Основные элементы юридического состава административного правонарушения и их содержание

Основными элементами юридического состава администра­тивного правонарушения являются объект, субъект, объектив­ная и субъективная стороны.

Содержанием объекта административного правонаруше­ния являются специфические общественные отношения, уре­гулированные нормами права и охраняемые мерами админис­тративной ответственности. Формы выражения объекта могут быть различны, в Ко АП РФ они перечислены в ст. 1.2; напри­мер, объектом мелкого хулиганства, являются нормы, охраня­ющие общественный порядок или общественной нравственно­сти.

Содержание объективной стороны включает характер дей­ствия или бездействия, которое законодательством квалифи­цируется как административное правонарушение.

Субъектами административного правонарушения явля­ются как физические лица, так и юридические лица.

Среди физических лиц различаются граждане России (го­сударственные и муниципальные служащие, должностные лица, руководители юридических лиц или их собственники и другие категории граждан, с учетом особенностей их правово­го положения, выполняемых профессиональных, социальных функций, состояния здоровья, принадлежности к религиозным объединениям), иностранные граждане, лица без гражданства и другие категории физических лиц, являющиеся субъектами административного правонарушения. Для отдельных катего­рий физических лиц эти факторы обусловливают дополнитель­ные основания при привлечении их к административной от-

ветственности, для других — ограничение мер применения ад­министративной ответственности.

К первой категории физических лиц применимы дополни­тельные основания, усиливающие меру административной от­ветственности. К ним можно отнести должностных лиц, води­телей транспортных средств, работников торговли и др. На­пример, некоторые должностные лица становятся субъектами административной ответственности и за несоблюдение установ­ленных правил, обеспечение которых входит в их служебные обязанности. При этом они несут административную ответствен­ность за действия или бездействия свои и подчиненных им лиц. За остальные правонарушения они несут ответственность на общих основаниях.

Вторая категория физических лиц включает военнослужа­щих и призванных на военные сборы граждан, беременных женщин, женщин, имеющих малолетнего ребенка, инвалидов I и II групп, несовершеннолетних (не достигших 18 лет). Для этой группы существует законодательное ограничение мер при­менения административной ответственности.

Субъект административного правонарушения не всегда под­лежит административной ответственности. Военнослужащие срочной службы за ряд административных правонарушений привлекаются к дисциплинарной ответственности (ст. 2.5). Следовательно, круг субъектов административного правонару­шения и круг субъектов административной ответственности не совпадают.

Субъективная сторона административного правонаруше­ния — это психическое отношение субъекта к противоправно­му действию или бездействию и его последствиям. Оно выра­жается в форме умысла или неосторожности. Следовательно, лицо, совершившее противоправное действие или бездействие в форме умысла или неосторожности и при наличии других признаков состава правонарушения, признается виновным в его совершении. Форма вины является обязательным призна­ком административного правонарушения (ст. 2.2.)

Вина — это психическое отношение лица к совершаемому им противоправному действию или бездействию и возможным последствиям. Вина проявляется в форме умысла или по нео­сторожности. В отношении вины юридического лица подразу­мевается неиспользованная возможность соблюдения нормы или правила, то есть не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 ст. 2.1).

Признаки административного правонарушения необходи­мо отличать от юридического состава административного пра­вонарушения. Понимание такого различия важно больше прак­тически, чем теоретически. При наличии всех признаков ад­министративного правонарушения может отсутствовать при­знаки состава административного правонарушения, что исклю­чает возможность привлечения лица его совершившего к ад­министративной ответственности.

Правильная юридическая квалификация состава админис­тративного правонарушения облегчает его разграничение, на­пример, с преступлением. Отграничение их проводится в ос­новном по юридическим критериям элементов их составов. Например, мелкое хулиганство отличается от хулиганства уго­ловно наказуемого по степени общественной опасности или вредоносности деяния.

Все правонарушения делятся на преступления, админист­ративные правонарушения или деликты, дисциплинарные (слу­жебные) проступки.

Нормативными актами, которыми определяются виды, ос­нования юридической ответственности и меры наказания за правонарушения, а также порядок их применения, являются Уголовный кодекс РФ, УПК РФ, Кодекс РФ об администра­тивных правонарушениях, дисциплинарные уставы и положе­ния о прохождении службы.

В настоящее время действует большое количество различ­ных административных правил и норм. Например, правила паспортной системы, правила безопасности дорожного движе­ния, санитарно-эпидемиологические правила, правила проти­вопожарной безопасности, правила торговли, налоговые пра­вила, таможенные правила, правила охоты, рыбной ловли и охраны окружающей природной среды, правила по технике безопасности и охране труда, пограничного режима, правила воинского учета и другие.

В большинстве случаев за нарушение этих правил наступа­ет административная ответственность, которая представляет собой применение административных мер наказания за совер­шение административных правонарушений. Нарушение таких правил в некоторых случаях регламентированных законом может повлечь и уголовную ответственность виновных в этом правонарушении лиц.

Особенность административного — деликтного института зак­лючается в применении превентивных или профилактических мер предупреждения административных правонарушений. Этот

институт ориентирован, прежде всего, на разработку концепции предупреждения административных правонарушений и разработ­ки системы правовых средств осуществления этой серьезной пра­воохранительной задачи. Роль деликтологии как науки о систе­ме административных правонарушений, причинах и условиях их совершения, личности правонарушителей имеет общеметодо­логическое сходство с криминологией. Об этом отмечали в своих работах известные отечественные ученые - административисты Б.М. Лазарев. А.Е. Лунев, В.И. Ремнев и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: