Составные части управления. Любое управление состоит из ряда взаимосвязанных действий: руководитель принимает решения, собирает необходимую информацию, дает поручения и т.д. В теории менеджмента принято весь процесс управления разбивать на группы действий, объединенные по какому-либо признаку. Эти группы действий и называют функциями управления (функция планирования, функция организации, функция контроля и др.). Последовательность в выполнении этих функций образует управленческий цикл. А поскольку группировать управленческие действия можно по-разному, вы не найдете двух учебников, где было бы полное совпадение состава функций управления. Во многих учебниках в качестве составляющей управленческого цикла упоминается функция мотивации, однако, с нашей точки зрения, функция мотивации осуществляется на каждом из этапов управленческого цикла. Иногда функции планирования, организации, и контроля называют основными функциями управления, чтобы отличать их от специальных функций, таких как функция маркетинга, функция НИОКР и др.
Планирование определяет «место», в котором компания хотела бы оказаться в будущем, и ведущий туда маршрут. Планирование — это определение целей и показателей деятельности организации в будущем, а также постановка задач и оценка необходимых для их решения ресурсов. Недостаточное распространение планирования, а также его недостаточно высокий уровень чреваты низкой эффективностью деятельности организации.
Вслед за планированием наступает черед организации, т. е. принятия решения о методах и инструментах выполнения плана. Организация предполагает назначение рабочих задач, их конкретизацию в отделах компании и распределение ресурсов между ними. В более широком смысле функция организации предполагает организационный дизайн и основополагающие принципы менеджмента
Значение функций регулирования состоит в поддержании управляемых процессов в рамках заданных программой, регламентом, планом. Оперативный мониторинг и координация процесса выполнения задач. Оперативные управленческие воздействия на процесс, исходя из принципов их минимизации, комплексности, системности и внутренней непротиворечивости.
Контроль — четвертая функция управленческого процесса. Контроль означает наблюдение за действиями работников, точным следованием организации по выбранному курсу и достижением поставленных целей, а также внесение необходимых коррективов. Новые тенденции наделения властью и повышения степени самостоятельности работников привели к тому, что на смену традиционным формам контроля сверху приходит самомониторинг работников за выполнением рабочих заданий и исправление ими допущенных ошибок, не дожидаясь указаний менеджеров.
Цели – это конкретное конечное состояние, характеристики желаемого будущего. При осуществлении функции планирования цели увязываются с действиями, сроками и ответственными лицами. Цели (а также и планы по их достижению) могут быть:
- долгосрочными – 5 лет и более
- среднесрочными – 2-3 года
- краткосрочными – до года.
Основные сферы целей коммерческой компании (планирование):
- Доходы организации
- Работа с клиентами
- Потребности и благосостояние сотрудников
- Социальная ответственность.
Наиболее распространенные пункты годовых планов коммерческих компаний:
- прибыльность (рентабельность, доход)
- положение на рынке (доля рынка, объем продаж)
- производительность (издержки на единицу продукции)
- финансовые ресурсы (объем, структура капитала, источники привлечения)
- мощности организации (размеры произв. площадей, единиц техники)
- развитие продуктового ряда и технологий
- изменения в организации и управлении
- человеческие ресурсы (количество, качество, кадровая политика)
- работа с покупателями (скорость обслуживания, работа с жалобами)
- оказание помощи обществу (благотворительность)
Требования к постановке целей (SMARTER)
S pecific - конкретность;
M easurable - измеримость
A chievable- возможность достижения
R elevant- соответствие ситуации
T ime bound - привязанная к срокам
E xciting - вдохновляющая
R ecorded – зафиксированная
Управление по функциям и управление по целям (МВО).