II. Нормативное регулирование бухгалтерского учета

Введение 1. Методологические основы организации бухгалтерского учета

I. Бухгалтерский учет, его виды.

II. Нормативное регулирование бухгалтерского учета.

III. Учетная политика предприятия.

I. Бухгалтерский учет, его виды.

Бухгалтерский учет законодательно определен как упорядоченная система сбора информации, регистрации хозяйственных операций, их обобщения и, в итоге, формирования финансовой информации.

Объектами бухгалтерского учета являются имущество организации, его обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые в процессе деятельности.

К основным задачам бухгалтерского учета относятся:

- формирование полной и достоверной информации о деятельности организации, ее имущественном положении для внутреннего и внешнего пользования;

- контроль за соблюдением законодательства РФ при осуществлении хозяйственных операций,

- контроль за использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов;

- предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности и выявление внутрихозяйственных резервов, обеспечивающих финансовую устойчивость предприятия.

Методологически и организационно бухгалтерский учет делится на следующие виды:

- финансовый учет,

- управленческий учет,

- налоговый учет.

Финансовый учет концентрирует внимание на контроле активов и пассивов, на классификации и регистрации хозяйственных операций. Он представляет собой процесс подготовки информации, необходимой для составления финансовой отчетности, как для внутренних, так и для внешних пользователей. Правила и принципы финансового учета основаны на нормативных положениях и учетных стандартах.

Управленческий учет имеет дело с обеспечением информацией менеджеров предприятия. Управленческий учет должен ориентироваться на будущее, на повышение эффективности работы предприятия. Реальных требований, предусмотренных законодательством в управленческом учете нет.

Налоговый учет входит в структуру финансового учета и представляет собой процесс подготовки информации, необходимой для составления налоговой отчетности.

II. Нормативное регулирование бухгалтерского учета.

Бухгалтерский (финансовый) учет должен ориентироваться на получение информации необходимой для составления финансовой отчетности. Он должен осуществляться в соответствии с законодательством, отечественными стандартами и другими регламентирующими документами.

Законом предусмотрена многоуровневая система нормативного регулирования.

Высший уровень регулирования представляют «Закон о бухгалтерском учете», другие Федеральные законы, указы президента РФ и постановления Правительства.

Средний уровень – нормативные документы и методологические указания государственных органов, которые по законодательству имеют право нормативного регулирования бухгалтерского учета.

Средний уровень делиться на 2 подуровня:

- учетные стандарты (положения по бухгалтерскому учету - ПБУ);

- другие нормативные акты и методические указания.

Низший уровень - нормативные документы, определяющие учетную политику конкретной организации, внутренние инструкции и рабочие документы.

Учетный стандарт (ПБУ) определяется как свод основных правил, устанавливающих порядок учета определенного объекта или их совокупности. Назначение учетных стандартов – конкретизировать Закон о бухгалтерском учете. Учетные стандарты конкретизируются методическими рекомендациями в соответствии с отраслевыми особенностями.

На сегодня на территории РФ действуют следующие учетные стандарты:

· «Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации»

Приказ Минфина РФ от 29.07.98 № 34н (в ред.от 30.12.99 № 107н, от 24.03.2000 № 31н,)

· ПБУ 1/98 «Учетная политика организации»

Приказ Минфина РФ от 09.12.98 № 60н (в ред.от 30.12.99 № 107н)

· ПБУ 2/94 «Учет договоров(контрактов) на капитальное строительство»

Приказ Минфина РФ от 20.12.94 № 167

· ПБУ 3/2000 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте»

Приказ Минфина РФ от 10.01.2000 №2н

· ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации»

Приказ Минфина РФ от 06.07.99 № 43н

· ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов»

Приказ Минфина РФ от 09.06.01 №44н

· ПБУ 6/01 «Учет основных средств»

Приказ Минфина РФ от 30.03.01 № 26н (в ред.от 18.05.02 № 45н)

· ПБУ 7/98 «События после отчетной даты»

Приказ Минфина РФ от 25.11.98 №56н

· ПБУ 8/98 «Условные факты хозяйственной деятельности»

Приказ Минфина РФ от 28.11.01 №96н

· ПБУ 9/99 «Доходы организации»

Приказ Минфина РФ от 06.05.99 №32н (в ред. от 30.12.99 № 107н, от 30.03.01 № 27н)

· ПБУ 10/99 «Расходы организации»

Приказ Минфина РФ от 06.05.99 №33н (в ред. от 30.12.99 № 107н, от 30.03.01 № 27н)

· ПБУ 11/2000 «Информация об аффилированных лицах»

Приказ Минфина РФ от 13.01.00 №5н (в ред.от 30.03.01 № 27н)

· ПБУ 12/2000 «Информация по сегментам»

Приказ Минфина РФ от 27.01.00 №11н

· ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи»

Приказ Минфина РФ от 16.10.00 №92н

· ПБУ 14/2000 «Учет нематериальных активов»

Приказ Минфина РФ от 16.10.00 №91н

· ПБУ 15/01 «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию»

Приказ Минфина РФ от 02.08.01 № 60н

· ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности»

Приказ Минфина РФ от 02.07.02 № 66н

· ПБУ 17/02 «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы» Приказ Минфина РФ от 19.11.02 №115н

· ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль»

Приказ Минфина РФ от 19.11.02 № 114н

· ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений»

Приказ Минфина РФ от 10.12.02 № 126н

Методологическим центром по бухгалтерскому учету является Министерство Финансов РФ. Оно разрабатывает и издает нормативные акты по бухгалтерскому учету и отчетности, обязательные к исполнению всеми предприятиями и организациями на территории РФ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: