Административно-правовой режим военного положения: понятие, содержание и правовые основы

Под военным положением понимается особый правовой ре­жим, вводимый на территории РФ или в отдельных ее местно­стях в соответствии с Конституцией РФ указом Президента РФ в случае агрессии против России или непосредственной угрозы агрессии (см.: ФКЗ от 30.01.2002 г. № 1-ФКЗ).

Целью введения военного положения является создание условий для отражения или предотвращения агрессии против РФ.

Период действия военного положения начинается с даты и времени начала действия военного положения, которые уста­навливаются указом Президента РФ о введении военного по­ложения, и заканчивается датой и временем отмены (прекра­щения действия) военного положения.

В период действия военного положения в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом могут в той мере, в какой это необходимо для обеспечения обороны страны и безопасности государства, ограничиваться права и свободы граждан РФ, иностранных граждан, лиц без граждан­ства (далее - граждане), деятельность организаций независи­мо от организационно-правовых форм и форм собственности, права их должностных лиц. На граждан, организации и их должностных лиц могут возлагаться дополнительные обязан­ности.

Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формиро­вания и органы, выполняющие задачи в области обороны (да­лее - Вооруженные Силы РФ), другие войска, воинские фор­мирования и органы, применяются для отражения или пре­дотвращения агрессии против России в соответствии с феде-

ральными законами и иными нормативными правовыми акта­ми РФ, а также в соответствии с общепризнанными принципа­ми и нормами международного права и международными до­говорами РФ в данной области.

Общая или частичная мобилизация, если она не была объяв­лена ранее, при введении военного положения на территории РФ или в отдельных ее местностях объявляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовы­ми актами РФ.

Правовой основой военного положения являются Консти­туция РФ, настоящий Федеральный конституционный закон «О военном положении», принятые на его основе федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, а также об­щепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры России в данной области.

В соответствии с частью 2 статьи 87 Конституции РФ осно­ванием для введения Президентом РФ военного положения на территории России или в отдельных ее местностях является агрессия против РФ или непосредственная угроза агрессии.

Для целей настоящего Федерального конституционного за­кона в соответствии с общепризнанными принципами и нор­мами международного права агрессией против РФ признается применение вооруженной силы иностранным государством (группой государств) против суверенитета, политической неза­висимости и территориальной целостности России или каким-либо иным образом, несовместимым с Уставом ООН.

В соответствии с общепризнанными принципами и норма­ми международного права актами агрессии против РФ незави­симо от объявления иностранным государством (группой госу­дарств) войны РФ признаются:

1) вторжение или нападение вооруженных сил иностран­ного государства (группы государств) на территорию РФ, любая военная оккупация территории России, являю­щаяся результатом такого вторжения или нападения, либо любая аннексия территории РФ или ее части с при­менением вооруженной силы;

2) бомбардировка вооруженными силами иностранного го­сударства (группы государств) территории РФ или при­менение любого оружия иностранным государством (груп­пой государств) против РФ;

3) блокада портов или берегов РФ вооруженными силами иностранного государства (группы государств);

4) нападение вооруженных сил иностранного государства (группы государств) на Вооруженные Силы РФ или дру­гие войска независимо от места их дислокации;

5) действия иностранного государства (группы государств), позволяющего (позволяющих) использовать свою терри­торию другому государству (группе государств) для со­вершения акта агрессии против РФ;

6) засылка иностранным государством (группой государств) или от имени иностранного государства (группы госу­дарств) вооруженных банд, групп, иррегулярных сил или наемников, которые осуществляют акты применения во­оруженной силы против РФ, равносильные указанным в настоящем пункте актам агрессии.

Актами агрессии против РФ могут признаваться также другие акты применения вооруженной силы иностранным государством (группой государств) против суверенитета, по­литической независимости и территориальной целостности РФ или каким-либо иным образом, несовместимым с Уста­вом ООН, равносильные указанным в настоящем пункте ак­там агрессии.

Военное положение на территории РФ или в отдельных ее местностях вводится указом Президента РФ.

Президент РФ незамедлительно сообщает о введении воен­ного положения Совету Федерации ФС РФ (далее - Совет Фе­дерации) и Государственной Думе ФС РФ (далее - Государ­ственная Дума) (пункт 2 ст. 87 Конституции РФ).

В указе Президента РФ о введении военного положения должны быть определены:

• обстоятельства, послужившие основанием для введения военного положения;

• дата и время вступления в действие военного положе­ния;

• границы территории, на которой вводится военное поло­жение.

Указ Президента РФ о введении военного положения под­лежит незамедлительному обнародованию по каналам радио и телевидения и официальному опубликованию.

Указ Президента РФ о введении военного положения неза­медлительно передается на утверждение Совета Федерации (пункт «б» ст. 102 Конституции РФ).

Вопрос об утверждении указа Президента РФ о введении военного положения должен быть рассмотрен Советом Федера­ции в течение 48 часов с момента получения этого указа.

В силу чрезвычайных и непредотвратимых при данных ус­ловиях обстоятельств заседание Совета Федерации может быть проведено позднее указанного срока.

Решение об утверждении указа Президента РФ о введении военного положения принимается большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации и оформляется соот­ветствующим постановлением.

В случае, если указ Президента РФ о введении военного положения Совет Федерации не утвердил, такое решение офор­мляется постановлением Совета Федерации.

Указ Президента РФ о введении военного положения, не утвержденный Советом Федерации, прекращает действие со следующего дня после дня принятия такого решения, о чем население России или соответствующих ее отдельных местно­стей оповещается в том же порядке, в каком оно оповещалось о введении военного положения.

Режим военного положения включает в себя комплекс эко­номических, политических, административных, военных и иных мер, направленных на создание условий для отражения или предотвращения агрессии против РФ.

Обеспечение режима военного положения осуществляется органами государственной власти и органами военного управ­ления в соответствии с полномочиями, предоставленными им настоящим Федеральным конституционным законом, други­ми федеральными законами и иными нормативными правовы­ми актами РФ.

Органы местного самоуправления оказывают содействие органам государственной власти и органам военного управле­ния в обеспечении режима военного положения.

На основании указов Президента РФ на территории, на ко­торой введено военное положение, применяются следующие меры:

1) усиление охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, охраны военных, важных государственных и специальных объектов, объектов, обес­печивающих жизнедеятельность населения, функциони­рование транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики, а также объектов, представляющих повы­шенную опасность для жизни и здоровья людей и при­родной среды;

2) введение особого режима работы объектов, обеспечива­ющих функционирование транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики, а также объектов, представ-

ляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и природной среды;

3) эвакуация объектов хозяйственного, социального и куль­турного назначения, а также временное отселение жите­лей в безопасные районы с обязательным предоставле­нием таким жителям стационарных или временных жилых помещений;

4) введение и обеспечение особого режима въезда на терри­торию, на которой введено военное положение, и выезда с нее, а также ограничение свободы передвижения по ней;

5) приостановление деятельности политических партий, других общественных объединений, религиозных объе­динений, ведущих пропаганду и (или) агитацию, а рав­но иную деятельность, подрывающую в условиях воен­ного положения оборону и безопасность РФ;

6) привлечение граждан в порядке, установленном Прави­тельством РФ, к выполнению работ для нужд обороны, ликвидации последствий применения противником ору­жия, восстановлению поврежденных (разрушенных) объектов экономики, систем жизнеобеспечения и воен­ных объектов, а также к участию в борьбе с пожарами, эпидемиями и эпизоотиями;

7) изъятие в соответствии с федеральными законами необ­ходимого для нужд обороны имущества у организаций и граждан с последующей выплатой государством стоимо­сти изъятого имущества;

8) запрещение или ограничение выбора места пребывания либо места жительства;

9) запрещение или ограничение проведения собраний, ми­тингов и демонстраций, шествий и пикетирования, а также иных массовых мероприятий;

10) запрещение забастовок и иных способов приостановле­ния или прекращения деятельности организаций;

11) ограничение движения транспортных средств и осуще­ствление их досмотра;

12) запрещение нахождения граждан на улицах и в иных общественных местах в определенное время суток и пре­доставление федеральным органам исполнительной вла­сти, органам исполнительной власти субъектов РФ и органам военного управления права при необходимости осуществлять проверку документов, удостоверяющих

личность граждан, личный досмотр, досмотр их вещей, жилища и транспортных средств, а по основаниям, ус­тановленным федеральным законом, — задержание граж­дан и транспортных средств. При этом срок задержания граждан не может превышать 30 суток;

13) запрещение продажи оружия, боеприпасов, взрывча­тых и ядовитых веществ, установление особого режи­ма оборота лекарственных средств и препаратов, со­держащих наркотические и иные сильнодействующие вещества, спиртных напитков. В случаях, предусмот­ренных федеральными законами и иными норматив­ными правовыми актами РФ, у граждан производится изъятие оружия, боеприпасов, взрывчатых и ядови­тых веществ, а у организаций — изъятие наряду с ору­жием, боеприпасами, взрывчатыми и ядовитыми ве­ществами боевой и учебной военной техники и радио­активных веществ;

14) введение контроля за работой объектов, обеспечиваю­щих функционирование транспорта, коммуникаций и связи, за работой типографий, вычислительных центров и автоматизированных систем, средств массовой инфор­мации, использование их работы для нужд обороны; зап­рещение работы приемопередающих радиостанций ин­дивидуального пользования;

15) введение военной цензуры за почтовыми отправлениями и сообщениями, передаваемыми с помощью телекомму­никационных систем, а также контроля за телефонны­ми переговорами, создание органов цензуры, непосред­ственно занимающихся указанными вопросами;

16) интернирование (изоляция) в соответствии с общеприз­нанными принципами и нормами международного пра­ва граждан иностранного государства, воюющего с РФ;

17) запрещение или ограничение выезда граждан за преде­лы территории РФ;

18) введение в органах государственной власти, иных госу­дарственных органах, органах военного управления, орга­нах местного самоуправления и организациях дополни­тельных мер, направленных на усиление режима сек­ретности;

19) прекращение деятельности в РФ иностранных и между­народных организаций, в отношении которых правоох­ранительными органами получены достоверные сведе-

ния о том, что указанные организации осуществляют деятельность, направленную на подрыв обороны и безо­пасности РФ.

На территории, на которой введено военное положение, ре­ферендумы и выборы в органы государственной власти и орга­ны местного самоуправления не проводятся.

В период действия военного положения федеральными за­конами и иными нормативными правовыми актами РФ в це­лях производства продукции (выполнения работ, оказания ус­луг) для государственных нужд, обеспечения Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, специ­альных формирований и для нужд населения могут быть пре­дусмотрены меры, связанные с введением временных ограни­чений на осуществление экономической и финансовой деятель­ности, оборот имущества, свободное перемещение товаров, ус­луг и финансовых средств, на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, временно изме­нены форма собственности организаций, порядок и условия процедур банкротства, режим трудовой деятельности и уста­новлены особенности финансового, налогового, таможенного и банковского регулирования как на территории, на которой введено военное положение, так и на территориях, на которых военное положение не введено.

Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские форми­рования и органы при обеспечении режима военного положе­ния выполняют следующие задачи:

1) поддержание особого режима въезда на территорию, на которой введено военное положение, и выезда с нее, а также ограничение свободы передвижения по ней;

2) участие в спасении и эвакуации населения, проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ, борьбе с пожарами, эпидемиями и эпизоотиями;

3) охрана военных, важных государственных и специаль­ных объектов, объектов, обеспечивающих жизнедеятель­ность населения, функционирование транспорта, ком­муникаций и связи, объектов энергетики, а также объек­тов, представляющих повышенную опасность для жиз­ни и здоровья людей и для окружающей природной сре­ды;

4) пресечение деятельности незаконных вооруженных фор­мирований, террористической и диверсионной деятель­ности;

5) охрана общественного порядка и обеспечение обществен­ной безопасности;

6) участие в проведении иных мероприятий по обеспече­нию режима военного положения.

Полномочия Президента России:

1) осуществляет руководство организацией обеспечения ре­жима военного положения;

2) обеспечивает согласованное функционирование и взаи­модействие органов государственной власти в целях обес­печения режима военного положения;

3) контролирует применение мер по обеспечению военного положения;

4) определяет в соответствии с настоящим ФКЗ меры по обеспечению режима военного положения, применяемые федеральными органами исполнительной власти, орга­нами исполнительной власти субъектов РФ и органами военного управления на территории, на которой введено военное положение, а также полномочия указанных ор­ганов по применению этих мер;

5) определяет задачи и устанавливает порядок привлече­ния Вооруженных Сил России, других войск, воинских формирований и органов для обеспечения режима воен­ного положения;

6) приостанавливает деятельность политических партий, других общественных объединений, религиозных объе­динений, ведущих пропаганду и (или) агитацию, а рав­но иную деятельность, подрывающую в условиях воен­ного положения оборону и безопасность России;

7) устанавливает запреты или ограничения на проведение собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикети­рования, а также иных массовых мероприятий;

8) устанавливает запреты на проведение забастовок и на приостановление или прекращение деятельности орга­низаций иным способом;

9) определяет порядок прохождения военной службы в пе­риод действия военного положения;

10) принимает необходимые меры по прекращению или при­остановлению действия международных договоров Рос­сии с иностранным государством (группой государств), совершившим (совершивших) акт агрессии против РФ, и (или) государствами, союзными с ним (ними);

ч

11) прекращает в условиях военного положения деятельность в РФ иностранных и международных организаций, в отношении которых правоохранительными органами по­лучены достоверные сведения о том, что указанные орга­низации осуществляют деятельность, направленную на подрыв обороны и безопасности РФ;

12) устанавливает на территории, на которой введено воен­ное положение, особый режим работы объектов, обеспе­чивающих функционирование транспорта, коммуника­ций и связи, объектов энергетики, а также объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды;

13) утверждает положения о федеральных органах исполни­тельной власти, руководство которыми он осуществляет.

Полномочия Совета Федерации ФС РФ:

1) рассматривает принятые Государственной Думой феде­ральные законы, по вопросам обеспечения режима воен­ного положения;

2) рассматривает принятые Государственной Думой феде­ральные законы, по вопросам прекращения или приос­тановления действия международных договоров Россий­ской Федерации с иностранным государством (группой государств), совершившим (совершивших) акт агрессии против Российской Федерации, и государствами, союз­ными с ним (ними).

Полномочия Государственной Думы ФС РФ:

1) принимает федеральные законы по вопросам обеспече­ния режима военного положения;

2) принимает федеральные законы по вопросам прекраще­ния или приостановления действия международных до­говоров Российской Федерации с иностранным государ­ством (группой государств), совершившим (совершивших) акт агрессии против Российской Федерации, и государ­ствами, союзными с ним (ними).

Полномочия Правительство России:

1) руководит в пределах своей компетенции деятельнос­тью федеральных органов исполнительной власти, орга­нов исполнительной власти субъектов РФ и организа­ций по обеспечению режима военного положения;

2) организует разработку и обеспечивает применение мер, направленных на производство продукции (выполнение работ, оказание услуг) для государственных нужд, обес-

7*

печения Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, специальных формирований и для нужд населения;

3) определяет порядок заключения договоров (контрактов) на выполнение организациями заданий (заказов) в це­лях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, а также порядок прекращения действия ра­нее заключенных договоров (контрактов);

4) организует работу по обеспечению потребностей государ­ства в период действия военного положения материаль­но-техническими, трудовыми и другими ресурсами, орга­низует разработку военно-хозяйственного плана;

5) утверждает положения о федеральных органах испол­нительной власти, руководство которыми оно осуществ­ляет.

Председатель Правительства России, исходя из интересов обеспечения обороны и безопасности РФ, представляет Пре­зиденту РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти на период действия военного положе­ния.

Для обеспечения режима военного положения федераль­ными органами исполнительной власти в пределах их компе­тенции осуществляются следующие полномочия:

1) организация производства продукции (выполнения ра­бот, оказания услуг) для государственных нужд, обеспе­чения Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, специальных формирований и для нужд населения;

2) организация снабжения (при необходимости нормиро­ванного) населения продовольственными и непродоволь­ственными товарами и медицинского обслуживания на­селения;

3) регулирование деятельности организаций промышлен­ности, торговли, общественного питания, бытового об­служивания и коммунального хозяйства;

4) оповещение через средства массовой информации насе­ления территории, на которой введено военное положе­ние, о порядке применения мер, предусмотренных на­стоящим Федеральным конституционным законом.

По вопросам своей деятельности федеральные органы ис­полнительной власти, их территориальные органы и должное-

8-АдминисТративнос ирап

тные лица, обеспечивающие режим военного положения, из­дают в пределах своей компетенции правовые акты, обязатель­ные для исполнения органами исполнительной власти субъек­тов РФ, органами местного самоуправления, организациями и их должностными лицами, а также гражданами.

На территории, на которой введено военное положение, органами исполнительной власти субъектов РФ в пределах их компетенции осуществляются следующие полномочия:

1) организация производства продукции (выполнения ра­бот, оказания услуг) для государственных нужд, обеспе­чения Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, специальных формирований и для нужд населения;

2) организация снабжения (при необходимости нормиро­ванного) населения продовольственными и непродоволь­ственными товарами и медицинского обслуживания на­селения;

3) регулирование деятельности организаций промышлен­ности, торговли, общественного питания, бытового об­служивания и коммунального хозяйства;

_ 4) оповещение через средства массовой информации насе­ления территории, на которой введено военное положе­ние, о порядке применения мер, предусмотренных на­стоящим Федеральным конституционным законом; 5) оказание содействия федеральным органам исполнитель­ной власти и органам военного управления в примене­нии мер, предусмотренных настоящим Федеральным кон­ституционным законом.

По вопросам своей деятельности органы исполнительной власти субъектов РФ, обеспечивающие режим военного поло­жения, издают в пределах своей компетенции правовые акты, обязательные для исполнения органами местного самоуправ­ления, организациями и их должностными лицами, а также гражданами.

На территории, на которой введено военное положение, дей­ствуют суды, установленные в соответствии с Конституцией РФ и федеральными конституционными законами. Судопро­изводство осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и другими феде­ральными законами.

В случае невозможности осуществления правосудия суда­ми, действующими на территории, на которой введено военное

8-2

положение, по решению Верховного Суда РФ или Высшего Арбитражного Суда РФ в соответствии с их компетенцией мо­жет быть изменена территориальная подсудность дел, рассмат­риваемых в судах.

Деятельность органов прокуратуры РФ на территории, на которой введено военное положение, осуществляется в соот­ветствии с Конституцией РФ и федеральными законами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: