Орган государства - это организация или единоличное должностное лицо, наделенное властными полномочиями, проявляющимися в издании решений, обязательных для лиц, каковым они адресованы, и осуществляющие контроль за их исполнением.
Характерные черты органа государства:
- это единоличное лицо или организация, входящие в единую систему государственных органов;
- действует от имени государства и по его поручению; наделен властными полномочиями, в том числе возможностью применения физических принудительных мер;
- имеет внутреннюю структуру, необходимую материальную базу и финансовые средства;
- обладает компетенцией, осуществляемой в процессе: принятия нормативных правовых актов - предписаний общего характера; принятия правоприменительных актов - предписаний индивидуального характера; контрольно-организационной деятельности;
- образуется и функционирует в установленном законом порядке;
- выполняет свойственные только ему задачи и функции;
- осуществляет свою деятельность на определенной территории.
|
|
На примере Российской Федерации рассмотрим виды современных государственных органов.
Представительные (законодательные) - органы, принимающие законы (и иные нормативные правовые акты), имеющие высшую юридическую силу
В России таким органом является Федеральное Собрание, состоящее из двух палат - Государственной Думы и Совета Федерации. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Федерации - по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Государственная Дума состоит из депутатов, избираемых в соответствии с федеральным законом и работающих на постоянной основе. Главная функция Государственной Думы - принятие федеральных законов. Никто, кроме Федерального Собрания, не имеет права издавать федеральные законы. Они имеют высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории РФ, предписаниям которых должны следовать все государственные органы, общественные объединения, должностные лица, граждане.
При этом Совет Федерации имеет право одобрить или отклонить принятый закон.
Глава 5 Конституции РФ посвящена Федеральному Собранию как парламенту Российской Федерации, представительному и законодательному органу РФ.
Понятие "представительные органы" и "законодательные" не совпадают по объему. Всякий законодательный орган является представительным, но не каждый представительный является законодательным.
Представительные органы - это те органы, которые представляют весь многонациональный народ РФ, формируясь, прежде всего, путем всеобщих свободных выборов.
|
|
Исполнительные государственные органы призваны обеспечивать реализацию принятых законов, исполняя которые, принимают решения (распоряжения) нормативного или индивидуального характера. Высший исполнительный орган в Российской Федерации - это Правительство, возглавляемое Председателем (премьер-министром), который утверждается Государственной Думой по представлению Президента РФ. В систему исполнительных органов входят федеральные министерства, государственные комитеты, федеральные комиссии, федеральные службы, федеральные надзоры и т.д. В систему исполнительных государственных органов власти входят и исполнительные государственные органы власти в субъектах Федерации.
В Российской Федерации в системе органов государственной исполнительной власти существует два уровня, каждый из которых характеризуется самостоятельностью и независимостью, собственной сферой компетенции.
Федеральные органы государственной исполнительной власти. Установление системы органов исполнительной государственной власти этого уровня, порядок и организация их деятельности находятся в ведении РФ (п. "г" ст. 71 Конституции). К их компетенции относятся задачи, возложенные на них Конституцией (ст. 71, 72). Вне пределов ведения федеральных органов исполнительной государственной власти и их компетенции субъекты Федерации по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов имеют собственную компетенцию (обладают всей полнотой государственной власти) ст. 73 Конституции РФ;
Органы исполнительной государственной власти субъектов Федерации - республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - устанавливаются субъектами Федерации самостоятельно, но в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и с общими принципами организации исполнительных органов власти, закрепленными федеральным законом (ч. 1 ст. 77 Конституции).
Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации образуют единую систему органов исполнительной власти в Российской Федерации (ч. 2, ст. 77 Конституции)*(24). Судебные органы призваны осуществлять правосудие, рассматривать имущественные споры физических и юридических лиц, обеспечивать защиту прав и свобод человека и гражданина.
В соответствии со ст. 118 Конституции РФ и Федеральным конституционным законом "О судебной системе в РФ", правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Суды независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону.
Непосредственная реализация судебной власти, или осуществление правосудия, происходит в установленном законом процессуальном порядке, основанном на таких общепризнанных принципах, как равенство граждан перед законом и судом, открытое судебное разбирательство, национальный язык судопроизводства, состязательность и равноправие сторон.
Судебная власть в России приобрела реальные полномочия по контролю за актами других ветвей власти, что непосредственно следует из права Конституционного Суда РФ проверять соответствие Конституции федеральных законов и иных нормативных правовых актов, а также из права граждан обжаловать в суд решения и действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (ст. 46 Конституции РФ).
Конституционный Суд РФ - судебный орган конституционного контроля; рассматривает дела о соответствии других нормативных правовых актов Конституции РФ, дает ее толкование. Осуществляет свою деятельность в соответствии с федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде РФ".
|
|
Верховный Суд РФ - высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и др. делам, подсудным судам общей юрисдикции. Осуществляет судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.
Высший Арбитражный Суд РФ - высший судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет над ними надзор и дает разъяснения по вопросам судебной практики.
Прокуратура РФ - в соответствии с ч. 1 ст. 129 Конституции РФ составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. В целях обеспечения верховенства закона, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура осуществляет разносторонний надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина.
Контрольно-надзорные органы (прокуратура, органы промышленного надзора, государственные инспекции) призваны следить за соблюдением законности и технологической дисциплины.
Силовые структуры - армия, разведка, следственные изоляторы, тюрьмы - могут применять силу, прямое физическое принуждение, оружие и другие технические средства принуждения, но только в рамках и на основе закона.
Например, Вооруженные Силы Российской Федерации предназначены для отражения возможной агрессии, направленной против государства, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории, а также для выполнения задач в соответствии с международными договорами.
Деятельность Вооруженных Сил осуществляется на основании Конституции РФ и федерального законодательства.
Вопросы для самоконтроля
1. Понятие функций государства. Задачи государства и функции государства.
|
|
2. Классификация функций государства. Внешние и внутренние функции.
3. Формы осуществления функций государства. Их виды.
4. Приведите пример соотношения функций государства и элементов механизма государства.
5. Как соотносится понятие механизм государства и понятие государственный аппарат.
6. Структура механизма государства.
7. Орган государства, его признаки.
8. Понятие представительного (законодательного) органа.
9. Соотношение понятий "законодательный" и "представительный" орган власти.
10. Задачи Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ.
11. Высший исполнительный орган государственной власти в РФ.
12. Функции Прокуратуры РФ.
13. Понятие силовых структур, их органы.
Список литературы
1. Байтин М.И. Механизм современного Российского государства // Правоведение. 1996. N 3.
2. Байтин М.И. Сущность и основные функции социалистического государства. Саратов, 1979.
3. Байтин М.И. Вопросы общей теории государства и права. Саратов, 2006.
4. Исполнительная власть в России. История и современность, проблемы и перспективы развития / отв. ред. Хаманева Н.Ю. М., 2004.
5. Конституция Российской Федерации. Научно-практический комментарий / под ред. Топорнина Б.Н. М., 1997.
6. Кошлевский В.Д. Прокуратура в системе органов государственной власти. Теоретический аспект. Пенза, 2007.
7. Морозова Л.А. Функции Российского государства на современном этапе // Государство и право. 1993, N 6.
8. Марксистско-ленинская общая теория государства и права. Основные институты и понятия. М., 1970.
9. Правительство Российской Федерации / под ред. Т.Я. Хабриевой. М., 2005.
10. Радько Т.Н., Пожарский Д.В. Понятие и классификация функций государства. М., 2005.
11. Хабибуллин А.Г., Селиванов А.И. Стратегическая безопасность Российского государства: политико-правовое исследование. М., 2008.