double arrow

Влияние информационной технологии на организационную структуру

Деятельность любой современной организации невозможно представить без информационной технологии (ИТ), в основе которой программное обеспечение (пакет прикладных программ - немного устаревшее, но точно определяющее суть название) и компьютер. Можно привести множество примеров, когда производственный процесс целиком основан на функционировании сети компьютеров («диалоговой сети»). Модель так называемой «обучающейся организации», раскрывающей сущность ИТ, рассмотрена выше и может служить образцом, объясняющим содержание понятия «информационная технология».

Примечательно определение структуры на базе ИТ:"мелкоячеистая структура организации с небольшими функциональными единицами, быстро меняющимися временными связями, пронизанная диалоговой сетью, является оптимальной для решения крупномасштабных задач".

Такая структура, по утверждению П. Сэнджа, расширяя свои способности за счет изменения инфраструктуры диалоговой системы, обнаруживает организационные знания, организационную память и новое организационное поведение.

Наличие диалоговой системы дает возможность общения людей независимо от традиции, настроения, пространственных, временных, иерархических барьеров. Управление становится более мягким внешне, но более жестким изнутри, превращаясь из централизованного регулирования и контроля в координацию и влияние.

Образное описание, приведенное ранее, показывает новый тип организационной структуры, основные свойства которой, «чувствительность» и адаптивность, так необходимы в современной динамике внешней среды.




Описанию программного обеспечения и аппаратных средств, позволяющих автоматизировать трудовой процесс, посвящено множество публикаций, преимущественно на рекламных сайтах компаний, в то время, как проблемам внедрения ИТ уделено еще недостаточно внимания. Прекрасно изданные учебники, описания автоматизированных рабочих мест, красочно оформленные буклеты фирм - распространителей, имеющие своей целью быстрое обучение и адаптацию персонала, натыкаются на барьеры во внутренней среде организации. Поэтому совершенно правы авторы работы [9], утверждающие, что использование ИТ относится к наиболее противоречивым внутрифирменным проблемам. Некоторые утверждения этой статьи необходимо привести для полноты изложения. Авторы Г. Мюллер - Штевенс и С. Ашванден очерчивают спектр барьеров на пути внедрения ИТ:



• некомпетентность руководства предприятий и передача решений по этому вопросу руководителям информационных служб и специализированным внешним организациям;

• рост хозяйственных рисков, связанных с внедрением ИТ;

• непрерывное увеличение объема технологических предложений, требующих высоких инвестиций и соответственно усиление зависимости от внешних услуг (поставщиков программного обеспечения);

Особого рассмотрения требуют проблемы взаимоотношений между различными группами менеджмента организации. Авторы выделяют несколько заинтересованных групп, от которых зависит принятие решений в сфере ИТ:

Примечательна характеристика этих групп в процессе внедрения ИТ.

Высшее руководящее звено часто делегирует соответствующие функции группе руководителей, следя за выполнением нескольких заданных показателей. Сознательный отказ высшего менеджмента от своих обязанностей приводит к принятию малокомпетентных решений, постановке нереальных плановых задач. К тому же высший менеджмент начинает осознавать, какое важное воздействие оказывают ИТ на сам хозяйственный процесс и культуру организации, и чувствует себя все более ущемленным в том плане, что вынужден делегировать соответствующие вопросы внутрифирменным подразделениям или внешним организациям.

Специалисты в силу ограниченности своей сферы деятельности часто лишены возможности иметь полную ясность относительно всего процесса производства товаров и услуг.

Менеджеры отделов бухгалтерско - финансового учета выполняют роль своего рода «переводчиков» при обсуждении с клиентом решений в области ИТ

Поставщики ИТ зависят от разработчиков программного обеспечения, в то время как они сами должны диктовать разработчикам запросы клиента.

Сотрудники информационно - технологических отделов занимаются исполнительской работой, дистанцируясь от остальных подразделений и работают как бы вне связи с целями организации.

Следует полностью согласиться с этими характеристиками, обозначенными в [9], но необходимо обозначить еще один, очень важный барьер, касающийся воздействия ИТ на основное свойство самой распространенной структуры – линейно-функциональной (ЛФС) - специализацию. Это, прежде всего, касается рядовых сотрудников. В том случае, когда ИТ не формирует единого информационного пространства, частично автоматизируя труд на каждом рабочем месте, внедрение осуществляется довольно гладко, так как каждый сотрудник сохраняет свою роль, выполняя прежние функции. Но как только ИТ создает единое информационное пространство, так сразу же последнее начинает воздействовать на основное свойство ЛФС - специализацию. Единое информационное пространство подразумевает существование базы данных, хранящей сведения о любом ресурсе, проходящем через организацию. Процесс прохождения ресурса в организации отражается в системе полей, позиций базы данных. Если ранее этот процесс отслеживался путем передачи бумажных носителей от одного функционального подразделения (должности) к другому, то в рамках единого информационного пространства (базы данных) он реализуется путем последовательного заполнения соответствующих позиций базы данных. В совокупности всех позиций базы данных, описывающих конкретный ресурс, содержатся сведения о прошлом, настоящем и будущем состоянии ресурса. Это состояние может быть отслежено «единым наблюдателем». Таким образом, внедрение ИТ создает возможность совмещения (трансформации) различных функций (должностей) рядовых сотрудников. Видимо, это является общей закономерностью при внедрении ИТ. Следует пояснить на примерах.






Сейчас читают про: