Согласно господствующей в российской науке точке зрения, юридические особенности, свидетельствующие о распределении норм права по отраслям, должны найти свое объяснение вне права, в структуре общественных отношений, регулируемых правом1. Поэтому традиционно главным системообразующим фактором, обусловливающим выделение отрасли в правовой системе, является предмет правового регулирования.
Наличие собственного предмета регулирования у налогового права признают практически все ученые, вне зависимости от своей позиции относительно положения данного правового образования в системе права. Различие состоит в том, что одни рассматривают его (предмет налогового права) как неотъемлемую часть предмета финансового права, другие — допускают его относительную обособленность, самостоятельность. Следовательно, центральным моментом в соответствующей дискуссии должен быть вопрос о том, обладают ли отношения, регулируемые налоговым правом, качественным своеобразием, представляют ли они собой отдельный вид общественных отношений2, требу-
|
|
1 См., напр.: Алексеев С. С. Предмет советского социалистического права // Ученые труды СЮИ, серия «Гражданское право». Т. 1. Свердловск, 1959. С. 10—11.
2 Известно, что под предметом правового регулирования отрасли права всегда понимаются общественные отношения определенного вида (см., напр.: Явич Л. С. К вопросу о предмете и методе правового регулирования // Вопросы общей теории советского права: Сб. статей / Под ред. С. Н. Братуся. М., 1960. С. 53).
Глава 3. Предмет и метод налогового права
ющий особых, в чем-то уникальных, способов правового воздействия. Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо остановиться на общей характеристике соответствующих отношений.
В научных публикациях налоговые отношения (предмет налогового права) нередко определяются не через анализ их сущности, а путем перечисления составляющих их элементов. Например, А. В. Брызгалин и С. А. Кудреватых определяют предмет налогового права как группу однородных отношений, складывающихся между государством, налогоплательщиками и иными лицами по поводу установления, введения и взимания налогов и сборов, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля и привлечения виновных лиц к ответственности за совершение налогового правонарушения. Очевидно, что данное определение, по существу, лишь воспроизводит соответствующее положение ст. 2 НК РФ, изложенное в первой редакции данного документа. Федеральным законом от 9 июля 1999 г. № 154-ФЗ указанная статья были изменена и среди отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, были названы отношения по обжалованию актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц. Означает ли данный факт, что законодатель, добавив несколько слов в соответствующую статью, изменил предмет налогового права, включил новую группу отношений в сферу налого-во-правового регулирования? Думается, при ответе на этот вопрос следует исходить из того, что структура российского права в значительной степени носит объективный характер, и возможности законодателя изменять ее по своему усмотрению не только не беспредельны, но и весьма ограниченны. По всей видимости, проблема состоит все-таки в том, что попытки сформулировать доктринальное определение предмета налогового права лишь путем перечисления отношений, регулируемых налоговым правом, без указания на их общие, интегративные свойства и характеристики обречены на неудачу. Подобное определение ничем не будет качественно превосходить легальную дефиницию.
|
|
§ 1. Свойства отношений, регулируемых налоговым правом 103
В чем же проявляются общие свойства и характеристики всех групп отношений, регулируемых налоговым правом? Какие отношения являются ядром предмета налогового права, «центром притяжения» других сходных отношений, регулируемых налоговым правом лишь в силу их подобия и неразрывной связи с основными отношениями (составляющими ядро предмета отрасли)? С нашей точки зрения, необходимо выделить пять общих родовых свойств,,; основной массы налоговых отношений, интегрирующих последние в единый предмет правового регулирования: во-первых, они выступают как отношения по распределению бремени публичных расходов; во-вторых, налоговые отношения имеют организационно-имущественный характер; в-третьих, с одной стороны, в данных отношениях выступают публичные субъекты, с другой — частные; в-четвертых, они строятся на принципах равенства, всеобщности, соразмерности; в-пятых, могут существовать только в правовой форме1.
1. Налоговые отношения— это отношения по распределению бремени публичных расходов.
Справедливое распределение бремени публичных расходов среди граждан и их объединений — основная задача налогового права, необходимость решения которой требует особых средств правового воздействия. Объективная потребность в решении указанной задачи и вызвала к жизни отрасль налогового права, предопределила ее своеобразие. Таким образом, рассматриваемый признак налоговых отношений, характеризующий данные отношения с точки зрения целей их возникновения и развития, присущ всем без исключения видам этих отношений.
Отношения по распределению бремени публичных расходов тесно связаны с отношениями распределения и перераспределения национального дохода. Понятие «отношения перераспределения», как и «отношения распреде-
1 См. подробнее: Винницкий Д. В. Предмет российского налогового права // Журнал российского права. 2002. № 10. С. 71— 81; Он же. Российское налоговое право: проблемы теории и практики. С. 119—152.
Глава 3. Предмет и метод налогового права
ления», является сложной экономической категорией. Действительно, согласно экономической науке в ходе функционирования рыночной экономической системы в обществе объективно складывается определенный механизм распределения совокупного продукта. Лица, сосредоточившие в своих руках значительные объемы материальных ресурсов благодаря системе наследования, в результате тяжелого труда и бережливости, с помощью криминальных операций или деловой хватки, получают доходы и распоряжаются большими долями совокупного продукта, произведенного экономикой. Другие, поставляющие на рынок неквалифицированные и относительно непроизводительные, а в силу этого малооплачиваемые трудовые ресурсы, получают скудные денежные средства и незначительные доли общественного продукта1. Такой механизм распределения доходов и материальных благ не способен принимать во внимание многие морально-этические и социальные проблемы, возникающие в ходе распределения. В целом рыночная система, понимаемая как совокупность известных объективных экономических законов, приводит, как правило, к значительно более неравному распределению доходов, чем это желательно и допустимо для общества. Поэтому опосредуемые государством отношения перераспределения доходов являются одним из важнейших способов сглаживания возникающих в связи с функционированием рыночной системы противоречий. В свою очередь налоги и сборы представляют собой инструменты, используемые на наиболее сложном этапе перераспределения, на котором имеет место прекращение права частной формы собственности и возникновение публичной (государственной, муниципальной) собственности.
|
|
Однако непосредственной целью налоговых отношений выступает не перераспределение доходов членов общества, а справедливое распределение бремени публичных расходов. Но поскольку такое распределение бремени расходов осуществляется на основе учета способности к платежу
1 См.: Кэмпбелл Р. Макконнел, Стэнли Л. Брю. Экономикс. Принципы, проблемы и политика. 13-е изд. М., 1999. С. 74.
§ 1. Свойства отношений, регулируемых налоговым правом 105
лица (налогоспособности), в том числе путем широкого использования пропорционального и в том числе прогрессивного способа исчисления налога, то перераспределение доходов, не будучи непосредственной целью налога, происходит de facto в результате налогообложения.
Следует отметить, что имеются возможности использовать механизмы налогообложения и в целях перераспределения ресурсов. В экономической литературе выделяются три основных фактора, объективно предопределяющих эти процессы.
Во-первых, имеется огромное количество общественных благ, на производство которых рыночная система вообще не способна выделять материальные ресурсы или выделяет их недостаточно (оборона, здравоохранение, жилищное строительство и т. п.); во-вторых, имеет место множество случаев, когда производство или потребление товаров (работ, услуг) порождает некомпенсируемые издержки для третьих лиц (например, производство или потребление, вызывающее загрязнение окружающей среды); в-третьих, производство или потребление определенных товаров (работ, услуг) может обусловить не требующие денежной компенсации выгоды для третьих лиц или населения в целом (например, вакцинация против определенных инфекционных заболеваний и т. п.)1.
|
|
Во всех трех указанных случаях государство в рамках налоговых отношений получает возможность осуществить известное перераспределение ресурсов, в частности, либо оказать воздействие на экономику, стимулировав определенную социально необходимую деятельность организаций и индивидуумов, либо, аккумулировав с помощью налогов и сборов необходимые материальные ресурсы, самостоятельно обеспечить производство требуемых общественных благ.
Во втором случае роль налоговых отношений также укладывается в понятие распределения бремени публичных расходов. При этом влияние налоговых отношений
1 См.: Кэмпбелл Р. Макконнел, Стэнли Л. Брю. Экономикс. Принципы, проблемы и политика. С. 90—93.
Глава 3. Предмет и метод налогового права
уже выходит в иные сферы, не относящиеся к налоговым. В литературе потенциальные возможности налога оказывать влияние на экономические процессы нередко обозначаются как регулирующая функция налога. Конституционный Суд РФ, ученые-юристы неоднократно указывали на ограничение практики использования налогов как инструмента экономического регулирования1. По общему правилу налог должен быть нейтрален, он не должен ограничивать (прямо или косвенно) свободу граждан и их объединений на занятие любой не запрещенной законом экономической деятельностью.
Таким образом, с юридической точки зрения налоговые отношения выступают именно как отношения по распределению бремени публичных расходов, результаты которых выражаются в перераспределении доходов в обществе. Воздействие налоговых отношений может повлечь перераспределение экономических ресурсов, однако традиционно считается, что законодатель должен стремиться к исключению подобных эффектов «искажения» экономической жизни (к экономической нейтральности налога)2.
Выше обращалось внимание на господствующее в советской и российской финансовой науке (начиная с 40-х гг. XX в.) определение предмета финансового права как отношений в области образования (аккумулирования), распределения и использования фондов денежных средств государства (и муниципальных образований). Из данного определения следует, что на долю налогового права в качестве сферы правового регулирования выпадают отношения по аккумулированию денежных средств. Представляется, что сохранение такого подхода без каких-либо изменений в настоящее время необоснованно по следующим основным причинам.
Во-первых, сами по себе научные категории — «отношения по образованию фондов денежных средств государ-
1 См., напр.: Налоговое право / Под ред. С. Г. Пепеляева. С. 54.
2 См.: о принципе нейтральности налога, напр.: Якобсон Л. И. Экономика общественного сектора. Основы теории государственных финансов. М., 1996. С. 134—138.
§ 1. Свойства отношений, регулируемых налоговым правом 107
ства», «отношения по аккумулированию соответствующих фондов» — не отражают с достаточной точностью правовую природу данных отношений. Цель существования налоговых отношений — покрытие расходов, возникающих в связи с осуществлением публичными образованиями своих функций, а не создание или аккумулирование фондов денежных средств.
Действительно, любое публично-территориальное образование способно, реализуя свою гражданскую правоспособность, определенную, в частности, в ст.. 124—126 ГК РФ, участвовать в гражданском обороте, обязываться по договорам. В связи с исполнением указанных договоров публично-территориальное образование может получить определенные денежные средства, аккумулируемые в бюджете соответствующего уровня. Что мешает нам, исходя из буквального значения рассматриваемых категорий, определить указанные отношения как отношения по образованию (аккумулированию) фондов денежных средств государства или муниципальных образований? Между тем указанные отношения имеют мало общего с налоговыми или иными отношениями, традиционно относимыми к финансово-правовым.
Подобные недоразумения объясняются тем, что выбранная категория не отражает существенные стороны соответствующих явлений. Характеризуя те или иные общественные связи как отношения по аккумулированию денежных средств, мы упускаем из вида их социальное назначение, которое, в конечном счете, имеет решающее значение для избрания конкретных способов правового воздействия на них.
Во-вторых, отношения по аккумулированию фондов денежных средств государства и муниципальных образований не представляют собой в настоящий момент однородную группу отношений. Формирование доходных источников государственных и муниципальных бюджетов осуществляется в рамках различных отношений, регулируемых различными отраслями права. Так, в соответствии с Законом о бюджетной классификации, БК РФ, аккуму-
Глава 3. Предмет и метод налогового права
лирование государственных расходов должно обеспечиваться, помимо налогового права, гражданско-правовыми институтами (доходы от использования государственного имущества, дивиденды по акциям хозяйственных обществ, принадлежащих государству), административно-правовыми институтами (доходы от административных штрафов, продажи конфискованного имущества), различными комплексными правовыми отраслями и институтами (например, доходы от приватизации государственного и муниципального имущества).
В какой-то мере такое положение вещей существовало и ранее. Поскольку государственный бюджет всегда формировался за счет как налоговых, так и неналоговых поступлений, то и институт правового регулирования государственных доходов рассматривался как более широкое правовое образование, включающее в себя и налоговое право. Однако ранее до коренных налоговых реформ, имевших место в 1989—1992 гг., основу бюджета в РСФСР и бывшем СССР составляли отчисления из прибыли государственных предприятий, налог с оборота и проч. Все эти обязательные платежи, по существу, не имели характера налогов, поскольку при их уплате смены формы собственности не происходило. Таким образом, в результате обобществления всего производственного сектора бремя государственных расходов практически не распределялось между гражданами и их объединениями, а погашалось за счет доходов того же государственного (обобществленного) сектора экономики. Учитывая это, все виды соответствующих отношений было уместно определять как направленные на аккумуляцию (образование) государственных фондов денежных средств, поскольку обобществление производства нивелировало различия между отношениями, возникающими при формировании налоговых и неналоговых доходов государства.
В-третьих, связь налоговых отношений (по распределению бремени публичных расходов) с бюджетными отношениями, в рамках которых происходит перераспределение налоговых доходов между бюджетами, определяются
§ 1. Свойства отношений, регулируемых налоговым правом 109
приоритетные направления публичных расходов, бесспорна. Однако связь между указанными отношениями не означает, что данные отношения однородны и какие-либо существенные качественные различия между ними отсутствуют. Напротив, данные отношения различаются по целям их возникновения, по субъектному составу, по объектам, а также принципам, на основе которых они складываются.
В связи с этим триада отношений по образованию (аккумулированию), распределению и использованию фондов денежных средств не может вполне точно отразить природу соответствующих видов отношений. Для юридической науки это излишне упрощенный взгляд на процессы, происходящие в финансовой системе. Возможно, такой подход приемлем для экономической и финансовой науки, поскольку отражает в глобальном плане основные направления движения экономических ресурсов, общие тенденции функционирования денежных отношений в сфере государственного (муниципального) хозяйства. Однако право не может основывать свое регулирующее воздействие на подобных экономических категориях и абстрагироваться от конкретных интересов сторон, участвующих в указанных отношениях.
2. Налоговые отношения — это организационно-имущественные отношения.
В праве глубоко исследованы понятия как имущественных, так и организационных отношений. Нам необходимо обратиться к обоим этим терминам, поскольку налоговые отношения нередко представляют собой тесное переплетение имущественных и организационных связей между лицами, что позволяет охарактеризовать налоговые отношения как организационно-имущественные.
Необходимо начать с анализа имущественной стороны налоговых отношений. Не требует доказательств утверждение о том, что имущественные отношения представляют собой такую группу общественных связей, которая обособляется от других по специфике объекта. В соответствии с этим имущественные отношения могут быть охаракте-
Глава 3. Предмет и метод налогового права
ризованы как отношения, складывающиеся по поводу имущества, в связи с имуществом. Если же попытаться непосредственно определить понятие имущества, отправляясь от неправовых, экономических позиций, то наиболее приемлемым окажется определение, характеризующее имущество как материальное благо1. С указанной точки зрения имущественный характер ряда групп налоговых отношений не вызывает сомнения.
Приведенные выше положения характеризуют имущественные отношения с точки зрения специфики их объекта. По своему содержанию имущественные отношения, как правило, определяются как отношения собственности. С. Н. Братусь отмечал, что «имущественные отношения являются отношениями собственности. Но это не только отношения между собственниками. Имущественные отношения, будучи волевыми отношениями, охватывают процесс распределения средств производства и результатов труда, процесс обмена, экономический оборот»2. О. А. Красавчиков полагает, что имущественные отношения — это конкретные общественно-экономические связи по владению, пользованию и распоряжению материальными благами, складывающиеся на основе экономических актов участников данных социальных связей3. Таким образом, в юридической литературе содержание имущественных отношений определяется через совокупность полномочий владения, пользования, распоряжения, раскрывающих сущность отношений собственности. Однако это лишь гражданско-правовой аспект этой проблемы. Содержание имущественных отношений, регулируемых налоговым правом, напротив, с одной стороны, проявляет себя как законное ограничение прав собственности субъектов частно-
1 См.: Алексеев С. С. Предмет советского социалистического права. С. 18—19.
2 Братусь С. Н. Имущественные и организационные отношения и их правовое регулирование в СССР // Вопросы общей теории советского права. С. 86.
3 См.: Красавчиков О. А. Структура предмета гражданско-правового регулирования общественных отношений // Сб. учен. тр. СЮИ. 1970. Вып. 13. С. 16.
§ 1. Свойства отношений, регулируемых налоговым правом 111
го права (физических лиц, организаций). С другой стороны, имущественные отношения, регулируемые налоговым правом, — это отношения по возникновению права публичной (государственной или муниципальной) собственности. С данной точки зрения налоговые отношения — это отношения собственности в сфере распределения бремени публичных расходов (перераспределения материальных благ).
Рассмотрим организационную сторону налоговых отношений. Известно, что налоговые отношения традиционно определяются не только как имущественные, а как отношения, основанные на власти и подчинении сторон, или властно-имущественные отношения. На властный характер этих отношений непосредственно указывает и законодатель в ст. 2 НК РФ. Может, правильнее будет определить налоговые отношения не как организационно-имущественные, а как властно-имущественные?
Действительно, властность всегда рассматривалась как неотъемлемая черта метода правового регулирования различных публично-правовых отраслей. Однако, хотя налоговые отношения (как и многие другие публично-правовые отношения) немыслимы вне правовой формы (т. е. иначе как правоотношения), все-таки властность характеризует в первую очередь их правовую форму, а не фактическое содержание. С фактической стороны при рассмотрении налогового отношения как согласованного поведения его участников, как их взаимодействия, взаимной связи налоговое отношение выступает как организационное отношение. Властность же в данном случае проявляется как характеристика закономерного, наиболее целесообразного способа правового воздействия на соответствующие отношения, т. е. как черта метода правового регулирования, основанного на юридической централизации, императивности. Данное размежевание свойств фактического содержания налоговых отношений и их правовой формы призвано не противопоставить форму и содержание одного явления, а наиболее точным образом отобразить в понятийном аппарате различие между фактически складывающимися отношениями и их правовой формой опосредования.
Глава 3. Предмет и метод налогового права
§ 1. Свойства отношений, регулируемых налоговым правом 113
Разработка проблемы организационных отношений привлекала внимание многих ученых: цивилистов, представителей науки административного права и советского строительства1, процессуальных отраслей права2. С. Н. Братусь убедительно показал, что организационная деятельность государства — это не метод правового регулирования, а особый вид общественных отношений, существующих и складывающихся наряду с целым комплексом иных социальных связей3. О. А. Красавчиков указывает, что в общественных связях организационные отношения весьма тесно переплетаются с отношениями имущественными и др., составляя организационный элемент последних. Но даже и в этих случаях организационные отношения не утрачивают своей относительной самостоятельности. Там же, где подобного переплетения социальных связей нет, перед нами организационное отношение в «чистом виде»4.
Следует отметить, что понятия организации и организационных отношений чрезвычайно многозначны. Так, в определенных случаях имеет место обозначение термином «организационные отношения» вспомогательных отношений, не нуждающихся в правовом регулировании5.
1 См.: ЯмпольскаяЦ.А. О месте административного права в системе советского социалистического права // Советское государство и право. 1956. № 9; Петров Г. И. Сущность советского административного права. Л., 1959; Братусь С. Н. Предмет и система советского гражданского права. М., 1963; Красавчиков О. А. Гражданские организационно-правовые отношения // Советское государство и право. 1966. № 10.
2 См.: Горшенев В. М. Способы и организационные формы правового регулирования в социалистическом обществе. М., 1972. С. 25—31.
3 См.: Братусь С. Н. Предмет и система советского гражданского права. С. 64.
4 См.: Красавчиков О. А. Гражданские организационно-правовые отношения. С. 52. Однако имеются и иные взгляды на этот счет (см., напр.: Хангелъдыев Б. Б. О систематизации советского административного законодательства // Сб. учен. тр. СЮИ. Свердловск, 1964. Вып. 2. С. 52 и след.).
5 См., напр.: Карасева М. В. Финансовое право. Общая часть. М., 1999. С. 25.
В других случаях имеет место отождествление организационных отношений с управленческими связями (управленческими отношениями)1. Нередко организационные отношения рассматриваются как элемент механизма управления, обеспечивающий нормальное развитие управленческих отношений2. Наконец, имеются концепции, рассматривающие все происходящие в мире процессы с точки зрения их организующей и дезорганизующей роли. При таком подходе обосновывается существование фундаментальной науки (тектологии), построенной на универсальных методах, приемлемых для познания любых явлений среды. С подобной точки зрения любые человеческие отношения можно охарактеризовать как организационные (а любые происходящие в среде процессы — как борьбу различных организационных форм)3. Понятно, что если рассматривать термин «организационные отношения» согласно тек-тологическим позициям, термин теряет какую-либо определенность и не может быть использован для выявления предмета воздействия совокупности соответствующих юридических норм.
Таким образом, можно сформулировать самое общее («рабочее») понятие организационных отношений. Организационные отношения — это общественные связи между индивидуумами и их объединениями, направленные на согласование их взаимных интересов, обеспечение их свобод и возникающие в связи с решением общественных задач, т. е. задач, имеющих значение для неограниченного круга лиц.
Принимая во внимание данное определение, точнее определить налоговые отношения не как властные или управленческие, а как организационные, или не как властно-имущественные или управленческие отношения с имущественным объектом, а как организационно-имуще-
1 См.: Братусь С. Н. Предмет и система советского гражданского права. С. 42—43.
§ 2 См.: Основы современного социального управления (теория
Т и методология) / Под ред. В. Н. Иванова. М., 2000. С. 31—32.
3 См.: Богданов А. А. Тектология. Всеобщая организационная наука. Книга 1. М., 1989. С. 70—71.
Глава 3. Предмет и метод налогового права
ственные отношения, возникающие в сфере распределения бремени публичных расходов (перераспределения материальных благ). В то же время в литературе давно подмечено, что имущественный и организационный характер свойственен не только налоговым, но и многим иным отношениям, регулируемым другими отраслями. Однако специфика налоговых отношений проявляется в особом сочетании этих имущественных и организационных элементов.
Действительно, имущественно-организационные отношения по взиманию налогов и сборов, а также некоторые отношения, возникающие в процессе привлечения к ответственности за совершение налогового нарушения, будучи урегулированы нормами права, представляют собой правовые связи между физическими лицами, организациями и публичными субъектами по поводу материальных благ. Необходимо подчеркнуть, что это имущественные и одновременно особые организационные отношения. Организационный характер этих общественных связей означа-. ет построение их по принципу централизации, предполагает их строго формализованный характер, ограничение инициативы их субъектов, воздействие на волю субъектов в целях ее подчинения во многих аспектах установленным обязательным правилам поведения (нормам права).
Кроме того, во всех случаях, когда налоговые отношения имеют характер имущественных, они представляют собой имущественные отношения, возникающие в сфере перераспределения. Этим они существенно отличаются, в частности, от имущественных отношений, опосредуемых гражданским правом, поскольку последние возникают в сфере обмена и распределения материальных благ.
В некоторых же налоговых отношениях организационный элемент настолько доминирует1, что фактически вытесняет имущественный. К таковым следует отнести отно-
1 Эта особенность налоговых и финансовых отношений была отчасти отмечена Р. О. Халфиной (см.: Халфина Р. О. К вопросу о предмете и системе советского финансового права // Вопросы советского административного и финансового права. С. 197).
§ 1. Свойства отношений, регулируемых налоговым правом 115
шения по установлению и введению налогов, а также многие отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. Отдельные группы названных отношений (например, по осуществлению налогового контроля) имеют явное сходство с административными, другие (по установлению налогов) — тесно связаны с конституционными. Но следует учитывать, что эти организационные отношения имеют имущественные цели и складываются в сфере перераспределения материальных благ. Кроме того, организационные налоговые отношения обеспечивают нормальное развитие имущественно-организационных налоговых отношений и не имеют какого-либо смысла, назначения и ценности вне связи с ними.
3. Налоговые отношения — это отношения, участниками которых, с одной стороны, являются субъекты публичного права, с другой — частного.
Если рассматривать любые общественные отношения как систему, их участники являются важнейшими структурными элементами данной системы. Свойства участников соответственно определяют специфику самих общественных отношений. В частности, на природу налоговых отношений решающее влияние оказывает то, что в них одновременно участвуют (противостоят друг другу) субъект, наделенный властными полномочиями в сфере налогообложения, и субъект, не наделенный таковыми. Субъекта, наделенного властными полномочиями (публично-территориальные образования, государственные органы и органы местного самоуправления), целесообразно именовать публичным; субъекта, не обладающего таковыми (физические лица, организации), — частным.
Частные субъекты имеют собственные интересы, обладают автономией воли, которая определяет их поведение. Публичные субъекты призваны выражать публичный интерес, понимаемый как производный от совокупности частных интересов. Содержание воли публичного субъекта определяется тем публичным интересом, для проведения в жизнь которого он существует. Частный интерес и пуб-
Глава 3. Предмет и метод налогового права
личный интерес, выступающий как среднее арифметическое совокупности частных интересов, могут не совпадать. Если такое совпадение и имеет место объективно, оно может не быть осознано конкретным носителем частного интереса.
Такое положение вещей закономерно для сферы налогообложения, поскольку в рамках налоговых отношений частный субъект должен поступиться своим интересом, отказаться от прав на определенную часть принадлежащих ему материальных благ ради зачастую неосязаемой и не гарантированной конкретно ему выгоды от деятельности публичных субъектов по реализации, скажем так, «усредненного» частного, т. е. общественного (публичного), интереса. В силу наличия такого внутреннего противоречия налоговые отношения могут существовать лишь при условии определенного ограничения юридическими средствами автономии воли частного субъекта. Это неизбежно предопределяет наличие следующего свойства этих отношений: налоговые отношения — это всегда отношения, существующие в правовой форме.
4. Налоговые отношения— это отношения, которые могут существовать только в правовой форме..
Существование налоговых отношений исключительно в правовой форме предопределено их природой. Хотя истории известны различные формы фискальных повинностей, взимание которых осуществлялось и без достаточной их правовой регламентации.
По данному вопросу имеются и иные мнения. Так, М. В. Карасева полагает, что в сфере налогообложения могут возникать отношения, которые не приобретают правовой формы. В качестве примера, подтверждающего ее точку зрения, указанный ученый рассматривает отношения «по порядку предоставления налоговых льгот, зачисляемых в бюджеты субъектов РФ». М. В. Карасева отмечает, что с момента вступления Закона об основах налоговой системы, которым субъектам РФ было предоставлено соответствующее право, упомянутые отношения существо-
§ 1. Свойства отношений, регулируемых налоговым правом 117
вали как фактические и лишь начиная с 1995 г. стали обретать свое правовое оформление в законах субъектов РФ1.
Думается, что с вышеприведенной позицией в полной мере согласиться нельзя, так как наличие пробела в праве еще не означает отсутствие правовой формы у соответствующих отношений и превращение их в «фактические» отношения. Данная конкретная ситуация, по нашему мнению, должна была быть разрешена с учетом трех принципиальных моментов. Во-первых, налоговая льгота представляет собой определенный элемент налогообложения, определяемый при установлении налога. Лицо получает право на ее использование (при наличии соответствующих фактических обстоятельств) непосредственно из закона. В связи с этим особой процедуры, регламентирующей порядок ее предоставления, не требуется. Во-вторых, отсутствие в нормативно-правовых актах субъекта РФ указаний на налоговые льготы и порядок их предоставления по региональным налогам может означать только то, что соответствующий субъект не воспользовался своими правами на установление налоговых льгот. В этом случае никакие «фактические» отношения возникнуть не могут, и соответствующие действия по предоставлению льгот вне правового регулирования должны трактоваться как противоправные. В-третьих, если субъект РФ все-таки установил определенные льготы по региональным налогам и недостаточно четко регламентировал основания для их получения, то вопрос о праве на их получение должен быть решен путем толкования соответствующего нормативно-правого акта, применения аналогии закона или права или, наконец, на основе общих принципов, закрепленных в налоговом и конституционном законодательстве России. Таким образом, под фактическими «налоговыми» отношениями в подобных случаях можно понимать лишь отношения противоправные, заключающиеся в неуплате налога вопреки предписаниям закона.
5. Налоговые отношения — это отношения, строящиеся на принципах равенства, всеобщности, соразмерности.
См.: Карасева М. В. Финансовое право. Общая часть. С. 25.
Глава 3. Предмет и метод налогового права
Налоговым отношениям, существование которых определяется задачей наиболее эффективного распределения бремени публичных расходов, внутренне имманентно стремление принимать такие формы, которые не влекли бы негативное воздействие на экономику, не уничтожали бы ту материальную основу, которая порождает данные отношения. Это объясняется тем, что они органично входят в общую систему экономических отношений и подчиняются ее объективным закономерностям. Кроме того, налоговые отношения могут иметь стабильный характер, если противоречия интересов между их участниками не переходят определенной черты. Иначе любые средства правового воздействия оказываются бессильными.
Учитывая указанные тенденции, налоговые отношения внутренне тяготеют к построению на принципах равенства, всеобщности и соразмерности, поскольку именно на основе этих принципов может быть наиболее экономически целесообразным образом распределено бремя публичных расходов.
Предмет налогового права — это общественные отношения по распределению бремени публичных расходов на основе принципов равенства, всеобщности, соразмерности, имеющие организационно-имущественный характер, способные существовать только в правовой форме, складывающиеся между субъектами, обладающими властными полномочиями (публичными субъектами) и не обладающими таковыми (частными субъектами).
§ 2. Состав предмета налогового права и его дифференциация
Исследование состава предмета налогового права предполагает, во-первых, признание факта дифференциации отношений, его составляющих, во-вторых, избрание определенного критерия (или группы критериев) для осуществления данной дифференциации. Начиная рассмотрение вопроса о составе предмета налогового права целесообразно оттолкнуться от того критерия, который избрал для этой цели законодатель. Как уже отмечалось, в ч. 1 ст. 2
§ 2. Состав предмета налогового права и его дифференциация 119
НК РФ выделено пять основных групп налоговых отношений (отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах):
1) отношения по установлению, введению налогов и сборов в Российской Федерации;
2) отношения по взиманию налогов;
3) отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля;
4) отношения, возникающие в процессе обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц;
5) отношения, возникающие в процессе взимания налогов и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Данный перечень свидетельствует о том, что законодатель избрал функциональный и предметный критерии для подразделения налоговых отношений. Примечательно, как при этом законодатель очерчивает границы отношений, входящих в предмет налогового права. Прежде всего необходимо отметить, что границы отношений, входящих в предмет налогового права, устанавливаются исходя из значения категорий «налог» и «сбор» (ст. 8 НК РФ). Режим законодательства о налогах и сборах не может быть распространен на смежные институты (платежи, осуществляемые в порядке гражданско-правового договора, в том числе платежи за услуги бюджетных учреждений, конфискацию, возмездное изъятие и т. д.). Несмотря на кажущуюся простоту, иногда такое разграничение вызывает серьезные сложности и судебные споры, что подтверждает, в частности, практика Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ1.
Кроме того, группа определенных налогов и сборов в силу действующего законодательства относится к так называемым таможенным платежам. Согласно ч. 2 ст. 2 НК РФ к отношениям по установлению, введению и взиманию таможенных платежей, а также к отношениям, возникающим в процессе осуществления контроля за уплатой таможенных пла-
1 См., напр.: Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 25 февраля 1998 г. // ВВС РФ. 1998. № 7.
Глава 3. Предмет и метод налогового права
тежей, обжалования актов таможенных органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности виновных лиц, законодательство о налогах и сборах не применяется, если иное не предусмотрено настоящим НК РФ. Следовательно, данные отношения, по общему правилу, подвержены лишь субсидиарному налогово-правовому регулированию. Многие такие отношения, несмотря на то, что они складываются по поводу определенных таможенных платежей, все-таки преимущественно испытывают на себе налогово-правовое регулирование (например, отношения по поводу НДС, взимаемого при импорте продукции, — подп. 4 п. 1 ст. 146, ст. 150—152 НК РФ; по принудительному взысканию взимаемых таможенными органами налогов и сборов — п. 9 ст. 47 НК РФ).
Актуален вопрос определения границ налогово-право-вого предмета регулирования и на уровне отдельных групп отношений, его составляющих.
1. Отношения по установлению, введению налогов и сборов в Российской Федерации.
Так, применительно к первой группе отношений в п. 3 ст. 1 НК РФ отмечается, что действие настоящего Кодекса распространяется на отношения по установлению, введению и взиманию сборов в тех случаях, когда это прямо предусмотрено настоящим Кодексом. Таким образом, соответствующие отношения, исходя из своей природы, традиционно относимые к конституционно-правовым, по общему правилу также подвержены лишь субсидиарному налогово-правовому регулированию.
2. Отношения по взиманию налогов и сборов хотя и составляют ядро предмета налогово-правового регулирования, также не могут быть безоговорочно и в полной мере, (т. е. до своих предельных, мыслимых границ) вовлечены в орбиту предмета налогового права.
Во-первых, взимание налогов и некоторых сборов в части их исчисления основано на применении комплекса действующих бухгалтерских технико-юридических норм1.
1 О природе этих норм см., напр.: Карасева М. В. Финансовое право. Общая часть. С. 20.
§ 2. Состав предмета налогового права и его дифференциация 121
Если даже и отнести эти технико-юридические нормы к налогово-правовым, в любом случае сложно говорить о формировании особой группы отношений «по исчислению налогов и сборов», в составе группы отношений по их взиманию. Сам процесс исчисления налогов является сугубо технической операцией, и если он не проявляет себя в данных бухгалтерского и налогового учета, он не может регламентироваться правом. Этот тезис справедлив, поскольку по общему правилу (ч. 1 ст. 52 НК РФ) налогоплательщик (как и налоговый агент) должен самостоятельно определить свои налоговые обязательства, самостоятельно исчислить налог. В тех случаях, когда обязанность по исчислению возлагается на налоговый орган, отношения по исчислению налога отчасти попадают в сферу юридической регламентации (ч. 2 ст. 52 НК РФ, гл. 10 НК РФ и т. д.), однако, как видно из структуры НК РФ, по существу не образуют самостоятельного вида отношений.
Во-вторых, не все отношения по принудительному взиманию налогов и сборов относятся к сфере налогового права. Если отношения материально-правовой природы, заключающиеся в исполнении соответствующей фискальной обязанности всегда «сохраняют приверженность» налогово-правовому предмету регулирования, то обеспечивающие их принудительную реализацию процедурные отношения могут быть отнесены и к предметам других отраслей.
Например, согласно п. 1 ст. 45 НК РФ принудительное взимание сумм налога, сбора и пени с физического лица осуществляется в судебном порядке. Таким же образом производится взыскание указанных платежей с организации, если обязанность по их уплате основана на изменении налоговым органом: 1) юридической квалификации сделок, заключенных налогоплательщиком с третьими лицами; 2) юридической квалификации статуса и характера деятельности налогоплательщика. Во всех этих случаях процедурные (процессуальные) отношения, обеспечивающие процесс принудительного взыскания, регламентируются процессуальными отраслями: гражданским
Глава 3. Предмет и метод налогового права
процессуальным или арбитражным процессуальным правом (в соответствии с правилами по подведомственности).
Кроме того, даже в тех случаях, когда налоговый орган выступает фактически как юрисдикционный, выносит решение о принудительном взыскании сумм налога, сбора и (или) пени, но исполнение такого решения требует обращения взыскания на имущество налогоплательщика-организации или налогового агента — организации (ст. 47 НК РФ), возникают отношения по исполнению указанного решения, выходящие за рамки предмета налогового права и регулируемые Федеральным законом от 21 июля 1997г. № 119-ФЗ (в редакции от 23 декабря 2003 г.) «Об исполнительном производстве»1. Сказанное не исключает установления налоговым законодательством специальных правил при производстве по исполнению решения налогового органа (п. 2—6 ст. 47 НК РФ). В еще большей степени очевиден неналоговый характер процедурных отношений, складывающихся при исполнении вынесенного судебного решения по заявлению налогового органа о взыскании налога, сбора или пени за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) — физического лица или налогового агента — физического лица (п. 6—9 ст. 48 НК РФ).
В-третьих, когда взимание налога, сбора, пени вступает в конкуренцию с исполнением имущественных обязанностей плательщика, гарантируемых нормами других отраслей, возникают отношения по определению очередности погашения соответствующих имущественных требований (отметим: требований различной правовой приро-
1 Вопрос о месте исполнительного законодательства в системе российского права в настоящий момент является дискуссионным. Обосновывались различные точки зрения: о необходимости относить соответствующие отношения к правосудию; о формировании комплексной отрасли исполнительного права, а также о внепроцессуальном характере исполнительного производства. (См. обзор точек зрения: Решетникова И. В., Яркое В. В. Гражданское право и гражданский процесс в современной России. М.: Норма, 1999. С. 203—207.)
§ 2. Состав предмета налогового права и его дифференциация 123
ды), регулируемых иными отраслями права. В частности, соответствующие правила устанавливают ст. 64, 855 ГК РФ, а также законодательство о несостоятельности (банкротстве).
В-четвертых, отношения по взиманию налогов и сборов базируются на учете правил о гражданской правосубъектности их плательщиков. При этом границы налоговых отношений очерчиваются исходя из следующего: 1) условий наделения их налоговой правосубъектностью; по общему правилу условия наделения налоговой и гражданской правосубъектностью совпадают в отношении указанных лиц; 2) положений о механизме гражданско-правовой охраны интересов безвестно отсутствующего или недееспособного физического лица (ст. 51 НК РФ); 3) правил о пределах гражданской деликтоспособности юридических лиц (п. 2 ст. 49 НК РФ); 4) положений о правопреемстве физических и юридических лиц в отношении их имущественных прав (ст. 49—50 НК РФ).
В-пятых, отношения по взиманию некоторых сборов в части определения конкретных оснований для их взимания, оснований для изменения срока их уплаты (в форме отсрочки или рассрочки), а также для освобождения от их уплаты регламентируются специальными нормативными актами. Например, основания для взимания того или иного лицензионного сбора определяются исходя из предмета лицензирования в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ (в редакции от 23 декабря 2003 г.) «О лицензировании отдельных видов деятельности» (ст. 9, 15—17).
В-шестых, отношения по взиманию природоресурсных платежей (налогов и сборов) также не представляют собой в настоящее время исключительно налогово-правовую сферу регулирования (эта проблема уже рассматривалась нами ранее — см. § 4 гл. 1).
3. Отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля.
Границы отношений, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, определяются, прежде все-
124 Глава 3. Предмет и метод налогового права
го, по субъектам, обладающим правом на его осуществление. В силу действующей редакции ст. 30 НК РФ к таким органам относятся налоговые органы и в случаях, прямо предусмотренных законом, — таможенные органы.
Кроме того, очевидно, что границы соответствующих отношений устанавливаются исходя и из пределов допустимого вмешательства органов налогового контроля в дела частных лиц. В этом отношении показательными примерами являются постановление Конституционного Суда РФ от 28 октября 1999 г. № 14-П «По делу о проверке конституционности статьи 2 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О налоге на прибыль предприятий и организаций» в связи с жалобой ОАО «Энергомашбанк» и постановление Конституционного Суда РФ от 12 октября 1998 г. № 24-П «По делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 11 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». В последнем из названных актов, в частности, отмечается, что налогоплательщик не может быть ограничен в распоряжении по своему усмотрению тем находящимся в его частной собственности имуществом, налог с которого уже уплачен. Это право добросовестного налогоплательщика обеспечивается гарантиями судебной защиты в силу ст. 35 и 46 Конституции РФ.
4. Отношения, возникающие в процессе обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц.
Из формулировки, имеющейся в ч. 1 ст. 2 НК РФ, также вытекает, что отношения, возникающие в процессе обжалования, попадают в сферу юрисдикции налогового права лишь в тех случаях, когда спор возникает с налоговым органом, а не с какими-либо еще органами государственной власти, участвующими в налоговых отношениях. Это подтверждают и гл. 19, 20 НК РФ, специально посвященные вопросам обжалования.
Применение налогового законодательства к соответствующим отношениям ограничивается правилами, действующими в соответствующих процессуальных отраслях законо-
§ 2. Состав предмета налогового права и его дифференциация 125
дательства. НК РФ вынужден лишь отсылать нас в одних случаях к Арбитражному процессуальному, в других — к Гражданскому процессуальному кодексам РФ. Так, в ст. 138 НК РФ указывается, что судебное обжалование актов (в том числе нормативных) налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц организациями и индивидуальными предпринимателями производится путем подачи искового заявления в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством (абз. 1 п. 2 ст. 138 НК РФ). Далее отмечается, что судебное обжалование актов (в том числе нормативных) налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц физическими лицами («не предпринимателями») производится путем подачи искового заявления в суд общей юрисдикции в соответствии с законодательством об обжаловании в суд неправомерных действий государственных органов и должностных лиц. Затем, в ст. 142 НК РФ уточняется, что и жалобы (исковые заявления) на акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц, поданные в суд, рассматриваются и разрешаются в порядке, установленном гражданским процессуальным, арбитражным процессуальным законодательством и иными федеральными законами. Таким образом, НК РФ, по существу, ограничивается лишь установлением в ст. 138 положений, воспроизводящих общие правила о подсудности. Остальные нормы, содержащиеся в гл. 19, 20 НК РФ, в значительной степени носят бланкетный (отсылочный) характер.
5. Отношения, возникающие в процессе взимания налогов и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Границы отношений указанного вида, входящих в предмет налогового права, помогут очертить ст. 10 НК РФ. В ней отмечается, что порядок привлечения к ответственности и производство по делам о налоговых правонарушениях осуществляются в порядке, установленном гл. 14, 15 Кодекса. Производство по делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах, содержащих признаки административного правонарушения или преступления, ведется в порядке, уста-
Глава 3. Предмет и метод налогового права
новленном соответственно законодательством об административных правонарушениях и уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации. Производство по делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации ведется в порядке, установленном та-моженньгм законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено Кодексом. Таким образом, ключевым для определения рассматриваемой совокупности общественных отношений становится понятие налогового правонарушения, содержащееся в ст. 106 НК РФ. Таковым признается совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое Кодексом установлена ответственность.
Учитывая изложенное выше, можно также продолжить дифференциацию некоторых групп отношений, составляющих предмет российского налогового права, назвав не только их виды, но и подвиды. Отношения по установлению и введению налогов и сборов могут быть классифицированы следующим образом:
— отношения между публично-территориальными образованиями по распределению прав на установление и введение налогов и сборов;
— законодательный процесс по установлению и введению налогов и сборов на федеральном уровне;
— законодательный процесс по установлению и введению налогов и сборов на региональном уровне;
— законодательный процесс по установлению и введению налогов и сборов на местном уровне.
Отношения по взиманию (уплате) налогов и сборов могут быть дополнительно подразделены следующим образом:
— отношения по осуществлению налогового и бухгалтерского учета;
— отношения по исчислению, взиманию (уплате) и возврату излишне уплаченных (взысканных) налогов;
— отношения по исчислению, взиманию (уплате) и возврату излишне уплаченных (взысканных) сборов;
§ 3. Метод налогового права
— отношения по перечислению банковскими и иными кредитными организациями сумм налогов и сборов в бюджет;
— отношения по изменению сроков уплаты налогов и сборов и по применению частноправовых способов обеспечения исполнения налоговых обязанностей;
— отношения по принудительному взысканию налогов и сборов, пени;
— отношения по наложению оперативных санкций (ареста и приостановлению операций по счетам).
Отдельным вопросом является определение места международных налоговых отношений в системе отношений, регулируемых налоговым правом. Его решение связано с более общей проблемой концептуального характера о соотношении международного и внутригосударственного права. Отметим лишь, что международные налоговые отношения в свою очередь в зависимости от их функций и субъектного состава целесообразно подразделить на межгосударственные отношения по определению пределов налоговой юрисдикции договаривающихся государств и межгосударственные отношения по организации сотрудничества в сфере осуществления налогового контроля.