Введение 2. Объекты, предмет и методы бухгалтерского учета

I. Объекты бухгалтерского учета: имущество организации и источники его формирования.

II. Предмет и методы бухгалтерского учета.

I. Объекты бухгалтерского учета: имущество организации и источники его формирования.

Объекты бухгалтерского учета подразделяются на три взаимосвязанных группы;

- имущество организации по составу и размещению,

- источники образования имущества (собственные и заемные обязательства),

- хозяйственные операции и их результаты, получаемые в сферах снабжения, производства и продажи.

Имущество предприятия делиться в зависимости от степени ликвидности на 2 группы:

1. Внеоборотные активы

2. Оборотные активы.

1. К внеоборотным активам относится имущество предприятия со сроком службы более 1 года или более одного производственного цикла, в т.ч.:

· Основные средства (счет 01) - здания, машины, станки, оборудование, т.е. хозяйственные средства, которые служат более 1 года.

· Нематериальные активы (счет 04) - промышленные образцы, товарные знаки, имущественные права, патенты, лицензии, организационные расходы.

· Вложения во внеобротные активы (счет 08) - незаконченные строительством (монтажом) основные средства или не введенные в эксплуатацию нематериальные активы.

· Финансовые вложения (счет 58) - долгосрочные вложения в ценные бумаги, вклады в дочерние предприятия, предоставленные займы.

2. К оборотным активам относится следующее имущество.

· Материалы (счет 10) - сырье, покупные полуфабрикаты, запасные части, топливо, вспомогательные материалы и т.д.

· Незавершенное производство (НЗП) (счет 20) - продукция, не прошедшая всех стадий технологической обработки и не принятая отделом технического контроля.

· Готовая продукция (счет 43) - продукция, законченная обработкой и сданная на склад готовой продукции.

· Товары (счет 41) - материальные ценности, приобретенные с целью их дальнейшей реализации.

· Денежные средства

- (счет 50) наличные деньги в кассе,

- (счет 51) денежные средства на расчетном счете.

· Дебиторские задолженности - задолженности другого предприятия, организации или физического лица нашему предприятию:

- задолженность покупателей и заказчиков (счет 62),

- задолженность бюджета (счет 68),

- задолженность подотчетных лиц (счет 71),

- задолженность работников по выданным ссудам или нанесенному материальному ущербу (счет 73),

- задолженности прочих дебиторов (счет 76).

Все имеющиеся средства предприятия образуются за счет определенных источников.

Источники делятся на 2 группы:

1. Собственные источники

2. Заемные источники

1. Собственные источники:

· уставный капитал (счет 80) - размер взносов учредителей;

· прибыль отчетного года (счет 99) - сумма превышения наших доходов над нашими расходами;

· нераспределенная прибыль прошлых лет (счет 84) - прибыль накопленная по итогам работы за прошедший период.

2. Заемные источники:

· Долгосрочные займы и кредиты (счет 67) - полученные на срок более 1 года,

· Краткосрочные займы и кредиты (счет 66) - полученные на срок менее 1 года.

· кредиторские задолженности - задолженности нашего предприятия другим предприятиям, организациям, физическим лицам:

I. задолженность поставщикам (счет 60);

II. задолженность покупателям (счет 62);

III. бюджету (счет 68);

IV. государственным социальным фондам (счет 69);

V. работникам по оплате труда (счет 70);

VI. подотчетным лицам (счет 71);

VII. задолженность прочим кредиторам (счет 76).

Все хозяйственные средства и источники учитываются в денежном выражении. Сумма стоимости хозяйственных расходов и сумма источников должны быть равны.

(Хозяйственные операции будут рассматриваться позднее.)

II. Предмет и методы бухгалтерского учета

Предметом бухгалтерского учета является упорядоченная и регламентированная информационная система, отражающая совокупность имущества, обязательств и хозяйственных результатов в денежном выражении с целью выполнения намеченных планов.

Метод бухгалтерского учета – это способы и приемы, при помощи которых изучается предмет бухгалтерского учета. Основными элементами являются: документация, инвентаризация, счета, двойная запись, оценка, калькуляция, баланс и отчетность.

Документация – письменное свидетельство о совершенной хозяйственной операции, придающее силу данным бухгалтерского учета. Каждая хозяйственная операция, подлежащая отражению в бухгалтерском учете, должна быть оформлена документами, в которых приводится полное описание совершенной операции, ее точное количественное выражение и денежная оценка. Правильность сведений, проводимых в документах, подтверждается подписью лиц, ответственных за совершение операции.

Инвентаризация – это уточнение фактического наличия имущества и финансовых обязательств путем сопоставления их с данными бухгалтерского учета на определенную дату.

Денежная оценка – денежное выражение имущества, обязательств и хозяйственных операций для получения обобщенных данных за текущий период по организации в целом.

Калькуляция – группировка затрат и определение себестоимости заготовляемых товарно–материальных ценностей и выпускаемой продукции.

Бухгалтерская отчетность – единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.

Основным источником информации для обширного круга пользователей служит бухгалтерский баланс.

Бухгалтерский баланс представляет собой систему показателей, которая характеризует имущественное и финансовое положение предприятия по состоянию на отчетную дату и отражает состояние имущества (актив) и состояние его источников (пассив).

Равенство итогов актива и пассива– важнейшая особенность бухгалтерского баланса.

Каждый элемент актива и пассива баланса называют статьей баланса. Оценка статей баланса производится исходя из допущений и требований, предусмотренных законодательством по бухгалтерскому учету. Оценка осуществляется в денежном выражении – в рублях по состоянию «На начало года» и «На конец отчетного периода».

Актив баланса раскрывает предметный состав имущества организации. Статьи актива располагаются в порядке возрастающей ликвидности, т.е. в зависимости от того насколько быстро данное имущество можно обратить в денежную форму. По степени ликвидности активы делятся на оборотные и внеоборотные.

Пассив баланса показывает, какая величина средств вложена в предприятие, кто и в какой форме участвовал в создании имущества предприятия. Статьи пассива баланса располагаются по возрастающей срочности обязательств.

Важным моментом является группировка обязательств по субъектам:

- обязательства перед собственниками,

- обязательства перед третьими лицами (банками, кредиторами).

Обязательства перед собственниками составляют практически постоянную часть баланса, не подлежащую погашению во время деятельности организации, обязательства перед кредиторами (заемные средства) имеют срочность погашения: долгосрочные – срок более 1 года, краткосрочные – менее 1 года.

Обязательства перед собственниками в свою очередь подразделяются на 2 вида:

- возникающие в момент первоначального взноса собственника при создании организации и последующих дополнительных взносах (уставный капитал);

- обязательства, превышающие взносы над уставным капиталом и являющиеся накоплением средств в результате распределения прибыли.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: