Чтобы разработать и постоянно использовать сложные и надежные методы отбора требуется много времени и средств. Это целесообразно делать при большом количестве вакантных рабочих мест и кандидатов на эти места.
Вот типичные методы отбора персонала:
- анализ и оценка заявительных документов: заявлений, автобиографий, резюме, рекомендаций, анкет, фотографий, трудовых испытаний;
- тестирование: тест производительности, на интеллект, личностный тест;
- собеседование: анализ выразительности поведения, рабочего поведения, социального поведения;
- групповая дискуссия: анализ выразительности поведения, рабочего поведения, социального поведения;
- графологическая экспертиза; анализ личностного портрета;
- центр оценки: работа в лабораторных условиях (деловая игра, анализ конкретных ситуаций, экзамен), анализ отношений в условиях стресса (критической ситуации, конфликта), наблюдение и оценка со стороны опытных менеджеров.
Т а б л и ц а 14
Профессионально важные качества и методы их оценки
Оцениваемые качества | Методы оценки | Показатели |
1. Профессиональные знания: - общие - знания, умения, навыки безопасного выполнения работ; - умение выявлять и ликвидировать опасные ситуации | Экзамены по тест-вопросам (тест-заданиям) | Оценка по 5-балль-ной шкале |
2. Деловые качества: - ответственность, дисциплинированность; - честность, добросовестность; - компетентность; - инициативность; - целеустремленность; - настойчивость; - самостоятельность, решительность | Экспертные оценки по специально разработанным анкетам изучения деловых качеств | Усредненные экспертные оценки по 5-балльной шкале |
3. Индивидуально-психологические и личностные качества: - мотивационная направленность; - уровень интеллектуального развития; - эмоциональная и нервно-психическая устойчивость; - внимание (объем, устойчивость, распределение, переключение); - память (долговременная, оперативная); - мышление; - стиль межличностного общения; - склонность к злоупотреблению алкоголем | Опросник отношений, СМИЛ* Краткий ориентировочный тест Методики «Сложные аналогии», «Выявление общих понятий», тест Р. Кэттэлла Опросник Г. Айзенка, методика «Прогноз», СМИЛ, тест Люшера, тест Кэтэлла Корректурная проба, методика Мюнстенберга, черно-красная таблица (ЧКТ) | Ведущий мотив, наличие конфликтующих мотивов Время выполнения тестов, количество правильных ответов Значения соответствующих шкал |
4. Психофизиологические качества: - выносливость, работоспособность; - простая и сложная сенсомоторная реакция (скорость и точность); - глазомер (точность динамического глазомера); - острота зрения; - цветовосприятие; - острота слуха; - дифференциация звука; - дифференциация запаха | Опросник Г. Айзенка, СМИЛ Опросник Я. Стрелку Инструментальные методы измерения Тесты на ПСМР и ССМР Реакция на движущийся объект, инструментальные методы измерения Инструментальные методы измерения | Степень отклонения от нормативных значений Время реакции – число ошибок Количество точных реакций Степень отклонения от нормативных значений |
СИМЛ – стандартизированный многофакторный метод исследования личности
ДМО – метод «диагностики межличностных отношений»
ПСМР – простая сенсомоторная реакция
ССМР – сложная сенсомоторная реакция.
Более подробно профессионально важные качества и методы их оценки представлены в табл. 141.