы и бюджета за предыдущий период.
2. Моделирование макроэкономических пропорций, предварительный расчет будущих параметров ВВП и государственного бюджета на следующий период.
3. Определение объемов будущих государственных закупок товаров и услуг.
4. Подготовка проектов госзаказов и производственных контрактов с государственными и частными предприятиями.
5. Разработка проектов программ развития отраслей и регионов, увязанных с возможностями предприятий.
6. Разработка проекта Государственной программы экономического и социального развития на следующий год на основе взаимоувязки с параметрами отраслевых и региональных программ.
7. Расчет проектных показателей ВВП и государственного бюджета.
8. Внесение программы и бюджета на рассмотрение и утверждение соответствующего органа государственной власти.