I. Методические рекомендации (материалы) для преподавателя

ЭКОНОМИКА

Методическое обеспечение дисциплины

Челябинск 2013
Министерство культуры Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Челябинская государственная академия культуры и искусств»

Культурологический факультет

Кафедра культурологии и социологии

Утверждаю

Проректор по учебной работе

_______________ С. В. Буцык

«___» ______________ 2013 г.

ЭКОНОМИКА

Методическое обеспечение дисциплины

по направлению подготовки 033000 Культурология

квалификация (степень) выпускника

«бакалавр»

Челябинск 2013


УДК 65.0 (073)

ББК 65.290-я73

Э 40

Автор-составитель: О. Ю. Рявкина, ст. преподаватель кафедры экономики и управления в СКС

Рецензент: В. С. Осанкин, к.э.н., доцент кафедры экономики и управления в СКС

Методическое обеспечение дисциплины одобрено на заседании совета Культурологического факультета от 16.09.2013 г., протокол № 1

Э 40
Экономика: метод. обеспечение дисциплины по направлению подготовки 033000 Культурология, квалификация (степень) «бакалавр» / авт.-сост О. Ю. Рявкина; Челяб. гос. академия культуры и искусств. – Челябинск, 2013. – 62 с. – (ФГОС ВПО. Учеб.-метод. комплекс).

Издание включает: методические рекомендации (материалы) для преподавателя, методические указания для студентов и фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации.

© Челябинская государственная

академия культуры и искусств, 2013


Содержание

I. Методические рекомендации (материалы) для преподавателя  
II. Методические указания для студентов  
III. Фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации  
3.1. Вопросы для подготовки к экзамену  
3.2. Методические указания по выполнению рефератов, эссе и творческих заданий по дисциплине  
3.3. Планы семинарских занятий  
3.4. Задания для практических занятий  
3.5. Темы и задания для мелкогрупповых/индивидуальных занятий  
3.6. Темы и задания контрольных работ  
3.7. Задания для выполнения самостоятельной работы  
  3.8. Тестовые задания (примеры из разных вариантов)  
3.9. Контрольная работа для студентов заочного отделения и методические рекомендации по ее выполнению  
3.10. Методические указания по выполнению курсовой работы  
3.11. Требования, предъявляемые к студенту для промежуточной аттестации по дисциплине  

I. Методические рекомендации (материалы) для преподавателя

Характер процесса обучения, способы его осуществления влияют на формирование познавательной самостоятельной творческой активности. Эти задачи решаются в процессе применения активных и интерактивных технологий в интенсификации процесса обучения с помощью различных дидактических приемов и средств, обеспечивающих перевод ученика в позицию субъекта деятельности. Сущность интерактивных технологий – в интенсификации процесса обучения через организацию взаимодействия обучающихся, стимулирующего креативный характер познавательной деятельности.

Использование традиционных образовательных технологий, ориентированных на трансляцию информации сегодня перестает быть достаточным для того, чтобы результаты образовательного процесса вуза были сопоставимы с требованиями, предъявляемыми Национальной рамкой квалификаций Российской Федерации и Федеральным государственным образовательным стандартом.

Таблица 1

Рекомендуемые образовательные технологии в соответствии с дескрипторами Европейской рамки квалификаций (приводится частичтно)

Уровень Компетенции Рекомендуемые образовательные технологии
  Работа или обучение под непосредственным руководством в структурированной среде Инструктивные формы (доминируют традиционные технологии с фрагментарным включением активных)
  Работа или обучение под руководством с некоторой степенью автономии Формирование базы форм решений (доминируют активные технологии с фрагментарным включением интерактивных)
  Ответственность за выполнение заданий в процессе трудовой деятельности или обучения Адаптация собственного поведения к обстоятельствам, возникающим при решении задач Создание инструментария выбора лучшей формы решения из имеющихся (доминируют активные технологии с фрагментарным включением интерактивных)
  Осуществление самоменеджмента в соответствии с инструкциями в условиях трудовой деятельности или обучения, которые, как правило, являются предсказуемыми, но подвержены изменениям. Руководство типовой деятельностью других людей, принятие ответственности за оценку и совершенствование трудовой деятельности или обучения Цикл от прогнозирования до контроля ситуации (доминируют интерактивные технологии с фрагментарным включением трансактивных)

Использование активных и интерактивных технологий в учебном процессе закреплено во всех Федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования (ФГОС ВПО). В ФГОС ВПО в пункте 7.3 раздела «Требования к условиям реализации основных образовательных программ» в частности отмечается, что реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.

В преподавании курса «Экономика» для студентов, обучающихся по направлению подготовки 033000 Культурология, предполагается использование элементов авторской методики к.п.н. Е. В. Семеновой, позволяющей проектировать образовательный процесс с большим синергетическим эффектом на основе проектирования образовательных технологий.

В рамках технологии Е. В. Семеновой реализуется трансактивная методика обучения, предполагающая формальную инверсию субъектов образования. При этом образовательный эффект основан на свободном развитии (иллюзия открытия), проистекающий при условии активности студентов.

Следует различать активные (работа «в ситуации» – создание ситуации и приведение ее к запланированной цели) и интерактивные (работа «по ситуации» – создание и «ведение» ситуации, позволяющее использовать креативность и активность студента) методы обучения, ключевым различием которых, как нам видится, являются функции, реализуемые педагогом и студентами в учебном процессе. Функциональная основа активных (работа «в ситуации»), интерактивных (работа «по ситуации») и трансактивных (формируемых ситуацией) методов обучения (табл. 2).

Описанные группы методов позволяют достичь интегрированного результата: знания, умения, навыки, профессиональное мышление и поведение, ценность профессии, социального взаимодействия. По сути же, описываемая технология является эффективным способом и оперативного формирования базы для будущих занятий.

Принципиальная технология проектирования образовательных технологий Е. В. Семеновой разработана на основе междисциплинарного подхода и учитывает физиологические, психофизиологические, дидактические, психологические, социологические, акмеологические, аксиологические, креалогические, педагогические, профессиологические, управленческие, методические, квалиметрические и эвалюационные особенности взаимодействия субъектов. Рассмотрим те из них, которые особенно актуальны для курса «Экономика» для студентов, обучающихся по направлению подготовки 033000 Культурология.

Таблица 2

Функциональные особенности методов обучения

Методы Функции педагога Функции студента Результат
Активные 1) принимает решение; 2) определяет способы достижения целей; 3) устанавливает правила взаимодействия в группе; 4) оценивает работу группы и студента; 5) организует рефлексивное подведение итогов 1) обязан исполнять решение педагога; 2) применяет установленные способы достижения целей; 3) реализует установленные правила взаимодействия; 4) «принимает» оценку педагога; 5) реализует рефлексивное подведение итогов Алгоритмы поведения в типовых ситуациях
Интерактивные 1) принимает решение на основе ситуации; 2) ставит конечную цель; 3) не регламентирует правила взаимодействия в группе; 4) организует самооценку работу группы и студента; 5) активизирует рефлексию 1) участвует в принятии решения; 2) определяет формы и способы достижения целей; 3) устанавливает правила взаимодействия в группе; 4) проводит оценку; 5) реализует рефлексивное подведение итогов Методы формирования способов поведения в изменившейся среде
Трансактивные 1) модерирует решение на основе ситуации; 2) определяет направление цели; 3) делегирует правила взаимодействия группе; 4) создает условия для самооценки; 5) принимает рефлексивное подведение итогов группой 1) принимает решения; 2) определяет цели и способы их достижения; 3) корректирует правила взаимодействия; 4) формирует методику и проводит оценку; 5) реализует рефлексию и формирует будущие прогнозы Методы формирования способов поведения в изменившейся среде, их оценки и прогноз

Психологическим основанием образовательного процесса является устойчивость системы умственных операций, связанных со стилем и стратегией решения проблем индивида (интеллект), предполагающая учет этапизации процесса мышления: изучение условий задачи, создание общего плана действий, выбор тактики решения, сопоставление разработанного решения с исходными данными. Инициирование направленности процесса мышления сопряжено с мотивацией субъекта, предопределяя афферентность (зона поиска решения) / эфферентность (зона доказательств) процедуры синтеза. На уровне личности мотивы определяются двумя факторами:

- заинтересованностью студента в решении профессиональных (учебных, образовательных) задач;

- их способностью добиться достижение ситуации успеха.

Для поддержания учебной мотивации студентов необходимо предлагать посильные задачи, предполагающие, тем не менее, элементы творческого поиска с обязательной фиксацией достижения результата со стороны педагога (внешнее стимулирование активности) для поддержание внутренней мотивации.

Аксеологические основания образовательного процесса позволят студентам сформулировать и личностно принять значимость (ценность) профессионального труда, профессии для собственного развития, меняя направленность проектируемого тренда (стратегии) развития и конкретизации траектории (тактики) развития. Сопутствующим активизирующим фактором будет формирование более четкого образа собственного профессионального будущего и снижение его неопределенности (снижение уровня личной тревожности).

Акмеологическим направлением образовательного процесса является конкретизация целевой направленности личности (цель как выбор стратегии профессионального развития с позиций ее конкретизации – «точка», «направление», «область» и др.).

Социальное основание повышения эффективности образовательного процесса в качестве существенного ограничения выделяет характеристику референтности учебной группы для студента: референтные группы «подтягивают» личность до более высокого профессионально направленного уровня, нереферентные – снижают темпы профессионального развития личности. При этом двунаправленное влияние предполагает воздействие и личности на группу (эмоциональное и/ или инструментальное лидерство способно повысить или понизить темпы профессионального развития отдельной малой группы и / или студенческой группы в целом. В последнем случае роль малой группы определяется ее референтностью в группе в целом).

Ситуации достигнутого успеха формируют повышение уровня референтности инструментальных лидеров, что может способствовать синергетическому эффекту профессионального развития.

Креалогические (творческие) основы образовательного процесса могу быть использованы с позиций как научно-поисковой (на уровне анализа информации и синтеза перспективных прогнозов), так и творческой (создание нового знания; умозаключений, предположений и др.) деятельности. Такая организация учебного процесса способствует стабилизации и / или развитию мотивации профессионального развития личности.

Влияние преподавателя определяется его профессиональными характеристиками: реализуемыми методиками и индивидуальным стилем педагогической деятельности.

При этом методическая сторона формируется на основе базы освоенных и реализуемых методических приемов, степенью их формализации, свободой владения, комбинирования и создания новых способов, в то время, как индивидуальный стиль определяется ансамблем профессионально важных (и профессионально недопустимых) качеств личности.

Возможный ход учебного занятия по дисциплине «Экономическая культура» в соответствии с авторской методикой Е. В. Семеновой предполагает элементы различной очередности:

- ключевая проблема темы;

- связи с предыдущими темами;

- основные понятия темы;

- закономерности и механизмы содержания понятий темы;

- междисциплинарные связи.

Занятие строится в форме 4-этапного процесса, позволяющего избежать снижения работоспособности: новые идеи ® деятельность (активное усвоение) ® опыт (умения и навыки) ® осмысление.

В зависимости от ситуации, цикл можно начинать с любого звена; новые идеи могут транслироваться педагогом или студентами. Итоговый этап учебного занятия предполагает рефлексивную самооценку студентов по критериям «Вложенный труд» и «Удовлетворенность собой», по результатам которой определяется ситуативная эффективность занятия и вносятся корректировки. Этот процесс имеет важное значение для определения факторов, определяющих конструкцию учебных методов и их выбор в зависимости от выявленного уровня готовности студентов участвовать в учебном процессе, выбирается один из четырех стилей (табл. 3).

Таблица 3

Определение используемых методов в соответствии с готовностью студентов участвовать в учебном процессе и стилей ведения учебного занятия педагога

Стиль ведения учебного занятия Высокая готовность Средняя готовность Низкая готовность
Делегированный Активизирующие методы -
Соревнование   -
Поддерживающий - Алгоритмизированные методы
- Ситуация успеха  
Инструктивный - - Ситуация успеха
Директивный - - Ситуация успеха

Преподавание дисциплины «Экономика» для студентов, обучающихся по направлению подготовки 033000 Культурология, включает в себя чтение лекций, проведение семинарских и практических занятий в соответствии с тематическим планом, проведение индивидуальных и групповых консультаций, руководство исследовательскими работами при подготовке студентами материалов для участия в учебных и научно-практических конференциях и для участия в конкурсе научных студенческих работ. Методическое пространство ведения курса создается из серии техник активного вовлечения студентов в познавательную деятельность. Перечень методов, используемых на занятиях, с краткой характеристикой приведен в таблице.

Таблица 4

Основные группы методов организации учебной деятельности студентов в ходе освоения курса «Экономическая культура»

Групповые методы Методы, основанные на коллективном решении студентами задач, заранее подготовленных преподавателем. Групповая работа может быть как самоуправляемой, так и управляемой преподавателем - управление ролями членов групп, нормами, задачами, стилями поведения и другими компонентами командной работы
Игровые методы Методы, в которых участники принимают определенные роли и ведут себя в соответствии с ними. Игра снимает внутренние барьеры к порождению смыслов, способствует постановке новых вопросов, вводит новые точки зрения на предмет, мобилизует опыт поведения в других ситуациях
Рефлексивные методы Общая схема этих методов такова: Действие ® Рефлексия ® Новое действие ® Рефлексия... ® Рефлексия цикла. Такие занятия побуждают преподавателя и студентов создавать особенные фокусы рефлексии
Методы «слоеного пирога» Методы многослойного анализа ситуаций. «Слоеный пирог» получается тогда, когда один и тот же предмет последовательно представляется в разных видах. Понимание возникает здесь при установлении новых связей между различными представлениями одного и того же объекта. Создается «мастерская интерпретаций»
Методы «восхождения к причинам» Методы, в которых организуется восстановление или конструирование смыслов через понимание причин явлений, через поиск связанности идей в пространстве причин, через поиск смысла в дальнем пространстве
Методы на основе полярностей В таких методах, выстроенных как поиск различий и единства в свойствах предмета, происходит восстановление смысла концепций через поиск единства в противоположном. Это выглядит как создание поля из противоположных идей или условий применения идей
«Салонные» методы Методы основаны на превращении учебы в дискуссии «по поводу» и происходящие по некоторым свободным правилам. Это способствует стиранию границ между работой, учебой и досугом, облегчает внесение в обсуждение новых неожиданных смыслов, опыта, шутки, соединяет противоположные методы, легко вводит в понимание новые точки зрения, вопросы, примеры «из жизни»
Творчески-конструктивные методы Методы, при которых понимание предмета достигается через творческий поиск решений проблем, ошибки и их исправление. Примеры методов: «Мозговой штурм», «Дельфи», метод стимулирования случайностью, метод дробления и восстановления, метод «вынесения», метод «проекций» и т.д.
«Фундаменталистские» методы Фундаменталистский подход состоит в поиске научных или иных оснований исследуемой идеи. Основания выстраиваются в ходе процесса обоснования решений и действий. Уровни аргументации могут быть разными: содержательный, логический, коммуникативный. Эти методы похожи на маленькие, но настоящие научные исследования.
Системные методы Методы, основанные на разнообразном построении системных обликов исследуемого объекта, ситуаций, переходов от одних состояний к другим. При системных методах проведения занятий понимание достигается через выделение части и целого, абстрактного и конкретного, структуры и функции в понимаемом объекте
Концептуальные методы Методы представляют собой процессы развертывания концептуального (concept - понятие) пространства вокруг изучаемых явлений путем выделения их существенных признаков: родовых концептов и отношений, ограничивающих свойства отношений. При этом происходит осмысление понятий и отношений, с которыми связано явление, синтез новых конструкций и переход к понятиям более широким или узким, чем изучаемые.
Иррациональные методы Методы, в которых предпринимается попытка привлечь к пониманию интуитивные каналы, дополнить рассудок мудростью сердца. Конкретные приемы могут быть такими: «Ассоциация», «Личная аналогия», «Прямая аналогия», «Символическая аналогия», «Фантастическая аналогия», «Медитация» и т.д. Привлечение ассоциаций создает новые связи в сознании, «прибавку» содержания

Применение технологии предъявляет повышенные требования к педагогу: знание традиционных методов обучения, высокий уровень развития образовательного потенциала учебной ситуации.

Вместе с тем, в силу различных факторов педагог бывает вынужден ограничивать используемые образовательные технологии. В данном контексте значимыми являются внешние факторы (независимые от педагога), которые включают материально-техническое и программно-технологическое обеспечение процесса и внутренние (зависимые от педагога), которые предполагают использование ограниченного спектра компонентов в связи с имеющимися предпочтениями, определяемыми индивидуальным стилем педагогической деятельности. Конечно, названные ограничения нивелируются при условии гибкой адаптации индивидуального стиля педагогической деятельности под имеющиеся и / или изменяющиеся условия (ситуативный индивидуальный педагогический стиль).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: