Сократ говорил: «Я знаю, что ничего не знаю, но.»

д) другие не знают и этого.

14. Майевтика — это:

д) общение с собеседником с целью обретения им истины.

15. Идея, согласно Платону:

б) нематериальна, но умопостигаема;

16. Истинное познание по Платону есть:

в) воспоминание душой идей, виденных ею в ином мире;

17. Этот античный философ писал: «Раз душа бессмертна, то нет ничего такого, чего бы она не познала; поэтому нет ничего удивительно­го в том, что она способна вспомнить то, что прежде ей было известно. И раз все в природе друг другу родственно, а душа все познала, ничто не мешает тому, кто вспомнил что-нибудь одно, самому найти и все осталь­ное: ведь искать и познавать — это как раз и значит припоминать».

в) Платон;

18. "Государство" Платона было:

в) государством кастового типа, с четким сословным разделением;

19. Платон в своем «Государстве» разделил общество на три сословия:

г) философов, воинов, ремесленников;

20. По мнению Аристотеля, всякая вещь есть:

в) единство материи и формы;

21. Этот античный философ писал: «...Государство - продукт естественного развития и что человек по природе своей — существо политическое. Кто живет в силу своей природы, а не вследствие случайных обстоятельств, вне государства, тот или сверхчело­век, или существо, недоразвитое в нравственном отношении...»

а) Аристотель;

22. В своей этической концепции стоики выдвинули:

а) идеал мудреца, который бесстрастно переносит удары судьбы;

23. Определите учению какого философа принадлежат следующие первона­чала:

1. вода; г) Фалес; 2. апейрон; б) Анаксимандр; 3. огонь; д) Гераклит. 4. число; в) Пифагор; 5. атомы; а) Демокрит;

24. Определите, в концепциях каких античных философов главенствующую роль играют следующие категории:

1. Платон; б) идея; 2. Гераклит; а) логос; 3. Аристотель; г) форма; 4. Демокрит; д) атом; 5. Эмпедокл; е) любовь; ж) ненависть.

25. Установите соответствие философа той или иной школе:

1. Парменид; б) Элейская школа; 2. Демокрит; а) атомисты; 3. Анаксимандр; в) Милетская школа; 4. Плотин; г) неоплатонизм; 5. Пиррон; д) скептики.

26. Установите соответствие философа философскому направлению:

1. материализм; б) Демокрит; г) Эпикур; 2. идеализм; а) Парменид; д) Платон. в) Аристотель;

27. Установите соответствие учителя ученику:

1. Платон; б) Аристотель; 2. Сократ; г) Платон. 3. Аристотель; в) Александр Македонский; 4. Фалес; а) Анаксимандр;

28. Установите последовательность философских учений античности:

б) «все из воды»; в) «в основании всего лежит число»; а) «мир идей»; г) «воздержание от суждения».

29. Установите последовательность философских школ античности:

б) Милетская школа; а) пифагорейцы; г) Академия; в) Ликей; д) неоплатоники.

 

(3 вопрос) 3. Средневековая философия

1. К фундаментальным идеям Библии относят (укажите все правильные варианты):

а) сотворение мира из ничего; д) человек создан по образу и подобию божьему.

2. Основной догмат христианского вероучения отно­сительно Бога гласит:

в) Бог, будучи единым и единственным, существует в трех ипостасях;

3. Основной догмат христианства:

б) триединство;

4. Религиозно-христианское понимание человека утверждает, что:

г) человек – «венец творения» и повелитель всего созданного для него Богом;

5. В центре размышлений философов средних веков стоит:

в) Бог;

6. Наиболее важный раздел знания в Средневековье:

б) теология;

7. В основе средневековой гносеологии лежит идея:

в) откровения;

8. Теория оправдания Бога в отношении допускаемого им зла в мире получила название:

г) теодицея;

9. Средневековая философская мысль:

в) использовала идеи отдельных философов, перерабатывая их в соот­ветствии с собственными запросами;

10. Христианско-религиозное понимание истории означает:

а) история есть прямолинейное движение от грехопадения до судного дня;

11. Апологеты во II в. н. э.:

б) защищали, оправдывали христианское вероучение;

12. Новое качество человека, открытое средневековой патристикой:

а) дух;

13. Центральным объектом философского осмысления Августин делает:

б) Бога;

14. Основой духовной жизни в концепции Августина является:

г) вера;

15. Высший критерий истины в концепции Августина:

в) откровение;

16. Задача средневековой философии, с точки зрения схоластов, состояла в том, чтобы:

в) найти рациональные доказательства веры;

17. В схоластике провозглашалось различие между:

а) верой и разумом;

18. Предметом спора об универсалиях было:

в) реальное существование общих понятий;

19. В споре об универсалиях реалисты:

а) приписывали существование общему;

20. Номинализм в своей атаке на строгую рационали­зацию религиозных догматов, тем самым:

б) подготовил почву для отделения теологии от философии;

21. По вопросу о соотношении философии и религии Фома Аквинский выдвинул тезис о том, что:

в) религия не вне- и не антиразумна, она сверхразумна;

22. Фома Аквинский придерживался концепции:

г) о превосходстве веры над знанием.

23. Учение Фомы Аквинского и целое религиозно-философское направление, им созданное, называется:

б) томизмом;

24. В своих рассуждениях о Боге Фома Аквинский:

б) признавал Бога полностью трансцендентным, непозна­ваемым;

25. Исследуя проблемы человеческой души, Фома Аквинский ис­ходил из того, что:

а) душа есть чистая форма без материи, она бестелесна;

26. Этому средневековому мыслителю принадлежат пять наиболее полных способов доказательств существования Бога:

б) Фома Аквинский;

27. Установите соответствие философа философскому направлению:

1. реализм; г) Фома Аквинский. б) Ансельм Кентерберийский; 2. номинализм; а) Уильям Оккам; в) Иоанн Росцелин;

28. Установите последовательность философов Средневековья:

в) Филон Александрийский; г) Тертуллиан. б) Бл. Августин; а) Фома Аквинский;

29. Установите последовательность возникновения философских трудов:

г) «О началах» Ориген. а) «О граде Божьем» Бл. Августин; в) «О божественных именах» Дионисий Ареопагит; б) «Сумма теологии» Фома Аквинский;

30. Установите соответствие философского трактата тому или иному философу:

1. «О граде Божьем»; б) Бл. Августин; 2. «Сумма теологии»; г) Фома Аквинский. 3. «О божественных именах»; а) Дионисий Ареопагит; 4. «О началах»; в) Ориген;

 

(4 вопрос) 4. Философия Возрождения и Нового времени

1. Наиболее известное произведение Николая Кузанского носит название:

в) «Об ученом незнании»;

2. В своей теории познания Ф. Бэкон придерживался концепции:

д) двойственной истины.

3. По мнению большинства историков философии, Ф. Бэкон являлся родоначальником европейского:

в) эмпиризма и материализма;

4. Основной рабочий метод Ф. Бэкона – это:

г) индукция;

5. Общепринятые системы мышления (силлогистику и схоластику) Бэкон относил к призракам (идолам):

г) театра.

6. Исходный принцип философствования Декарта:

а) сомнение;

7. Прежде, чем заявить: «Я мыслю, следовательно, существую», Декарт утверждал:

б) «во всем должно сомневаться»;

8. По мысли Декарта, субстанция протяженная и субстанция духовная:

б) существуют независимо друг от друга;

9. Декарт признавал существование:

г) двух независимых субстанций — мышление и протяжение;

10. Главным атрибутом материи, по Декарту, является:

б) протяженность (распространенность);

11. Основным методом получения истинных и практически полезных фактов Декарт считал:

в) рациональную дедукцию;

12. Целый ряд философских направлений, развивающих идеи Декарта, в истории философии называют:

а) картезианством;

13. Спиноза применил в своей «Этике» необычный ме­тод изложения:

в) геометрический;

14. Атрибутами субстанции (природы), по мнению Спинозы, являются:

в) мышление и протяжение;

15. На основании концепции о физическом единстве вселенной Дж. Бруно высказал мысль:

а) космос – это беско­нечность, как вечное несотворенное бытие (бог);

16. Философия природы Дж. Бруно— это:

в) пантеизм;

17. В виде Левиафана рассматривал государство:

б) Гоббс;

18. Согласно Локку, основой всякого познания является:

а) ощущение;

19. Этот философ впервые разделил власть на три вида (судебную, законодательную и исполнительную):

б) Локк;

20. Философии Просвещения в целом присуще:

а) вера в человеческий разум, знание и общественный прогресс;

21. Этот философ напрямую отождествил человека с машиной:

в) Ламетри;

22. Вольтер полагал, что религия возникла тогда, когда встретились:

г) мошенник и глупец.

23. Идейным вождем, организатором и составителем первой «Энциклопедии» был:

б) Дидро;

24. Руссо считал, что развитие культуры формирует у человека потребности:

б) искусственные;

25. Установите соответствие философа философскому направлению:

1. эмпиризм; а) Бэкон; в) Локк; г) Гоббс; 2. рационализм; б) Декарт; д) Спиноза.

26. Установите последовательность возникновения философских трудов:

а) «Об ученом незнании» Николай Кузанский; в) «О бесконечности Вселенной и мирах» Бруно; д) «Новая Атлантида» Бэкон. г) «Этика» Спиноза; б) «Об общественном договоре» Руссо;

27. Установите соответствие философского трактата тому или иному философу:

1. «Об ученом незнании»; в) Николай Кузанский; 2. «Об общественном договоре»; д) Руссо. 3. «Рассуждение о методе»; б) Декарт; 4. «Левиафан»; г) Гоббс; 5. «Новая Атлантида»; а) Бэкон;

 

(5 вопрос) 5. Немецкая классическая философия

1. В философском творчестве И. Канта выделяются периоды:

а) докритический и критический;

2. Философский трактат «Критика чистого разума» был написан:

в) Кантом;

3. Трансцендентное по Канту – это:

д) абсолютно непознаваемое.

4. По мнению Канта, «вещь в себе» – это:

в) мир существующий, который нам совершенно недоступен и никогда не может сделаться объектом нашего познания;

5. Помимо явлений Кант выделяет:

а) мир вещей в себе;

6. По Канту, предмет и явление в мире, данные в вос­приятии, для познающего субъекта есть:

б) феномен;

7. Априорные формы чувственного созерцания, по Канту:

а) пространство и время;

8. По теории Канта, время и пространство:

б) не существуют реально, но необходимо предшествуют чувственному опыту;

9. Кант обосновывает нравственный за­кон, согласно которому человек является «целью в себе», по­скольку:

г) человек должен согласовывать свою автономную моти­вацию с мотивацией других людей, рассматривая их как цель в самих себе;

10. Формулировка категорического императива Канта гласит: «Поступай так, чтобы максима твоего пове­дения на основе твоей воли могла стать...»:

в) общим законом;

11. По мнению Канта, категорический императив – это:

д) непреложное нравственное требование, моральный закон.

12. По Канту, нравственная ценность поступка тем выше, чем более он:

а) соответствует действующему закону;

13. В своей теории эстетического суждения Кант впервые охарактеризовал эстетически приятное, с точки зре­ния:

г) незаинтересованности;

14. Философия Гегеля — это:

б) абсолютный объективный идеализм;

15. Диалектика в философской системе Гегеля:

а) спекулятивно-идеалистическая;

16. По Гегелю, первооснова всего сущего есть:

в) абсолютная идея (мировой дух);

17. В системе Гегеля мировое развитие есть:

а) развитие духа (абсолютной идеи);

18. В «Науке логики» Гегель обосновывает тезис:

г) все, что разумно — действительно.

19. Гегель рассматривал историю в своей работе «Фи­лософия истории», как:

в) развитие мирового духа во времени;

20. Философия Л. Фейербаха — это:

а) материализм;

21. Материалистическая концепция Л. Фейрбаха получила название:

д) антропологический материализм.

22. Фейербах главным объектом познания считал:

в) человека;

23. Фейербах считал религию:

в) приписыванием Богу атрибутов человека;

24. «Новая этика и религия человека», к которой при­зывал Фейербах, это религия и этика:

г) любви;

25. Установите соответствие философа философскому учению:

1. трансцендентальный идеализм; б) Кант; 2. антропологический материализм; г) Фейербах. 3. абсолютный идеализм; а) Гегель; 4. философия тождества; в) Шеллинг;

26. Установите соответствие философского трактата тому или иному философу:

1. «Критика чистого разума»; б) Кант; 2. «О сущности христианства»; г) Фейербах. 3. «Наука логики»; а) Гегель; 4. «Система трансцендентального идеализма»; в) Шеллинг;

 

(6,7 вопросы) 6. Западноевропейская философия XIX-XX вв.

1. Философия К. Маркса носит название:

а) диалектический материализм;

2. По Марксу, в основе развития общества лежит раз­витие:

б) производительных сил;

3. Основополагающая формула марксистской философии для анализа общественной жизни означает:

б) бытие определяет сознание;

4. Одним из этапов развития позитивизма был:

г) эмпириокритицизм;

5. Выдающимися деятелями так называемого «первого позитивизма» были:

б) О. Конт; в) Г. Спенсер;

6. О. Конт был убежден, что в науке необходимо стремиться к замене слова «почему» сло­вом:

г) как.

7. Согласно учению О. Конта, развитие человеческого общества проходит последовательно три стадии:

б) теологическую — метафизическую — позитивную;

8. О. Конт надеялся заменить все науки об обществе:

в) социологией;

9. По Г. Спенсеру, во Вселенной проявляется изна­чальная, всеобъемлющая и непостижимая:

в) Сила;

10. Г. Спенсер сформулировал свой основополагающий закон о том, что непрерывное перераспределение сущест­вующих телесных частиц и их движений — это:

а) эволюция;

11. В социологии Г. Спенсер рассматривал общество как своего рода «организм», который стремится к состоя­нию:

в) равновесия;

12. Известное утверждение прагматизма:

б) истина — то, что полезно;

13. Представителем «философии жизни» является:

а) Ницше;

14. Одной из главных категорий «философии жизни» является:

д) воля.

15. В учении Шопенгауэра мир, окружающий нас, есть всего лишь совокупность представлений, ко­торые ассоциируются более всего с понятием:

в) майя;

16. Гравитация, магнетизм, инстинкты животных, поведение человека — все это, по Шопенгауэру, есть проявление:

в) воли;

17. По Шопенгауэру, мировая Воля — это сила (укажите все правильные варианты):

б) бессознательная, слепая и дикая; д) единственная и безосновная.

18. По мнению Шопенгауэра, человеческая жизнь в целом есть:

в) страдание;

19. По мнению Шопенгауэра, спасение от вечного страдания можно обрести, если:

г) победить желание, страсть;

20. Согласно Шопенгауэру, человеческая история — это:

в) бессмысленное сплетение событий;

21. Набольшее влияние на философию Шопенгауэра оказало (укажите все правильные варианты):

а) учение Канта; г) учение Будды;

22. Философия Шопенгауэра является:

б) пессимистическим учением;

23. Психологическое понятие, во многом определившее философскую антропологию С. Къеркегора:

б) страх;

24. Центральная идея философии С. Къеркегора:

в) духовный индивид, единичный человек противостоит социальной среде и совершенствуется вопреки ей и ее законам;

25. С. Къеркегор рассматривал три стадии существо­вания человеческого духа:

в) эстетическая — этическая — религиозная;

26. Основополагающим понятием в философии Ф. Ницше является:

б) воля к власти;

27. Ф. Ницше обосновал идею:

в) вечного возвращения;

28. В области научного познания, по мысли Ницше, ис­тина — это:

г) полезное заблуждение.

29. Идеальный человек будущего, по Ницше, - это:

д) сверхчеловек.

30. В философии А. Бергсона жизнь понимается как:

а) изменчивый, творческий поток сознания;

31. Перу Берсона принадлежит трактат:

г) «Творческая эволюция»;

32. Основу познания, по А. Бергсону, составляет:

д) интуиция.

33. Согласно учению З. Фрейда, жизнь в целом и большинство конкретных поступков человека определяется:

б) бессознательным;

34. Согласно психоанализу, культура человечества строится на:

г) сублимации первичных комплексов;

35. Архетип, согласно К. Юнгу, — это:

г) коллективные формы и образы, исходящие из мифологического сознания и образа жизни;

36. Основная установка экзистенциализма означает:

г) существование предшествует сущности;

37. Фундаментальной характеристикой человеческого существования в экзистенциализме является:

б) свобода;

38. В экзистенциализме время экзистен­циальное связано с такими понятиями, как (укажите все правильные варианты):

в) решимость; г) заброшенность;

39. Согласно М. Хайдеггеру и Ж.П. Сартру, бытие, на­правленное к ничто и сознающее свою конечность, — это:

в) экзистенция;

40. Ключевой категорией Хайдеггера является:

д) бытие-к-смерти.

41. Понятие «пограничной ситуации» играет особую роль в:

д) экзистенциализме.

42. Жизнь есть абсурд, согласно:

в) Камю;

43. С точки зрения баденской школы неокантианства, существует два основ­ных научных метода:

в) генерализующий и индивидуализирующий;

44. Представитель баденской школы неоканти­анства В. Виндельбанд предложил свое деление наук на науки:

а) о природе и о духе;

45. В феноменологии Э. Гуссерля понятие «интенциональность» — это:

а) существенное свойство всех актов сознания, направлен­ность сознания на объект, находящийся вне самого соз­нания;

46. В герменевтике основная задача философии, по Г. Гадамеру, — это:

в) толкование и осмысление текста, в качестве которого может предстать любой предмет;

47. Центральной характеристикой существования че­ловека и способом его бытия, согласно Г. Гадамеру, является:

в) познание;

48. Установите принадлежность философа той или иной философской школе (направлению):

а) Сартр, Камю, Хайдеггер; 2) экзистенциализм; б) Ницше, Шопенгауэр; 1) «философия жизни»; в) Виндельбанд, Риккерт; 5) неокантианство. г) Фрейд, Юнг; 3) психоанализ; д) Миль, Спенсер. 4) позитивизм;

49. Установите соответствие философского трактата тому или иному философу:

1. «Бытие и время»; г) Хайдеггер; 2. «Воля к власти»; в) Ницше; 3. «Капитал»; б) Маркс; 4. «Мир как воля и представление»; д) Шопенгауэр. 5. «Курс позитивной философии»; а) Конт;


(8 вопрос) 7. Вопросы повышенной сложности (история философии)

1. Установите соответствие философа и эпохи:

а) Августин Блаженный; 4) Средневековье. б) Николай Кузанский; 1) Возрождение; в) Кант; 3) Новое время; г) Платон; 2) Античность;

2. Установите соответствие философа и эпохи:

а) Аристотель; 2) Античность; б) Локк; 1) Новое время; в) Вольтер; 4) Просвещение. г) Фома Аквинский; 3) Средневековье;

3. Установите соответствие философа и эпохи:

а) Гоббс; 4) Новое время. б) Цицерон; 1) Античность; в) Руссо; 3) Просвещение; г) Дж. Бруно; 2) Возрождение;

4. Установите соответствие философа и философского направления:

а) Сартр; 3) экзистенциализм; б) Фалес; 2) милетская школа; в) Гегель; 1) немецкая классическая философия; г) Августин Блаженный; 4) патристика.

5. Установите соответствие философа и философского направления:

а) Фома Аквинский; 2) схоластика; б) Демокрит; 1) школа атомистов; в) Маркс; 4) диалектический материализм. г) Николай Кузанский; 3) натурфилософия;

6. Установите соответствие философа и философского направления:

а) Дидро; 2) энциклопедизм; б) Протагор; 1) софистика; в) Томас Мор; 3) утопизм; г) Кант; 4) немецкая классическая философия.

7. Установите соответствие философского направления исторической эпохе:

а) немецкая классическая философия; 4) Новое время. б) герменевтика; 3) Современность; в) патристика; 2) Средневековье; г) софистика; 1) Античность;

8. Установите соответствие философского направления исторической эпохе:

а) энциклопедизм; 4) Просвещение. б) атомизм; 1) Античность; в) фрейдизм; 3) Современность; г) схоластика; 2) Средневековье;

9. Установите соответствие философских школ философской культуре:

а) философия Нового времени; 3) картезианство; б) современная западная философия; 1) прагматизм; в) философия Античности; 4) скептицизм. г) немецкая классическая философия; 2) трансцендентальный идеализм;

10. Установите соответствие философской категории и ее автора:

а) утопия; 2) Томас Мор; б) логос;1) Гераклит; в) мораль; 4) Цицерон. г) общественно-экономическая формация; 3) Маркс;

11.Соотнесите понятия и философов, которые их используют:

а) бытие; 3) Парменид; б) форма; 1) Аристотель; в) идея; 4) Платон. г) атом; 2) Демокрит;

12. Соотнесите философов и ключевые категории их концепций:

а) Эпикур; 4) удовольствие. б) Ницше; 2) воля к власти; в) Бергсон; 1) жизненный порыв; г) Конт; 3) позитивная философия;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: