double arrow

Массовая культура, субкультура и контркультура

В индустриальном обществе культура начинает производиться, как автомобили и холодильники, культурное производство организовывается по типу массовой, серийной конвейерной индустрии и поставляет такой же стандартизированный, серийный, массовый продукт для массового потребления. Феномен массовой культуры появился в XX веке как результат социальных, экономических, политических процессов. Эти процессы привели к формированию так называемого «массового общества» и массовой культуры.

Массовая культура – это деятельность людей по воспроизведению и обновлению их жизни, а также продукты и результаты этой деятельности, которые носят усредненный, стандартный, общедоступный, массовый или растиражированный характер (например, производство сериалов, мода, «бульварная» литература, поп-музыка, шоу-индустрия). Основные черты массовой культуры: примитивизм, дешевизна, развлекательность, агрессивность, низкое качество, низкая художественная ценность, пошлость.

Инструментом массовой культуры стали СМИ – радио, газеты, Интернет. Массовая культура стала сферой экономики как способ зарабатывания денег. Производство продукции массовой культуры поставлено на научную основу: здесь применяются социологические опросы и эффективная реклама.

Философы выделяют и положительное, и отрицательное воздействие массовой культуры на личность и общество в целом.

В положительном смысле массовая культура выполняет полезную психотерапевтическую функцию. Она позволяет человеку отвлечься от реальности, освободиться от стрессов. У массовой культуры самая широкая аудитория, она более доступна для масс.

В негативном смысле массовая культура – мощное средство воздействия на общественное сознание для подмены истинных ценностей культуры фальшивыми, пошлыми, примитивными образами. Имея выход на самую широкую аудиторию через СМИ и хорошо технически оснащенная, массовая культура становится чрезвычайно опасной для общества, особенно для подрастающего поколения. Именно в подмене ценностей добра и зла, справедливости, счастья и других заключается пагубное влияние массовой культуры. Массовая культура приводит к разрушению личности, к разрушению индивидуальности человека.

В рамках господствующей в обществе культуры можно выделить отдельные культурные предпочтения множества групп и слоев общества – демографических, профессиональных, религиозных. У каждой из них формируется собственная культура – субкультура (или «подкультура»). Субкультура – это система ценностей, традиций, обычаев, присущих определенной социальной группе. Это может быть подростковая или молодежная субкультура, профессиональная субкультура программистов или художественная богема, субкультура военных или менеджеров. У представителей различных субкультур свой особый язык (сленг или жаргон), свои развлечения, хобби и вкусы.

Контркультура – это субкультура, находящаяся в конфликте с ценностями, которые господствуют в обществе. Это сопровождается оппозиционным, протестным поведением, а также наличием определенной идеологической программы, продуманной системой альтернативных ценностей. Примером контркультуры может служить молодежное движение 60 – 70-х гг. XX века, вошедшее в историю как поколение хиппи, битников.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: