Вопрос 7. Анализ поведения затрат и взаимосвязь себестоимости, объема продаж и прибыли (СVP-анализ)

Анализ поведения затрат, т.е. их изменения в зависимости от уровня деловой активности и взаимосвязи затрат, объемов производства и прибыли, называют маржинальным (операционным) анализом. Основой маржинального анализа является система учета затрат «директ-костинг», сущность которой состоит в разделении затрат на производство на переменные и постоянные и калькулировании себестоимости только по ее переменной части. В этом случае постоянные затраты собираются на отдельных счетах («Общехозяйственные расходы», «Общепроизводственные расходы», «Коммерческие расходы») и списываются на финансовые результаты.

Различные элементы переменных затрат по-разному реагируют на изменение производства и в зависимости от степени реагирования подразделяют на дигрессивные, пропорциональные и прогрессивные.

При падении объема производства постоянные издержки на единицу продукции увеличиваются. Поэтому очевидно, что для обеспечения снижения себестоимости необходимо стремиться к условию: доля дигрессивных издержек в общей сумме переменных затрат должна иметь тенденцию к росту.

Разделение затрат на постоянные и переменные в зависимости от изменения объемов производства несколько условно, так как многие виды затрат носят полупеременный (полупостоянный) характер. Недостатки условного разделения затрат перекрываются многократно аналитическими возможностями системы «директ-костинг».

В зарубежной практике для повышения объективности разделения затрат на постоянные и переменные используются следующие методы: алгебраический (высшей и низшей точки объема производства за период); статистического построения сметного уравнения; графический и содержательный (на основе анализа каждой статьи и элементов затрат).

Равновесный анализ (анализ безубыточности, анализ порога рентабельности) предполагает следующие допущения:

1. Затраты предприятия разделяются на постоянные и переменные.

2. Цены реализации, цены на потребляемые производственные ресурсы и удельные переменные затраты не меняются в течение исследуемого периода (удельные переменные).

3. Производится один вид продукции или реализуется одна постоянная структура продаж.

4. Затраты и выручка от продаж имеют линейную зависимость от уровня производства.

5. Товарно-материальные запасы не должны значительно различаться в зависимости от периода.

6. Производительность внутри релевантного уровня активности не меняется.

7. Объем производства и объем продаж приблизительно равны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: