double arrow

Особенности деятельности органов государственной власти в период действия военного положения (ст. 17)

1. В период действия военного положения:

указом Президента РФ могут быть определены федераль­ные органы исполнительной власти, которыми он осуществля­ет руководство по вопросам обеспечения обороны и безопасно­сти РФ, режима военного положения;

указом Президента РФ функции и полномочия федераль­ных органов исполнительной власти могут быть перераспреде­лены исходя из интересов обеспечения обороны и безопаснос­ти России, режима военного положения.

2. Федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов РФ, порядок осуществления полномочий и процедура деятельности которых регулируются принимаемыми ими регламентами, при введении военного по­ложения вносят в указанные регламенты необходимые измене­ния, учитывающие особенности режима военного положения.

Правовое положение граждан в период действия военно­го положения определено ст. 18.

1. В период действия военного положения граждане пользу­ются всеми установленными Конституцией РФ правами и сво­бодами человека и гражданина, за исключением прав и сво­бод, ограничение которых установлено настоящим Федераль­ным конституционным законом и другими федеральными за­конами.

2. Граждане обязаны выполнять требования настоящего ФКЗ, других федеральных законов и иных нормативных пра­вовых актов РФ по вопросам военного положения.

3. Граждане, находящиеся на территории, на которой вве­дено военное положение, обязаны:

1) выполнять требования федеральных органов исполни­тельной власти, органов исполнительной власти субъек­тов РФ, органов военного управления, обеспечивающих

8'

режим военного положения, и их должностных лиц и оказывать содействие таким органам и лицам;

2) являться по вызову в федеральные органы исполнитель­ной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы военного управления, обеспечивающие ре­жим военного положения, а также в военные комисса­риаты районов, городов без районного деления, иных муниципальных (административно-территориальных) образований, на территориях которых указанные граж­дане проживают;

3) выполнять требования, изложенные в полученных ими предписаниях, повестках и распоряжениях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнитель­ной власти субъектов РФ, органов военного управления, обеспечивающих режим военного положения, и их дол­жностных лиц;

4) участвовать в порядке, установленном Правительством РФ, в выполнении работ для нужд обороны, ликвида­ции последствий применения противником оружия, вос­становлении поврежденных (разрушенных) объектов экономики, систем жизнеобеспечения и военных объек­тов, а также в борьбе с пожарами, эпидемиями и эпизо-отиями, вступать в специальные формирования;

5) предоставлять в соответствии с федеральными законами необходимое для нужд обороны имущество, находящее­ся в их собственности, с последующей выплатой госу­дарством стоимости указанного имущества.

Правовое положение организаций в период действия во­енного положения (ст. 19)

1. В период действия военного положения права организа­ций и их должностных лиц могут быть ограничены только в той мере, в какой это необходимо в целях обеспечения оборо­ны и безопасности РФ, по основаниям, установленным настоя­щим Федеральным конституционным законом и принятыми в соответствии с ним федеральными законами.

2. Организации, находящиеся на территории, на которой введено военное положение, обязаны выполнять требования федеральных органов исполнительной власти, органов испол­нительной власти субъектов РФ, органов военного управления, обеспечивающих режим военного положения, и их должност­ных лиц и оказывать содействие таким органам и лицам.

8-4

3. Организации в период действия военного положения обя­заны:

1) предоставлять в соответствии с федеральными законами необходимое для нужд обороны имущество, находящее­ся в их собственности, с последующей выплатой госу­дарством стоимости указанного имущества;

2) выполнять задания (заказы) в целях обеспечения оборо­ны и безопасности РФ в соответствии с заключенными договорами (контрактами).

За нарушение положений настоящего Федерального кон­ституционного закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по воп­росам военного положения, а также за правонарушения, со­вершенные в период действия военного положения, виновные лица несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Военное положение, введенное на территории РФ или в от­дельных ее местностях в соответствии с настоящим Федераль­ным конституционным законом, отменяется указом Президента РФ после устранения обстоятельств, послуживших основани­ем для его введения, о чем население РФ или соответствую­щих ее отдельных местностей оповещается в том же порядке, в каком оно оповещалось о введении военного положения.

С момента отмены (прекращения действия) военного поло­жения нормативные правовые акты, принятые для обеспече­ния режима военного положения, утрачивают свою силу или отменяются органами, их издавшими.

В случае введения военного положения на территории РФ или в отдельных ее местностях Президент РФ во исполнение международных обязательств РФ принимает меры по уведом­лению Генерального секретаря Организации Объединенных Наций (а через него государств-участников Организации Объе­диненных Наций) и информированию Генерального секретаря Совета Европы об отступлении РФ от своих обязательств по международным договорам, связанном с ограничением прав и свобод граждан.

Вопросы для самоподготовки и контроля

1. Понятие, виды административно-правовых режимов.

2. Основы правового регулирования административно-правовых режимов.

г

3. Правовое регулирование мер специального административно-правового режима о чрезвычайном положении.

4. Правовое регулирование мер специального административно-правового режима о военном положении.

5. Полномочия Президента РФ по введению и организации мер специальных административно-правовых режимов.

6. Полномочия Федерального Собрания РФ (обеих палат) по вопросам введения мер специальных административно-право­вых режимов.

7. Полномочия Правительства РФ и ФОИВ по организации мер специальных административно-правовых режимов.

8. Полномочия органов государственной власти субъектов РФ по организации мер специальных административно-правовых ре­жимов.

9. Права и обязанности физических и юридических лиц в процес­се осуществления мер специальных административно-право­вых режимов.

Раздел IV

АДМИНИСТРАТИВНОЕ

ПРАВОНАРУШЕНИЕ

И АДМИНИСТРАТИВНАЯ

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Глава 9. Административное правонарушение, виды и правовая характеристика

Разум дан человеку для того, чтобы он хоро­шо жил, а не для того, чтобы он видел, что нера­зумно живет.

Чевист

9.1. Административное правонарушение, понятие, признаки и состав

Административным правонарушением признается противо­правное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или за­конами субъектов РФ об административных правонарушени­ях установлена административная ответственность. То есть существуют определенные специфические (управленческие) отношения, которые охраняются административно-правовыми нормами, и за их нарушение могут привлекаться к админист­ративной ответственности как физические, так и юридические лица (ст. 2.1. Ко АЛ РФ принятый от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ в ред. 30.10.2002 г. № 127-ФЗ).

При этом существуют и формальные составы правонаруше­ний, когда вред от совершения административное правонару­шения не наступил реально, но лицо, нарушившее админист­ративную норму, может быть привлечено к административной ответственности. К таким случаям относится рад формальных составов, закрепленных в главе 12. Административные право­нарушения в области дорожного движения, так как наруше­ние некоторых норм серьезно повышает вероятность соверше­ния дорожно-транспортного происшествия и, как следствие, повышается вероятность наступления факта вредоносности для личности и общества в целом.

Важная новация определена в ст. 1.1., что законодатель­ство об административных правонарушениях состоит из Ко­декса РФ об административных правонарушениях (далее — Ко АП РФ) и принимаемых в соответствии с ним законов субъек­тов РФ об административных правонарушениях, и что ранее предусмотренная многими федеральными законами админист­ративная ответственность определяется теперь только в соот­ветствии с настоящим Кодексом и законами субъектов РФ.

В новом Кодексе нетрадиционно законодатель квалифици­рует вину юридического лица, так как вина обычно считалось как психическое отношение лица, совершившего администра­тивное правонарушение к результатам своего деяния v

Юридическое лицо признается виновным в совершении ад­министративного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным юридическим лицом не были приняты все завися­щие от него меры по их соблюдению. То есть не реализованная юридическим лицом (точнее ее руководителем или собствен­ником) возможность соблюдения правил и норм, является умышленной виной, то есть демонстрирует психическое отно­шение руководителя юридического лица к возможным вредо­носным последствиям в результате административного право­нарушения.

При этом назначение административного наказания юри­дическому лицу не освобождает от административной ответ­ственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уго­ловной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

В ст. 2.2. Ко АП РФ предусмотрена следующие две формы вины.

1. Административное правонарушение признается совершен­ным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало про­тивоправный характер своего действия (бездействия), предви­дело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

2. Административное правонарушение признается совершен­ным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предви­дело возможность наступления вредных последствий своего

действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких послед­ствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

То есть законодатель также рассматривает вину руководи­теля или собственника юридического лица, если оно имело возможность для соблюдения правил и норм, но не приняло все от него зависящие меры по их соблюдению. В связи с чем законодатель предъявляет к нему меры повышенной админис­тративной ответственности как субъекту, управляющему объек­том повышенной степени вредоносности, который в результа­те невыполнения норм и правил может нанести реальный су­щественный ущерб (вред) как благополучию граждан, так и окружающей среде. Поэтому административный штраф нала­гается как на юридическое лицо, так и на его руководителя одновременно.

Особой административной ответственности подлежит долж­ностное лицо в случае совершения им административного пра­вонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей (ст. 2.4).

Примечание. Под должностным лицом в Кодексе следует пони­мать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специаль­ными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке рас­порядительными полномочиями в отношении лиц, не находя­щихся в служебной зависимости от него, а равно лиц, выполня­ющих организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах мест­ного самоуправления, государственных и муниципальных орга­низациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распо­рядительных или административно-хозяйственных функций ру­ководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без обра­зования юридического лица, несут административную ответствен­ность как должностные лица, если законом не установлено иное.

Особо важный признак, который отсутствует в новом Ко АП РФ, это то, что административная ответственность насту­пает, если правонарушение по своему характеру не влечет за собой в соответствии с действующим законодательством уго­ловной ответственности. Разграничение здесь возможно толь­ко по признаку общественной опасности деяния, что также не нашло четкого определения как один из признаков админист-

'

ративного правонарушения. Законодатель также своеобразно закрепил признак общественной опасности административно­го правонарушения в форме задач (ст. 1.2).

Задачами законодательства об административных правона­рушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита обще­ственной нравственности, охрана окружающей среды, установ­ленного порядка осуществления государственной власти, об­щественного порядка и общественной безопасности, собствен­ности, защита законных экономических интересов физичес­ких и юридических лиц, общества и государства от админист­ративных правонарушений, а также предупреждение админи­стративных правонарушений. То есть признаком обществен­ной опасности административного правонарушения в этом слу­чае является посягательство в форме действия или бездействия на общественные (публичные) интересы, которые включены в форме задач, охраняемых нормами административного права.

Подводя итог, отметим, что сформулированное выше поня­тие административного правонарушения отражает специфичес­кие признаки (черты) административного правонарушения — антиобщественная направленность (ст. 1.2.), противоправ­ность, виновность и наказуемость деяния (ст. 2.1).

Нет также в новом определении административного право­нарушения и разграничения его с уголовным преступлением, как это было ранее. При этом некоторые правонарушения име­ют сложный комплексный характер, являясь одновременно дисциплинарным и административным правонарушением. Их иногда называют административно-дисциплинарными право­нарушениями.

Исходным в характеристике названных признаков адми­нистративного правонарушения является само понятие деяния, представляющее собой акт волевого поведения, проявляющийся в форме действия либо бездействия.

Действие представляет собой активное невыполнение пре­дусмотренных нормой или правилом обязанностей или нару­шение запрета (например, нарушение правил охоты).

Бездействие — пассивное невыполнение обязанности (напри­мер, правил пожарной безопасности). Иногда одни и те же пра­вила могут быть нарушены как действием, так и бездействием (например, нарушение правил охраны водных ресурсов).

Противоправность деяния заключается в том, что оно на­рушает конкретную норму права. Эти нормы могут принадле-

жать не только административному праву, но и финансовому, земельному, таможенному, трудовому и другим отраслям пра­ва, которые охраняются нормами административного права.

Виновность деяния означает, что правонарушение совер­шено лицом умышленно или по неосторожности (ст. 2.2). На­личие вины является обязательным признаком администра­тивного правонарушения, но для административной ответствен­ности этого признака недостаточно, так как субъект админис­тративной ответственности включает такие необходимые ха­рактеристики, как возраст и дееспособность лица. Например, несовершеннолетний или невменяемый нарушает правила, ус­тановленные для пешеходов и при наличии формальной про­тивоправности отсутствует виновность деяния.

Административная ответственность за деяние также отно­сится к безусловным признакам административного правона­рушения. Таким деянием признается только то, за которое законодательством предусмотрена административная ответ­ственность.

Административное правонарушение выступает в качестве основания административной ответственности и в то же время такая ответственность — признак административного правона­рушения. В некоторых случаях законодательством предусмот­рено наличие причинной связи между деянием и его вредонос­ными противоправными последствиями в виде причинения вреда здоровью, имуществу, экологии и т. п. (например, рас­точительное расходование электрической и тепловой энергии и др.). Однако административное деяние может считаться фор­мально таковым без вредоносных последствий, и виновный в нарушении этих норм может быть привлечен к администра­тивной ответственности, например, гражданин, перешел ули­цу в неустановленном месте, не создав при этом опасной ситу­ации в дорожном движении. Квалификация признаков адми­нистративного правонарушения необходима нам для последу­ющей квалификации состава административного правонару­шения и привлечения виновного к административной ответ­ственности.

Под составом административного правонарушения пони­мается совокупность закрепленных нормативно-правовыми актами признаков, наличие которых может повлечь админис­тративную ответственность.

Различие состава административного правонарушения и признаков административного правонарушения однозначно отражено в ч. 2 ст. 24.5 Ко АП РФ, где сказано, что отсутствие

состава административного правонарушения, в том числе не­достижение физическим лицом 16-летнего возраста, на момент совершения административного правонарушения, исключает производство по делам об административных правонарушени­ях, или когда лицо, совершившее административное правона­рушение, невменяемо, то речь идет уже о совершении им дей­ствия или бездействия (ст. 2. 8 и ч. 2. ст. 24.5), когда им не осознается фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хро­нического психического расстройства, временного психичес­кого расстройства, слабоумия или иного болезненного состоя­ния психики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: