Порядок исчисления и уплаты налога на игорный бизнес в соответствии с российским законодательством

Эволюция законодательного регулирования игорного бизнеса в России. Правовое регулирование игорного бизнеса на современном этапе. Налогоплательщики и объект налогообложения, налоговая база, налоговый и отчетный периоды, налоговые ставки. Порядок исчисления и уплаты налога на игорный бизнес. Ответственность за неуплату налога на игорный бизнес.

С 90-х годов XX столетия в истории российской игорной индустрии начался новый — легальный — период. Однако узаконивание азартного бизнеса отнюдь не явилось залогом безоб­лачного существования отрасли. Причины крылись в неимении должного представления о специфике данной индустрии и опы­та законотворчества в этой сфере.

Поначалу налогообложение игорного бизнеса не отличалось от других видов предпринимательской деятельности. Ставка на­лога на прибыль в то время была одинакова практически для всех — 35%. Первое признание игорного бизнеса как вида пред­принимательской деятельности произошло в декабре 1991 г. То­гда, 6 декабря 1991 г., Советом народных депутатов РСФСР был принят Закон «О налоге на добавленную стоимость» № 1992-1, а 27 декабря 1991 г. — Закон «О налоге на прибыль с предпри­ятий и организаций» № 2116-1. В этих двух законодательных актах впервые за многолетнюю историю существования государ­ства Российского были определены ставки налогообложения игорного бизнеса. Однако перечень видов игорного бизнеса, упомянутый в этих двух законах, был достаточно скуден: кази­но, игровые автоматы и выигрыши по ставкам на ипподромах.

Закон «О налоге на прибыль предприятий и организаций» № 2116-1 однозначно выделял деятельность в сфере игорного бизнеса как отличную от других видов предпринимательской деятельности. В целях налогообложения прибыль определялась как разница между доходами казино, игорных домов и другого игорного бизнеса, получаемую от реализации этих услуг, и рас­ходами (включая расходы на оплату труда) на эти услуги. Также в Законе было определено, что данный вид дохода облагается по повышенной ставке — 70%.

Государственная налоговая служба РФ (ГНС РФ) 6 марта 1992 г. выпустила Инструкцию № 4 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организа­ций». В ней было определено, что «облагаемый доход казино, иных игорных домов (мест) и другого игорного бизнеса... исчис­ляется из выручки, полученной от проведения этой деятельно­сти, за вычетом расходов, включаемых в себестоимость работ, услуг, за исключением расходов по оплате труда». В те времена законодатели и чиновники от Госналогслужбы РФ подсчитали, что для содержания своих сотрудников игорным заведениям вполне достаточно чистой прибыли, остающейся после налого­обложения.

Далее в вышеуказанную Инструкцию были внесены допол­нения от 27 августа 1992 г. № 2, где было определено, что «до­ходы от казино, иных игорных домов (мест) и другого игорного бизнеса облагаются по ставке 90 процентов» (исчисление налога производится ежемесячно нарастающим итогом с начала года). Данная ставка имела место и в Инструкции Госналогслужбы РФ от 10 августа 1995 г. № 37 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций». При­мечательно, что законодательством о налогообложении прибыли не было предусмотрено уменьшение дохода от игорного бизнеса на сумму исчисленных налогов (транспортный налог, налог на пользователей автомобильных дорог, налог на имущество и местные налоги — на содержание муниципальной полиции, на со­держание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, сбор на нужды образовательных учреждений), относя­щихся к внереализационным расходам.

9 сентября 1994 г. было опубликовано письмо Государст­венной налоговой службы Российской Федерации № нп-6-01/336 «О практике применения налогового законодательства по пред­приятиям, получающим доходы от игорного бизнеса». На осно­вании результатов проверок организаторов игорных заведений за 1993 г. и первый квартал 1994 г. (на момент проверки в Рос­сийской Федерации было зарегистрировано 496 плательщиков налога от игорного бизнеса) было обращено внимание на сле­дующие недостатки:

• недостаточное внимание налоговых органов по контролю за деятельностью предприятий игорного бизнеса;

• несвоевременность расчетов с бюджетом по налогам;

• несовершенство законодательства по налогообложению и контролю за этим видом деятельности (как видим, этот вопрос остается нерешенным еще с 1994 г.).

В связи с этим предлагалось в срок до 1 марта 1995 г. сооб­щить о проведенных проверках предприятий игорного бизнеса и по результатам проверок дать предложении по внесению изме­нений в налоговое законодательство, а также предложения по методике проверок игорных заведений. Однако вразумительных предложений в Государственную налоговую службу так и не по­ступило.

В 1997 г. в Министерстве РФ по налогам и сборам началось активное обсуждение предложенных предпринимателями ново­введений, поскольку 90%-ный налог на прибыль не устраивал ни предпринимателей, ни государство, а налоговые поступления не соответствовали ожидаемому результату. В конечном итоге появился проект федерального закона «О налогообложении ка­зино, игорных домов (мест), игровых автоматов с вещевым и денежным выигрышем», который не был принят и совсем скоро уступил свое место новому законопроекту.

В декабре 1997 г. в Государственной Думе РФ появляется за­конопроект «О сборе с игорных заведений». Данный законопроект принят не был. Большую роль в не­принятии этого законопроекта сыграли общественные органи­зации, а именно Ассоциация деятелей игорного бизнеса.

Однако прошло совсем немного времени, и 31 июля 1998 г. был принят Закон № 142-ФЗ «О налоге на игорный бизнес». На основании Закона вводился налог на игорный бизнес, где ставка налога устанавливалась в размере, кратном минимальному раз­меру оплаты труда на каждый объект налогообложения.

Несмотря на серьезные недостатки, принятый Закон явился знаменательной вехой в истории российской индустрии азарта: был выработан и официально утвержден понятийный аппарат как для предпринимателей, занимающихся деятельностью по организации и проведению азартных игр и пари, так и для кон­тролирующих органов со стороны государства.

В мае 1999 г. в Государственную Думу поступил законопро­ект «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О налоге на игорный бизнес"». Законом в очередной раз пре­дусматривалось увеличение налога на игорный бизнес, который, по мнению депутатов, был смехотворно мал.

Прошел год, и налоговые ставки на объекты игорного биз­неса снова было предложено поднять, однако 15 октября 2002 г. законопроект был снят с рассмотрения Государственной Думой.

Правовое регулирование игорного бизнеса на современном этапе.

В 2004 г. начался новый этап в сфере налогообложения деятельности по организации и проведению азартных игр и пари.

31 декабря 2006 г. был принят долгожданный Федеральный Закон «О государственном регулировании деятельности по орга­низации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ» № 244-ФЗ.

Законом определяются правовые основы государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации и устанав­ливаются ограничения на осуществление данной деятельности в целях зашиты нравственности, прав и законных интересов гра­ждан. Деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием информационно-телекоммуникационных се­тей, в том числе сети Интернет, а также средств связи, в том числе подвижной связи, запрещена. Однако действие настояще­го Федерального закона не распространяется на деятельность по организации и проведению лотерей, а также деятельность, свя­занную с использованием игровых автоматов без денежных вы­игрышей.

Начиная с 1 января 2007 г. и до 1 января 2009 г. игорные за­ведения могут размещаться только в капитальных строениях и не могут располагаться в жилых домах, недостроенных зданиях, во временных постройках, в киосках, в зданиях школ, детсадов, поликлиник, больниц, вокзалов, аэропортов, па станциях и ос­тановках общественного транспорта. Площадь зала игровых ав­томатов должна быть не менее 100 кв. м., а количество самих автоматов — не менее 50 штук. При этом технологически зало­женный средний процент выигрыша каждого автомата не может быть ниже 80%. Для получения лицензии на ведение игорного бизнеса стоимость чистых активов владельцев казино и (или) зала игровых автоматов должна составлять не менее 600 млн. руб., а для владельцев букмекерских контор и тотализаторов — не менее 100 млн. руб.

С 1 января 2009 г. для ведения предпринимательской дея­тельности в сфере игорного бизнеса отведены только четыре территориальные зоны, расположенные в Алтайском и Примор­ском краях, Калининградской области и частично на территории Краснодарского края и Ростовской области. На всей ос­тальной территории Российской Федерации ведение игорного бизнеса запрещено.

Сложившаяся практика показывает, что основной доход от игорного бизнеса образуется отнюдь не за игровым столом, с которого, собственно, и платится налог, а за счет сопутствую­щих услуг. С одной стороны, такая особенность бизнеса помо­гает легко скрывать реальные обороты, а с другой — предпола­гает достаточно высокий уровень стартового капитала.

Коммерческие структуры, занимающиеся игорным бизнесом, признаются плательщиками и облагаются налогом на игорный бизнес, установленный гл. 29 Налогового кодекса России, вве­денной в действие Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 182-ФЗ. Налог на игорный бизнес относится к региональным налогам. Он обязателен к уплате на территории всех субъектов России. Вводится соответствующими региональными законами. При введении налога на игорный бизнес региональные власти обязаны руководствоваться нормами Налогового кодекса. При этом регионам предоставлено право устанавливать ставки налога в пределах, определенных Налоговым кодексом.

Игорный бизнес не является реализацией услуг. Это особый вид предпринимательской деятельности, связанной с извлечени­ем дохода в виде выигрыша или платы за проведение азартных игр либо пари. Вследствие этого организации и предпринимате­ли не являются плательщиками налога на добавленную стои­мость, акцизы, налога на прибыль. На них также не распростра­няется обязанность налоговых агентов по исчислению и удер­жанию налога на доходы физических лиц с выплаченных выиг­рышей участникам азартных игр.

Организации и предприниматели, занимающиеся игорным биз­несом, не вправе применять упрощенную систему налогообложе­ния2. Если же помимо игорного бизнеса они осуществляют иные виды деятельности, то по этим видам применяется общая система налогообложения (в соответствующих случаях — специальный нало­говый режим — единый налог на вмененный доход (ЕНВД)).

Остальное в главе 29, нарушение закона ст 122(неуплата) и 129.2(нарушение постановки на учет объектов).

5. Порядок исчисления и уплаты земельного налога в соответствии с российским законодательством.

Эволюция налогообложения земли в России. Налогоплательщики и объект налогообложения. Налоговая база и порядок её определения. Налоговый период. Отчетный период. Налоговые ставки. Налоговые льготы. Порядок исчисления и уплаты налога. Особенности исчисления земельного налога в зависимости от предназначения земельных участков.

Основными тенденциями развития в области земельных отношений в России к началу ХХ века были значительное сокращение дворянской земельной собственности, некоторое уменьшение государственной и увеличение площадей крестьянского землевладения. Всего с 1906 по 1915 год 2,8 млн. крестьянских хозяйств заявили о закреплении земли в собственность (30 % их общего числа). Закреплена земля была за 2,0 млн. хозяйств (22 %), которым отошло в собственность 13, 9 млн. десятин, или 16 % всей надельной земли.

После 1917 года земельные отношения в России резко изменились. Одним из первых законодательных актов о земле был Декрет «О социализации земли» 1918 года, причем этим актом была закреплена всенародная собственность на землю, трудовой характер землепользования, учреждено равное право на пользование землей, исходя из потребительско-трудовой нормы землепользования на землях сельскохозяйственного значения. А положения «О социалистическом землеустройстве» и «О мерах перехода к социалистическому землепользованию» 1919 года закрепили две основные формы: государственную и коллективную. Одновременно с этим земля фактически перестала являться объектом налогообложения. В то же время государство нуждалось в сведениях о земле. Эта потребность определяла состав сведений земельного кадастра и порядок его ведения.

Начиная с 1955 года, был введен государственный учет наличия и распределения земли по угодьям и землепользователям, а также государственная регистрация всех землепользований по единой общесоюзной системе. В последствии в 1970 году Совет Министров СССР утвердил положение «О государственном контроле за использованием земель», возложив контроль на Советы народных депутатов и землеустроительные службы системы Министерства сельского хозяйства и продовольствия СССР.

В период с ноября 1989 г. По март 1990 г. Верховным советом СССР были приняты законы об аренде, о собственности и о земле. Эти законы разрешили гражданам арендовать земельные участки как внутри, так и вне колхозов и совхозов. Данные законы также предоставили право владения землей, включая наследуемое право работать на земле, но без прав купли-продажи и залога земли.

С распадом Союза Советских Социалистических республик возникла необходимость разработки новых законодательных актов, регламентирующих учет недвижимости и решения всего комплекса вопросов по созданию кадастра. Существующие законодательные акты, действующие на территории РФ, не регламентируют многих вопросов, возникающих при создании кадастра недвижимости. Перемены в жизни общества, вызванные перестройкой экономических отношений, появление частной собственности и других форм собственности, высветили ряд проблем в развитии городских территорий и использовании ресурсов, среди которых проблема городского кадастра является одной из актуальных.

Правовой основой изменения этой ситуации явились Конституция Российской Федерации, закон Российской Федерации «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», Земельный кодекс РСФСР и другие нормативные акты

В 1991 году плата за землю как правовая категория была введена в действующее законодательство о налогах и сборах с принятием Закона РФ "О плате за землю". В данном Законе под платой за землю законодатель понимал формы реализации принципа платного землепользования: земельный налог, арендная плата и нормативная цена земли. По утверждению М.М.Юмаева, плата за землю -- общее название для всех видов обязательных платежей, уплачиваемых в связи с землевладением и землепользованием. Земельный налог представлял собой такую разновидность платы за землю, которая уплачивается собственниками земли, землевладельцами и землепользователями, кроме арендаторов.

С момента принятия этого Закона в его первоначальную редакцию вносились изменения федеральными законами, в основном касающиеся льготного налогообложения, а также дополнения, связанные с изменением долей, по которым уплачиваемые суммы налога зачислялись по уровням бюджетной системы. Федеральным законом от 9 августа 1994 г. №22-ФЗ были введены новые базовые ставки земельного налога, которые индексировались ежегодно, начиная с 1995 г., Постановлениями Правительства РФ и Федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.

В 1997 году были продолжены работы по формированию автоматизированной системы государственного земельного кадастра и регистрации прав на землю. В субъектах РФ были разработаны и утверждены региональные программы создания систем государственного земельного кадастра.

В соответствии с федеральным законом от 29 ноября 2004 г «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» налоговой базой стала являться кадастровая стоимость земли.

Главная цель земельных преобразований в Российской Федерации состоит в обеспечении рационального использования и охраны земель как важнейшего природного ресурса, создании правовых, экономических, организационно-технологических и других условий для воспроизводства и повышения плодородия почвы, сохранения сельских, лесных и других земель, улучшения природной среды, развития сельских и городских поселений

Далее всё есть в НК глава 31, особенности исчисления земельного налога в зависимости от предназначения земельных участков – это про разные ставки, также в НК ст.394,396


7. НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ И ОТЧЕТНОСТЬ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: