Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Административно-правовой режим военного положения: понятие, содержание и правовые основы




Под военным положением понимается особый правовой ре­жим, вводимый на территории РФ или в отдельных ее местно­стях в соответствии с Конституцией РФ указом Президента РФ в случае агрессии против России или непосредственной угрозы агрессии (см.: ФКЗ от 30.01.2002 г. № 1-ФКЗ).

Целью введения военного положения является создание условий для отражения или предотвращения агрессии против РФ.

Период действия военного положения начинается с даты и времени начала действия военного положения, которые уста­навливаются указом Президента РФ о введении военного по­ложения, и заканчивается датой и временем отмены (прекра­щения действия) военного положения.

В период действия военного положения в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом могут в той мере, в какой это необходимо для обеспечения обороны страны и безопасности государства, ограничиваться права и свободы граждан РФ, иностранных граждан, лиц без граждан­ства (далее - граждане), деятельность организаций независи­мо от организационно-правовых форм и форм собственности, права их должностных лиц. На граждан, организации и их должностных лиц могут возлагаться дополнительные обязан­ности.

Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формиро­вания и органы, выполняющие задачи в области обороны (да­лее - Вооруженные Силы РФ), другие войска, воинские фор­мирования и органы, применяются для отражения или пре­дотвращения агрессии против России в соответствии с феде-

ральными законами и иными нормативными правовыми акта­ми РФ, а также в соответствии с общепризнанными принципа­ми и нормами международного права и международными до­говорами РФ в данной области.

Общая или частичная мобилизация, если она не была объяв­лена ранее, при введении военного положения на территории РФ или в отдельных ее местностях объявляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовы­ми актами РФ.

Правовой основой военного положения являются Консти­туция РФ, настоящий Федеральный конституционный закон «О военном положении», принятые на его основе федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, а также об­щепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры России в данной области.

В соответствии с частью 2 статьи 87 Конституции РФ осно­ванием для введения Президентом РФ военного положения на территории России или в отдельных ее местностях является агрессия против РФ или непосредственная угроза агрессии.

Для целей настоящего Федерального конституционного за­кона в соответствии с общепризнанными принципами и нор­мами международного права агрессией против РФ признается применение вооруженной силы иностранным государством (группой государств) против суверенитета, политической неза­висимости и территориальной целостности России или каким-либо иным образом, несовместимым с Уставом ООН.




В соответствии с общепризнанными принципами и норма­ми международного права актами агрессии против РФ незави­симо от объявления иностранным государством (группой госу­дарств) войны РФ признаются:

1) вторжение или нападение вооруженных сил иностран­ного государства (группы государств) на территорию РФ, любая военная оккупация территории России, являю­щаяся результатом такого вторжения или нападения, либо любая аннексия территории РФ или ее части с при­менением вооруженной силы;

2) бомбардировка вооруженными силами иностранного го­сударства (группы государств) территории РФ или при­менение любого оружия иностранным государством (груп­пой государств) против РФ;

3) блокада портов или берегов РФ вооруженными силами иностранного государства (группы государств);

4) нападение вооруженных сил иностранного государства (группы государств) на Вооруженные Силы РФ или дру­гие войска независимо от места их дислокации;

5) действия иностранного государства (группы государств), позволяющего (позволяющих) использовать свою терри­торию другому государству (группе государств) для со­вершения акта агрессии против РФ;

6) засылка иностранным государством (группой государств) или от имени иностранного государства (группы госу­дарств) вооруженных банд, групп, иррегулярных сил или наемников, которые осуществляют акты применения во­оруженной силы против РФ, равносильные указанным в настоящем пункте актам агрессии.



Актами агрессии против РФ могут признаваться также другие акты применения вооруженной силы иностранным государством (группой государств) против суверенитета, по­литической независимости и территориальной целостности РФ или каким-либо иным образом, несовместимым с Уста­вом ООН, равносильные указанным в настоящем пункте ак­там агрессии.

Военное положение на территории РФ или в отдельных ее местностях вводится указом Президента РФ.

Президент РФ незамедлительно сообщает о введении воен­ного положения Совету Федерации ФС РФ (далее - Совет Фе­дерации) и Государственной Думе ФС РФ (далее - Государ­ственная Дума) (пункт 2 ст. 87 Конституции РФ).

В указе Президента РФ о введении военного положения должны быть определены:

• обстоятельства, послужившие основанием для введения военного положения;

• дата и время вступления в действие военного положе­ния;

• границы территории, на которой вводится военное поло­жение.

Указ Президента РФ о введении военного положения под­лежит незамедлительному обнародованию по каналам радио и телевидения и официальному опубликованию.

Указ Президента РФ о введении военного положения неза­медлительно передается на утверждение Совета Федерации (пункт «б» ст. 102 Конституции РФ).

Вопрос об утверждении указа Президента РФ о введении военного положения должен быть рассмотрен Советом Федера­ции в течение 48 часов с момента получения этого указа.

В силу чрезвычайных и непредотвратимых при данных ус­ловиях обстоятельств заседание Совета Федерации может быть проведено позднее указанного срока.

Решение об утверждении указа Президента РФ о введении военного положения принимается большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации и оформляется соот­ветствующим постановлением.

В случае, если указ Президента РФ о введении военного положения Совет Федерации не утвердил, такое решение офор­мляется постановлением Совета Федерации.

Указ Президента РФ о введении военного положения, не утвержденный Советом Федерации, прекращает действие со следующего дня после дня принятия такого решения, о чем население России или соответствующих ее отдельных местно­стей оповещается в том же порядке, в каком оно оповещалось о введении военного положения.

Режим военного положения включает в себя комплекс эко­номических, политических, административных, военных и иных мер, направленных на создание условий для отражения или предотвращения агрессии против РФ.

Обеспечение режима военного положения осуществляется органами государственной власти и органами военного управ­ления в соответствии с полномочиями, предоставленными им настоящим Федеральным конституционным законом, други­ми федеральными законами и иными нормативными правовы­ми актами РФ.

Органы местного самоуправления оказывают содействие органам государственной власти и органам военного управле­ния в обеспечении режима военного положения.

На основании указов Президента РФ на территории, на ко­торой введено военное положение, применяются следующие меры:

1) усиление охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, охраны военных, важных государственных и специальных объектов, объектов, обес­печивающих жизнедеятельность населения, функциони­рование транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики, а также объектов, представляющих повы­шенную опасность для жизни и здоровья людей и при­родной среды;

2) введение особого режима работы объектов, обеспечива­ющих функционирование транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики, а также объектов, представ-

ляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и природной среды;

3) эвакуация объектов хозяйственного, социального и куль­турного назначения, а также временное отселение жите­лей в безопасные районы с обязательным предоставле­нием таким жителям стационарных или временных жилых помещений;

4) введение и обеспечение особого режима въезда на терри­торию, на которой введено военное положение, и выезда с нее, а также ограничение свободы передвижения по ней;

5) приостановление деятельности политических партий, других общественных объединений, религиозных объе­динений, ведущих пропаганду и (или) агитацию, а рав­но иную деятельность, подрывающую в условиях воен­ного положения оборону и безопасность РФ;

6) привлечение граждан в порядке, установленном Прави­тельством РФ, к выполнению работ для нужд обороны, ликвидации последствий применения противником ору­жия, восстановлению поврежденных (разрушенных) объектов экономики, систем жизнеобеспечения и воен­ных объектов, а также к участию в борьбе с пожарами, эпидемиями и эпизоотиями;

7) изъятие в соответствии с федеральными законами необ­ходимого для нужд обороны имущества у организаций и граждан с последующей выплатой государством стоимо­сти изъятого имущества;

8) запрещение или ограничение выбора места пребывания либо места жительства;

9) запрещение или ограничение проведения собраний, ми­тингов и демонстраций, шествий и пикетирования, а также иных массовых мероприятий;

10) запрещение забастовок и иных способов приостановле­ния или прекращения деятельности организаций;

11) ограничение движения транспортных средств и осуще­ствление их досмотра;

12) запрещение нахождения граждан на улицах и в иных общественных местах в определенное время суток и пре­доставление федеральным органам исполнительной вла­сти, органам исполнительной власти субъектов РФ и органам военного управления права при необходимости осуществлять проверку документов, удостоверяющих

личность граждан, личный досмотр, досмотр их вещей, жилища и транспортных средств, а по основаниям, ус­тановленным федеральным законом, — задержание граж­дан и транспортных средств. При этом срок задержания граждан не может превышать 30 суток;

13) запрещение продажи оружия, боеприпасов, взрывча­тых и ядовитых веществ, установление особого режи­ма оборота лекарственных средств и препаратов, со­держащих наркотические и иные сильнодействующие вещества, спиртных напитков. В случаях, предусмот­ренных федеральными законами и иными норматив­ными правовыми актами РФ, у граждан производится изъятие оружия, боеприпасов, взрывчатых и ядови­тых веществ, а у организаций — изъятие наряду с ору­жием, боеприпасами, взрывчатыми и ядовитыми ве­ществами боевой и учебной военной техники и радио­активных веществ;

14) введение контроля за работой объектов, обеспечиваю­щих функционирование транспорта, коммуникаций и связи, за работой типографий, вычислительных центров и автоматизированных систем, средств массовой инфор­мации, использование их работы для нужд обороны; зап­рещение работы приемопередающих радиостанций ин­дивидуального пользования;

15) введение военной цензуры за почтовыми отправлениями и сообщениями, передаваемыми с помощью телекомму­никационных систем, а также контроля за телефонны­ми переговорами, создание органов цензуры, непосред­ственно занимающихся указанными вопросами;

16) интернирование (изоляция) в соответствии с общеприз­нанными принципами и нормами международного пра­ва граждан иностранного государства, воюющего с РФ;

17) запрещение или ограничение выезда граждан за преде­лы территории РФ;

18) введение в органах государственной власти, иных госу­дарственных органах, органах военного управления, орга­нах местного самоуправления и организациях дополни­тельных мер, направленных на усиление режима сек­ретности;

19) прекращение деятельности в РФ иностранных и между­народных организаций, в отношении которых правоох­ранительными органами получены достоверные сведе-

ния о том, что указанные организации осуществляют деятельность, направленную на подрыв обороны и безо­пасности РФ.

На территории, на которой введено военное положение, ре­ферендумы и выборы в органы государственной власти и орга­ны местного самоуправления не проводятся.

В период действия военного положения федеральными за­конами и иными нормативными правовыми актами РФ в це­лях производства продукции (выполнения работ, оказания ус­луг) для государственных нужд, обеспечения Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, специ­альных формирований и для нужд населения могут быть пре­дусмотрены меры, связанные с введением временных ограни­чений на осуществление экономической и финансовой деятель­ности, оборот имущества, свободное перемещение товаров, ус­луг и финансовых средств, на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, временно изме­нены форма собственности организаций, порядок и условия процедур банкротства, режим трудовой деятельности и уста­новлены особенности финансового, налогового, таможенного и банковского регулирования как на территории, на которой введено военное положение, так и на территориях, на которых военное положение не введено.

Вооруженные Силы РФ,другие войска, воинские форми­рования и органы при обеспечении режима военного положе­ния выполняют следующие задачи:

1) поддержание особого режима въезда на территорию, на которой введено военное положение, и выезда с нее, а также ограничение свободы передвижения по ней;

2) участие в спасении и эвакуации населения, проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ, борьбе с пожарами, эпидемиями и эпизоотиями;

3) охрана военных, важных государственных и специаль­ных объектов, объектов, обеспечивающих жизнедеятель­ность населения, функционирование транспорта, ком­муникаций и связи, объектов энергетики, а также объек­тов, представляющих повышенную опасность для жиз­ни и здоровья людей и для окружающей природной сре­ды;

4) пресечение деятельности незаконных вооруженных фор­мирований, террористической и диверсионной деятель­ности;

5) охрана общественного порядка и обеспечение обществен­ной безопасности;

6) участие в проведении иных мероприятий по обеспече­нию режима военного положения.

Полномочия Президента России:

1) осуществляет руководство организацией обеспечения ре­жима военного положения;

2) обеспечивает согласованное функционирование и взаи­модействие органов государственной власти в целях обес­печения режима военного положения;

3) контролирует применение мер по обеспечению военного положения;

4) определяет в соответствии с настоящим ФКЗ меры по обеспечению режима военного положения, применяемые федеральными органами исполнительной власти, орга­нами исполнительной власти субъектов РФ и органами военного управления на территории, на которой введено военное положение, а также полномочия указанных ор­ганов по применению этих мер;

5) определяет задачи и устанавливает порядок привлече­ния Вооруженных Сил России, других войск, воинских формирований и органов для обеспечения режима воен­ного положения;

6) приостанавливает деятельность политических партий, других общественных объединений, религиозных объе­динений, ведущих пропаганду и (или) агитацию, а рав­но иную деятельность, подрывающую в условиях воен­ного положения оборону и безопасность России;

7) устанавливает запреты или ограничения на проведение собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикети­рования, а также иных массовых мероприятий;

8) устанавливает запреты на проведение забастовок и на приостановление или прекращение деятельности орга­низаций иным способом;

9) определяет порядок прохождения военной службы в пе­риод действия военного положения;

10) принимает необходимые меры по прекращению или при­остановлению действия международных договоров Рос­сии с иностранным государством (группой государств), совершившим (совершивших) акт агрессии против РФ, и (или) государствами, союзными с ним (ними);

ч

11) прекращает в условиях военного положения деятельность в РФ иностранных и международных организаций, в отношении которых правоохранительными органами по­лучены достоверные сведения о том, что указанные орга­низации осуществляют деятельность, направленную на подрыв обороны и безопасности РФ;

12) устанавливает на территории, на которой введено воен­ное положение, особый режим работы объектов, обеспе­чивающих функционирование транспорта, коммуника­ций и связи, объектов энергетики, а также объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды;

13) утверждает положения о федеральных органах исполни­тельной власти, руководство которыми он осуществляет.

Полномочия Совета Федерации ФС РФ:

1) рассматривает принятые Государственной Думой феде­ральные законы, по вопросам обеспечения режима воен­ного положения;

2) рассматривает принятые Государственной Думой феде­ральные законы, по вопросам прекращения или приос­тановления действия международных договоров Россий­ской Федерации с иностранным государством (группой государств), совершившим (совершивших) акт агрессии против Российской Федерации, и государствами, союз­ными с ним (ними).

Полномочия Государственной Думы ФС РФ:

1) принимает федеральные законы по вопросам обеспече­ния режима военного положения;

2) принимает федеральные законы по вопросам прекраще­ния или приостановления действия международных до­говоров Российской Федерации с иностранным государ­ством (группой государств), совершившим (совершивших) акт агрессии против Российской Федерации, и государ­ствами, союзными с ним (ними).

Полномочия Правительство России:

1) руководит в пределах своей компетенции деятельнос­тью федеральных органов исполнительной власти, орга­нов исполнительной власти субъектов РФ и организа­ций по обеспечению режима военного положения;

2) организует разработку и обеспечивает применение мер, направленных на производство продукции (выполнение работ, оказание услуг) для государственных нужд, обес-

7*

печения Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, специальных формирований и для нужд населения;

3) определяет порядок заключения договоров (контрактов) на выполнение организациями заданий (заказов) в це­лях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, а также порядок прекращения действия ра­нее заключенных договоров (контрактов);

4) организует работу по обеспечению потребностей государ­ства в период действия военного положения материаль­но-техническими, трудовыми и другими ресурсами, орга­низует разработку военно-хозяйственного плана;

5) утверждает положения о федеральных органах испол­нительной власти, руководство которыми оно осуществ­ляет.

Председатель Правительства России, исходя из интересов обеспечения обороны и безопасности РФ, представляет Пре­зиденту РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти на период действия военного положе­ния.

Для обеспечения режима военного положенияфедераль­ными органами исполнительной власти в пределах их компе­тенции осуществляются следующие полномочия:

1) организация производства продукции (выполнения ра­бот, оказания услуг) для государственных нужд, обеспе­чения Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, специальных формирований и для нужд населения;

2) организация снабжения (при необходимости нормиро­ванного) населения продовольственными и непродоволь­ственными товарами и медицинского обслуживания на­селения;

3) регулирование деятельности организаций промышлен­ности, торговли, общественного питания, бытового об­служивания и коммунального хозяйства;

4) оповещение через средства массовой информации насе­ления территории, на которой введено военное положе­ние, о порядке применения мер, предусмотренных на­стоящим Федеральным конституционным законом.

По вопросам своей деятельности федеральные органы ис­полнительной власти, их территориальные органы и должное-

8-АдминисТративнос ирап

тные лица, обеспечивающие режим военного положения, из­дают в пределах своей компетенции правовые акты, обязатель­ные для исполнения органами исполнительной власти субъек­тов РФ, органами местного самоуправления, организациями и их должностными лицами, а также гражданами.

На территории, на которой введено военное положение, органами исполнительной власти субъектов РФ в пределах их компетенции осуществляются следующие полномочия:

1) организация производства продукции (выполнения ра­бот, оказания услуг) для государственных нужд, обеспе­чения Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, специальных формирований и для нужд населения;

2) организация снабжения (при необходимости нормиро­ванного) населения продовольственными и непродоволь­ственными товарами и медицинского обслуживания на­селения;

3) регулирование деятельности организаций промышлен­ности, торговли, общественного питания, бытового об­служивания и коммунального хозяйства;

_ 4) оповещение через средства массовой информации насе­ления территории, на которой введено военное положе­ние, о порядке применения мер, предусмотренных на­стоящим Федеральным конституционным законом; 5) оказание содействия федеральным органам исполнитель­ной власти и органам военного управления в примене­нии мер, предусмотренных настоящим Федеральным кон­ституционным законом.

По вопросам своей деятельности органы исполнительной власти субъектов РФ, обеспечивающие режим военного поло­жения, издают в пределах своей компетенции правовые акты, обязательные для исполнения органами местного самоуправ­ления, организациями и их должностными лицами, а также гражданами.

На территории, на которой введено военное положение, дей­ствуют суды, установленные в соответствии с Конституцией РФ и федеральными конституционными законами. Судопро­изводство осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и другими феде­ральными законами.

В случае невозможности осуществления правосудия суда­ми, действующими на территории, на которой введено военное

8-2

положение, по решению Верховного Суда РФ или Высшего Арбитражного Суда РФ в соответствии с их компетенцией мо­жет быть изменена территориальная подсудность дел, рассмат­риваемых в судах.

Деятельность органов прокуратуры РФ на территории, на которой введено военное положение, осуществляется в соот­ветствии с Конституцией РФ и федеральными законами.





Дата добавления: 2015-02-24; просмотров: 3306; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 8918 - | 7142 - или читать все...

Читайте также:

 

18.234.51.17 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.009 сек.