Организация и осуществление розыска должны отвечать следующим требованиям.
1. Оперативность, под которой понимаются быстрота и непрерывность
розыска, активность субъекта розыска, массированность привлекаемых сил
и средств.
Динамизм следственных ситуаций, быстрота рассеивания доказательственной и «старения» ориентирующей информации, процессы отчуждения и ослабления коммуникабельности жителей современных больших городов, возможности средств сообщения и связи требуют незамедлительной реализации принятых решений о проведении розыскных мероприятий. Дефицит времени становится постоянно действующим фактором розыска. Он диктует необходимость максимального расширения фронта розыска в минимальном временном интервале.
Предельно возможное сокращение промежутка между установлением и обнаружением объекта, обозначаемое в практике как розыск «по горячим следам», или, что более точно, раскрытие преступления «по горячим следам». Это понятие охватывает комплекс неотложных следственных действий, розыскных и оперативно-розыскных мероприятий, позволяющих не только установить и обнаружить, но и изобличить преступника в течение нескольких суток.
|
|
2. Тактическая обоснованность розыска выражается в учете складывающихся следственных ситуаций, определении круга и последовательности розыскных мероприятий и проводимых в розыскных целях следственных действий, выборе момента их осуществления и прогнозировании ожидаемых результатов. Тактическая обоснованность связана с психологической, о которой, как о психологических основах розыска, мы говорили ранее. К сказанному можно добавить, что в число качеств, которые должен проявить субъект розыска, входит целеустремленность, настойчивость в достижении цели, что особенно важно, когда розыск принимает затяжной характер или осуществляется после приостановления производства по делу.
3. Логическая обоснованность розыска заключается в непротиворечивости планируемых мер, последовательности плана розыска, обоснованности розыскных версий, принимаемых в процессе розыска решений, анализе действий противостоящей стороны.
4. Согласованность между розыскной деятельностью следователя и оперативно-розыскной деятельностью органов дознания означает:
1) единство цели розыскных мероприятий и следственных действий, дополнительный характер тех и других по отношению друг к другу, комплексность их планирования и проведения;
2) тесное взаимодействие и деловое непрерывное сотрудничество между субъектами розыскной деятельности в целом — следователем и оперативными работниками. Взаимодействие, осуществляемое в форме согласованных действий, имеет четыре уровня.
|
|
На первом следователь и оперативный работник проводят параллельно одноименные розыскные мероприятия, например преследование преступника по разным возможным путям его ухода с места преступления. Взаимодействие осуществляется путем обмена информацией о ходе преследования.
Глава 29. Розыскная деятельность следователя
Второй уровень — проведение оперативным работником мероприятий, обеспечивающих розыскную деятельность следователя. На этом уровне следователю передается информация, полученная из негласных источников, а также рекомендации о путях и способах ее использования. Например, выявляется свидетель, которого следователь впоследствии допрашивает и получает необходимые данные о месте нахождения обвиняемого.
Третьим уровнем взаимодействия можно считать передачу следователем информации оперативному работнику для выполнения розыскного требования следователя.
Наконец, четвертый, самый высокий уровень — проведение розыскной оперативно-тактической комбинации, под которой понимают комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных оперативно-розыскных мер, розыскных мероприятий и следственных действий, преследующих одну общую цель и выполняемых в определенной последовательности каждым участником в границах его компетенции.
На этом уровне совместно обсуждаются результаты розыскной деятельности, выявляются просчеты, принимаются меры к их исправлению.
Содержание розыскной деятельности составляют его организация и планирование, розыскные мероприятия следователя и розыскные возможности следственных действий.
Организация розыска предполагает учет и расстановку наличных сил и средств, определение форм и методов взаимодействия с оперативными аппаратами, анализ исходной информации. С организацией неразрывно связано планирование розыска на основе выдвинутых версий. Содержание плана зависит от объекта розыска.
Правовую основу взаимодействия при розыске составляют поручения следователя органам дознания.
Весьма важной является работа с населением, средствами массовой информации, сотрудниками экспертно-криминалистической службы. Цель — получение информации о разыскиваемом, о свидетелях и потерпевших, месте нахождения искомых объектов, их признаках и свойствах и т. п. Население может принимать участие в поисковых мероприятиях, в обследовании участков местности и т. п. Специалисты и эксперты оказывают помощь при производстве розыскных следственных действий, отождествлении обнаруженных объектов розыска и т. д.
Розыскные действия следователя группируются на мероприятия:
1) с целью получить исходную информацию для розыска;
2) проводимые с целью задержания преступника «по горячим следам»;
3) блокирующего и «сторожевого» характера;
4) с целью обнаружить объекты розыска;
5) с целью активизации розыска и расширения круга его участников.
Для начального этапа розыска характерны мероприятия первой и второй групп, для последующего — третьей и четвертой. Мероприятия пятой группы осуществляются на обоих этапах.
Существенную роль при розыске могут играть и следственные действия, проводимые специально в розыскных целях. В сущности, в этих целях может быть использовано любое следственное действие, однако, как свидетельствует практика, наибольшими розыскными возможностями обладают осмотр, допрос, обыск и выемка, проверка показаний на месте. При этом в самой общей форме можно сказать, что розыскные возможности осмотра и допроса заключаются в том, что они позволяют получить исходную розы-
§ 2. Организация и осуществление розыска
|
|
скную информацию, а обыск, выемка, проверка показаний на месте — обнаружить объекты розыска.
Организация и тактика розыска зависят от характера разыскиваемых объектов, складывающейся следственной ситуации и ее правильной оценки.
Розыск скрывшихся обвиняемых предпринимается при уклонении от следствия, что должно быть документально зафиксировано, причем само по себе отсутствие обвиняемого в определенном месте еще не дает оснований для такого утверждения. Проверка того, уклоняется ли обвиняемый от следствия, включает получение данных с его места жительства и работы, наведение справок о его возможном пребывании у родственников, знакомых и т. п., в больницах, военкомате (призыв на военную службу, на сборы), по учетам ИЦ и других аппаратов органов внутренних дел, в том числе о возможном взятии его под стражу за совершение иного преступления. Все полученные сведения отражаются в соответствующих справках и протоколах следственных действий.
В целях уклонения от ответственности обвиняемый может сменить местожительство, изменить анкетно-демографические данные с помощью поддельных документов, признаки внешности, укрыться в специально подготовленном месте и т. п.
Приняв решение о розыске, следователь выносит об этом постановление, указывает в нем орган дознания, которому поручается розыск, и прилагает к постановлению справку о личности скрывшегося обвиняемого.
Оперативный сотрудник, которому поручен розыск, заводит розыскное дело, оформляет статистические и розыскные карточки, передает сведения о разыскиваемом в дежурную часть органа внутренних дел, которые затем вносятся в картотеку разыскиваемых лиц. Все эти действия составляют содержание местного розыска.
Продолжением и развитием местного может стать федеральный розыск, начинающийся рассылкой сторожевых карточек во все областные и республиканские органы внутренних дел.
Перечисленные меры не освобождают следователя от обязанности самому продолжать розыск обвиняемого.
Розыск иных объектов не требует специального постановления. Участие в нем сотрудников органа дознания обеспечивается поручением следователя на основании п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ.
|
|
Свидетели и потерпевшие также могут уклоняться от явки в органы следствия (боязнь мести со стороны преступника, дружеские или интимные отношения с ним, нежелание огласки своих аморальных поступков и т. п.). Для их обнаружения используются приемы розыска обвиняемых.
Сходство имеет и розыск пропавших без вести лиц, но при этом проверяется и версия об их убийстве. Заявление о пропавших без вести оформляется специальным протоколом с приложением к нему фотографий пропавшего и его документов. Через три месяца после объявления местного розыска объявляется федеральный розыск пропавшего; прекращается он по истечении 15 лет.
Эффективным средством выяснения судьбы таких людей служит проверка по данным централизованного учета лиц, пропавших без вести, неопознанных трупов и неизвестных больных.
При обнаружении разыскиваемого трупа решается задача установления личности погибшего, поскольку без этого розыск нельзя считать завершенным. С этой целью труп предъявляется для опознания; может быть прове-
Глава 29. Розыскная деятельность следователя
дена и судебно-медицинская экспертиза, а также проверка по учету лиц, пропавших без вести.
Розыск транспортных средств ведется в двух случаях: при краже (угоне); если водитель скрылся с места ДТП. В первом случае данные для розыска должны быть получены от владельца автомобиля, во втором — при производстве следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий: осмотра места происшествия, допроса свидетелей-очевидцев и др. Используются также данные органов ГИБДД по учету автотранспортных средств, единому для всей Российской Федерации.
При розыске животных и их трупов розыскные ориентировки рассылаются в соседние органы внутренних дел, сельскохозяйственные предприятия, заготовительные организации, рынки и т. п. Оперативным путем может быть проверена причастность к краже заводчиков породистых собак и кошек, использованы данные криминалистического учета похищенного и пригульного скота.
Как уже указывалось, весьма эффективную помощь в розыске могут оказать средства массовой информации, особенно телевидение.
Глава 30. Взаимодействие участников раскрытия и расследования преступлений
§ 1. Понятие, принципы и субъекты взаимодействия
Эффективность раскрытия, расследования и предотвращения преступлений в значительной степени зависит от успешности взаимодействия следователя с иными участниками этого процесса — оперативными сотрудниками органа дознания, других служб правоохранительных органов, со сведущими лицами — специалистами и экспертами, а также контрольно-ревизионными органами, средствами массовой информации и др. Это взаимодействие представляет собой согласованную по целям и задачам, силам, средствам, месту и времени деятельность в процессе установления истины по уголовному делу.
О взаимодействии следователя с иными участниками расследования можно говорить в известном смысле лишь условно, поскольку с процессуальной точки зрения здесь нет равноправного партнерства: статус следователя определяет его главенствующую и руководящую роль, персональную ответственность за принимаемые решения и результаты расследования в целом. Вся деятельность иных участников расследования подчинена задачам, поставленным перед ними следователем, согласуется с ними. Однако, поскольку термин «взаимодействие» традиционно используется для обозначения этой деятельности, нет смысла при дальнейшем изложении заменять его каким-либо другим.
Содержание взаимодействия определяется его целями. В одних случаях такой целью может быть успешное проведение отдельного следственного действия, в других — получение необходимой информации оперативным путем, в третьих — поиск и обнаружение скрывшегося подозреваемого или обвиняемого, вещественных доказательств, документов, ценностей и т. п. Соответственно взаимодействие может носить разовый, краткосрочный характер или осуществляться на постоянной основе в течение значительного времени, например всей работы по конкретному уголовному делу или по группе дел того или иного вида.
Необходимость взаимодействия возникает не всегда. Если производство предварительного следствия является необязательным и дело расследуется в полном объеме органом дознания, то о взаимодействии в рассматриваемом аспекте говорить не приходится. Это не значит, что работник органа дознания ни с кем не контактирует, никто не оказывает ему содействия. Как и следователь, он обращается к специалистам, экспертам, может консультироваться с сотрудниками других служб органов внутренних дел, но эти отношения и эта деятельность организационно, а в большинстве случаев и процессуально (за исключением назначения судебных экспертиз) отличается от взаимодействия следователя и других субъектов процесса доказывания.
Главная цель взаимодействия — раскрытие преступлений. Поэтому, если преступление совершено в условиях очевидности и его требуется не рас-
478 Глава 30. Взаимодействие участников раскрытия преступлений
крыть, а расследовать, потребность во взаимодействии следователя с органом дознания может и не возникать или выражаться лишь в разовых поручениях.
Перечислим принципы взаимодействия.
1. Соблюдение законности. Обеспечивается четкой правовой регламентацией деятельности участников, контролем со стороны руководителей органов следствия и дознания, прокурорским надзором. Главное требование — участники действуют строго в пределах своей компетенции, определяемой законом, который не допускает смешения следственной и оперативно-розыскной деятельности.
2. Соблюдение законности обусловливает и такой принцип взаимодействия, как строгое соблюдение подследственности. Как известно, закон предусматривает две формы дознания: по делам, где предварительное следствие необязательно и где оно обязательно, когда функции органа дознания ограничены производством лишь неотложных следственных действий по установлению и закреплению следов преступления, выявлению и задержанию виновных. Такое разграничение функций органов предварительного следствия и органов дознания отражается и на формах, и на содержании взаимодействия.
Решить вопрос о подследственности и отсюда о необходимости взаимодействия лица, производящего расследование, и иных субъектов работы с доказательствами, в тех случаях, когда первоначальные (неотложные) действия осуществляются органом дознания, позволяют результаты этих действий. Они могут подтвердить наличие в событии признаков преступления определенного рода или вида. Достоверность этой информации и позволяет правильно решить вопрос о подследственности. Известно, что после определения характера события, требующего предварительного следствия, работа органа дознания прекращается по одному из трех вариантов:
1) при выполнении неотложных действий до установленного законом срока;
2) независимо от выполнения неотложных действий и истечения срока — по указанию надзирающего прокурора;
3) по истечении установленного законом срока (независимо от объема неотложных действий и полученных результатов).
3. Руководящая и организующая роль следователя, соответствующая его процессуальному статусу и ответственности за результат.
4. Целеустремленность взаимодействия, обусловленная решением конкретных задач расследования и в конечном счете интересами установления истины по делу.
5. Плановость и динамичность взаимодействия. Согласованность совместной деятельности обеспечивается ее планированием. Но по ходу расследования задачи и содержание взаимодействия уточняются и дополняются, может возникнуть потребность изменить круг взаимодействующих субъектов, привлечь новые силы и средства.
Прокурор, осуществляющий надзор за следствием и дознанием, играет здесь организующую роль. В соответствии со своими полномочиями он вправе сам давать поручения оперативным сотрудникам, определять иные формы взаимодействия следователя с ними, контролировать соблюдение компетенции каждым из субъектов взаимодействия. При этом он не дол-
§ 1. Понятие, принципы и субъекты взаимодействия
жен вмешиваться в оперативно-розыскные мероприятия органов дознания, предписывать им пути и способы реализации поручений.
Важные функции в этом процессе выполняет начальник следственного отдела (подразделения). Его указания о формах и содержании взаимодействия, как и указания прокурора, обязательны для следователя. Эти указания могут, помимо прочего, относиться к организации следственно-оперативной группы (СОГ), ее составу и т. п.
Организация взаимодействия при раскрытии и расследовании преступлений складывается из ряда элементов. Первый из них — анализ материалов дела следователем, определение задач, которые требуют совместной деятельности, конкретных исполнителей.
Необходимость в совместной деятельности определяется следователем на основе имеющихся в его распоряжении доказательств и иных данных, учета следственной ситуации и состояния процесса расследования. Определяются им и субъекты взаимодействия: те или иные службы правоохранительных и иных органов, конкретные лица. Наиболее часто к совместной деятельности привлекаются сотрудники уголовного розыска, служб по борьбе с организованной преступностью и с преступлениями в области экономики, криминалистических подразделений органов внутренних дел, ГИБДД и др.
Второй элемент — оперативный обмен информацией о состоянии и результатах работы.
В обмене информацией между следователем и оперативным сотрудником органа дознания выражается двусторонний характер их помощи. Взаимное информирование необходимо для корректировки и согласованности планов следствия и оперативно-розыскных мероприятий. Это особенно важно при планировании оперативно-тактической комбинации, успех которой полностью зависит от того, точно ли выдерживают ее участники намеченные сроки и очередность оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий. Своевременный, исчерпывающий и непрерывный обмен информацией приобретает особо важное значение для членов СОГ. Его формы различны: совещание всего состава СОГ, контакты между отдельными ее участниками и т. п. Немаловажно при этом сохранить тайну следствия, не допустить утечку оперативной информации, в чем могут быть заинтересованы лица, противодействующие расследованию.
Третий элемент — корректировка работы участников взаимодействия и его задач, диктуемая результатами проделанного, изменением следственной ситуации.
Взаимодействие осуществляется на основе единого согласованного плана. Этот план в соответствии с ведомственными рекомендациями должен содержать:
1) изложение следственных и розыскных версий;
2) все, что вытекает из этих версий, т. е. перечень обстоятельств, подлежащих установлению и выяснению, — по каждой из выдвинутых версий;
3) перечень необходимых действий, с помощью которых должны быть установлены или исследованы эти обстоятельства, и порядок таких действий;
4) перечень розыскных мероприятий, осуществляемых следователем;
480 Глава 30. Взаимодействие участников раскрытия преступлений
5) изложение обстоятельств, подлежащих установлению оперативным путем (сами оперативно-розыскные меры, пути установления этих обстоятельств в плане не указываются);
6) сроки исполнения, в том числе промежуточные: обмена информацией, корректировки плана (при необходимости);
7) список исполнителей по каждому пункту плана.
Оперативно-розыскные меры планируются отдельно оперативным сотрудником. Рекомендуется уделять особое внимание согласованности планируемых мероприятий и следственных действий по времени, месту, срокам окончания, участникам. Единый план рассматривается руководителями следственного подразделения и соответствующей оперативной службы.
Особенно важны согласованность и своевременная корректировка начального этапа расследования, когда от этого зависит успешность раскрытия преступления «по горячим следам», установление и розыск виновного, розыск похищенного имущества. В случае, когда производство по делу приостанавливается для розыска, следователь не вправе полностью перекладывать его на сотрудников органа дознания, но обязан сам активно осуществлять розыскные меры, координируя и согласовывая их с оперативно-розыскными мероприятиями, преследующими ту же цель.
Необходимость во взаимодействии возникает в различных ситуациях. Три из них наиболее типичны.
1. Совершение неочевидного преступления (преступление налицо, но неизвестно, кто его совершил). Инициатива в организации взаимодействия (инициатива, но не решение о взаимодействии, которое всегда принимает следователь) в подобных случаях исходит, как правило, от дежурной части органа внутренних дел. Формой взаимодействия выступает СОГ, выезжающая на место происшествия. В ее состав обычно входят следователь, оперативный сотрудник соответствующего профиля, специалист (криминалист, судебный медик), а при необходимости — кинолог со служебно-розыскной собакой. Их задачи — качественный осмотр места происшествия и незамедлительное использование полученной информации для раскрытия преступления, розыска и задержания виновного. Именно на этом этапе решается вопрос о подследственности возбужденного дела, о продолжении и направлениях работы по делу органа расследования. В этих случаях на стадии возбуждения уголовного дела орган расследования может участвовать в проверке имеющейся информации, собирании дополнительных данных, в том числе и путем исследований материальных объектов (так называемые предварительные исследования, осуществляемые сотрудниками экспертно-криминалистической службы органов внутренних дел).
2. Решение следователем вопроса о возбуждении уголовного дела по материалам органа дознания (оперативным материалам). Ему же принадлежит инициатива в организации взаимодействия, целями которого служат: проведение согласованных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, направленных на установление виновных и всех эпизодов их преступной акции; полное возмещение материального ущерба, причиненного преступлением; обнаружение вещественных и письменных доказательств, ценностей, нажитых преступным путем.
3. Расследование сложных уголовных дел. Это прежде всего многоэпи-зодные, групповые дела, дела об организованных преступных сообществах, а также нераскрытые преступления. Формой взаимодействия чаще всего выступает СОГ.
§ 2. Формы взаимодействия