ПР-технологии в избирательных кампаниях

Избирательная кампания является одним из самых значительных

событий политического процесса. Факт проведения выборов в органы власти свидетельствует о демократичности общества, о наличии конкуренции в политической сфере. Участие в избирательное кампании в качестве кандидата, борьба за голоса избирателей требуют определенных знаний и навыков, владения избирательными технологиями. Это сфера компетенции ПР- специалистов, востребованных на данном рынке с исторических времен проведения первых массовых выборов в США. Где выборы – там и ПР.

Российские ПР заявили о себе в политической сфере в ходе избирательных кампаний 1991 (выборы президента РСФСР), 1995 (парламентские выборы). В 1990-е годы рынок избирательных технологий (по сравнению с ПР в бизнесе и социальной сфере) был самыми емким.

Специфика общественных связей в избирательной кампании:


1) Базисным ПР-субъектом являются политическая партия (парламентские выборы) или политик (кандидат в президенты, кандидат в депутаты парламента).

2) В качестве своеобразного «товара» продвигается образ (имидж)

политической партии или кандидата.

3) Изучение электоральных ожиданий, ориентация на них является приоритетной в стратегии и тактике кампании.

4) В силу краткосрочности избирательной кампании особую сложность представляет точной выбор целевых аудиторий.

5) Велика роль технологий, позволяющих при минимальных затратах обеспечить максимальных результат.

6) Значимым является фактор профессиональной этики, необходимость сохранять баланс между интересами заказчика и общественности, минимизация нечестных приемов предвыборной кампании.

Существует два основных типа участия ПР-спецалистов в избирательной кампании:

1. когда есть руководитель кампании со стороны заказчика, а ПР-

специалист выступает в роли консультанта;

2. когда ПР-фирма берется вести всю кампанию «под ключ».

Избирательная кампания (как вид публичной массовой кампании) и работа с базисным ПР-субъектом (как вид консультирования) имеют свои технологических этапы.

1. Выработка мотивации участия в выборах кандидата (или партии). На этой основе – формулирование стратегической цели участия в выборах. Важно помочь кандидату четко выстроить мотивацию. Стратегической целью участия в выборах кандидата должна быть необязательно победа. Реально оценивая свои возможности, кандидат может ставить цель – повысить свою известность, войти в политическую элиту региона или использовать предвыборную трибуну для пропаганды своей партии.


2. Известность имени (названия партии) – важнейший стартовой ресурс. Необходимо начинать подготовку к выборной кампании не менее чем за год до ее объявления. Создавать информационные поводы, использовать связи со СМИ.

3. Исследование электоральных ожиданий – необходимо составляющая подготовки к выборам. Можно воспользоваться исследованиями социологических центров или организовать опросы самыми, привлекая специалистов. Кандидату придется приспосабливаться к настроениям избирателей, если он хочет победить.

4. Формирование групп поддержки, единомышленников среди общественности, лидеров мнений. Важно показать, что ваш кандидат не одинок, что он авторитетен среди известных людей.

5. Создание четкой модели управления кампанией базисного ПР-

субъекта. Это один из самых «больных» вопросов российских избирательных кампаний.

6. Формирование имидж кандидата (партии). Учитывая мотивацию участия кандидата в выборах, ожидания электората и личные качества базисного ПР-субъекта, происходит разработка имиджевой

концепции.

7. Окончательная доработка и утверждение плана предвыборной кампании. В нем должны быть заложены критерии эффективности, этапы и формы контроля. Это документ секретный, в него могут быть посвящены только отдельные люди. Каждый исполнитель должен знать ту часть плана, которая касается его участия.

8. Поиск и создание фирменного стиля кампании, визуального и аудиального выражения темы кампании. Воздействие на сознание и эмоции людей всегда происходит в максимальной степени через визуальное начало.

9. Создание рекламных продуктов кампании. Рекламными щитами, листовками, роликами перед выборами заполнено все пространство жизни человека.


10. Специальные акции. Часто именно специальные акции помогают выявить главное в кандидате или обнародование слабости конкурента.

11. Работа по отслеживанию деятельности конкурентов.

12. Создание системы оперативной корректировки действий и оперативного реагирования на провокации.

13. Продуманная программа работы в день проведения выборов. Важно четко поставить контроль за ходом голосования и проведением конкурентов. Каждый факт нарушения должен быть грамотно и оперативно зафиксирован.

14. План действий после объявления итогов голосования. Если вы одержали победу, это не означает, что ПР-проект завершен. Все только начинается. Каждый шаг победившего политика – новый штрих в имидже. Следует поблагодарить избирателей. Нем менее важно сделать это в случае проигрыша. Прошедшие выборы могут быть не последними. Необходимо понравиться избирателям даже в роли проигравшего.

ЦИВИЛИЗОВАННОЕ ЛОББИРОВАНИЕ

Основная функция лоббизма – служить эффективным каналом связей между обществом и государством. Лоббизм является важной частью политической системы. В демократическом обществе существуют две формы представительства: партийно-парламентское и функциональное. Партийно- парламентское представительство реализуется через выборы и на территориальной основе. Функциональное представительство – это сеть консультативных органов, через которые осуществляется взаимодействие государственных структур с общественными, экспертными организациями. Лоббизм является одним из звеньев этой системы, то есть одной из форм функционального представительства лоббизм повышает степень информированности государственных органов о происходящих в обществе процессах.


Лоббирование – это специализированная часть паблик рилейшнз, которая строит и поддерживает отношения с правительством, в первую очередь для влияния на законодательство и применение законов.

Цивилизованное лоббирование допускается только на законодательную и представительную власть. Воздействие на исполнительную власть считается криминалом. Совершенно недопустимо лоббирование на судебную власть.

Цивилизованное лоббирование осуществляется от имени определенных групп граждан; лоббирование интересов частного лица или отдельной фирмы является криминалом.

Лоббист снабжает власти информацией, участвует в работе комитетов, фракций и депутатских групп. Ему дано право устанавливать «устные, письменные, телефонные и иные контакты с депутатами и должностными лицами федеральных органов государственной власти в целях продвижения своих интересов или интересов своих клиентов».

ПРОБЛЕМЫ ИМИДЖА СТРАНЫ.

Имидж фирмы познается в опыте общения потребителя с ее объектами, товарами, услугами. Имидж страны – это не «реальность, данная в ощущениях», а продукт индустрии «картинок» развития реальности, разных ее интерпретаций.

Система детерминант конкурентного преимущества стран по числу основных групп:

1) Факторные условия: людские и природные ресурсы,

научно-информационный потенциал, капитал, факторы качества жизни;

2) Условия внутреннего спроса: качество спроса,

соответствие тенденциям развития спроса на мировом рынке, развитие объема спроса;

3) Смежные и обслуживающие отрасли: сферы поступления сырья и полуфабрикатов, сферы использования сырья, оборудования, технологии;


4) Стратегия и структура фирм, внутрифирменная конкуренция: цели, стратегии, способы организации, внутриотраслевая конкуренция.

Таблица

Оценка факторов инвестиционной привлекательности страны.

Фактор Показатель
Уровень экономического роста Прирост валового внутреннего продукта
Политическая стабильность Опасность личного пребывания в стране и государственные перевороты за последние 10 лет
Размеры рынка Душевой валовой внутренний продукт и количество населения
Зависимость от иностранной помощи Призрак несвободной экономики, торможение реформ
Размеры внешнего долга Структурная направленность заемных средств и доля доходов от экспорта на обслуживание долга
Конвертируемость валюты Свобода внешних конвертируемости валюты и возможность репатриации прибыли

Оценка престижа Росси в мире (% к числу опрошенных).

Два вопроса значимых в контексте маркетинга страны:

1. Чем прежде всего должна обладать страна, чтобы вызывать уважение других стран?

2. Что прежде всего вызывает сегодня уважение к России со стороны других государств?


вопрос №1 вопрос №2

31 высокий уровень благосостояния 2

14 высокий уровень науки и техники 2

  военная мощь ядерное оружие  
  соблюдение прав человека
  высокоразвитая культура    
  богатые природные ресурсы    
  большая территория    
  развитая система образования 0,4  
  Россия сегодня не вызывает уважения    
  затруднились с ответом    

Основные аргументы маркетинга страны – повышение уровня жизни и благополучия ее граждан и фирм, политическая стабильность, создание искушенного внутреннего спроса, цивилизованность рынка, перспективные цели и стратегии, распространение современных способов организации и высокий уровень менеджмента фирм.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: