Правовые и организационные основы профилактической деятельности участкового уполномоченного полиции

Одним из наиболее значимых правоохранительных органов в борьбе с преступностью и антиобщественными явлениями является полиция. Органы внутренних дел ведут оперативную работу, осуществляют дознание и предварительное следствие, охрану общественного порядка, борьбу с административными правонарушениями, ближе всего стоящие к преступности. Органы внутренних дел имеют возможность проводить криминологическую профилактику в самом начале действия криминогенных факторов. Профилактика правонарушений – одно из основных направлений в деятельности ОВД, и в ней участвуют в пределах своих полномочий все службы.

Предупреждение преступлений представляет собой комплекс специальных мер упреждающего воздействия, проводимых подразделениями и сотрудниками полиции с целью:

- выявления обстоятельств, способствующих совершению преступлений, а также принятия мер по их устранению и нейтрализации;

- выявления лиц, склонных к совершению правонарушений, и оказания на них профилактического воздействия для недопущения с их стороны преступных посягательств;

- предотвращения готовящихся преступлений;

- пресечения покушений на преступления;

- создание обстоятельств, препятствующих совершению преступлений.

Согласно приказу МВД России от 17 января 2006 г. № 19 основными задачами ОВД по предупреждению преступлений являются:

1. Выявление и анализ причин и условий, способствующих совершению преступлений, принятие мер по их устранению или нейтрализации.

2. Выявление и постановка на профилактические учеты лиц, склонных к совершению преступлений.

3. Установление лиц, осуществляющих приготовление к преступлению и (или) покушение на преступление, и принятие мер по пресечению их противоправной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Привлечение к работе по предупреждению преступлений общественных объединений правоохранительной направленности и граждан.

5. Предупреждение безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних.

В систему предупреждения правонарушений входят разнообразные виды предупредительной деятельности. Одним из таких видов является предупреждение преступности, т.е. деятельность по недопущению преступности в целом.

Самым ранним этапом предупредительной деятельности по отношению к конкретной личности является профилактика, т.е. выявление лица, от которого по его негативному поведению можно ожидать совершения преступления, принятие к нему воспитательных мер, а также устранение криминогенных факторов. Когда она оказывается недостаточно эффективной, тогда и появляется необходимость в предотвращении, а вслед за ним – пресечении преступления.

Предотвращение применяется, когда у лица появляется замысел совершить преступление, формируется соответствующее решение и намечается процесс его исполнения. При этом преступных действий еще нет, отсутствуют стадии приготовления или покушения на преступление, профилактируемое лицо к уголовной ответственности не привлекается, так как за мысли не судят.

Пресечение же используется тогда, когда речь идет о прекращении уже начатого преступления, но еще не оконченного, и последствия преступления не наступили.

Пресечение противоправных деяний включает в себя:

- своевременное выявление признаков покушения на преступление; принятие адекватных мер по недопущению доведения правонарушения до конца и нанесения начатыми действиями значимого вреда (ущерба); привлечение виновных к ответственности за покушение на преступление, оконченное правонарушение.

Понятие пресечения преступлений, по нашему мнению, выходит за рамки предупредительной деятельности, так как оно применяется уже при начатом преступлении.

Таким образом, предупреждение преступлений органами внутренних дел – это деятельность служб, подразделений и сотрудников органов внутренних дел, осуществляемая в пределах их компетенции, направленная на недопущение преступлений путем выявления, устранения или нейтрализации причин, условий и обстоятельств, способствующих их совершению, оказания профилактического воздействия на лиц с противоправным поведением. Предупреждение преступлений органами внутренних дел осуществляется с целью защиты личности, общества, государства от преступных посягательств, противодействия криминогенным процессам в обществе, обеспечения сдерживания и сокращения преступности.

Благодаря оперативной работе и разносторонней деятельности по охране общественного порядка, органы внутренних дел имеют возможность осуществлять меры специально-криминологической профилактики, располагают наиболее полной информационной базой, которая включает не только статистические данные о зарегистрированных преступлениях и лицах, их совершивших, но и сведения об административных правонарушениях, материалы следственных, оперативно-розыскных мероприятиях и др.

Участковые уполномоченные ближе всех к населению, их тесная связь с различными общественными организациями и формированиями позволяет выявлять общественное мнение о преступности, мерах и результатах борьбы с нею.

Общие принципы предупредительной правоохранительной деятельности содержаться в международных правовых актах и договорах, ратифицированных Россией.

К ним можно отнести:

- Всеобщую декларацию прав человека, принятую резолюцией 217 А Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 г.;

- Декларацию принципов и программ действий ООН в области предупреждения преступности уголовного правосудия, утвержденную резолюцией 46/52 Генеральной Ассамблеи 18 декабря 1991 года и др.

Основополагающее значение для регулирования профилактики преступлений, осуществляемой ОВД, имеет Конституция РФ.

Ст. 2 Конституции РФ провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью и устанавливает обязанность государства по их соблюдению и защите.

Ст. 21 Конституции РФ – достоинство личности.

Ст. 25 Конституции РФ – неприкосновенность жилища.

Ст. 35 Конституции РФ – право собственности охраняется законом.

Важнейшим элементом системы правовых норм являются Указы Президента РФ. Например, Указ Президента Российской Федерации от 30 июля 1996 года № 1113 «Об участии РФ в деятельности Международной организации полиции – Интерпола», Указ Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 года № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации»; решения Правительства по вопросам борьбы с преступностью и совершенствованию деятельности ОВД. Например, постановление Правительств РФ «О федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения».

Деятельность по предупреждению преступлений регулируют ряд Федеральных законов РФ, например:

- ФЗ от 07.02.2011 № 3 «О полиции»;

- ФЗ от 05.03.1992 г. № 2446-1 «О безопасности»,

- ФЗ от 12.08.1995 № 144 «Об оперативно-розыскной деятельности»,

- ФЗ от 24.06.1999 № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и другие.

Значительную роль в правовом обеспечении профилактики играют нормы административного права. К ним относятся нормы, регулирующие основания и порядок осуществления административно-предупредительных мер административного пресечения и административного взыскания.

Наиболее заметную функцию выполняют административно-правовые средства борьбы с пьянством, алкоголизмом, а также меры, предупреждающие перерастание нарушений общественного порядка в преступное поведение и рецидив преступлений. Сам факт применения мер административного принуждения за мелкое хулиганство, мелкое хищение, распитие спиртных напитков в неустановленных общественных местах и другие административные проступки имеют непосредственное значение для профилактики преступлений различных видов.

Для регулирования деятельности полиции и общественности по профилактике рецидива преступлений большое значение имеют нормы уголовно-исполнительного законодательства, регулирующие порядок освобождения из мест лишения свободы, трудовое и бытовое устройство лиц, освобожденных из мест лишения свободы, освобожденных от отбывания наказания, цели, основания и порядок наблюдения за условно-досрочно освобожденными от отбывания наказания, административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы и т.д. Особую роль в этом играет Федеральный закон Российской Федерации № 64 «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».

МВД РФ на основе исполнения закона издает ведомственные нормативные акты, в которых конкретизируются задачи различных звеньев ОВД по профилактике преступлений, определяются формы и методы профилактической работы участковых инспекторов полиции, аппаратов уголовного розыска, ГИБДД и других служб.

Для эффективной профилактической работы ОВД должны располагать не только ведомственной информацией о преступности и правонарушителях, но и знать обстановку в регионе, экономическую инфраструктуру территории, состояние культурно-просветительной сети.

Криминологическую информацию в ОВД можно подразделить по видам: общесоциальную и специально-криминологическую.

В общесоциальную информацию входят сведения о демографическом составе населения, экономической ситуации, социально-культурной обстановке

К специально-криминологической информации относятся:

- сведения о преступности, ее характеристиках;

- о негативных социальных явлениях;

- об административных правонарушениях;

- о ранее судимых лица, не вставших на путь исправления;

- о лицах, ведущих антиобщественный образ жизни;

- о субъектах профилактики преступлений.

По правовому значению информация бывает:

1. Официальная информации (например, полученная по запросу ОВД). В свою очередь она включает в себя следующие виды информации:

- нормативно-правовая (отражена в законах, кодексах);

- процессуальная (в материалах уголовных дел, в иных процессуальных документах);

- оперативно-служебная (в делах оперативного учета);

- справочная (учеты организаций, базы данных АИПС, АБД и т.п.);

- методическая (отражается в аналитических обзорах, методических рекомендациях, учебных пособиях).

2. Неофициальная информация это информация вне пределов статистического учета, которая исходит от лиц, выражающих свое мнение.

Используемая информация также делится на внутреннюю и внешнюю.

Внутренняя информация возникает в связи с деятельностью должностного лица, им же перерабатывается и используется. Это данные о состоянии преступности, нарушений общественного порядка лицами, их совершившими, использовании сил и средств.

Внешняя информация – это информация, собранная вне данного органа и направленная в его распоряжение или полученная в результате поиска (сведения о лицах, прибывающих на территорию органа, склонных к совершению преступлений - информация из ИУ; результаты проведенных исследований во ВНИИ МВД).

Источником информации является правовая статистика, которая включает статистику преступности, статистику судебно-следственных органов, гражданско-правовую и административно-правовую статистику, которой располагают ОВД, прокуратура, суды, органы ЗАГСАа, общественные организации и т.д. Используя уголовную статистику, исследователи ссылаются на официальные данные ГИАЦ МВД России.

Работа с информацией складывается из ее сбора, регистрации, обработки и использования.

Сбор информации на уровне территориальных ОВД осуществляются отраслевыми службами в процессе повседневной деятельности. Нередко имеющаяся информация ОВД может быть полезна для профилактической работы и других организаций.

Согласно п. 63 приказа МВД России № 1166 от 31.12.2012 «Об утверждении наставления по организации деятельности УУП» на профилактический учет в ОВД ставится следующая категория граждан:

- лица, освобожденные из мест лишения свободы, в отношении которых установлены ограничения в соответствии с законом;

- лица, осужденные к мерам наказания, не связанным с лишением свободы;

- лица, освобожденные от уголовной ответственности по нереабилитирующим основаниям;

- лица, допускающие правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений;

- хронические алкоголики и лица, допускающие потребление наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача;

- психически больные лица, представляющие непосредственную опасность для себя и окружающих;

- несовершеннолетние правонарушители, состоящие на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних.

Данные о судимых и нарушителей общественного порядка могут быть получены:

1) из картотеки ОВД;

2) материалов, поступающих из районных судов, следователей, ИУ;

3) сведения отдела администрации по трудоустройству населения, комиссии по делам несовершеннолетних, психоневрологических диспансеров.

Выявленные лица подлежат спецучету. Он служит информационной базой для проведения не только профилактической работы, но и проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Ответственным этапом является обработка и использование первичной информации. Здесь используются методы правовой статистики, анализа, прогнозирования. Важным элементом профилактической деятельности является ее планирование. Наиболее важные профилактические мероприятия предусматриваются в федеральных программах борьбы с преступностью. Комплексные планы (программы) разрабатываются и реализовываются на срок 2- 5 лет.

В них предусматриваются следующие мероприятия:

- организационные, направленные на повышение эффективности профилактики правонарушений;

- обеспечивающие предупреждение различных видов правонарушений;

- совершенствующие правовоспитательную работу;

- оказывающие материальную и техническую помощь правоохранительным органам.

С учетом планов работы ОВД ведется личное планирование профилактических мероприятий конкретного сотрудника. Проводится также индивидуально-профилактическая работа с конкретными правонарушителями. Результаты изучения профилактируемых следует фиксировать в справках, рапортах и т. д. Эта деятельность должна быть отражена в планах работы ОВД.

Согласно приказа МВД России от 17 января 2006 года № 19 все основные службы и подразделения ОВД обязаны осуществлять деятельность по предупреждению преступлений. Рассмотрим основные обязанности участковых уполномоченных полиции в области предупреждения преступлений. Пунктом 7 приказа МВД России № 19 предусмотрено, что участковые уполномоченные полиции:

7.1. Проводят ежемесячный анализ складывающейся оперативной обстановки на обслуживаемых административных участках, вносят руководству территориального органа МВД России на районном уровне предложения по повышению эффективности профилактической работы на обслуживаемых участках, а также по расстановке нарядов патрульно-постовой службы полиции.

7.2. Осуществляют контроль за своевременным принятием мер руководителями организаций по устранению причин и условий, способствовавших совершению правонарушений. В случае невыполнения данных предписаний вносят руководству территориального органа МВД России на районном уровне предложения о принятии к ним мер в соответствии с законодательством Российской Федерации.

7.3. Выявляют на административном участке лиц, незаконно изготавливающих, приобретающих, хранящих, перерабатывающих, потребляющих без назначения врача, пропагандирующих и сбывающих наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры, а также занимающихся незаконным посевом или выращиванием запрещенных к культивированию наркотикосодержащих растений. Информируют об этом заинтересованные подразделения полиции и принимают в установленном порядке и в пределах своей компетенции меры по привлечению таких лиц к ответственности.

7.4. Устанавливают организаторов либо содержателей притонов для потребления наркотических средств и психотропных веществ, занятия проституцией, а также лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступлений и иных антиобщественных действий, в том числе в систематическое употребление спиртных напитков, одурманивающих веществ, в занятие проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством. Принимают к ним в установленном порядке и в пределах своей компетенции меры, предусмотренные законодательством.

7.5. Принимают меры превентивного характера в целях предупреждения тяжких и особо тяжких преступлений против жизни и здоровья граждан, общественного порядка и общественной безопасности.

7.6. Отчитываются не реже одного раза в квартал перед населением о состоянии правопорядка на обслуживаемой территории и личном вкладе в осуществление мер по предупреждению преступлений.

7.7. Не реже одного раза в год участвуют в проведении на административном участке проверок состояния технической укрепленности, пожарной безопасности объектов хранения товарно-материальных ценностей, денежных средств, оружия и боеприпасов, взрывчатых материалов и пиротехнических изделий, драгоценных металлов и камней, а также наркотических средств и психотропных веществ, совместно с другими подразделениями органов внутренних дел, федеральными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления принимают меры по усилению их технической укрепленности.

7.8. В ходе исполнения служебных обязанностей проводят не реже одного раза в год проверки сохранности гражданского огнестрельного оружия по месту жительства его владельцев и осуществляют контроль за соблюдением руководителями юридических лиц правил хранения огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых материалов и пиротехнических изделий, принимают к нарушителям меры в соответствии с законодательством Российской Федерации и информируют о выявленных недостатках подразделения по лицензионно-разрешительной работе, а в случае необходимости - другие подразделения органов внутренних дел.

7.9. Участвуют в мероприятиях по выявлению и пресечению на обслуживаемой территории нарушений правил регистрации, соблюдению иностранными гражданами и лицами без гражданства установленных для них правил пребывания на территории Российской Федерации и их транзитного проезда через территорию Российской Федерации.

7.10. Привлекают население обслуживаемого участка, общественные объединения правоохранительной направленности, граждан и частные охранные предприятия к работе по предупреждению преступлений, проведению индивидуальных профилактических мероприятий в отношении лиц, допускающих правонарушения.

7.11. Устанавливают доверительные отношения с гражданами с целью получения информации, способствующей предупреждению и раскрытию преступлений и иных правонарушений, розыску преступников и лиц, пропавших без вести.

7.12. Выявляют на административном участке брошенный, бесхозяйный и разукомплектованный автотранспорт, принимают меры к установлению его принадлежности, проводят проверку на предмет нахождения в розыске.

7.13. Оказывают содействие сотрудникам полиции и органов предварительного следствия в преследовании и задержании лиц, подозреваемых в совершении преступления, проверке на территории административного участка мест возможного нахождения лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших.

7.14. Оказывают содействие представителям государственных контролирующих органов и сотрудникам подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции в проведении проверок, установлении и задержании лиц, осуществляющих противоправную деятельность в сфере экономики.

7.15. Проводят разъяснительную работу среди населения по оборудованию силами и средствами вневедомственной охраны своих квартир и иных объектов собственности средствами охранной либо тревожной сигнализации.

Инструкцией по организации деятельности участкового уполномоченного определены следующие основные задачи в области профилактики:

- изучение и анализ оперативной обстановки на административном участке, в частности территории обслуживаемого участка, состав населения, количества правонарушений и обстоятельств их совершения, наиболее криминогенных мест и др.;

- обеспечение личной безопасности граждан и их защиты от преступных посягательств, проведение среди населения разъяснительной работы о способах и средствах самообороны от преступных и иных посягательств;

- выявление, предупреждение и пресечение административных правонарушений и преступлений путем приема жалоб и заявлений и иной информации о преступлениях и принятия по ним своевременных мер;

- привлечение общественности к работе по предупреждению преступлений;

- защита собственности, проверка состояния технической укрепленности и охраны мест хранения материальных ценностей;

- осуществление индивидуальной профилактики преступлений с лицами, состоящими на профилактическом учете.

Особое значение имеет их предупредительная работа по месту жительства граждан, проводимая на общественных пунктах охраны порядка. В поле зрения участковых уполномоченных повседневно должны находиться лица, систематически совершающие правонарушения, злоупотребляющие спиртными напитками, освобожденные из мест лишения свободы, неблагополучные семьи, семейные дебоширы, «трудные» подростки, родители, уклоняющиеся от воспитания детей, другие категории правонарушителей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: